Когда возвращается обеспечение контракта 44 фз. Может ли заказчик полностью удержать обеспечение контракта? Что такое обеспечение выполнения контракта

В процессе осуществления закупок контрактной системой предусмотрено два вида обеспечения:

  • обеспечение заявки на участие;
  • обеспечение исполнения контракта.

Как правило, подавляющее число вопросов, возникающих у специалистов и участников контрактной системы, связаны с проблемами удержания обеспечения. Это действительно довольно сложный механизм системы госзакупок, связанный с противостоянием интересов заказчика и поставщика. Он требует крайне серьезного подхода, поскольку почти всегда такое противостояние приводит к вмешательству судебных органов.

Между тем, заказчики зачастую не придают должного значения процедуре возврата обеспечения. Особенно это касается начинающих специалистов контрактных служб и контрактных управляющих, для которых очевидность проблемы становится ясна лишь в тот момент, когда они столкнутся с ней на практике. Причем нужно отметить, нередко они и вовсе забывают о том, что обеспечение следует вернуть. А ведь обеспечение по сути своей – это не что иное, как «живые» деньги участника, при этом его возврат – не право, а обязанность заказчика.

Возврат обеспечения заявки

Существует ряд событий, после наступления которых, заказчику следует осуществить возврат денег, переведённых участником в счет обеспечения своей заявки:

  • заключение контракта;
  • признание победителем другого участника;
  • отмена заказчиком проводимой закупки;
  • признание заявки на участие несоответствующей требованиям и ее отклонение;
  • отзыв участником поданной им ранее заявки;
  • отказ возможности заключения контракта с участником по решению контрольного органа.

В соответствии с частью 6 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан вернуть денежные средства участнику не позднее пяти рабочих дней с момента наступления одного из перечисленных выше событий.

При этом в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, блокируются оператором торговой площадки и возвращаются в течение 1 рабочего дня.

Возврат обеспечения исполнения контракта

Обеспечение исполнения контракта возвращается в полном объеме лишь при условии того, что взятые участником обязательства выполнены им без нарушений. Несмотря на то, что законодательство о контрактной системе довольно кратко описывает условия возврата и удержания обеспечения исполнения контракта, на сегодняшний день в отношении данного вопроса сложилась обширная практика, предусматривающая частичный возврат обеспечения пропорционально объемам и этапам исполнения контракта, а также частичное удержание обеспечения в случае недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств.

Последнее порой вызывает сложности и непонимание у неопытных работников контрактных служб заказчика, которые, опираясь на категоричную формулировку статей Закона № 44-ФЗ, убеждены, что обеспечение исполнения контракта может быть либо возвращено в полном объеме, либо не возвращено вовсе. Такое мнение ошибочно, что подтверждается большим количеством судебных решений.

Вне зависимости от объема возвращать обеспечение исполнения контракта следует в полном соответствие со сроками, указанными в тексте контракта. Включение такого раздела и информации в контракт являются обязательным.

Здравствуйте, вот наиболее оптимальный ответ на ваш вопрос, если после ознакомления с ним останутся вопросы, то пишите их.

В соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт может быть расторгнут по соглашению сторон. Такая возможность поставлена Законом N 44-ФЗ в зависимость исключительно от наличия обоюдного согласия сторон. То обстоятельство, что контрагент по каким-либо причинам не может исполнить предусмотренные контрактом обязательства, расторжению контракта по соглашению сторон само по себе не препятствует (отдельно следует отметить, что если до расторжения контракта контрагентом были нарушены (в том числе не исполнены в установленные сроки) предусмотренные контрактом обязательства, заказчик обязан направить контрагенту требование об уплате неустойки - смотрите ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).


Согласно ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом). В то же время порядок возврата суммы обеспечения Законом N 44-ФЗ не установлен.


В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и ГК РФ мерами ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, является уплата неустойки (пени, штрафа) и возмещение не покрытых неустойкой убытков (ст.ст. 393, 394 ГК РФ, ч. 6, ч. 7, ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), но не оставление за собой (удержание) всей суммы, перечисленной в обеспечение исполнения контракта.


Обеспечение надлежащего исполнения обязательства по контракту, являясь дополнительным обязательством, следует судьбе основного обязательства, исполнение которого оно призвано обеспечивать. По общему правилу с прекращением основного обязательства прекращается и сопутствующее ему обязательство. Соответственно, с прекращением предусмотренного контрактом обязательства контрагента (как в связи с его исполнением, так и, например, в связи с расторжением контракта) денежные средства, внесенные контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, утрачивают свою обеспечительную функцию, а правовые основания для удержания заказчиком суммы обеспечения отпадают.


Таким образом, мы полагаем, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должны быть возвращены заказчиком в срок, предусмотренный контрактом, либо в разумный срок (ст. 314 ГК РФ) после расторжения контракта.


Вместе с тем сказанное не означает, что заказчик не может удовлетворить за счет полученной от контрагента суммы обеспечения исполнения контракта требования, возникшие в связи с неисполнением контрагентом предусмотренных контрактом обязательств.


Полагаем, что возврат контрагенту перечисленной им суммы обеспечения контракта за вычетом подлежащей уплате неустойки (штрафа, пени) в отсутствие судебного акта может считаться правомерным в случае признания контрагентом соответствующего долга либо в случае, если такая возможность предусмотрена соглашением между заказчиком и контрагентом (смотрите, например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 N 08АП-10345/14, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 N 04АП-5140/14, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2014 N 15АП-10269/14). В иных случаях нельзя исключить, что удовлетворение заказчиком имеющихся у него требований к контрагенту об уплате неустойки из перечисленной ему контрагентом обеспечительной суммы может быть признано неправомерным. Косвенно сказанное находит подтверждение и в письме Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 N 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805, где указывается на то, что частичное или полное удержание суммы обеспечения осуществляется в соответствии с условиями контракта.


Кроме того, Закон N 44-ФЗ не устанавливает запрета на прекращение обязательств зачетом (ст. 411 ГК РФ), поэтому, если это не запрещено контрактом, при соблюдении установленных ст. 410 ГК РФ требований встречные обязательства заказчика и контрагента могут быть прекращены зачетом. Это в полной мере относится и к прекращению обязательства по уплате неустойки. Требования о возврате суммы обеспечения и об уплате неустойки являются однородными, поэтому могут быть (полностью либо частично) прекращены зачетом по заявлению заказчика (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 N 03АП-2849/14, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 N 18АП-6125/14). Разумеется, в случае несогласия с размером исчисленной заказчиком неустойки контрагент сможет обратиться в суд с соответствующим требованием. Однако, повторим, принципиально обязательство заказчика по возврату суммы обеспечения и обязательство контрагента по уплате неустойки могут быть прекращены зачетом, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2013 N А60-2225/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 N 09АП-16900/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 N 03АП-4416/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 N 13АП-12653/14, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.01.2015 N Ф08-9866/104, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 N 15АП-21743/14, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 N 04АП-5761/14, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 N 14АП-11150/14).

Обеспечение исполнения контракта - это гарантия того, что поставщик исполнит свои обязательства перед заказчиком. Предоставлять его нужно не во всех закупках. Далее расскажем, в каких случаях и в какой срок возвращается обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ.

Возврат обеспечения исполнения контракта

Заказчики обязаны требовать с поставщиков обеспечение контракта при закрытых закупках. Иногда закон дает заказчикам право устанавливать условие о предоставлении обеспечения на свое усмотрение. Сюда относится проведение запроса котировок,а также закупки без аванса.

О необходимости предоставить обеспечение исполнения контракта заказчик сообщает в документации о закупке. Если такая обязанность установлена, победитель процедуры должен внести предоставить его любым способом: внести деньги на счет или направить банковскую гарантию. Сделать это необходимо до подписания контракта иначе победителя признают уклонистом. За подобные нарушения грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков .

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Размер обеспечения исполнения контракта может быть от 5 до 30 процентов от начальной цены. Если она более 50 млн руб., нижнюю планку поднимают до 10 процентов. В любом случае обеспечение всегда больше предоплаты. Если она превышает треть от НМЦК, то и обеспечение устанавливается на том же уровне, несмотря на то, что верхний предел суммы установлен на 30%. Точный размер заказчик прописывает в закупочной документации.

Мы составили удобную инструкцию - как выбрать один из пяти методов обоснования начальной цены и что делать, если ни один из методов не подходит. Теперь не нужно делать закладки в законе - мы собрали все в одной статье

Когда возвращается обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ на электронный аукцион

Возврат суммы обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ при проведении электронного аукциона происходит следующим образом: оператор ЭТП прекращает блокировку средств на счете участника. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ по требованию участника процедуры возможен, только если средства не заблокированы. Просьба направляется оператору ЭТП. Она рассматривается до 3 дней.

Срок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Говоря о сроке возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ, нужно определить, когда заканчивается период исполнения обязательств по контракту. Фактически он считается исполненным, когда стороны подписывают акт выполненных работ, оказанных услуг или товарную накладную. Если предусмотрен гарантийный период, сроки возврата обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ сдвигаются до его истечения.

Информация о сроке возврата обеспечения контракта должна быть включена в госконтракт. Таково требование закона. Порядок возврата зависит от способа определения поставщика. Например, в конкурсах и закрытых аукционах сделать это обязаны в течение 5 дней. А при электронных процедурах - в течение одного дня.

Письмо о возврате обеспечения контракта по 44-ФЗ

Чтобы получить возврат суммы обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ, поставщик должен направить заказчику письмо с уточненными реквизитами. Это необходимо для того, чтобы напомнить госучреждению об обязательстве, в том числе о сроках возврата обеспечение исполнения контракта, а также облегчить себе жизнь: в таком случае заказчик точно не перепутает реквизиты.

В письме о возвращении обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должна быть следующая информация:

  • наименование компании-поставщика;
  • ФИО представителя поставщика;
  • данные о предмете контракта, его номере и сроке действия;
  • реквизиты акта приемки;
  • формулировка «просит осуществить возврат денежных средств».

Нередко перед заказчиками встает вопрос: возвращать ли обеспечение, если поставщик незначительно, но все же нарушил условия, сорвал сроки и т.д. На такой случай в контракте стоит прописать, что заказчик вправе удержать неустойку с обеспечения. Это позволит избежать разногласий.

Если возврат обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ так и не произошел, с заказчика можно потребовать пени за пользование чужими деньгами. Взыскать их можно через суд.

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Если конкурс не состоялся, срок возврата обеспечения - в течение пяти рабочих дней. При этом причина, что закупка не состоялась, – стороны не подписали контракт в течение 30 дней из-за решения суда или других непреодолимых обстоятельств. Такое правило закреплено частью 9 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Если контрагент нарушил условия контракта или исполнил его без нарушений, узнайте в рекомендации эксперта.

Для участия в государственных тендерах и при заключении договоров на поставку различных товаров и услуг подрядчики предоставляют госзаказчикам обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта. Оно необходимо госзаказчику как залог выполнения подрядчиком взятых на себя обязательств. В этой статье мы рассмотрим порядок и сроки возврата финансовой гарантии в форме залога денежных средств добросовестному Исполнителю.

Госзаказчик должен быть уверен, что в случае невыполнения договорных обязательств, поставщик или подрядчик автоматически компенсируют все убытки за счёт представленных по договору финансовых гарантий.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) предусматривает право заказчика определить условия обеспечения исполнения контракта. Но в ситуации, когда цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30 %, заказчик обязан их установить.

При этом участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 № Д28-84).

Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 94-ФЗ) предусматривает обеспечение двух видов обязательств:

  • обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе путём внесения денежных средств в размере, установленном соответственно конкурсной документацией либо документацией об аукционе (ч. 4 ст. 20, ч. 5 ст. 32 Закона № 94-ФЗ);
  • обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в форме безотзывной банковской гарантии либо страхования ответственности по контракту, либо поручительства, либо передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12, ч. 37 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).

Если заказчиком или уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, такой контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт соответствующего обеспечения.

Правила об обеспечении исполнения контакта не применяются в случаях, когда участником закупки является государственное или муниципальное казённое учреждение (ч. 4 ст. 29 Закона № 94-ФЗ).

Денежные средства, которые поступили от участника размещения заказа, победителя торгов в счёт обеспечения исполнения государственного контракта, считаются временно поступившими в распоряжение заказчика и зачисляются на лицевой счёт последнего в таком качестве. Указанные денежные средства находятся в распоряжении заказчика на всё время исполнения госконтракта до полного исполнения обязательств.

Что значит для заказчика полное исполнение условий контракта? Это:

  • поставка, оказание услуг, выполнение работ Исполнителем в натуре;
  • подписание актов выполненных работ, счетов-фактур, накладных (ТТН, ТН) без замечаний, что подтверждает выполнение Заказчиком работ в полном объёме.

Кроме всего вышеизложенного, осуществление оплаты Заказчиком выполненных работ, оказанных услуг или поставленного товара Исполнителю.

Порядок возврата Законом № 94-ФЗ установлен только в отношении денежных средств, внесённых в обеспечение заявки на участие в торгах (ч. 12 ст. 28, ч. 2 и 5 ст. 29, ч. 11 ст. 37 Закона № 94-ФЗ). В отношении возврата обеспечения исполнения государственного контракта установлен только размер и не оговорен порядок и сроки возврата финансовой гарантии.

Поэтому, как правило, порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта предусматриваются условиями государственного контракта. В контрактах, например, встречаются следующие формулировки: «12.2. Возврат обеспечения исполнения Контракта осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты последнего платёжного поручения по Контракту с отметкой банка о списании денежных средств со счёта Заказчика».

Однако Исполнители госконтрактов могут столкнуться с ситуацией, когда в государственный контракт не включены условия о возврате обеспечения исполнения контракта, а работы выполнены в полном объёме, все документы об исполнении контракта подписаны заказчиком.

Если все условия выполнены, финансовое обеспечение Исполнителю обязаны вернуть. Для этого Исполнителю нужно написать заявление о возврате обеспечения исполнения контракта. На основании данного заявления Заказчик оформит поручение о возврате денежных средств, поступивших в качестве обеспечения исполнения контракта. Заявление должно содержать перечень необходимых реквизитов исполнителя – юридического лица, по которым возвращаются денежные средства, а именно:

  • наименование;
  • сведения об организационно-правовой форме;
  • местонахождение и почтовый адрес.

Для исполнителя – физического лица:

  • Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания исполнителя;
  • ИНН, КПП;
  • сумму, подлежащую возврату.

Типового, утверждённого образца нет. Заявление составляется в произвольной форме, желательно на фирменном бланке компании-исполнителя, главное, чтобы оно содержало основные реквизиты.

Образец заявления:

(наименование Заказчика)

(наименование или Ф.И.О. Исполнителя)

адрес местонахождения (жительства): _______________________

телефон: __________, факс: _______, эл. адрес: _____________

Заявление

о возврате обеспечения исполнения контракта (государственного контракта, договора) №___ от «___»________20__г.

Между Заказчиком (наименование) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт) и Исполнителем (наименование, Ф.И.О.) в лице (Ф.И.О. подписавшего контракт от имени Исполнителя) был заключён контракт №____ от «___» _________20___г. Условия контракта выполнены в полном объёме, что подтверждается ________________ актом выполненных работ, счётом-фактурой, ТТН, ТН и др., оплатой выполненных работ (№ платёжного поручения, дата). В качестве обеспечения контракта Заказчику была перечислена сумма в размере ______________ (сумма прописью) рублей ___ коп. Поскольку обязательства по контракту Исполнителем выполнены в полном объёме, со стороны Заказчика претензий к качеству (количеству) выполненных работ (оказанных услуг, поставленного товара) не имеется, прошу возвратить сумму обеспечения контракта в размере ___________(сумма прописью) рублей ___ коп. Указанную сумму прошу перечислить по следующим реквизитам:

расчётный/счёт_________________________ в БАНКЕ (наименование банка)

корреспондентский/счёт_____________________

ИНН____________________

КПП____________________

ОГРН___________________

Адрес местонахождения Исполнителя

Исполнитель (подпись руководителя, дата)

На основании заявления исполнителя заказчик составляет поручение, которое подписывает Администратор закупок и начальник структурного подразделения администратора (тот, кто осуществлял закупки) и направляет его в Финансовое управление заказчика.

Форма типового поручения также не установлена. Обычно заказчик сам разрабатывает и утверждает содержание и форму такого поручения, но с обязательным содержанием основных реквизитов. Поручение должно содержать перечень необходимых сведений об исполнителе, которому возвращаются денежные средства, а именно:

  • наименование;
  • информацию об организационно-правовой форме;
  • местонахождение и почтовый адрес участника размещения заказа или исполнителя (Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте проживания участника размещения заказа или исполнителя – физического лица);
  • ИНН, КПП;
  • банковские реквизиты счёта, на который производится перечисление средств;
  • сумму, подлежащую возврату, и реквизиты документа, на основании которого производится возврат денежных средств.

Образец Поручения:

_________________________________________

(наименование Финансового управления Заказчика)

________________________________________

(наименование или Ф.И.О. должностного лица Заказчика, администратора закупок)

Поручение.

В связи с выполнением работ (оказанием услуг, поставкой) по государственному контракту (договору) №____ от «___» ________20__г., и подписанием актов выполненных работ (актов оказанных услуг, счетов-фактур, ТТН, ТН), прошу возвратить Исполнителю (наименование и адрес Исполнителя, ОГРН, ИНН, КПП, банковские реквизиты) сумму, уплаченную последним, в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, заключённого по результатам конкурса (аукциона, ОАЭФ, запроса котировок и др.) №__________________ от «____»________20__г., и перечисленную на лицевой счёт Заказчика платёжными поручениями №___ от «___»________20__г. в полном объёме в размере ___________(сумма прописью) рублей ___коп.

Приложение:

  1. Копия государственного контракта в 1 экз., ____листов;
  2. Копия акта выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура) в 1 экз., ____листов;
  3. Копия платёжного поручения (от Исполнителя) №__ от «___»_____20__г. в 1 экз., ____листов.

Подпись должностного лица

Кроме того, к поручению прикладываются документы, подтверждающие исполнение контракта в полном объёме, которые являются основанием возврата денежных средств, перечисленных исполнителем в качестве обеспечения исполнения госконтракта. Как правило, к Поручению прикладываются копия государственного контракта, копия актов выполненных работ (оказанных услуг, ТН, ТТН, счёт-фактура), копия платёжного поручения, которым были перечислены денежные средства в счёт обеспечения исполнения обязательств победителем торгов.

При приёмке Поручения работник Финансового управления, принявший Поручение, проставляет дату приёмки на его копии с указанием даты и времени поступления документа.

Перечисление денежных средств на счёт Исполнителя в качестве возврата обеспечения государственного контракта по Поручению должно быть исполнено Финансовым управлением в течение трёх рабочих дней (п. 4.13 Приказа Казначейства РФ от 16.06.2010 № 145 «Об организации взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, участвующих в осуществлении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального казначейства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг»). Однако указанный срок может затянуться для проверки сведений об основаниях возврата денежных средств. В том случае, если по указанному поручению будет принято положительное решение, срок может быть соблюдён.

В среднем с момента подачи заявления о возврате обеспечения исполнения обязательства по государственному контракту Исполнителю проходит около десяти-пятнадцати дней до момента возврата.

Специальная административная ответственность за несоблюдение сроков возврата обеспечения исполнения контракта не установлена. «Недобросовестного» заказчика можно привлечь к ответственности только в рамках гражданского законодательства.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего за днём истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Если в контракте не установлено иное, то размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

C 1 января 2014 года вступает в силу новый федеральный закон, регулирующий порядок осуществления закупок государственными и муниципальными учреждениями: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ). Закон № 94-ФЗ прекращает своё действие со вступления в силу Закона № 44-ФЗ.

Новый закон более конкретно регулирует правоотношения в сфере государственных и муниципальных закупок. Его положения основаны на практике применения старого закона о закупках (94-ФЗ), а также сложившейся судебной практики в этой сфере.

В новом законе предусмотрена обязанность Заказчика включать требование об обеспечении исполнения всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), за исключением контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). В отношении контрактов, заключаемых с единственным поставщиком, Заказчик вправе установить требования об обеспечении исполнения контракта, но не обязан этого делать.

Из способов обеспечения исполнения контракта остались только два, на выбор заказчика:

  1. Банковская гарантия. Причём срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц (ч. 3 ст. 96 Закона №44-ФЗ).
  2. Залог – внесение денежных средств на счёт заказчика.

Кроме того, Законом № 44-ФЗ конкретизированы размеры обеспечения исполнения контрактов:

  • 5 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • 10 – 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.

В случае выплаты по условиям контракта аванса, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В таком случае обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Законом о федеральной контрактной системе предусмотрена возможность уменьшения финансового обеспечения и изменения способа обеспечения обязательств в процессе исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Если порядок и сроки возврата не были урегулированы в старом законе о закупках, и в основном возникающие спорные ситуации решались в судебном порядке, то новый закон о контрактной системе устанавливает как обязанность включение в контракт положений о сроках и порядке возврата финансовых гарантий Исполнителю (ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суды рекомендуют руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ при решении вопросов о сроках и порядке возврата обеспечения исполнения контракта, регулирующих соответствующий вид обеспечения исполнения обязательств (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 № 15АП-13959/2012 по делу № А53-18257/2012, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу № А43-9812/2010 и др.).

Таким образом, со вступлением в силу нового закона о контрактной системе, многие проблемы, возникающие в настоящее время в процессе осуществления закупок на основании норм Закона № 94-ФЗ, будут регламентироваться на законодательном уровне.