Костел симеона и елены. Костел святой людмилы. История жизни святой Людмилы Чешской

История возникновения Красного костёла в Минске.

Одна из достопримечательностей Минска - костел святых Симеона и Елены, расположенный на площади Независимости, - имеет давнюю и интересную историю. Эта история берет свое начало в конце XIX века, когда минские католики приняли решение о возведении в городе еще одного храма.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске , или Красный Костёл ,был построен на средства Эдварда Адама Войниловича, выдающегося белорусского деятеля конца 19 - начала 20 веков.Единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было то, что должен быть принят проект, который они предоставят. Они посвящали его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет.) Так появился проект польских архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Торжественная закладка фундамента состоялась 6 сентября 1906 года, первый камень был заложен ксендзом Казимиром Михалкевичем, настоятелем храма Святой Троицы. Все внутренние работы - скульптурные и камнетесные - выполнялись польским мастером Зигмундом Отто.

Строительные материалы на возведения Красного костёла в Минске выбирались самые качественные: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что даже каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены. Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

Освящён костёл был ксендзом Витольдом Чечотом в ноябре 1910 года, а с декабря начались проводиться службы. Праздник собрал огромное количество людей, причем не только католического вероисповедания.

Строительство храма обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (в сегодняшнем эквиваленте это порядка 12 млн. долларов).

На фото Костёл Святого Симеона и Елены в Минске, впечатляющий кадр Красного костёла.


Саша Митрахович 15.05.2015 15:18


Основным кредитором строительства костела пожелал быть помещик Эдвард Войнилович, единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было принятие проекта, который они предоставят.

Вместе с женой Олимпией он решил посвятить его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет. От сюда и пошло название - Костел Святых Симеона и Елены .

Проект храма был заказан архитектору Томашу Пояздерскому. Участие в создании этого проекта приняли также зодчие В. Маркони и Г. Гай.

Первый камень будущего костела был торжественно освящен ксендзом Михалкевичем в сентябре 1906 года.

На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены.

Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

На фото Красный костёл Минск в вечернем освещении.


Саша Митрахович 19.05.2015 17:17


История костёла Святых Симеона и Елены в советский период:

После 1917 года в жизни минских храмов настали тяжелые времена. Не стал исключением и костел Святых Симеона и Елены. После прихода к власти большевиков костёл Святых Симеона и Елены был разграблен. Однако богослужения в нём продолжались ещё много лет.

В 1923 году он подвергся опустошительному разграблению. Из святыни вынесли мебель, иконы, посуду, часы, чернильницы.

Спустя еще девять лет храм и вовсе закрыли. Поначалу его здание занял Государственный польский театр, а затем киностудия «Советская Беларусь».

После Великой Отечественной войны костел долгое время оставался закрытым. Затем его помещения вновь были переданы киностудии.

В 1975 году здание храма после реконструкции было приспособлено под республиканский клуб кинематографистов - Дом кино. В самой высокой башне размещался музей кинематографии, а главное помещение было разделено на два зала по 250 мест в каждом.

В это же время (70-е годы) комплекс костела получил статус памятника культуры республиканского значения.

На фото вечерний костёл Святых Симеона и Елены .


Саша Митрахович 22.05.2015 08:47


Возвращение храма Римско-католической конфессии произошло в 1990 году.

Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию Святого Михаила, который пронзает копьём крылатого змея, автора И. Голубева. Эта композиция символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея.

В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки» - напоминание о жертвах ядерных катастроф.

За сто лет своего существования костёл Святого Симеона и Елены в Минске использовался по прямому предназначению меньше полувека: в 1910-1932 гг. и с 1990 года.

В 2006 году в здании костёла были перезахоронены останки его основателя - Эдварда Войниловича.

Костёл Святого Симеона и Елены в Минске сегодня является одной из визитных карточек столицы и включён во многие экскурсионные туры по Беларуси, познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня и религиозные туры.

Наверное в каждом городе есть места, о существовании которых неизвестно широкому кругу жителей. В Москве это , спрятанный во дворах Арбата, или , раскинувшийся в сотне метров от проспекта Мира, об этих памятниках архитектуры не знают даже москвичи, не говоря уже о гостях столицы. В Минске тоже есть такой памятник-невидимка, он находится в самом центре города, в пятидесяти метрах от главного проспекта столицы, при этом многие минчане о его существовании даже не догадываются.

Около 1390 года польский король Ягайло основал первый первый в Минске католический приход и назвал его в честь Святой Троицы. Деревянный храм построили на левом берегу Свислочи на горе, названной впоследствии в честь того храма Троицкой. Сегодня на ней стоит Большой театр оперы и балета:

А рядом - знаменитое Троицкое предместье:

В 1409 году деревянный костел, построенный Ягайло, сгорел, на его месте выстроили новый. Он простоял ровно 400 лет и в августе 1809 года погиб в разрушительном пожаре, уничтожившем большую часть Троицкого предместья. Пять лет спустя был разработан проект восстановления храма, но на его постройку не хватило средств. Более 20 лет община не имела собственного здания и в итоге обосновалась в районе Золотой Горки:

Здесь с конца XVIII века находилось большое католическое кладбище, посреди которого в 1796 году установили первую деревянную часовню. На ее месте в 1832 году был построен небольшой деревянный храм, в который и переехал приход Cвятой Троицы. К середине XIX века кладбище на Золотой горке сильно разрослось - причиной стали две эпидемий холеры, свирепствовавшие в Минске в 1848 и 1853 годах. Деревянное здание костела уже не могло вместить всех прихожан, поэтому было принято решение построить на его месте каменный храм:

Строительство началось в 1861 году и, благодаря активным пожертвованиям паствы, завершилось довольно быстро - 1 ноября 1864 года в костеле прошла первая месса:

Помимо исторического названия в честь Святой Троицы храм получил и новое - в честь святого Роха, покровителя больных чумой и холерой:

Сегодня костел Святой Троицы находится по адресу проспект Независимости 44а, при этом с самого проспекта его не видно. Многие жители столицы годами проходят мимо и не подозревают о том какой уникальный осколок дореволюционного Минска сохранился в соседнем дворе. Самый быстрый способ попасть к храму - зайти в проезд между зданием Дворца искусства и редакцией "Вечернего Минска" со стороны улицы Козлова:

Единственный путь на территорию костела лежит через эту лестницу:

Уже с ее ступеней открывается замечательный вид на чудесный храм в неоготическом стиле:

То, что это здание сохранилось до наших дней - само по себе чудо:

К началу XX века население Минска увеличилось втрое по сравнению с тем, каким оно было на момент строительства храма, количество прихожан к этому времени возросло до 7000, места всем уже не хватало. В 1910 году был разработан проект нового костела, значительно превосходящего старый по размеру:

Его строительству помешала Первая мировая война, а последовавшая за ней революция окончательно похоронила проект. Старый храм остался стоять на прежнем месте:

В 1922 году внутреннее убранство было полностью разграблено, а в богоборческие 30-е костел закрыли:

Богослужения ненадолго возобновились во время фашистской оккупации:

Но после завершения войны костел окончательно закрыли и переоборудовали под книгохранилище:

Старое католическое кладбище было уничтожено, на его месте построили жилые дома:

Так костел оказался на внутридворовой территории, зажатый между гаражным массивом и Дворцом искусства:

Фасад здания направлен в сторону проспекта Независимости, но полностью скрыт от него жилым домом:

Когда-то на месте современного проспекта проходил Борисовских тракт - главная дорога из Минска в Москву:

В те времена путники, въезжавшие в город, издалека видели двухярусную башню Золотогорского костела, венчающую его главный фасад:

В начале 1980-х книгохранилище было закрыто, здание отреставрировали, переделали под зал камерной музыки и передали в ведение Белгосфилармонии. В 1986 году в апсиде установили большой орган, примерно в то же время в оконные проемы вернулись витражи:

В 1991 году в свободное от концертов время в храме возобновились богослужения:

Зал камерной музыки закрыли только в 2006-м, в том же году здание было возвращено католической церкви:

Интерьер стал наполняться католическими символами, стены храма украсили бронзовыми барельефами "Путь Христа на Голгофу":

В левом алтаре, где до революции находилась икона Божьей Матери с младенцем, установили скульптуру Девы Марии:

В правый алтарь вернули статую святого Роха:

Золотогорский костел уникален тем, что его алтарная часть почти полностью занята органом:

Это неправильное расположение, в алтарной части должен быть алтарь, но в 1980-е годы, когда орган появился в храме, об этом никто не задумывался:

Перенести его невозможно из-за его размеров, менять на новый нецелесообразно - это один из лучших органов Беларуси, благодаря ему в костеле ежегодно проводится международный фестиваль органной музыки "Золотогорская лира":

К концу 2000-х храм оказался на грани обрушения - из-за прохудившейся крыши потолок здания пошел трещинами:

Стараниями прихожан были собраны средства, на которые строители полностью обновили крышу и заменили стропильную систему. Нагрузка на своды снизилась, храм был спасен:

Доски, оставшиеся после ремонта, лежат сегодня на заднем дворе храма:

Замена крыши - лишь первый шаг в реставрации здания, серьезных работ здесь не проводили с 1980-х:

Необходимо еще укрепить фундамент и стены, восстановить убранство:

На территории вокруг костела организовали мемориал в память о снесенном кладбище:

Старые могильные плиты, которые удалось найти и сохранить, разложили вдоль ограды:

На некоторых надгробьях до сих пор можно прочитать имена и годы жизни людей, лежавших когда-то под ними:

Община храма еще не до конца сформирована, приход восстановлен всего 10 лет назад, но потенциал для его роста есть - шестивековая история и статус первой католической общины Минска привлекают людей. Настоятели костела ведут активную просветительскую работу, организуют мероприятия, фестиваль органной музыки освещается в СМИ. Храм как птица Феникс в очередной раз возродился из пепла, у теперешней его реинкарнации есть все шансы стать домом старейшей общины города на долгие века вперед.

Нравится то, что я делаю? Поддержи проект:

Посты о Минске:

Одна из самых популярных достопримечательностей Минска — костел святых Симеона и Елены , помимо архитектурной и эстетической ценности, примечателен также своей историей.

Костел был воздвигнут в 19 веке на площади Независимости по требованию католиков, на тот момент это был второй по счету костел в городе. Необходимость в строительстве храма возникла вследствие роста католического вероисповедания среди населения. Горожане дважды с 1897 года обращались с просьбой дать разрешение на строительство, в 1905 году соответствующие документы были официально получены. Эдвард Войнилович выступил в качестве основного кредитора, по его инициативе, и инициативе его жены Олимпии, было решено посвятить храм своим погибшим детям и назвать его в честь святых Симеона и Елены, которым на момент смерти было 12 и 18 лет. Над проектом храма помимо архитектора Томаша Пояздерского работали также зодчие Г.Гай и В.Маркони.

Первый камень был заложен в сентябре 1906 года, на площадку доставлялись самые качественные по тем временам материалы: розовый песчаник, красный кирпич, а также мрамор для алтарей и колонн, каждый кирпич был завернут отдельно друг от друга. Через два года вся крыша уже была покрыта черепицей, во внутренней отделке храма принимали участие художник Бруздович и варшавский скульптор Отт.

Архитектура нового костела существенно отличалась от построек Минска того времени, центром композиции стала прямоугольная пашня, которая символизировала вечную скорбь родителей, потерявших детей. Две башни меньших размеров получили имена Симеона и Елены, вокруг храма была возведена каменная ограда, основные ворота выходили на Захарьевскую улицу. На фронтоне костела был установлен семейный герб Войнилович, сейчас на это месте расположен герб города.

Первое освещения храма состоялось в ноябре 1910 года, на первую службу пришло много людей, среди которых были и те, кто не исповедует католическую веру. В 1917 году костел, как и многие храмы на территории России, был разграблен, а спустя 10 лет его закрыли. Сначала в здании находился театр, затем он был переоборудован в киностудию, после ВОВ он на протяжении долгого времени был закрыт, после чего здание снова было передано киностудии. В 70-е годы здание получает статус памятника культуры. В 1990 году происходит возвращение здания храма в собственность Римско-католической церкви.

30 июня 2015

Один из самых красивых храмов Минска - католическая церковь святых Симеона и Елены. Находится этот памятник религиозного зодчества в центре столицы, украшая ее своей архитектурой. Условием благотворителя Эдварда Адама Войниловича, на чьи деньги был построен этот храм, было требование, чтобы костел возвели в строгом соответствии с проектом, утвержденным им и его супругой. Об этой церкви и пойдет речь ниже.

Инициатор и спонсор строительства

Костел святого Симеона и святой Елены обязан своим существованием человеку знатному и уважаемому в обществе своего времени - Эдварду Войниловичу. При жизни он был мировым судьей и председателем общества сельского хозяйства в Минске. Кстати, костел святого Симеона и святой Елены был не единственным культовым сооружением, построенным на его средства. Он также спонсировал возведение для верующих иудеев Клецка синагоги, а для православных христиан - церкви. Скончался этот человек в 1928 году в возрасте 81 года.

Начало строительства

Впервые идея о постройке костела забрезжила у горожан в 1897 году. Но осуществить ее оказалось не так-то просто, и строительство пришлось отложить. Лишь в 1905 году власти города выделили участок под застройку католического храма. Спонсорская помощь четы Войниловичей позволила реализовать проект. Мотивом супругов служило не просто желание помочь католической общине обрести свое здание для проведения молитв и богослужений. Дело в том, что 1897 году у Эдварда и его жены скончался вследствие тяжелой болезни двенадцатилетний сын Симеон. А в 1903 по этой же причине умерла дочь, которая отошла в мир иной в канун своего девятнадцатилетия. В память о своих почивших детях супруги и решились подарить городу костел святого Симеона и святой Елены.

Строительство храма

Авторами проекта выступил архитектор из Варшавы Томаш Пояздерский. Известна интересная история о том, как создавался этот храм. Согласно ей, дочь Эдварда Елена незадолго до смерти видела сон, в котором фигурировал красивый храм. После пробуждения она сделала набросок этого здания. Этот-то рисунок и служил точкой отсчета и ориентиром при разработке проекта, в результате которого был построен костел святого Симеона и святой Елены. Минск до сих пор гордится этим зданием как настоящей жемчужиной городской архитектуры.

Две башни костела олицетворяют двух погибших детей семьи Войниловичей. С северо-восточной стороны располагалась большая башня высотой в пятьдесят метров. Она символизировала родительскую скорбь о потерянных чадах. Окна-розы впускали внутрь здания солнечный свет, пропуская его через витражи, созданные Франтишко Бруздовичем на основе традиционных белорусских орнаментов. Музыкальное сопровождение богослужений в церкви осуществлял большой орган и три колокола. Вместе с культовым сооружением была построена так называемая плебания - жилой дом и хозяйственные помещения для проживания священника. Весь комплекс был огорожен железной оградой с коваными воротами.

Завершили строительство храма за пять лет. В ноябре 1910 года костел святого Симеона и святой Елены освятили в торжественной обстановке. Общественные же богослужения в нем начались незадолго до Рождества того же года.

Революция

После революции 1917 года костел, понятное дело, закрыли. Зато в его здании расположился Польский театр, которому наследовал Дом кино в комплексе с кафе. Место это в советские времена считалось престижным и попасть туда было не так-то просто.

Возвращение верующим

Возвращение здания в руки верующих пришлось на 1990 год. Спустя шесть лет на территории комплекса была установлена скульптура архангела Михаила, пронзающего копьем дракона, символизирующего зло. В 2000 рядом с этой скульптурой появился памятник «колокол Нагасаки», которой обогатился костел святого Симеона и святой Елены. Беларусь получила его в подарок от католиков Нагасаки. Сделан этот колокол в точном соответствии с образцом из Японии по имени «Ангел», чудом уцелевшим после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году.

Костел сегодня

Красный костел - так сегодня за свой цвет, обязанный красному кирпичу, называют горожане костел святого Симеона и святой Елены. Минск и жители столицы считают его не только одним из своих религиозных центров, но и культурной достопримечательностью. Под основной базиликой храма в специальном зале периодически проходят различные выставки, концерты и спектакли. Знамениты также концерты органной музыки, проходящие в церкви.

К сожалению, ничего неизвестно о том, где сейчас покоятся останки детей семьи Войниловичей - передавая здание храма под нужды театра, советские власти распорядились снести фамильный склеп и перезахоронить останки. Уже после возвращения костела верующим подле храма был погребен его строитель - Эдвард Войнилович, останки которого перевезли из Польши, исполняя его завещание.

Костел святого Симеона и святой Елены: адрес

Данный храм - это одна из визитных карточек Минска. Для тех, кто желает посетить его, полезно будет узнать адрес: город Минск, улица Советская, 15.

Костёл Святого Людовика Французского - один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии .

С 1763г., после указа Екатерины II о привилегиях иностранцам, французы, спасавшиеся от революции, стали переезжать в Москву. Между Большой и Малой Лубянкой образовалась своеобразная французская колония.


Надумав построить для себя католическую церковь, французы направили уполномоченных к московским властям. Переговоры были долгими, так как правительство не соглашалось на строительство в центре города иноверческого храма и требовало, чтоб его строили в Немецкой слободе. Наконец, разрешение было получено, и французская католическая церковь св. Людовика Нэрийского была построена в 1789-91гг. иждивением членов французской колонии. Освящена церковь была 30 марта 1791г.


Первоначально она была скромной: маленькая деревянная постройка в глубине двора, без колокольни.


В XIX веке было осуществлено строительство современного здания храма на месте прежнего. Строительство было начато в 1833 году, а закончено двумя годами позже. был сооружён по проекту известного архитектора А. О. Жилярди. Освящение состоялось, однако, лишь 17 июня 1849 года, о чём напоминает мраморная доска в алтарной части церкви.


Здание сохранило до наших дней пространственное решение, первоначальный декор фасадов и интерьера.


При храме Св. Людовика существовали две гимназии - мужская гимназия св. Филиппа Нери и женская гимназия св. Екатерины; а также благотворительный приют св. Доротеи.


К 1917 году число прихожан насчитывало 2700 человек.


###Страница 2

После революции 1917 года для храма Святого Людовика Французского наступили тяжёлые времена, храм многократно разорялся, настоятель был выслан из страны. До 1926 года французский приход опекался отцом Зелинским, настоятелем храма Св. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке. В 1926 году епископ Мишель д’Эрбиньи в тайне от советских властей рукоположил в епископы в храме Святого Людовика ассумпциониста П. Э. Невё и ещё двух священников - А. И. Фризона и Б. Слосканса. Однако его тайна была раскрыта и Д’Эрбиньи был выслан из СССР. Предпринимались попытки выслать и епископа Невё, однако его оставили в стране после протестов французского посольства.


Всё время существования СССР храм Св. Людовика оставался единственным открытым католическим храмом Москвы и одним из двух (наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде) католических храмов в РСФСР.

С начала 90-х годов в жизни храма начался новый период. 13 апреля 1991 г. папа Иоанн Павел II объявил о создании Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России. Торжественное вступление в должность апостольского администратора архиепископа Тадеуша Кондрусевича состоялось в храме Святого Людовика 28 мая 1991 г.

В настоящее время, в связи с тем, что третий католический храм Москвы - храм Св. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке так и не был возвращён Церкви, в храме Святого Людовика проводят службы как приход Святого Людовика (преимущественно франко- и англоязычный), так и приход Св. Петра и Павла (преимущественно русскоязычный).

Храм Святого Людовика Французского построен в стиле классицизм, представляет собой трёхнефную базилику с высоким центральным и более низкими боковыми нефами. Вход оформлен колоннадой, по обеим сторонам колоннады расположены невысокие колокольни. Если Вы все же решились посетить Москву и этот храм в частности, советую Вам заказать гостиницу где-нибудь поблизости (к примеру, отель Oxus), чтоб было проще добираться к таким удивительным местам


В 90-е годы была проведена масштабная реконструкция внутреннего пространства храма. Над главным алтарём находится живописное изображение Преображения Господня. На алтаре левого нефа в центре расположена статуя св. Людовика слева от него - статуя св. Бернара Клервосского, справа св. Франциска Сальского. Немного правее, на отдельном постаменте статуя св. Антония Падуанского. Также в алтаре левого нефа установлены небольшие статуи святых покровительниц Франции: св. Жанны д’Арк и св. Терезы из Лизьё. Правый алтарь посвящён Богородице, эдесь установлена статуя Девы Марии Лурдской. После советского периода сохранился лишь один старинный витраж с изображением св. Иосифа, находящийся в правой части храма.

При церкви действует воскресная школа, скаутское движение. Регулярно проводятся благотворительные органные концерты.

Находится храм на ул. Малая Лубянка, 12а