Моздокская икона божией матери. Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Моздокская"

В день Успения Пресвятой Богородицы , 21 апреля , 19 апреля (РПЦЗ ), 26 апреля (ПЦА )

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского "апостола" и в году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ . Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, и здесь совершая апостольское служение.

"Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы" был составлен в году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и одобрен и благословлён к печати Святейшим Синодом.

Но революционное лихолетье не пощадило древней святыни: после революции года икона-оригинал была утеряна, и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду независимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом нараспев.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и це́льбы подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Использованные материалы

  • "Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Моздокская»", 20 мая 2003; свт. Игнатий (Брянчанинов) , еп., "Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви":
  • "Моздокская икона Божией Матери", календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриахии:
    • (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

По благословению архиепископа Лонгина Клинского


Чудотворный образ Божией Матери "Моздокский" известен с XIII века.
Дни празднования - 15 (28) августа и в день Преполовения Пятидесятницы (2012 год - 26 апреля (09 мая).

История иконы

"На Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Эта икона была написана в Грузии неизвестным иконописцем по образцу древней Иверской иконы.

Икона Иверской Богоматери была подарена осетинскому народу, принявшему христианство задолго до крещения Руси, боголюбивой грузинской царицей Тамарой. Из истории известно, что она по кончине первого супруга своего князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. В дар осетинскому храму в селении Майрамыкау ею была преподнесена икона – 1 аршин и 12 вершков в высоту и 1 аршин, 7 вершков в ширину. Она была написана по золотому фону. Черты лица Божьей Матери – строгие и величественные, характер письма – грузинский. Согласно преданию, иконописец царицы Тамары готовился к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневной молитвой. Может быть, поэтому и стало это изображение Девы Марии и Младенца Иисуса своеобразной молитвой в красках, созерцанием Небесного духовного мира, открывшегося его внутреннему взору.

Шестьсот лет икона пребывала в Куртатинском ущелье. И немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма.

В конце XVIII столетия, когда магометанство при посредстве турецких миссионеров, главною задачей которых было внушение горцам, что их единственным законным государем является турецкий султан, вторглось с величайшим фанатизмом, более политическим, нежели религиозным, в Кавказские горы, икона Иверской Божьей Матери сохранила верными христианству многие семьи не только осетин, но и черкесов. И сохранила посредством дивных знамений.

В 1763 году правительство России пригласило горцев – христиан и горцев, желавших принять христианство, переселиться с гор на равнину близ Моздока, который предполагалось сделать центром распространения христианства на Северном Кавказе. В 1799 году партия осетин, прибывших из Куртатинского ущелья к Моздоку, привезла с собой икону Иверской Божьей Матери. И вновь икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город.

По дороге остановившиеся на ночлег в предместье Моздока переселенцы, как повествует сказание об иконе, видели во мраке ночи необыкновенный свет, сиявший над арбой, на которой находилась икона. По утру один из осетин рассказал, что слышал ночью голос, повелевший им оставить икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с горячо любимой святынею, горцы не ослушались Божьего веления и оставили икону на указанном месте. Вскоре там, по велению преосвещенного Гая, епископа Моздокского и Маджарского (узнав о прибытии в Моздок знаменитой на Кавказе святыни, он вышел к ней для поклонения с духовенством, крестами и хоругвями) была сооружена часовня. А позже – сначала деревянная церковь, а потом собор во имя Успения Божьей Матери.

Кроме осетин, икону Иверской Божьей Матери почитало множество горцев, даже магометан, которые, пораженные чудесами, совершавшимися при ней, принимали христианство, тогда как другие, испытывая доверие к иконе, испытывали доверие и к христианству. На поклонение чудотворной иконе в Моздок шли и армяне-григориане, и раскольники из гребенских казачьих станиц, чествовавшие ее наравне с православными, а также тысячи верующих с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской, Харьковской и других, более отдаленных губерний.

Икона совершила множество чудесных исцелений. Под ней на шнуре висели многочисленные серебряные изображения частей человеческого тела, привешенные в знак благодарности распрощавшимися со своими болезнями верующими.

Икона Иверской Божьей Матери (именно так в последствии называли ее) не только творила чудеса исцеления, но и пробуждала в людях такое редкое сегодня качество, как веротерпимость. Епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром был описан весьма любопытный случай, произошедший в 1899 году во время посещения им паствы своей епархии. В Беслане после молебствия с акафистом, совершенным перед чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери, он вел беседу с прихожанами на текст Евангелия, которую закончил научением молитвы к Богородице на русском и осетинском языках. В это время магометане, присутствовавшие в храме на службе, но стоявшие в стороне, начали постепенно приближаться к христианам, слились с ними, жадно вслушиваясь в слова православного епископа. Некоторые из осетинок-мусульманок даже подошли к чудотворной иконе, приложились к ней и зажгли восковые свечи. А, молясь, они громко просили: «Хотя мы и магометанки, но Пресвятая Богородица Мария и для нас Всесвятая. И мы, внимая словам Вашего Преосвященства, припадаем перед её святой иконой и умильно просим: да помилует она и нас». В это самое время подошёл к чудотворной иконе и местный мулла-осетин, зажёг перед ней свечи и опустил свою лепту в сборную кружку.

Тот факт, что к крестному ходу - этому церковному торжеству - было причастно не только христианское население края, констатировался и в журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» за октябрь 1901 года. «Даже магометане и то отнеслись весьма сочувственно к нашему торжеству и, насколько было для них, возможно, выражали самим делом своё сочувствие, - писалось в журнале. - На пути в ст. Горячеисточненскую сопровождавшие святую икону были свидетелями весьма отрадного и трогательного факта. Люди под лучами палящего солнца изнемогали от жажды. И вот Аллах посылает своих лучших поклонников - жителей аула Старый Юрт, мимо которого несли святую икону, с кувшинами и чашами холодной воды, дабы утолить жажду трудящихся в честь Приснодевы, родившей Христа. И с каким усердием они исполняли это служение ближнему!».

Не только чеченцы относились с почитанием к иконе Моздокской Богоматери, но и кабардинцы, которые по пути следования иконы накрывали столы для проголодавшихся верующих, совершавших крестный ход.

В сентябре ежегодно икона Моздокской Божьей Матери прибывала во Владикавказ. Встречать её, как правило, выходил епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством и святынями всех городских церквей. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставлялась на некоторое время, дабы благочестивые владикавказцы могли прикоснуться к святыне и обратить свои молитвы к Богородице.

28 сентября 1915 года произошло ещё одно чудесное происшествие, связанное с иконой. В этот день в кафедральном соборе вспыхнул пожар. До прибытия пожарных сильно обуглились и местами прогорели пол и лестница, обуглилась и внутренняя сторона левого иконостаса, иконы подпортились. Однако тут же, у левого клироса, стоявшая чудотворная икона Моздокской Божьей Матери осталась совершенно невредимой.

Из истории известно, что перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию) посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы, державы российского покрова и заступницы. Вслед за этим епископ Антонин благославил высокого гостя иконою святого великомученика Георгия Победоносца и от лица осетинского духовенства сообщил, что Моздокская икона Божьей Матери по происхождению осетинская, что осетины приняли веру Христову на 200 лет раньше великого князя Владимира.

И никто из присутствовавших тогда в храме не мог даже предположить, что спустя каких-то три года произойдет в России государственный переворот, канет в Лету самодержавие, и религия будет объявлена «опиумом для народа». Успенский собор в Моздоке в 30 – годы будет взорван. Во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена и святыня Куртатинского ущелья – чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери.

Все, что напоминает о былой славе и о событиях давно минувших дней, - это Харисджин – место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, под облаками, над пропастью, стоит скромная каменная горская церковь – деревянный крест на крыше, старая береза у западной стены. Невдалеке – обезглавленная сторожевая башня. Вот все, что осталось от старинного осетинского селения Майрамыкау. Согласно преданию, здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа - чудотворная икона Иверской Богоматери.

Сегодня сюда совершают крестный ход верующие – прихожане хидикусской церкви Жен-мироносиц, которые первыми возвестили о воскресении Христа Спасителя. Церковь эта, оскверненная и поруганная в годы лихолетья, была восстановлена в прошлом году стараниями монахов Свято – Успенского Аланского мужского монастыря. Вот только совершают крестный ход ныне не с чудотворной иконой, некогда хранившейся в селении Майрамыкау, а с ее копией.

Православные священники говорят, что чудотворные иконы по своей воле покидают те места, где ухудшается обстановка. То есть, где люди перестают жить в любви с любовью, забывая о том, что Бог есть Любовь. Томимые жаждой духовной, воспитанные в стране тотального атеизма, они грабят и убивают, прелюбодействуют и поклоняются золотому тельцу, не раскаиваются в совершенных злодеяниях, не любят ближнего, как и себя самого, совершают самый тяжкий из грехов – убийство Любви. Посмотрите, это творится сегодня на территории нашего родного Северного Кавказа. Войны, кровь, терроризм, коррупция – Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия…

Говорят, что святыня может вернуться обратно так же внезапно, как и исчезнуть. Но не искать ее нужно, а, очищаясь, изменяться нам, живущим здесь, на Северном Кавказе, Осетии (ведь чудотворная икона Иверской Божьей Матери прежде всего осетинская) – всем вместе и каждому в отдельности. Тогда, быть может, будто случайно (хотя случайностей не бывает) и неожиданно мы найдем пропавшую в лихолетье икону – земли северокавказской Покрова и Заступницу. И это будет означать, что благодать вернулась на нашу землю. Но а пока… Пока мы остались без Берегини. И в то же время все в наших руках."

Выше помещена информация сайта "http://www.spektr.info/". По моему мнению, это самая интересная, точная и не слишком обширная информация в интернете о Моздокской иконе Божией Матери.

Можно добавить, что о чудотворной Моздокской иконе писал святитель Игнатий Брянчанинов:

"Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями..."

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Моздокская-Иверская» молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах.

Тропарь Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Моздокской, глас 1:

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, /
исцеления и цельбы подаются обильно, /
с верою и любовию приходящим к ней. /
Тако и мою немощь посети, /
и душу мою помилуй, Благая, //
и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак Божией Матери пред чудотворной иконой Ее Моздокской, глас 6:

Не имамы иныя помощи,/
не имамы иныя надежды,/
разве Тебе, Владычице,/
Ты нам помози,/
на Тебе надеемся/
и Тобою хвалимся, //
Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Акафист Моздокской иконе Пресвятой Богородицы:

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко честным образом Твоим милости источник стяжавшии, Ты же, Госпоже, яко благосердая Мати, буди неотступна милостию Твоею от нас, да зовем Ти: Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Икос 1

Ангелов лицы сопредсташа, Небесная Царице, окрест святыя иконы Твоея, благодатию Тобою прославленныя. Тем же и мы, взирающе на икону Твою, в божественных храмах нас осеняющую, почитаем ю, преклоняем колена пред величеством Твоим, Владычице, и умильно воспеваем сице:
Радуйся, Небесная Царице, Мати Господа небеси и земли,
Радуйся, архангелов и ангелов Владычице,
Радуйся, горних сил величание,
Радуйся, человеческих ликостояний похваление,
Радуйся, праведных душ сладосте,
Радуйся, живущих в Бозе умиление,
Радуйся, о нас пред Богом предстательнице,
Радуйся, божественныя благости подательнице,

Кондак 2

Вместилище святое силы Божия икону Твою, Богомати, Тамара, царица Иверская, принесе людям Осетии. Пришествием убо образа сего Ты, Пречистая Богородице, вселилася еси в них, яко благосердая Мати, ущедряющи благочестно почита-ющих Тя и воздвизающи их воспевати Богу: аллилуиа.

Икос 2

Разумне исповедуем дивное промышление Божие о стране нашей, ей же подобие Иверския иконы Богоматере, благодатию прославленное, даровася. Тем же, благодаряще Тя, Владычице, за милость твою к роду нашему, воспеваем сице:
Радуйся, щедроты Твоя на нас изливающая,
Радуйся, Твоею благостынею нам благодеющая,
Радуйся, во всякой нужде нам помогающая,
Радуйся, надежду нас недостойных не отвергающая,
Радуйся, уповающих на Тя помощию не оставляющая,
Радуйся, силою врачевания икону Твою знаменующая,
Радуйся, тою источники чудес источающая,
Радуйся, ею же немощи наша исцеляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняше страну осетинскую, егда икона Пречистыя Богоматере прииде в ню, пребыванием освящающая землю, к созданию храмов святых воздвизающи, да славится имя Триипостаснаго Бога, явлением Твоим, Владычице, и да воспевают Ему: аллилуиа.

Икос 3

Имущи премногую милость к Кавказу, Пресвятая Владычице, устроила еси в стране нашей иконы Твоея благодатное утверждение. Охраняй убо область сию и всю державу Российскую, да в мире и тишине воспеваем Ти сице:
Радуйся, предстательнице к Богу, мир спасающая,
Радуйся, хранительнице, державу Российскую покрывающая,
Радуйся, христиан во благочестии утверждающая,
Радуйся, земное житие наше добре устрояющая,
Радуйся, праведно движимый на ны гнев Божий утоляющая,
Радуйся, Господа на милость к нам преклоняющая,
Радуйся, Благодатию Сына Твоего нас осеняющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 4

Буря злостраданий и бед опустошаше страну осетинскую, егда нечестивии татары огнем и мечем по ней прохождаху. Ищуще спасения от них, людие Куртатинския области от гор под сень державы Российския преселяхуся, грядуще на новое местожительства, взяша с собою икону Твою, Богомати, да и оное Тобою освятится, ограждай убо, Владычице, Твоим покровом и наше жительство, да, осеняеми Тобою, взываем к Богу: аллилуиа.

Икос 4

Слышав пастырь паствы своея пришествие к Моздоку иконы Божия Матере, устрояет церковь, в ней же поставляет святую икону и священники утверждает, да выну прославляюще Богоматерь, вопиют Ей:
Радуйся, святых храмов благодатию наполнение,
Радуйся, домов наших небесное благословение,
Радуйся, святых обителей покров и защищение,
Радуйся, всех верных прибежище и утешение,
Радуйся, спасительную веру в стране нашей утверждающая,
Радуйся, благочестие в земли нашей насаждающая,
Радуйся, во благонравии возрастати нам помогающая,
Радуйся, в добрых делех преспевающих укрепляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом Боговедения озаряюще, скорбящих радостию исполняющи, ищущих помощи Твоея утешающи благодатию Сына Твоего и Бога, Ему же благодарственне вопием: аллилуиа.

Икос 5

Видевше людие града Моздока икону Твою, от места их не двигшуюся, со умилением уразумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою. Благоволи убо, Пречистая, показати и нам милость Твою, да ею ущедряеми, со благодарением воспеваем Ти хвалы сия:
Радуйся, матернею любовию нас возлюбившая,
Радуйся, иконою Твоею нас сладце утешающая,
Радуйся, источник благодати Тою открывающая,
Радуйся, милосердия двери нам отверзающая,
Радуйся, обилие милости нам изливающая,
Радуйся, усердныя наша молитвы приемлющая,
Радуйся, воздыхания сердечная послушающая,
Радуйся, скорое утешение подати поспешающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 6

Проповедует чудеса Твоя и милости область кавказская, яко дивно оградила еси покровом Твоим чудотворную икону Твою от огненнаго запаления, объявшаго церковь, в ней же святая икона пребываше. Трижды бо, церкви возгораемей, людие икону Твою на горе близ церкви неврежденну обретаху. Тем же и мы Тебе вопием: о, Пресвятая Владычице, призри всемилостивым оком Твоим и на нас, предстоящих пред пречистым образом Твоим, и молитвами Твоими избави нас от запаления бед и от пламене огня вечнаго, да с веселием поем Богу: аллилуиа.

Икос 6

Возсияти свету боговедения в древней Осетии изволяющи, рукою царицы Тамары святую икону Твою в ню послала еси и по сих силою и чудесы Тую прославила еси, и тако уверившеся о Твоем промышлении, Пречистая, люди Твоя соблюдающем, благодарственне прославляем Тя сице:
Радуйся, икону Твою из пламене чудесно сохранившая,
Радуйся, сию многими чудесы в стране нашей прославившая,
Радуйся, молящимся пред иконою Твоею здравие подавающая,
Радуйся, уповающим на Тя спасение дарующая,
Радуйся, от христианских родов ублажаемая,
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая,
Радуйся, благочестивых чувства услаждающая,
Радуйся, подвизающихся в вере благодатне посещающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 7

Хотяще людие осетинстии в кавказскую область преселитися достигоша града Моздока, носяще чудотворную икону Твою, Богомати. Нощию от колесницы, вней же святая икона пребываше, небесный свет возсия, и то слышав, епископ Гаий со множеством народа исшед, поклоняшеся пред нею до земли, яко Тебе Самей, Пречистая Богородице, молебное пение творя и взывая Богу: аллилуиа.

Икос 7

Новое место пребывания святыя иконы Твоея чудесным знамением и откровением епископу Гаию уверила еси. Како убо изречем Твою к нам любовь, Богородице, и кто возглаголет силы Твоя, дарованныя иконе Твоей? Обаче приими песнь хвалы и благодарения сицевую:
Радуйся, во граде Моздоке чудотворною иконою пребывати благоволившая,
Радуйся, и прочия грады и веси пренесением иконы заступлением Твоим не оставляющая,
Радуйся, ею на Тя надеющихся возвеселяющая,
Радуйся, иконою Твоею от всякаго зла нас сохраняющая,
Радуйся, тою аки облаком светлым нас покрывающая,
Радуйся, любы к нам неиссякающая,
Радуйся, милости Своя к нам умножающая,
Радуйся, грехи наша благостию побеждающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 8

Странное чудо избрания Тобою, Владычице, новаго места вселения иконы Твоея удивляет умы. Не точию бо свет в нощи облиста место стояния колесницы с иконою Твоею, но и наутрие, егда людие, воздвигшеся далечайше идти, волы своя в колесницу впрягоша, тии не могоша повлещи ю, аще и много биени бяху. И слышавше окрест живущии о таковем знамении на месте пребывания Твоего, стекошася во множестве, поклоняющеся иконе Твоей и воспевающе Богу: аллилуиа.

Икос 8

Вси православнии людие славят имя Твое, Богородице, честным бо предстательством Твоим чудесную помощь нам являеши. Дивна суть дела Твоя, и дивна пресвятая икона Твоя, пред нею же припадающе, с верою и упованием глаголем Ти сице:
Радуйся, заступнице роду христианскому, от Бога дарованная,
Радуйся, пред Господем о нас ходатайствующая,
Радуйся, молитвы о нас Тому простирающая,
Радуйся, прошения верных к Сыну Своему и Богу приносящая,
Радуйся, престолу благости Его матерски о нас предстоящая,
Радуйся, благодать смирения и терпения нам подавающая,
Радуйся, Божие к нам грешным благоволение,
Радуйся, нас недостойных пред Богом дерзновение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское, видя Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за христиан молящуюся, восхваляет Тя, людие же града Моздока, прияше святую икону Твою аки некое небесное сокровище, прославляют Всевышняго Господа, чудотворную силу ей даровавшаго, и воспевают Ему: аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не возможет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспевати чудеса Твоя, от иконы являемая, обаче, благая сущи, приими от нас за премногую любовь к нам и милость хвалебное пение сие:
Радуйся, верующих благая Заступнице,
Радуйся, призывающих Тя непостыдное упование,
Радуйся, благочестивых всевеселящее радование,
Радуйся, труждающихся помощь и укрепление,
Радуйся, обидимых скорое заступление,
Радуйся, гонимых покров и защищение,
Радуйся, изнемогающих крепость и утверждение,
Радуйся, болящих благонадежное посещение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 10

Спасти хотящи многи люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Твоея Иконы роду нашему, тою, аки Тебе Самей сущей, грады и веси области нашея обтекающи и в них чтущим Тя полезное прошение исполняющи, тем же, прославляюще Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: аллилуиа.

Икос 10

Стена еси верным, Богородице Дево, и заступление всем к Тебе прибегающим, ибо небесе и земли Творец, на руку Твоею носитися благоволивый, приемлет Тя, о людех молебне руце простирающую. Буди убо стена и покров от всех врагов видимых и невидимых и нам, ко пречестней иконе Твоей с верою припадающим, да вопием Тебе:
Радуйся, от обстояний и бед нас сохраняющая,
Радуйся, от потопления скорбей нас изымающая,
Радуйся, искушения душевредная далече отгоняющая,
Радуйся, вражды на благосердие прелагающая,
Радуйся, на милосердие нас подвизающая,
Радуйся, любити друг друга наставляющая,
Радуйся, во непорочном житии верных укрепляющая,
Радуйся, присноблаженная, блаженство и нам уготовляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся к явлением благодати, присно бываемым от святыя и чудотворныя иконы Твоея, Богородице, якоже бо скорая помощница, недуги исцеляеши, от бед избавляеши на всяком месте с верою Тя призывающих и вопиющих Богу: аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим святую икону Твою, Богомати, во области кавказстей благодатию Твоею возженную, всю страну просвещающую и многих к свету Своему на спасение душ и телес привлекающую, тем же вопием Ти сице:
Радуйся, Бога с человеки соединяющая,
Радуйся, нас земнородных к Богу приближающая,
Радуйся, о кающихся пред Богом предстательствующая,
Радуйся, призывающих Тя сохраняющая и спасающая,
Радуйся, падших Твоею благостию возставляющая,
Радуйся, отчаянным надежду возвращающая,
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая,
Радуйся, печали наша благодатию утоляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 12

Благодатию Твоею, Пресвятая Богородице, якоже древле, и ныне притекающих к цельбоносней иконе Твоей не оставляеши, призывающим Тя благопоспешне вспомоществуеши, в печалех бедствующим помогаеши, и мы убо Твоим Заступлением спасаеми благодарными усты поем Богу: аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя и милости, роду нашему явленныя, умильно припадаем к Пречистому образу Твоему, Владычице, и благоговейно лобызающе той, молим Тя: настави нас на путь спасения, буди Помощница и Заступница нам, вопиющим Тебе:
Радуйся, верным утверждение и защищение,
Радуйся, недужным и немощным исцеление,
Радуйся, вдов и сирот покров и соблюдение,
Радуйся, в нуждах сущих вспоможение,
Радуйся, лишения терпящих довольством исполнение,
Радуйся, скорбных матерей утешение,
Радуйся, сиротствующих чад невидимое охранение,
Радуйся, прибегающих к Тебе скорое посещение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 13

О, Всеблагая и Всемилосердая Мати, Пречистая Госпоже Богородице, приими моление сие, ныне Тебе приносимое, от нас грешных и недостойных рабов Твоих, ко образу Твоему, аки к Тебе Самей припадающих, призри милостивно на веру и упование наше, избави нас от бед и скорбей, подаждь нам руку помощи в жизни сей и будущия изми муки, да спасаеми Тобою выну вопием: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою "Моздокская":

О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити. Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.

Величание чудотворной иконе Божией Матери Моздокской:

Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
и чтим образ Твой святый, /
имже болезни наша врачуеши //
и души к Богу возводиши.

Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII - начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель.

До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, запряженные в арбу, на которой помещалась Иверская икона, не смогли сдвинуться с места. Одному из путников было во сне видение: Богородица приказала оставить икону на этом месте. Весть об этом дошла до архиерея Гаия, которым был совершен торжественный молебен у иконы. Архиерей хотел было перенести икону в городской собор, но ему тоже было открыто, что святой образ должен оставаться на том же месте. Епископ внял этому небесному внушению и построил здесь для Иверской иконы часовню, на месте которой в 1796-1797 годах был выстроен храм во имя Успения Богоматери, здесь же вскоре была основана женская обитель. Но в 1799 году и храм, и монастырь были закрыты, как была упразднена и сама Моздокская епархия.

По преданию, когда предводитель кавказских горцев Шамиль подходил со своим войском к Моздоку, чтобы овладеть им, ему явилась в видении Жена в белом одеянии и приказала не трогать город.

В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Но не только моздокские жители считали эту икону своей покровительницей - она почиталась по всему Кавказу; и не одни лишь православные, но и католики, населявшие Кавказ, служили ей молебны и ставили пред ней свечи.

От Иверской Моздокской иконы совершилось много чудес и исцелений. Часто по обету богомольцы приходили к ней издалека босиком и несколько раз обходили вокруг собора на коленях. Каждый год ее переносили в г. Владикавказ, где она пребывала около месяца.

К великому сожалению, после революции 1917 года икона была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится ее список.

На Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Эта икона была написана в Грузии неизвестным иконописцем по образцу древней Иверской иконы.
Икона Иверской Богоматери была подарена осетинскому народу, принявшему христианство задолго до крещения Руси, боголюбивой грузинской царицей Тамарой. Из истории известно, что она по кончине первого супруга своего князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. В дар осетинскому храму в селении Майрамыкау ею была преподнесена икона – 1 аршин и 12 вершков в высоту и 1 аршин, 7 вершков в ширину. Она была написана по золотому фону. Черты лица Божьей Матери – строгие и величественные, характер письма – грузинский. Согласно преданию, иконописец царицы Тамары готовился к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневной молитвой. Может быть, поэтому и стало это изображение Девы Марии и Младенца Иисуса своеобразной молитвой в красках, созерцанием Небесного духовного мира, открывшегося его внутреннему взору.

Шестьсот лет икона пребывала в Куртатинском ущелье. И немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма.

В конце XVIII столетия, когда магометанство при посредстве турецких миссионеров, главною задачей которых было внушение горцам, что их единственным законным государем является турецкий султан, вторглось с величайшим фанатизмом, более политическим, нежели религиозным, в Кавказские горы, икона Иверской Божьей Матери сохранила верными христианству многие семьи не только осетин, но и черкесов. И сохранила посредством дивных знамений.

В 1763 году правительство России пригласило горцев – христиан и горцев, желавших принять христианство, переселиться с гор на равнину близ Моздока, который предполагалось сделать центром распространения христианства на Северном Кавказе. В 1799 году партия осетин, прибывших из Куртатинского ущелья к Моздоку, привезла с собой икону Иверской Божьей Матери. И вновь икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город.

По дороге остановившиеся на ночлег в предместье Моздока переселенцы, как повествует сказание об иконе, видели во мраке ночи необыкновенный свет, сиявший над арбой, на которой находилась икона. По утру один из осетин рассказал, что слышал ночью голос, повелевший им оставить икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с горячо любимой святынею, горцы не ослушались Божьего веления и оставили икону на указанном месте. Вскоре там, по велению преосвещенного Гая, епископа Моздокского и Маджарского (узнав о прибытии в Моздок знаменитой на Кавказе святыни, он вышел к ней для поклонения с духовенством, крестами и хоругвями) была сооружена часовня. А позже – сначала деревянная церковь, а потом собор во имя Успения Божьей Матери.

Кроме осетин, икону Иверской Божьей Матери почитало множество горцев, даже магометан, которые, пораженные чудесами, совершавшимися при ней, принимали христианство, тогда как другие, испытывая доверие к иконе, испытывали доверие и к христианству. На поклонение чудотворной иконе в Моздок шли и армяне-григориане, и раскольники из гребенских казачьих станиц, чествовавшие ее наравне с православными, а также тысячи верующих с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской, Харьковской и других, более отдаленных губерний.

Икона совершила множество чудесных исцелений. Под ней на шнуре висели многочисленные серебряные изображения частей человеческого тела, привешенные в знак благодарности распрощавшимися со своими болезнями верующими.

Икона Иверской Божьей Матери (именно так в последствии называли ее) не только творила чудеса исцеления, но и пробуждала в людях такое редкое сегодня качество, как веротерпимость. Епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром был описан весьма любопытный случай, произошедший в 1899 году во время посещения им паствы своей епархии. В Беслане после молебствия с акафистом, совершенным перед чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери, он вел беседу с прихожанами на текст Евангелия, которую закончил научением молитвы к Богородице на русском и осетинском языках. В это время магометане, присутствовавшие в храме на службе, но стоявшие в стороне, начали постепенно приближаться к христианам, слились с ними, жадно вслушиваясь в слова православного епископа. Некоторые из осетинок-мусульманок даже подошли к чудотворной иконе, приложились к ней и зажгли восковые свечи. А, молясь, они громко просили: «Хотя мы и магометанки, но Пресвятая Богородица Мария и для нас Всесвятая. И мы, внимая словам Вашего Преосвященства, припадаем перед её святой иконой и умильно просим: да помилует она и нас». В это самое время подошёл к чудотворной иконе и местный мулла-осетин, зажёг перед ней свечи и опустил свою лепту в сборную кружку.

Тот факт, что к крестному ходу - этому церковному торжеству - было причастно не только христианское население края, констатировался и в журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» за октябрь 1901 года. «Даже магометане и то отнеслись весьма сочувственно к нашему торжеству и, насколько было для них, возможно, выражали самим делом своё сочувствие, - писалось в журнале. - На пути в ст. Горячеисточненскую сопровождавшие святую икону были свидетелями весьма отрадного и трогательного факта. Люди под лучами палящего солнца изнемогали от жажды. И вот Аллах посылает своих лучших поклонников - жителей аула Старый Юрт, мимо которого несли святую икону, с кувшинами и чашами холодной воды, дабы утолить жажду трудящихся в честь Приснодевы, родившей Христа. И с каким усердием они исполняли это служение ближнему!».

Не только чеченцы относились с почитанием к иконе Моздокской Богоматери, но и кабардинцы, которые по пути следования иконы накрывали столы для проголодавшихся верующих, совершавших крестный ход.

В сентябре ежегодно икона Моздокской Божьей Матери прибывала во Владикавказ. Встречать её, как правило, выходил епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством и святынями всех городских церквей. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставлялась на некоторое время, дабы благочестивые владикавказцы могли прикоснуться к святыне и обратить свои молитвы к Богородице.

28 сентября 1915 года произошло ещё одно чудесное происшествие, связанное с иконой. В этот день в кафедральном соборе вспыхнул пожар. До прибытия пожарных сильно обуглились и местами прогорели пол и лестница, обуглилась и внутренняя сторона левого иконостаса, иконы подпортились. Однако тут же, у левого клироса, стоявшая чудотворная икона Моздокской Божьей Матери осталась совершенно невредимой.

Из истории известно, что перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию) посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы, державы российского покрова и заступницы. Вслед за этим епископ Антонин благославил высокого гостя иконою святого великомученика Георгия Победоносца и от лица осетинского духовенства сообщил, что Моздокская икона Божьей Матери по происхождению осетинская, что осетины приняли веру Христову на 200 лет раньше великого князя Владимира.

И никто из присутствовавших тогда в храме не мог даже предположить, что спустя каких-то три года произойдет в России государственный переворот, канет в Лету самодержавие, и религия будет объявлена «опиумом для народа». Успенский собор в Моздоке в 30 – годы будет взорван. Во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена и святыня Куртатинского ущелья – чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери.

Все, что напоминает о былой славе и о событиях давно минувших дней, - это Харисджин – место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, под облаками, над пропастью, стоит скромная каменная горская церковь – деревянный крест на крыше, старая береза у западной стены. Невдалеке – обезглавленная сторожевая башня. Вот все, что осталось от старинного осетинского селения Майрамыкау. Согласно преданию, здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа - чудотворная икона Иверской Богоматери.

Сегодня сюда совершают крестный ход верующие – прихожане хидикусской церкви Жен-мироносиц, которые первыми возвестили о воскресении Христа Спасителя. Церковь эта, оскверненная и поруганная в годы лихолетья, была восстановлена в прошлом году стараниями монахов Свято – Успенского Аланского мужского монастыря. Вот только совершают крестный ход ныне не с чудотворной иконой, некогда хранившейся в селении Майрамыкау, а с ее копией.

Православные священники говорят, что чудотворные иконы по своей воле покидают те места, где ухудшается обстановка. То есть, где люди перестают жить в любви с любовью, забывая о том, что Бог есть Любовь. Томимые жаждой духовной, воспитанные в стране тотального атеизма, они грабят и убивают, прелюбодействуют и поклоняются золотому тельцу, не раскаиваются в совершенных злодеяниях, не любят ближнего, как и себя самого, совершают самый тяжкий из грехов – убийство Любви. Посмотрите, это творится сегодня на территории нашего родного Северного Кавказа. Войны, кровь, терроризм, коррупция – Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия…

Говорят, что святыня может вернуться обратно так же внезапно, как и исчезнуть. Но не искать ее нужно, а, очищаясь, изменяться нам, живущим здесь, на Северном Кавказе, Осетии (ведь чудотворная икона Иверской Божьей Матери прежде всего осетинская) – всем вместе и каждому в отдельности. Тогда, быть может, будто случайно (хотя случайностей не бывает) и неожиданно мы найдем пропавшую в лихолетье икону – земли северокавказской Покрова и Заступницу. И это будет означать, что благодать вернулась на нашу землю. Но а пока… Пока мы остались без Берегини. И в то же время все в наших руках.

На Северном Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Написана эта икона в Иверии (Грузии) иверским иконописцем по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверской. Издавна прославилась она на Кавказе своей благодатной силой, и почитается, как чудотворная икона, и не только православными христианами, но и не православными. Чтители этой Кавказской святыни находятся и в Закавказье, и в Области Войска Донского, и в Воронежском крае, так как везде рассеяны люди, получившие от Иверско-Моздокской иконы Божией Матери благодатную помощь.

В конце XII столетия в Грузии царствовала знаменитая царица Тамара. Это было славное время Грузии. Дочь осетинской княгини, царица Тамара, естественно, особенно заботилась об учреждении христианства между новопросве­щенными осетинами. С мудростью государст­венного управления она соединяла святую ревность о распространении и учреждении христианства среди подвластных ей племен Кавказа. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Создавая храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церковной утварью и богослужебными книгами. К осетинам посылала она из Грузии священно­служителей и учителей христианской веры.

В один из храмов около Осетинского аула Марьям-Кау в Куртатинском округе Тамара прислала икону Божией Матери. По преданию, икона эта написана была придворным иконописцем, человеком благочестивым, подго­товлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Три раза горела церковь, в которой стояла эта икона, и каждый раз после пожара святую икону находили целой на горе, неподалеку от церкви. Тогда жители аула, осетины, стали чествовать ее как чудотворную.

В 1567г. царь Иван Васильевич Грозный основал на реке Тереке город Терки; на Кавказе образовалось русское воеводство. Соседи-горцы принимали от русских христианство и селились между ними. Между тем Божественный Промысл, для восстановления угасшего христианства в Осетии, готовил новые средства и орудия в России. В 1745г. императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских племен Кавказа и преимущественно для Осетин, под именем Осетинской комиссии. Некоторые из обращенных в христианство оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горцев-христиан образовалось поселение. А в 1793г. императрицей Екатериной Великой для управления кавказской паствой и для усиления евангельской проповеди на Кавказе учреждена была в Моздоке епископская кафедра; епископом же был назначен Гаий (Токаев). В первые годы епископства Гаия к Моздоку прибыла группа осетин, переселяв­шихся на русскую линию. Они были из Куртатинского округа. На место своего нового жительства они везли икону Божией Матери, присланной им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. У Моздока они остановились на ночлег. Ночью от арбы, где находилась чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на другой день осетины хотели продолжить свой путь, арба, на которой была икона Божией Матери, не двигалась с места. Никто не знал, что в таких случаях делать, пока один из них не рассказал, что он слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело им было расставаться с дорогой святыней, однако они вынули святую икону из арбы и поставили ее на указанном месте.

Слух о чудотворной иконе и о всех обстоятельствах прибытия ее скоро дошел до преосвященного Гаия. С торжественным крест­ным ходом вышел епископ из города, отслужил перед иконою молебен и намеревался поставить ее в Моздокском кафедральном соборе. Но ему было открыто чудесным образом, что икона должна оставаться на том самом месте, где провела ночь в осетинской арбе. Вскоре здесь была построена часовня, и в ней поставлена икона.

В 1797г. уже был построен храм во имя Успения Божией Матери и образовался женский монастырь. В 1799г. Моздокская епархия была упразднена, а с нею закрыт и Успенский женский монастырь. Хотя епископской кафедры в Моз­доке не стало и монастырь опустел, все же в Успенскую церковь продолжали стекаться бого­мольцы. В 1896 году икону торжественно пере­несли в величественный Успенский собор, где она и находилась до разрушения собора в 60-х годах XX века. Слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах влекли сюда множество богомольцев из окрестных местностей. Особенно много богомольцев собиралось ко дню Преполовения и к празднику Успения Божией Матери. Ежегодно от Преполовения Пятидесятницы до Успения Моздокскую икону носили по Терской области. После Успения ее переносили во Владикавказ на два месяца, с 15-го сентября по 15-е ноября. Принесение Моздокской иконы составляло великое торжество, на которое собиралось множество народа со всех окрестностей.

В безбожное лихолетье Моздокская икона Божией Матери была утеряна, но сохранилось несколько списков-копий в самом Моздоке и в некоторых храмах Северного Кавказа.

В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным, +2003) был установлен обычай совершать еженедельно молебное пение с водоосвящением и Акафистом нараспев.