Мангуп кале подземный объект. Навстречу приключениям! Чем интересен пещерный город

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу да мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.

И.Л. Сельвинский

Как добраться?

В 2012 году, спустя 15 лет после первого посещения этих мест, решили освежить впечатления… От Феодосии в этот раз промчались на автомашине: через Симферополь , Бахчисарай , села Красный Мак и Залесное . Конечная точка – ущелье под урочищем Мангуп . Для тех, кто путешествует без колес, от Бахчисарая надо ехать местным автобусом до татарского селения Хаджи-Сала .

Мы добрались сюда затемно и нашли приют на туристической стоянке, оставшейся еще со времен Советского Союза. Утром, выйдя из палатки и оглядевшись, мы рты открыли от удивления: на месте полудикого ущелья выросли загородные дома, кафешки на любой вкус, рыночек с фруктами-овощами, огороженная стоянка для авто, коновязь...

Пещерный город Эски-Кермен

В первой половине дня планировали осмотреть городище Эски-Кермен , находящееся примерно в 6 км от места нашей стоянки.

GPS трек маршрута от т./ст Мангуп до Эски-Кермен можно скачать .

Эски-Кермен (с крымско-татарского Старая крепость) расположен на природном плато с отвесными (до 20-30 м) стенами. Крепость была основана в начале VI века. По мнению некоторых историков ее строительство было «государственным проектом» византийцев для защиты подступов к Херсонесу .

Первоначально здесь размещался отряд гото-аланских федератов (союзников) империи. Крепость неоднократно подвергалась нападениям, но окончательно была разрушена ордами Ногая в 1299 году и прекратила свое существование.

Переход к городищу занял чуть больше часа.

Первый объект при подъеме с юго-восточной стороны - храм Трех Всадников . Он вырублен в округлой известняковой глыбе около 6 м в диаметре, рядом в глыбе меньших размеров вырублена кладовая.

Сейчас в храм вернулись священнослужители и попасть внутрь стало непросто. Но во времена Советского Союза дверей здесь не было, и мы своими глазами видели сохранившиеся с древних времен фрагменты фрески, на которой изображены три всадника-великомученика – святые Феодор Стратилат , Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Вокруг храма располагалось эски-керменское кладбище.

Поднимаемся по южному склону к городищу. Здесь в оборонительных стенах-скалах прорублены главные ворота крепости. Единственный путь, по которому колесные повозки могли попасть в крепость, - крутой серпантин на юго-западном склоне.

Удивительное ощущение – ступать на те камни, по которыми ходили предки многие сотни лет до нас!

Первые «городские» пещеры по правой стороне улицы – храм Судилище – с вырубленными в скале скамьей, гробницами и квадратной крещальней.

Несмотря на большое количество пещер, местные жители, как правило, селились все-таки в обычных, наземных постройках.

Темный зев осадного колодца завораживает своей бесконечностью… Лестница из 84 ступенек была прорублена в скале на глубину более 50 м, затем переходила в горизонтальную галерею, в которой собиралась сочащаяся с потолка вода. Уязвимость этого источника была в близком расположении к внешней стене скалы. Орды кочевников, осаждавших город, подкупом узнали месторасположение колодца, проломили скалу, и вода нашла себе новый путь – вниз по склону. Это послужило причиной окончательного крушения крепости.

Обойдя по периметру плато городища, к обеду мы вернулись той же дорогой на базовую стоянку.

Пещерный город Мангуп-Кале

Основательно подкрепившись, переждав самую жару в тени деревьев, мы начали восхождение в пещерный город Мангуп-Кале после 15 часов.

Мангуп-Кале расположен на плато горы-останца. Наибольшая высота составляет 584 м над морем. С северной стороны гора имеет четыре протяженных выступа, называемых мысами (пальцами). Самый западный выступ именуется Чамны́-буру́н (с крымскотатарского – Мыс с соснами), второй с запада – Чуфу́т-Чеарга́н-Буру́н (Мыс вызова евреев), следующий - Элли́-буру́н (по существующим версиям – Ветренный мыс или Греческий (эллинский) мыс) и самый восточный - Тешкли́-буру́н (Мыс с дыркой, получил своё название из-за сквозного грота). Между мысами пролегают овраги, каждый из которых также имеет свое название: с запада на восток - Табана́-дере́ (Кожевенный овраг), Гама́м-дере́ (Банный овраг) и Капу́-дере́ (Воротный овраг).

Величественные мысы нависают над татарской деревушкой. После Эски-Кермена они выглядят высоченными крепостями. Самый дальний – Тешкли-Бурун .

Для подъема мы выбрали тропу по Гамам-дере (Банному оврагу) – она длиннее, чем по Табана-дере , но более пологая. Названием своим овраг обязан баням, которые строились древними поселенцами в верховьях оврага, недалеко от природного источника.

Перед самым выходом на плато натыкаемся на остатки крепостной стены, продолжаем движение через один из проломов.

И вот мы на вершине! Приходится торопиться – день близится к завершению и все 90 гектар плато нам точно не обойти! В темпе движемся на Дырявый мыс , к цитадели.

Вообще, по мнению историков, поселение тавров возникло здесь еще до н.э. Природная защищенность от врагов, наличие леса с дичью, а самое главное – источника питьевой воды сделало эту гору практически идеальной крепостью. В средние века здесь располагался город Феодоро - столица одноименного княжества. Город пал после полугодовой турецкой осады в 1475 г. Лучше всего сохранились цитадель на Дырявом мысу, боевые казематы, тарапаны.

На самом краю мыса раньше была искусственная пещера Барабан-Коба , использовавшаяся в качестве тюрьмы. Своим названием она обязана центральной колонне, которая, при ударе издавала звук, подобный барабанному. Сегодняшний грот – результат обрушения части скалы с пещерой.

Покидаем цитадель, движемся вдоль южного обрыва плато, изучая остатки хозяйственных построек.

Высота отвесных южных стен достигает 70 метров!

На одном из участков устроена деревянная лестница вниз, ведущая к Южному монастырю , вырубленному в скалах Мангупа . Недалеко от монастыря есть горизонтальная пещера, которая интересна тем, что в ней есть довольно узкий лаз, ведущий на верхнее плато.

Внимание! Не все готовы протиснуться в эту природную щель!

Сумерки наступают, рискуем спускаться по оврагу уже в темноте, поэтому направляемся к северным склонам Мангупа.

Как и предполагали, спускаться пришлось в темноте крымской ночи по оврагу Табана-Дере , мимо сползших по оврагу караимских надгробий.

Мы не претендуем на обстоятельную экскурсию по пещерным городам Крыма . Историки посвящают только отдельным историческим периодам существования этих поселений целые тома! Но пройти дорогами, на которых остались следы от османской конницы, вдохнуть насыщенный полынью ветер, которым дышали аланы и гунны, взглянуть на окрестные горы и долины из тех дозорных казематов, из которых эти же пейзажи созерцали генуэзцы, караимы – разве это не причина, чтобы собрать рюкзак, взять палатку и отправиться в путешествие?

Мангуп-Кале – самый крупный пещерный город Крыма. Находится на горе столового типа (гора-останец) Баба-даг (означает «Отец-Гора»). Наивысшая точка плато — 583 м над уровнем моря, а само плато возвышается над близлежащими долинам на 250 м, площадь около 90 гектар. Когда появились первые пещерные комплексы на Мангупе, доподлинно неизвестно, но следы пребывания первых людей относят к 4-3-му тысячелетиям до нашей эры (энеолит, или медный век). В I веке (ориентировочно, конечно, точно установить сложно) нашей эры Мангуп заселяли Тавры, родственные Меотам (племена Меотов населяли восточные и юго-востоные берега Азова).

Одна из версий происхождения названия «Мангуп» пошла с тех времен: «Гора Меотов». В III-IV веках нашей эры приходят скифы-сарматы. IV-V века Мангуп заселяют готы и аланы. В VI-VII веках на Мангуп приходят византийцы и появляются первые наземные постройки, остатки которых дошли до наших дней. Это было государство Крымская Готия (в некоторых источниках – Дория), со столицей Дорос, расположенной на Мангупе. В VII веке было крупное нападение хазар на Мангуп, город был захвачен и какое-то время в нем размещался хазарский гарнизон.

Следующий и самый яркий этап развития города-крепости относят к XIII-XV векам нашей эры, и связан он с поздневизантийским княжеством Феодоро, столица которого располагалась на Мангупе. Основали его выходцы из Трапензундской империи, представители рода Гаврасов. Граница княжества на севере проходила с запада на восток по руслу реки Бельбек от места ее впадения в Черное море и доходила до массива Демерджи с крепостью Фуна.

Самая западная точка княжества – крепость Каламита (Инкерман). Южная граница до 1365 года проходила от крепости Чембало (Балаклава) до крепости Алустон (Алушта), но в XIV веке Генуэзцы захватили побережье и отодвинули границу. В 1475 году турки после шестимесячной осады захватывают Мангуп. При захвата было разрушено довольно много строений и сооружений, княжеская семья в мужском составе казнена, за исключением младенцев, а женщины уведены в гарем. И до 1774 года на Мангупе располагается турецкий гарнизон. Именно с тех времен к названию Мангуп появилась приставка Кале. Мангуп-Кале – крепость Мангуп. Последними из постоянных жителей были караимы, и покинули они Мангуп-Кале в 1794 году.

Это краткая история Мангуп-Кале, чтобы хоть как-то постараться представить, сколько народностей прошли через века и селились в этом уникальном месте, какими были основные исторические этапы. Может, немного сумбурно, но если описывать подробно, то статья потянет на научный труд, да и профессиональным историкам и археологам тут непочатый край работы.

Пещерным городом Мангуп-Кале, да и многие другие пещерные города Крыма, можно назвать условно. Такими они были только на заре своего развития. Скорее всего, первые люди, приходившие в такие места — горы останцы — оценивали их удобство и защищенность, хорошую обзорность, а основная порода, известняк, давал возможность относительно быстро сделать временные убежища. Убежища потом использовались как хозяйственные, дозорные помещения, ритуальные комплексы.

В большинстве подземных помещений нет системы вентиляции под очаг, что приводило бы к постоянному задымлению. Более ранние подземные комплексы и помещения дорабатывались и расширялись более поздними жителями. А жилые постройки, общественные, оборонительные сооружения возникали уже над ними на уровне поверхности. Но именно пещерные комплексы наилучшим образом сохранились до наших дней, в отличие от надземных построек, да и интерес к ним наибольший. Поэтому так и продолжают называться подобные объекты в наши дни – «пещерные города».

Как добраться до Мангуп-Кале

  • На личном транспорте нужно ехать к селу Ходжа-Сала (Бахчисарайский район). Если ехать со стороны Симферополя, то оно будет после Бахчисарая, между селами Залесное и Терновка. А со стороны Севастополя и Балаклавы — после села Терновка, не доезжая Залесного. После поворота с трассы следовать мимо озера по главной улице Челеби (в честь турецкого путешественника Эвлия Челеби, посещавшего Крым и Мангуп-Кале в 1666-1667 годах) до кассы историко-археологического заповедника Мангуп-Кале. Рядом можно припарковаться, а дальше пешком по главной улице 40 метров и поворот направо. Начинается экскурсионная тропа по оврагу Табана-Дере.
  • На общественном транспорте все сложнее. Прямых рейсов в Ходжа-Сала нет. Это небольшое село. Из Симферополя от Автостанции-3 «Западная» ходит автобус в село Хмельницкое и в село Родное. Оба маршрута проходят через село Залесное. Выйти надо на остановке между селом Залесное и селом Терновка рядом с озером (попросить надо заранее, т.к. это будет остановка по требованию). А дальше поворот к селу Ходжа-Сала мимо озера по главной улице Челеби (так же как и описано выше в случае личного транспорта). Оба маршрута проходят через Бахчисарай , так что можно на эти автобусы сесть и в нем. Это в том случае, если добрались до Бахчисарая.
    1. Из Севастополя от Автостанции «5-ый километр» идет автобус №40 до села Терновка. От Терновки пешком по дороге до села Ходжа-Сала, расстояние 6 км, идти чуть больше часа.
    2. Из Балаклавы от Автостанции «Площадь 1-го Мая» так же до Терновки идет автобус №129 и потом опять пешком.

    Сложность самостоятельного посещения Мангуп-Кале на общественном транспорте в том, что автобусы ходят не так часто, до конечных пунктов, откуда бы вы не поехали, приходят не рано утром, а обратно идут не поздно. Например, с Симферополя автобус выходит в 10:10, 11:30 с утра и 16:10, 17:25 вечером, и в Залесном будут в 11:35, 12:50 и 17:30, 18:35 соответственно. А обратно остановку «Залесное» эти автобусы будут проходить в 7:25, 8:30, 14:25 и 15:30. На осмотр за один день просто не хватит времени. Получается, надо будет ночевать или в палатке, или в гостинице в селе Ходжа-Сала. А тут надо будет считать, что дешевле: или нанимать такси, или ночевать в гостинице, или проще взять экскурсию с трансфером до Мангуп-Кале и обратно.

  • В составе экскурсионной группы с трансфером. Учитывая удаленность Мангуп-Кале, если нет своего транспорта и не предполагается поход с палаткой и ночевкой, то это становится оптимальным вариантом.

Кроме всего вышеперечисленного рядом Мангуп-Кале проходят несколько туристических маршрутов для пешеходного туризма с палаткой. Маршрут №18 со стороны южной стены. Красная нитка маршрута WR1 (маршруты №14, №15, №16) через балку Джан-Дере и с поворотом на овраг Тешкли-Бурун-Дере (с севера Мангуп-Кале). Только официально вставать с палаткой на самом плато Мангупе-Кале запрещается.

Мы приехали на Мангуп-Кале на машине после ночевки в кемпинге на . Немного, конечно, поплутали в селе Ходжа-Сала в поисках парковки и в итоге встали недалеко от кассы. Касса историко-археологического заповедника Мангуп-Кале в этот день – 25 сентября 2016 года – была закрыта. Возможно, уже не сезон, и они не работают. Что же, нам даже лучше — проход бесплатный! Ну а если вы хотели бы послушать экскурсовода (а если вы ничего не знаете о Мангупе, то может и стоит, об этом чуть позже), то лучше узнать заранее режим работы.

Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (а Мангуп-Кале в него входит) имеет официальный сайт , где вы можете посмотреть информацию по посещению Мангуп-Кале, а также других пещерных городов, Ханского дворца и еще некоторых объектов. На сайте написано, что пещерные города в осенне-весенние периоды в сложных погодных условиях прекращают функционирование, а также в других непредвиденных ситуациях, препятствующих использованию данных памятников как экскурсионных объектов.

Похоже, что это не значит, что в таком случае пещерные города нельзя будет посетить самостоятельно, но официальные кассы, а значит и экскурсоводы, работать не будут. Какой-то похожий случай был, видимо, и в наше посещение. И, кстати, вполне уместным выглядит предупреждение на этом сайте, что «Посещение объекта без головных уборов, спортивной обуви и запасов питьевой воды не менее 1,5 литра на человека - ЗАПРЕЩЕНО!!!». Это очень даже обоснованный и очень полезный совет. Ведь площадь Мангуп-Кале 90 гектар и довольно много открытых участков, где в солнечную погоду и жаркий день можно получить солнечный удар. Ну а на счет воды – это просто универсальный совет почти под все случаи жизни.

И еще одна такая ремарка. Мангуп-Кале, как и другие пещерные города, очень исторически насыщенное место. И посещать его намного, просто в разы, интереснее, если знаешь его историю. Намного интереснее подойти к «какой-то штуке» и хотя бы отдаленно догадываться, какое значение она могла иметь или к какой эпохе относится. И осторожно дотрагиваясь до нее, вы ощущаете, как история оживает для вас, а может даже и меняет, заставляет задуматься о текущей жизни, истории, в которой участвуем мы. Можно конечно посетить такое место и экспромтом, в том случае, если вы оказались там, не планируя заранее. Ничего страшного, просто потом точно возникнет желание узнать все же, что там было, и вернуться снова.

Мне понравились слова Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (русский писатель и дипломат), которые я прочитал в статье Герцена А.Г. (ученый-археолог): «Что же такое Мангуп? — Отчаяние мое. Выезжать же из него скорее, ибо ничего нет досаднее, как неудовлетворенное любопытство». Это я к тому, что если нет времени на изучение, может, есть смысл послушать экскурсовода. Хотя, в принципе, информационных стендов на Мангупе много, но если ничего о нем не слышать заранее, то очень сложно информацию с подобных стендов за один день собрать в какую-то общую картину.

К сожалению, мы лишь частично успели подготовиться к посещению Мангуп-Кале. Поэтому часть объектов была пропущена, не смотря на то, что на Мангупе мы гуляли около 4 часов.

Самостоятельная экскурсия на Мангуп-Кале

Свой путь мы начали, поднимаясь по оврагу Табана-Дере. В начале тропы нас встречает «выставка» информационно-предупреждающих табличек. В 1975 году был создан комплексный памятник природы общегосударственного значения Мангуп-Кале (на основе памятника природы местного значения, основанного в 1964 году), вот, по-моему, с тех пор и стоят первые знаки. Через какое-то время новые знаки ставили, а старые не убирали вплоть до настоящего времени. Что же, интересный подход, в этом тоже есть своя история.

Поднимаясь по тропе через овраг Табана-Дере, сложно не вспомнить предупреждение на официальном сайте о спортивной (или удобной туристической) обуви. Набор высоты по вертикали составляет 300 м, с 200 м в селе и до 500 м над уровнем моря на плато. Протяженность подъема от села 1,5 километра.

Мангуп-Кале, находящийся на горе-плато Баба-Даг, имеет 4 протяженных мыса-выступа на север, а южная сторона круто обрывается. Такое строение получилось, потому что породы, слагающие гору, залегают моноклинально, то есть под углом в одну сторону (в северную под 10-11 градусов). Мысы называются Чамны-Бурун («Мыс с соснами»), Чуфут-Чеарган-Бурун(«Мыс вызова иудеев»), Элли-Бурун («Греческий мыс» или «Ветренный мыс»), Тешкли-Бурун («Мыс с дыркой»). Мысы образуют овраги: Табан-Дере («Кожевенный овраг»), Гамам-Дере («Банный овраг»), Капу-Дере («Воротный овраг») — тут были ворота главного входа в город-крепость.

Укрепления главной линии обороны

Первый объект, который нам встречается на тропе – это «Укрепление А.XI» 1503 года фортификационная стена, являющаяся составной частью главной линией обороны. XI – это порядковый номер укрепления, введенный учеными историками-археологами, а буква «А» означает, что оно относится к главной, а не второй линии обороны (буква «В» стендах). Дата создания стены взята из таблички в стене, где написано о сооружении стены в дни наместника Цулы в 1503 году. Эту табличку мы успешно пропустили, так как на момент посещения просто о ней не знали. Чуть ниже этой стены была значительно более древняя оборонительная стена, материал с которой частично пошел уже на эту «новую» стену, реконструированную после захвата турками Мангупа-Кале в 1475 году.

С южной стороны гора обрывается довольно резко.

И так же резко обрываются мысы (на фото ниже мыс Элли-Бурун):

Штурмовать их было затруднительно и даже бессмысленно, ведь пока ты лезешь вверх, на голову могут чего-то нехорошее накидать, пустить стрелу или вылить что-то неприятно горячее, поэтому был смысл защищать (а значит и строить стены) только овраги и пологие места на мысах и юге.

Караимский некрополь

После стены главной линии обороны мы проходим через Караимский некрополь XV-XVIII веков.







Некрополь (город мертвых) это, по сути, большие кладбища на окраинах средневековых городов. То тут, то там по оврагу Табан-дере разбросаны каменные надгробия караимов. Стоят уже они не на своих местах, надгробия перемещаются под воздействием оползней. Встречаются 3 типа надгробий: в форме призмы, плиты и рогатые (однорогие и двурогие). Надписи на надгробиях нанесены на древнееврейском языке. Караимы были одним из народов, населявших Мангуп. Несмотря на то, что княжество Феодоро было православным, Мангуп был многонациональным городом: потомки готов, аланов, черкесов, византийские переселенцы, караимы.

Караимы – это представители народов, исповедующих караимизм – течение внутри иудаизма, которое следует принципу буквального истолкования Библии и отрицает Устный закон и Талмуд. «Караимы» буквально переводится как «читающие». Появление караимов в Крыму рассматриваются двумя теориями: Хазарской (тюркской) и Семитической (еврейской). Сказать точно, что Крымские караимы – это потомки евреев или это тюркский кочевой народ, принявший одну из форм иудаизма, однозначно сложно.

Название мыса Чуфут-Чеарган-Бурун (Мыс вызова иудеев) так же связан с караимами. «Мыс вызова иудеев» трактуют по-разному. Некоторые связывают название с тем, что караимы, занимавшиеся ремеслом выделки кожи, с этого мыса вызывали из села на работу жителей. Вторая версия, как мне кажется, более вероятная. В. X. Кондораки связывал это название с оборонительным комплексом в западном обрыве мыса. В месте, где стена примыкала к скале, есть несколько пещер, из которых якобы караимская стража опрашивала въезжающих в город, отсюда «Мыс вызова иудеев».
Название оврага «Табан-Дере», означающее «Кожевенный овраг», также связан с караимами и их кожевенным ремеслом. Чуть выше по тропе есть источник, названный Мужским, рядом с которым располагается расколотая каменная ванна для замачивания кожи. И также караимы были последними людьми, покинувшими город Мангуп-Кале в 1794 году.

Подходим к части (башне) второй линии обороны, которая была границей поселения. Стены второй линии обороны периодически встречаются на плато, пересекая его с юго-запада на северо-восток до оврага Гамам-Дере.



Базилика VI-XV

Доходим до базилики VI-XV веков — самого большого средневекового храма горного Крыма. Базилика была первоначально построена еще в средние века во времена императора Юстиниана I (527-565г.г.) до возникновения княжества Феодоро.





Храм был трехнефовый, нефы отделены двумя рядами колонн. Центральный неф завершается большой апсидой (алтарная часть), а южный неф — малой. Внутри базилики и вокруг нее располагается кладбище, около 400 погребений.

Дворец Князей Феодоро

Недалеко от базилики находится дворец князей Феодоро. Построен во время правления князя Алексея в 1425 году. Здание было двухэтажным, и вместе с базиликой образовывали центр города. К нему примыкали торговые и ремесленные кварталы. Именно во времена правления Алексея борьба между Генуэзцами и Феодоритами достигла своей кульминации (Генуэзцы занимали прибрежную линию Крыма). Княжество Феодоро имело достаточно весомое значение в то время в Крыму.

О Мангупе знали во многих землях. Знали и в Москве. И хотели укрепить связи с княжеством. Иван III хотел женить своего младшего сына на младшей дочери Исаака (Исаак младший сын князя Алексея). Но не успел: в тот год княжество пало под осадой турков. После падения главной линии обороны, в овраге Гамам-Дере, следующим очагом сопротивления был именно Дворец, который в бою был полностью разрушен. Сейчас от него остались только общие очертания и фундамент.



Идем дальше по экскурсионной тропе, направо тропинка идет к ущелью Мышеловка в Южной стене. Под стеной располагается Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь XV века. В настоящее время восстановлен и действует. Мы к нему не пошли, так как спуск довольно крутой, а потом пришлось бы еще и подниматься, а времени до заката оставалось все меньше.

Церковь Святого Константина

Дошли до однонефовой церкви Святого Константина XV-XVII. От нее остались две неполных стены.

Рядом с ней, а также дальше на плато, встречаются тарапаны. Это выдолбленные в известняке винодавильни.



Комплекс скальных сооружений на южном обрыве

Направляемся к вершине горы Баба-Даг. О том, что это высшая точка, подсказывает триангуляционный пункт (подробнее о триангуляционных пунктах в статье про гору Демерджи).

Рядом с ним еще один тарапан, значительно лучше сохранившийся, возможно, более свежий, с четкими отверстиями для установки деревянных конструкций пресса.







Недалеко от тарапана встречается первое подземное помещение, похоже, складского-хозяйственного назначения. На потолке квадратные выемки под столбы, на полу четко видны вытесанные пазы под какую-то станину, рядом круглое отверстие в полу, а к нему ведет что-то типа канавки для сбора жидкости, похожее отверстие в потолке. А на поверхности отверстие это углублено в воронку. Может быть, этот комплекс также использовался в виноделии. Тарапаны использовались и после падения княжества Феодоро, когда Мангуп стал турецким.







В этот же комплекс скальных сооружений на южном обрыве входит и малая базилика IX-X веков. А, вернее, оставшийся от нее фундамент. Малая базилика была трехнефовая, нефы разделены колоннами. Рядом с ней вырубленные могилы.



Идем дальше, доходим до монастырского пещерного комплекса.











Следующий комплекс называется «Площадка со склепами» и тоже является монастырским комплексом. Под ней, ниже в стене, находится несколько отверстий-склепов, их видно снизу.





Цитадель

Ну вот мы и подошли к последнему рубежу княжество Феодоро перед османскими войнами. Цитадель постройки XIV-XV века.

Последняя линия обороны состоит из двух куртин (стен) 53 и 30 метров. Между ними возвышается трехэтажная башня-донжон. Кроме боевого значения цитадель была княжеской укрепленной резиденцией. Дверные и оконные проемы, обращенные в сторону мыса, украшены орнаментом.





Толщина оборонительных стен цитадели достигала 2,8 м. Слева от цитадели располагались главные ворота.





После захвата Мангуп-Кале турки восстановили цитадель как защитное сооружение, но уже с учетом новой эпохи военного дела. Так же были реконструированы и многие другие защитные сооружения. К тому состоянию, которое мы сейчас видим, объекты пришли в результате грубой выборки камня, вплоть до начала XX века. Только к концу XX века объекты начали реконструироваться.

Мыс Тешкли-Бурун

Пройдя через главные ворота цитадели, мы попадаем на мыс Тешкли-Бурун. Именно с него начинается история Мангупа. Искусственные пещерные сооружения тут появились еще задолго до княжества Феодоро. Сама природа определила начало застройки тут. С него был отличный обзор на главные дороги и неприступные природные стены. Водоснабжение производилось через колодец глубиной 23,6 м, пробитый до водоносной трещины. Сейчас этот колодец закрыт металлической решеткой.

Если пойти чуть левее от цитадели после главного входа, то попадем в так называемую акустическую пещеру. Название, конечно, современное. Рядом еще несколько помещений, скорее всего все они несли оборонительно-дозорные функции. Спускаться туда советую аккуратно. В принципе почти везде на Мангуп-Кале надо смотреть под ноги и быть осторожным. Сооружения максимально оставлены так, как они есть после раскопок, чтобы их было интересно осматривать. И это очень хорошо: погружение в историческое время полное. Но соответственно никаких ограждений, поэтому еще раз — осторожность.


Акустическая комната расписана современными любителями эзотерики и индуисткой культуры. Мы тоже встретили там группу, распевающую мантры.







А еще отсюда отличный вид на балку Джан-Дере, плато Чардаклык и мыс Элли-Бурун.

Плотность пещерных комплексов достигает пика своей плотности на окончании мыса Тешкли-Бурун. Исследуя их, можно переходить из одного в другой. Условно их можно разделить на комплексы Барабан-Коба, Гарнизонная церковь и монастырь на оконечности Тешкли-Бурун. Скорее всего, все помещения были двойного назначения: кроме религиозного, еще и дозорно-оборонительное.

Панорама на овраг Тешкли-Бурун-Дере, гору Азыз-Баир, балку Джан-Дере.

Спускаемся в монастырь на оконечности Тешкли-Бурун. Рядом со входом в помещение выдолблена гробница, сверху когда-то была плита.

На дальней стенке видны характерные перекрёстные следы от горной выработки проходческими инструментами (кирки, зубило, молот). То, что расстояние между ними довольно большое, говорит о том, что выработка была сравнительно не тяжела.

Переходим в соседнее помещение, куда раньше лестница вела также и с плато. Сейчас она разрушена. На другой лестнице видна выработка для дверной коробки.

Этот комплекс помещений так же первоначально религиозного значения. На полу видна выработка для маленькой часовни. Четко видна алтарная часть. На стене видна выемка под икону.









В соседнем помещении интересное отверстие в полу

В последствие, когда помещения перестали нести религиозное значение (возможно, уже во времена Феодоро, так как уже были наземные постройки), все выемки в полу стали использоваться как водосборные. Об этом говорят борозды, сделанные к выработке часовни. Проходим в помещение, находящееся над Барабан-Коба. Отсюда видно село Ходжа-Сала и главные дороги к Мангуп-Кале. Над этим помещением когда-то находилась дозорная башня.





Спускаемся в нижний комплекс Барабан-Коба.



Нижнее помещение размером 6 на 5 метров с вырубленной колонной квадратного сечения посередине. Комплекс так назван из-за характерного звука, издаваемого колонной, если по ней сильно постучать. В помещении 5 камер со следами дверных коробок. Возможно, это были темницы. Шестое помещение побольше и с двумя дверьми, внешняя стенка его обрушилась.







На этом наша прогулка по Мангуп-Кале заканчивается, солнце уже близится к горизонту, мы понимаем, что пора спешить на выход, чтобы выйти до темноты. Возвращение по стандартному экскурсионному маршруту проходит через овраг Гамам-Дере, откуда, кстати, турки и прорвали оборону Феодоро. Но у нас времени было уже мало и мы решили не плутать и вернуться тем путем, каким пришли — через овраг Табан-Дере. Прогулка по Мангупу заняла 4 часа. Рассчитывайте свои силы и время и обязательно отправляйтесь в это чудесное место.

Средневековый пещерный город Мангуп-кале стоит на горе-останце Баба-Даг (Отец-Гора) на высоте 583 м над уровнем моря. Город-крепость имеет четыре протяженные выступчатые поверхности, называемые мысами, обращенных к северу: Чамны-бурун (мыс с соснами), Чуфут-Чаенган-бурун (мыс вызова евреев), Элли-бурун (ветреный мыс) и последний, восточный мыс - Тешкли-бурун (мыс с дыркой). К югу плато резко обрывается.


Овраги между мысами тоже имеют названия: Табане-дере(кожевенный овраг), Гамем-дере (банный овраг) и Капу-дере (Воротный овраг).


Древний город Мангуп – кале неспроста привлекает многочисленное внимание; как археологов, так и туристов. Несмотря на длительное изучение «города в поднебесье», его история так до конца и не изучена. А история у средневекового города-крепости чрезвычайно интересна.


История Мангуп-кале Крым

Название «Мангуп» город получил благодаря хазарам, захватившим пещерный город Мангуп-кале в конце VII века. Приставку «кале» ему дали турки после захвата города в XV веке, что обозначает «крепость».


Уникальное географическое расположение и рукотворная кладка оборонительных сооружений делают Мангуп самой неприступной крепостью, роль которого он и выполнял на протяжении веков. Плато размером в 90 га с трех сторон имеющее скальные обрывы, словно парит между небом и землей. Однако здесь есть все для жизни: низлежащие плодородные долины и источники с водой. Всего источников 15, из них два самых полноводных получили названия – Мужской и Женский.



В IV-V веках город начинает расстраиваться, именно к этому времени причисляют появление первой крепости на мысе Тешкли-бурун. Можно сказать, что именно с этого мыса началась застройка города. Постройка базилики свидетельствует о распространении христианства среди готов и аланов, населяющих Дорос (как тогда назывался Мангуп). В этот исторический вековой отрезок времени Дорос - столица Крымской Готии или государства Дори процветает.


Следующим важным событием в судьбе города становится нападение тюркского кочевого народа – хазар. Считают, именно в этот период Дорос получает имя город Мангуп-кале. Известно, что захват хазарами города-крепости послужил началом массового восстания против захватчиков под предводительством св. Иоанна Готского.


Чем закончилось восстание - история умалчивает, однако хазарам не довелось удержать позиции. Византийская империя наращивала свое могущество в Таврике, в результате чего Херсонес объединял все силы юго-запада Крыма. Хазарам пришлось покинуть захваченную территорию, так как к этому времени они ослабли. В IX веке Мангуп-кале пещерный город пребывает в запустении.


Вешние природные факторы, нестабильная обстановка заставляют народ расселятся в долинах у подножия Мангупа. И в XIII веке город Мангуп-кале вновь расцветает, вновь получая статус столицы княжества Феодора – послевизантийское княжество, нашедшее приют бежавшим монахам и носителям христианского учения.


Но уже в 1475 году после длительной полугодовой осады Мангуп сдается под натиском османских набежчиков. Последствия были катастрофические, более город Мангуп-кале никто уже не увидит в прежнем состоянии. Он был разрушен и заново отстроен, но уже выполнят функции турецкого форта. Бывшая столица феодоритов теперь стала самой малой административно-территориальной единицей османской Таврики со столицей в Кефе. Таким он пробыл до российско-турецкой войны.


В конце VIII столетия некогда Мангуп-кале пещерный город был оставлен последними проживающими тут караимами.


Мангуп-кале Крым - сегодня фото

С этих пор он стоит, сохраняя свою удивительную историю, и, возможно, когда-либо снова увидит свой рассвет. Ведь даже в наше время там проживают (хоть и только в сезон) люди. Мангуп по истине обладает притягательной силой и вероятно немые руины былых сооружений и рукотворные кельи станут пристанищем в будущем для групп лиц. В настоящее время можно увидеть возведенную цитадель, построенную во времена княжества Феодоро в период процветания (XV век). Мы навсегда запомним его таким: величественным и неприступным. Ниже приводим фото остатков сооружений пещерного города Мангуп-кале.


Башня, сохранившаяся до наших дней, построенная турками в годы захвата Мангупа.

Мангуп-Кале - один из нескольких пещерных городов, которые были построены еще при Византии, для охраны Северных границ, на территории Крымского полуострова.

Географические координаты Мангуп-Кале на карте Крыма GPS N 44.591194 E 33.805885

Сегодня Мангуп-Кале является музеем под открытым небом. Стоимость посещения - 100 руб. для взрослого, и 50 руб. для детей. В пещерный город можно подняться пешком, это в среднем занимает около 40-50 минут или же доехать на внедорожнике. Стоимость подъема, в зависимости от времени года, может быть от 500 до 1000 руб. Если же Вы выберите пеший маршрут, то точно не пожалеете. Подъем не очень крутой, но прогулка на свежем горном воздухе уже само по себе будет целым приключением.

История Мангуп-Кале


Первые поселения в этом районе относятся к 4-3 тыс. до н. э. Это подтверждают найденные при раскопках древние орудия труда, орудия для охоты и жизнедеятельности человека. Именно к этому времени и относят первые прорубленные пещеры города. В известняковой породе относительно не трудно сделать удобные для обитания комнаты и запасники.
В первом веке до нашей эры этот район занимают тавры. Они продолжают углублять старые пещеры и начинают делать новые. Свидетельством их присутствия является множество керамических изделий и изделий домашнего быта.


С третьего по пятый век, гото-аланы покоряют эти земли и удерживают их вплоть до шестого века, пока Византийцы не захватили их.
С приходом Византии город начинает развиваться, население возрастает. В летописях того времени город называется Дорос.
Из небольшого городка, город превращается в крепость, за счет своего природного удачного размещения, становится неприступной крепостью.
На протяжении седьмого - восьмого веков идет война за город с Хазарским каганатом. Войны идут с переменным успехом, город переходит из рук в руки. Так продолжается до десятого века, пока город снова не возвращается под власть Византии. Именно в период войны с Хазарским каганатом он получает свое название, известное и по сей день - Мангуп .


В четырнадцатом веке Мангуп-Кале становится столицей княжества. При раскопках был найден камень, на котором была высечена надпись, свидетельствующая об этом. Город значительно расширяется, многие улицы облагораживаются базиликой. В описании того времени рассказывается о красоте и благоустройстве города. Красивые сады, множество статуй и хвойный лес, делают это место особенным и бесспорно красивым. В это время возводится трехэтажная крепость, которая служит резиденцией и опорным пунктом города. Тут же пробивается в скале колодец, для снабжения крепости пресной водой.


В 1474 году на территорию Крыма вторглась Османская империя. Под ее натиском Крым пал и только одна крепость никак не хотела сдаться. Это была крепость города Дорос. Полгода шла ожесточенная осада, было использовано около сотни осадных орудий того времени, но результата все не было. Полководцы теряли терпение, осада города затянулась. Благодаря обменному маневру, выманили защитников крепости и они потерпели поражение. Крепость вместе с городом были разграблены и уничтожены. Через несколько десятков лет крепость была восстановлена и в основном, заселена караимами. Когда Крым освободило русское воинство, при Екатерине второй, Мангуп-Кале опустел, потеряв свое историческое и географическое значение.

Как добраться Мангуп-Кале


Добраться к Мангуп-Кале можно на маршрутном такси с центрального вокзала Бахчисарая или из Севастополя. Необходимо узнать какие автобусы проходят мимо поселка Ходжа-Сала. Если же вы будите добираться на своем автомобиле, то Мангуп-Кале находится между двумя крупными поселками Холмовка и Терновка, примерно посредине, в небольшом поселке Ходжа-Сала. Поселок легко заметить с дороги, тем более, что там будет указатель на Мангуп-Кале. Заехав в поселок, примерно через 3-5 минут, начинайте искать место для парковки. После того как Вы найдете где оставить авто, по указателям Вы легко подойдете к старту туристической тропы. Сбиться с тропы, практически, невозможно. Даже зимой по тропе ходит множество туристов. Но даже если подняться по неведомым козьим тропкам, Вы все равно выйдите на плато Мангуп-Кале.
Если Вы планируете отдых в Крыму, то обязательно посетите