Коммуникативные навыки. Развитие коммуникативных навыков

Мини игры-тренинги на тему "Формирование коммуникативных умений и навыков"

Место проведение:

Дата и время:

Возраст : 15-18 лет

Необходимые принадлежности: листы бумаги А4, фломастеры, стимульные материалы.

Цель:

- развитие коммуникативных навыков;

Умение устанавливать контакт.

Задачи игры-тренинга:

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношения между людьми;

Овладение навыками эффективного слушания;

Активизация процесса самопознания и самоактуализации;

Расширение диапазона творческих способностей.

Программа тренинга:

1. Приветствие.

2. Знакомство.

4.Упражнение "Через стекло"

5.Упражнение «АССОЦИАЦИИ»

6.Упражнение "Передать одним словом"

7.Упражнение "Двое с одним мелком"

8.Упражнение "Леопольд"

9.Упражнение "Невербальный испорченный телефон"

10. Подведение итогов

1.Приветствие.

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Как ваше настроение? Сегодняшний наш тренинг называется "Формирование коммуникативных умений и навыков".

2.Знакомство.

Цель: создание положительного эмоционального фона, самооценка коммуникативных навыков и умений.

Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».

2. Не существует правильных и неправильных ответов.

3. Искренность в общении.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.

5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.

6. Уважение к говорящему участнику.

7. Активное участие в происходящем.

8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

3.Беседа.

1. Что такое коммуникация?

2. Для чего нужна коммуникация?

3. Что такое общение?

4.Виды общения? (Вербальное, невербальное...)

5. Приведите примеры.

Массовая коммуникация (англ. masscommunication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

4.Упражнение "Через стекло"

Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается "сказать"что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: " Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить". Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.

Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.

5.Упражнение «АССОЦИАЦИИ»

Участники тренинга делятся на два круга: внутренний и внешний (должны образоваться пары). Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова-ассоциации.
Вопросы:
1. На какой цветок похож этот человек?
2. На какую птицу?
3. На какое животное?
4. На какой предмет мебели?
5. На какое дерево?
6. На какую еду, или блюдо?
7. На какой напиток?
8. На какой фрукт?

6. Упражнение "Передать одним словом"

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Время проведения: 15 мин.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

7. Упражнение "Двое с одним мелком"

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило - нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

8. Упражнение "Леопольд"

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Ход упражнения

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных - прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты - опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота - убедить мышь, что именно он - безобидный Леопольд. Задача мыши - определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения: Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Доверяете ли вы людям в жизни?

Доверяют ли вам люди?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

9. Упражнение "Невербальный испорченный телефон"

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

На самом деле действия искажаются и меняются и действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

10. Подведение итогов

(Рефлексия тренинга)

Участники отвечают на вопросы:

1.Что сегодня нового вы узнали?

2.Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?

3. Что можно сделать, что бы нам больше доверяли?

«Коммуникабельность» — это слово, в последнее время, встречается нам очень часто. Оно является важным критерием при приеме на работу. И оно же считается необходимым навыком для просто целеустремленного человека.

Что это? Нужна ли коммуникабельность на самом деле, или это просто очередная «модная фишка»? И если «да», то, как развить коммуникативные навыки ?

Данное определение, похожее на термин из сферы техники и программирования, на самом деле означает не что иное, как «общительность». Умение говорить – вот, что требуется сегодня, дабы добиваться своих целей. Ведь сжатый, необщительный человек, как правило, получает от жизни очень мало.

Принимая нового сотрудника, любой руководитель хочет видеть в нем общительного человека, способного найти общий язык с кем угодно. И это неспроста, так как любая работа (даже смотритель кладбища) предполагает взаимодействие с людьми. И чем лучше оно происходит, тем эффективнее продвигается рабочий процесс.

Следует ли говорить о роли такого навыка, как «общительность» в повседневной жизни? Сможет ли необщительный человек иметь много друзей, или более того – найти себе спутницу жизни? Ответ – нет!

За исключением того, если этот человек, не умеющий разговаривать с окружающими людьми, будет стремиться к данным целям в обществе глухонемых (хотя и там, замкнутость не даст ему добиться желаемого).

Перед тем, как приступить к изучению методов усовершенствования навыков коммуникации, следует отметить, что она бывает двух видов:

  • Вербальная
  • Невербальная

Вербальное общение предполагает обмен информацией посредством голоса. Иными словами, это набор звуков (т.е. слова), которые вылетают из нашего рта.

Невербальное общение – это получение и выдача информации посредством телодвижений и мимики. Как бы не было парадоксально, но 80% получаемых данных наш мозг извлекает именно из него.

И тот, и другой тип общения требует постоянного усовершенствования. Поэтому, ниже, мы ознакомимся с лучшими способами оттачивания личной коммуникабельности.

5 эффективных методов, как развить коммуникативные навыки

Умение быть общительным, это не только правильно и четко испускать слова из себя. Иначе, освоение коммуникабельности не являлось настолько серьезным мероприятием.

Нужно еще и уметь правильно преподнести себя, чтобы вас слушали, отстаивать свою точку зрения, добиваться желаемых результатов и оставлять наилучшее мнение о себе.

Весь окружающий вас мир имеет одну цель – дать вам все то, что сделает вашу жизнь счастливой. Помните это, и не забывайте. Больше общайтесь, заводите новых друзей и не бойтесь завести разговор с проходящей мимо красавицей. Будьте счастливы!

Поделись статьей с другом:

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение - обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей - важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие - основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.


Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.


Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.


Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья - наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр - способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как - нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное - попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.


Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное - выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что - обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.


Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников - научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Похожие материалы

Елена Чеснокова
Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

1. Социально-

(ФГОС ДО)

2 Понятие

социальный портрет выпускника ДОУ

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС ДО)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие » . Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие :

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирование социально- коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

Реализация общеобразовательной программы;

Обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

2 Понятие коммуникативные умения детей дошкольного возраста

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Почепцов, В. А. Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности .

По мнению Лисиной М. И., общение в деятельности педагогов, родителей выступает :

Как средство решения учебно-воспитательных задач;

Как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты;

Как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

Как необходимое условие его социально-личностного развития .

Таким образом, по М. И. Лисиной, общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией , выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из определения можно заключить, что общение имеет три стороны своего проявления : коммуникативную , интерактивную и перцептивную.

По Лисиной М. И. коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией , обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона общения является очень важной и обязательной составной частью коммуникации , потому что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков) . Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам.

М. И. Лисина выделяет три основные категории средств общения :

1. экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

2. предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);

3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики) .

Понятие «коммуникация » рассматривается в работах таких выдающихся личностей как : А. Зверинцев, Г. Г. Почепцов В. А. Спивак, М. А. Василик, Ф. И. Шарков и др. А. Зверинцев рассматривает коммуникацию , прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения . Г. Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации » под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».

По своей структуре коммуникативные умения являются сложными ; они включают в себя простейшие (элементарные) умения . По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные , регуляционно-коммуникативные и аффективно- коммуникативные группы умений

Коммуникативные навыки - понятие , отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А. А. Князькова) .

3 Коммуникативная готовность детей к школе , социальный портрет выпускника ДОУ

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру , коммуникативные способности , готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

По мнению группы исследователей (Т. В. Антонова, 1995; Ю. М. Жуков, 1990; и др., коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов : когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию) .

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Именно эти составляющие являются необходимым условием успешности развития ребёнка, его подлинной интеграции в общество, и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается :

1. Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др., что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту ;

2. Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас , грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;

3. Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т. д.

4. Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне, достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни . Согласно исследованиям в русле концепции М. И. Лисиной психологическая готовность к школьному обучению рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность , т. е., как готовность и способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия с взрослым, прежде всего с учителем.

Коммуникативная готовность к школе , это готовность дошкольников к новым формам общения Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе , так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности - принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения , ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

«Царевна Несмеяна»

Цель : создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей , побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной , которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить

«Игра с масками»

Цель : Развивать умения проявлять чуткость , отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям приготовить дома маску своей любимой собаки (или какого-нибудь другого домашнего животного) . Две такие «маски» могут в классе построить диалог о том, как им живется у своих владельцев, как они к ним относятся, а также как они сами относятся к своим владельцам. В заключение ребята делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

«Чудесный терем дружбы»

Материал : дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе .

Цель : развивать умение детей замечать и оценивать личностные качества и поступки своих сверстников в группе детского сада.

Задачи : учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.

Содержание : воспитатель обращает внимание детей на домик , сделанный из плотного картона или фанеры. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе . Воспитатель : «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать?».

Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку. Например :

Это девочка, она очень хорошо поет и любит петь.

Так воспитатель говорит о каждом из детей группы . Дети отгадывают, о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

«Радио»

Цель : воспитать у детей умение быть внимательными , запоминать наиболее существенные признаки

Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио» . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы . Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте : «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Кто знает эту девочку?» Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас» , - говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Педагог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей : как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Человек - социальное существо, а значит, большая часть его жизни посвящена общению.

Общаясь, мы оказываем воздействие друг на друга, которое может быть как простым (просьба), так и очень сложным (различные приемы манипуляции).

От того, насколько мы хорошо владеем искусством общения, во многом зависит успех в различных делах.

Для того чтобы научиться легко взаимодействовать с людьми, нужно не только грамотное построение фраз и гладкая речь, хотя это тоже важно. Искусство коммуникации предполагает умение слышать собеседника, понимать его и выстраивать свою речь и поведение в соответствии с ситуацией.

Рассмотрим подробнее понятие общения. Современная психология рассматривает три стороны этого процесса:

  • Коммуникативное общение - обмен информацией между собеседниками.
  • Перцептивная сторона - восприятие собеседниками друг друга, создание атмосферы взаимопонимания.
  • Интерактивная сторона предполагает создание условий для взаимодействия людей между собой.

Развитие предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника, стать понятным. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки чаще всего бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность.
Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами.

Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, если приложит к этому усилия.

В настоящее время существует множество психологических тренингов и специальных занятий, которые могут помочь научиться легко и свободно общаться.

Тренинги, направленные на развитие как правило, включают в себя несколько ступеней. Это умение убеждать собеседника, развитие воздействия, а также способность с честью выходить из любой Иногда добавляются и другие шаги.

Если вы не можете посещать подобные занятия, то для вас будут полезны несложные рекомендации, которые помогут преодолеть и добиваться успеха в любой ситуации.

Мы все с детства владеем базовыми навыками общения, которые заложены в наше сознание в виде определенных шаблонов. Это приветствие, прощание, сочувствие, извинение, отказ, просьба, требование и другие.

Как правило, если мы взаимодействуем с незнакомыми людьми на самом поверхностном уровне (например, с продавцом в магазине), этих образцов (шаблонов) бывает достаточно. В привычных ситуациях, отработанных до автоматизма, мы практически совсем не испытываем коммуникативных сложностей.

Они начинаются там, где возникает новая или волнующая ситуация. Например, или когда нужно сделать предложение руки и сердца. Вот тут-то и поджидают нас самые разные коммуникативные барьеры, которые потом мы описываем словами «отнялся язык», «не знаю, что сказать», «я просто онемел» и другими. Позже мы понимаем, как стоило себя повести, что сказать, и горько сожалеем о собственном беспомощном состоянии. Для преодоления подобных сложностей и нужно развитие коммуникативных навыков.

Почему так происходит и как бороться с этим явлением?

Чаще всего причина того, что мы не можем легко и спокойно говорить с любым человеком на любые темы, заключается в так называемой застенчивости. Человек испытывает страх и как бы внутренне «прячется», сдерживая свои искренние чувства.

Застенчивый человек излишне озабочен тем, как он выглядит, что о нем подумают окружающие. Он постоянно неуверен в том, какое впечатление производит. Наилучшей рекомендацией в такой ситуации будет посмотреть на себя со стороны. Каким образом? Например, можно записать на камеру то, как вы говорите, ходите, смеетесь. А потом, посмотрев на результат, изменить то, что вам в себе не нравится. Важное предупреждение: если вы никогда раньше не видели себя в записи, вы можете испытать шок. Это случается с большинством людей, ведь наше внутреннее представление о себе довольно сильно расходится с тем, как нас видят окружающие. Поэтому не делайте выводов после первого просмотра. Изучите запись несколько раз и только после этого анализируйте свои плюсы и минусы.

Следующий совет: учитесь свободно выражать свои чувства. Если не получается делать это с помощью слов, начните с движений. Танец подойдет для этого лучше всего. Оставшись в одиночестве, включите приятную музыку и танцуйте так, как хочется. Пусть ваши движения будут странными или даже дикими, не стесняйтесь, ведь вас никто не видит. С помощью спонтанного танца вы лучше поймете себя, многие внутренние «зажимы» уйдут.

Также полезно рисовать чувства. Этот метод используется в психотерапии и помогает снять барьеры.

Если сложно говорить, пробуйте сначала писать. Выражение мыслей на бумаге придаст им четкость и законченность, что постепенно проявится и в речи.

Развитие коммуникативных навыков может включать в себя и другие способы. Вы можете выбрать тот, что больше вам по душе.

В заключение добавлю, что любая внутренняя помеха преодолима, вы в состоянии измениться, хотя порой путь к успеху долог и тернист. Главное - не сдаваться!