Классный час на тему "символы нашего государства". Классный час «Символика России

Классный час «Символы России» - страница №1/1

Классный час «Символы России»

… Для полного счастья человеку


необходимо иметь славное Отечество …

Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э.)

Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России

Задачи:


  1. проследить историю формирования государственной символики России и Курганской области;

  2. воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему краю и городу;

  3. сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
Оборудование:

  • электронная презентация “Государственные символы” (созданная в Microsoft Office PowerPoint);

  • наглядные пособия: государственная символика России, официальная символика Курганской области;

  • фонозаписи гимнов России;

  • дидактическая игра;
Предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.

К данному уроку можно привлечь учеников в качестве специалистов по символики, поручив озвучить некоторые слайды.

Форма проведения: урок применения, повторения и обобщения знаний.

Этапы:


  1. Актуализация знаний (вступительное слово учителя)

  2. Государственные символы России (защита презентаций)

  1. Герб

  2. Флаг

  3. Гимн

  1. Дидактическая игра «Символика России»

  2. Символы Курганской области

  3. Подведение итогов
1 слайд

Педагог:

Что такое Родина? С чего она начинается?

У каждого человека это чувство подобно реке. Но у каждой реки есть исток - маленький ручеек, с которого все начинается.

Память людей связана с тем местом, где проходит их детство. Память влечет домой, согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным - если он потерял Родину.

Педагог:

«Что значит: Родина моя?» -

Ты спросишь. Я отвечу:

«Сначала тропочкой земли

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет».

2 слайд

Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

3 -4 слайд

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

5-6 слайд

Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы.

7 слайд

А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

В разные периоды истории гербы имели разный вид, в них отражена история государства Российского.

8-9 слайд

В 11 веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Сначала гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый и красивый герб. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Первый герб России появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.

Давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы и события, которые нас интересуют (Куликовская битва, 1380 г. и битва при Угре, 1480 г.) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого времени герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад, и на восток понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной державой, которая владела таким гербом.

Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Всадник на щите - символ столицы России.
10 слайд

Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.

Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено?

(учащиеся высказывают свои предположения)

11-13 слайд : Давайте проверим верны ли наши предположения. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

14 слайд Где изображается герб Российской Федерации ?

15 слайд :У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Когда мы слышим фразу «Овеянный славою флаг наш», мы испытываем национальную гордость. Мы понимаем, что издавна воины шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, Город, высоту. Тот, кто нес флаг, всегда считался лучшим человеком, это особая честь.

Кто может представить праздник без поднятия флага? Кто может представить парад без флага? Кто может представить государственное учреждение без флага?


16 слайд Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России.

17 слайд: Из истории флагов….

18 слайд: 20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёхполосный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года, когда в качестве военно-морского флага был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг становится коммерческим флагом (то есть флагом гражданских судов).

Однако употребление данного флага не ограничилось только торговым флотом. Бело-сине-красный флаг использовался как военно-полевой флаг подразделений русской армии: так, во время сражения при Нарве русские полки шли в бой под бело-сине-красным флагом с золотыми двуглавыми орлами. Кроме того, бело-сине-красные шарфы - были частью офицерской формы в русской армии с 1700-1732 года.

Несмотря на то, что Пётр I разработал за свою жизнь огромное количество флагов (различные варианты Андреевского флага, штандарты царя Московского и императора Всероссийского, варианты гюйсов и проч.), государственный флаг Российской империи им так и не был установлен.

19 слайд:

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года это решение было включено в Собрание узаконений Российской империи) Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Чёрно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.

Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.

20 слайд: Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом были выложены изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века.

21 слайд Мы знаем, что до 1991 года флаг России был красного цвета.

22 слайд В конце 1980-х годов исторический флаг России стал одним из символов движения за реформы и против коммунистической идеологии. Во время так называемого «Августовского путча» российский триколор широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. 22 августа 1991 года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР", и флаг был поднят над Белым домом. А накануне председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев разослал центральным и местным органам официальную телеграмму о введении нового флага, представляющего собой полотнище из трех равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. 22 августа объявлен памятным днем и отмечается как «День государственного флага Российской Федерации».

23 слайд Что означают цвета флага?

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

24 слайд: 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации. Описание государственного флага Российской Федерации, содержавшееся в Положении 1993 года, было без изменений повторено в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000. Закон «О Государственном флаге Российской Федерации» вступил в силу 27 декабря 2000 года.

25 слайд: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

26 -27 слайд:

В 1833 Николай I объявил закрытый конкурс на создание первого оригинального национального гимна, в котором победил вариант А. Ф. Львова и В. А. Жуковского, называвшийся «Молитва русского народа». Гимн понравился императору, поскольку обладал простой и запоминающейся мелодией и текстом, подобным европейским образцам (первый стих - калька с английского гимна). В конкурсе участвовал и М. И. Глинка с хором «Славься» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Патриотической песней» на стихи В. А. Жуковского. Первое исполнение «Боже, Царя храни» состоялось 11 декабря 1833 в Большом театре в Москве на праздновании 31-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия. Вскоре было объявлено о признании этого гимна официальным. Он должен был звучать на парадах, смотрах войск и во всех случаях, когда звучал прежний гимн с английской мелодией. С тех пор он звучал повсюду - и в войсках, и при дворе, и на гражданских торжествах.

Этот гимн звучал в России вплоть до 1917 г. Итак, в XIX в. в России был создан официальный гимн Российской империи. До этого существовали несколько гимнов, которые, однако,не были признаны официально и не могли считаться официальным символом России. В результате гимном было признано музыкальное произведение, которое наилучшим образом выражало идею величия и мощи России. Он был спокоен и гармоничен, но одновременно исполнен внутренней силы.(Звучит гимн)

28 слайд Патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны и изменившиеся отношения с западными державами-союзниками, которые негативно воспринимали идею всемирной борьбы за коммунизм в «Интернационале», потребовал принятия нового гимна. Задание формулировал лично И. В. Сталин. Председателем конкурсной комиссии стал К. Е. Ворошилов. В конкурсе участвовали поэты В. И. Лебедев-Кумач, С. И. Кирсанов, М. В. Исаковский, М. Ф. Рыльский, М. А. Светлов, Н. Н. Асеев, К. М. Симонов и др. В итоге за основу был выбран текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана, на который именитые композиторы Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, А. В. Александров писали варианты мелодий. На заключительном прослушивании различных вариантов мелодий выбрана музыка Александрова, созданная еще в 1936 как «Гимн партии большевиков». 1 января 1944 по радио прозвучал новый гимн.

После XX съезда КПСС гимн, в котором несколько раз упоминался Сталин, исполнялся без слов. Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 после принятия новой Конституции СССР. (Звучит гимн)


29 слайд: В 1991, после распада СССР, гимном России по указу президента Б. Ельцина стала мелодия «Патриотической песни» М. Глинки. Гимн исполнялся без слов и так не завоевал популярности среди россиян.

В 1999 был вновь объявлен конкурс на музыку и текст гимна РФ, в котором приняли участие известные поэты и композиторы. В декабре 2000 г. государственная комиссия рекомендовала утвердить в качестве гимна России мелодию Александрова на слова С. В. Михалкова. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Впервые новый гимн прозвучал 1 января 2001. Принятие нового-старого гимна вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Привычная для тех, кто родился и вырос в СССР музыка советского гимна должна была олицетворять преемственность современной России по отношению к советской эпохе, в то же время новые слова (в том числе немыслимое для коммунистического прошлого упоминание в гимне о Боге) были призваны символизировать новые ценности, утверждающиеся в Российском обществе.


30 слайд: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России

(Звучит гимн)

Из опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории.

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Итог урока :

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы классный час и работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний.

Классный час «Символы России»

Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; способствовать формированию интереса к истории нашей страны; познакомить с государственной символикой России (флагом, гербом, гимном); с понятиями «гражданин», «федерация», «конституция»; воспитывать чувство патриотизма; любовь к родному краю, Родине.

Оборудование: изображения герба, флага России; звукозапись гимна России; физическая карта России (Российской Федерации); картины, фото нашей Родины.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Наш классный час посвящен нашей стране. Сегодня мы будем гово-рить о государственных символах нашей страны, задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине: любим ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело?

В какой стране мы живем? (В России.)

Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация.)

Федерация означает союз, объединение. Говоря словами гимна России, наше Отечество – это «братских народов союз вековой».

Россия объединяет в своем составе республики, края, области, авто-номные округа. В состав РФ входят: 21 республика. 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов. (Показать на карте.)

Россия – многонациональная страна, где живут русские, марийцы, татары, удмурты, буряты, башкиры, карелы и многие- многие другие, (всего 160 народов).

Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Представьте себе, что мы совершаем путешествие по территории России. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров. (Показать на карте.)

Как называется самый главный город России, наша столица? (Город Москва.) Москва входит в число крупнейших городов мира. Здесь находится правительство нашей страны.

Кто является главой нашего государства? (Президент РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев.)

3. Чтение стихов о Родине.

Учитель.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносились,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: «Россия!»

1 чтец.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

2 чтец.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3 чтец.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

4 чтец.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете,

Нет страны ее родней.

5 чтец.

Россия – Родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья

Почти такие ж, как в России.

По небу одному равна

Над головой своей по шири,

Ты первой названа, страна,

Надеждой мира в целом мире.

6 чтец. В давние времена Россию называли Русью. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Рус-ских еще называют россами, а страну, где они живут – Россией.

7 чтец.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства

И все же не можем никак наглядеться.

Каждый человек, слушая эти стихи, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ.

Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе? (Все мы – россияне! Граждане России.)

Кто такой гражданин? (Житель страны, который признает ее законы – правила поведения.) Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

4. Государственные символы России.

Как у каждого государства, у России есть свои символы.

Какие символы страны вам известны? (Флаг, герб, гимн.)

Догадайтесь, о каких символах страны идет речь?

а) Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг.)

б) Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб.)

в) Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн.)

В декабре 2000 г. Государственная дума приняла законы о государственной символике РФ – гербе, флаге, гимне.

Эти символы занесены в Конституцию России и закреплены в статье 70.

1) Опишите современный герб.

8 чтец.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

1 ученик. Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Над головами орла мы видим три короны (две малые и одну большую). В его левой лапе – держава, а в правой – скипетр.

Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоцен-ными камнями.

Держава – это золотой шар с крестом наверху.

А на груди на красном щите – всадник. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона.

Три короны (две малые и одна большая) – символы союза респуб-лик, краев и областей, из которых состоит РФ.

Скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства.

Всадник, поражающий копьем дракона, – готовность народа встать на защиту родной земли (страны) от врагов.

Почему у орла две головы? (Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости.)

А еще Россия – страна, которая расположена в двух частях света – Европе и Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.

Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая – на восток, охраняя государство.

Интересно узнать, кто такой Георгий Победоносец?

2 ученик. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Георгие, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и скоро ни у кого не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал молодой воин по имени Георгий на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы.)

Опишите герб Москвы.

3 ученик. Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины - Москвы. Святой Георгий изображен на фоне красного поля, поражающий копьем черного змея. Герб был утвержден в 1781 году, в годы правления Екатерины Второй.

Почему он расположен в центре Российского герба? (Москва – столица России.)

Зачем нужен герб России? (Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.)

Гости – туристы, предприниматели – приезжают из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Нужен герб и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков.

Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и грамот.

Где можно встретить изображение Российского герба? (Здание правительства, паспорт, монеты.)

Кроме гербов стран, существуют гербы городов. И у нашего маленького города есть герб. Опишите герб нашего города Инты.

4 ученик. У герба Инты три основных символа: водонапорная башня, террикон, олень. В правом нижнем углу – склон террикона – символ угледобывающей промышленности. Слева – водонапорная башня – символ строительства и архитектуры, истории города. В изображении башни использован коми орнамент. На фоне башни и угля изображены олень и северное сияние.

2) Государственный флаг.

Теперь поговорим о государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы государства – Президента России.

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России, он был установлен в 1994 году.

а) Флаг имеет свою историю.

5 ученик. Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязы-вая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались. На них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

Издавна на Руси любимым цветом для флага был красный цвет. Считается, что красный цвет – цвет жизни, цвет человеческой крови.

Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце XVIII века на первом боевом корабле «Орел». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел царь Петр Первый.

б) Опишите флаг РФ.

9 чтец.

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет!

Вот он, флаг! Это бело-сине-красное полотнище. Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну.

Когда поднимают флаг? (Во время спортивных соревнований в случаях победы наших спортсменов; его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)

Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную.)

Каково старинное название флага? (Стяг.)

Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет.

3) Рассказ ученика о Государственном гимне РФ.

Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну, самая главная песня государства.

Музыку гимна написал композитор А.В. Александров (1883 – 1946), а слова – поэт С.В. Михалков (1913 – 2009).

На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. Наша страна встречает и провожает новый день мелодией гимна. Его исполняют перед началом и после окончания передач по радио и телевидению. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. Музыке гимна уже более 50 лет.

Звучит запись гимна.(1 куплет и припев)

Чтение текста гимна учащимися.

Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при вручении государственных наград.)

5. Кроссворд «Символика России». (Работа в парах.)

1. Торжественное музыкальное произведение, символ государства.

2. Символ Российского государства, на котором изображен орел.

3. Прямоугольное полотнище определенного цвета или нескольких цветов.

4. Столица нашего государства.

5. Глава государства.

6. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге?

Ответы:

1. Гимн. 2. Герб. 3. Флаг. 4. Москва. 5. Президент. 6. Синий.

6. Подведение итогов.

О чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей.)

Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. А пока вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы еще многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.


Северо- Казахстанская область

район имени Г.Мусрепова

с. Ставрополка

КГУ «Ставропольская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Касьяненко Нина Григорьевна

Цель: углубление знаний учащихся о символах Республики Казахстан

Задачи:

– обобщить знания учащихся о государственной символике Республики Казахстан

– создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики.

– развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.

– воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны.

– воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Ход классного часа:

Звучит Государственный гимн Республики Казахстан.

Учитель.

Республика Казахстан – наш родной край, наша Родина. На этой земле с древних времён жил казахский народ. Казахи пасли скот, занимались земледелием, защищали свою Родину от врагов. Они смогли сохранить свою землю для своих потомков, а значит и для нас.

Очень долгим был путь казахстанского народа к своей свободе. История уходит корнями вглубь тысячелетий. Но, преодолев трудности, Казахстан в 1990 году обрёл Независимость.

В 1991 году весь мир облетела весть о рождении независимого государства, имя которому – Республика Казахстан. Теперь

У казахов своя земля,

Свои земли на все времена.

(видеоролик)

Ученик:

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Ведь одним из первых шагов возникшего государства является обретение им своего флага, герба и гимна. Связано это с тем, что они являются символами политической независимости и суверенитета страны.

На Знамени – орел несет светило,

И в сердцевине герба – шанырак

Так в суверенном мире наша сила

И в давней дружбе – благодарный знак.

Через немалые испытания прошел казахский народ, прежде чем завоевать право на свою государственную символику – Гимн, Герб и Флаг.

Есть слово гордое “Казах”,

В нем воплотилось государство

С Гербом и Гимном, есть свой Флаг,

Язык, в котором мудрость нации.

Государственные символы закреплены Конституцией Республики Казахстан в статье 9, а также статья 34 гласит, что “каждый гражданин обязан знать и уважать государственные символы Республики Казахстан”.

4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана. Этот день навсегда останется в истории страны как день рождения новой государственной символики.

Учитель.

Государственные символы - одна из незыблемых основ государства. И сегодня мы ещё раз пролистаем страницы нашей «книги символов»

Государственные символы – не только художественные образы, но и глашатаи идеи осуществления государственной независимости. Он способствует проникновению этой идеи в мысли и чувства людей. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн своей родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века

Голубой флаг с золотистым солнцем и парящим силуэтом орла и герб, в центре которого находится образ шанырака, как символ общего дома для всех казахстанцев, явили миру образ нового независимого Государства под названием Республика Казахстан.

(Видеоролик о государственных символах РК)

Государственный флаг Республики Казахстан.

Учитель.

Слово “флаг” голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Флаг это один из символов государства. Есть флаги и знамена корабельные, заводские, институтские, знамена спортивных команд, знамена воинских частей. С каких же пор пошел обычай поднимать и чтить флаг?

Впервые знамена появились, пожалуй, у древних кочевых племен – скифов, только знамена были надувные. Это был длинный мешок, который формой напоминал дракона – с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.

Как мы с вами видим происхождение флага военное. В Средневековье собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.

Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала … треугольные.

“Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32 лучами, под которым парящий степной орел”.

Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.

Казахский народ с древних времен считал орла священной птицей. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.

С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент, олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.

Солнце - источник жизни и энергии. Силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца на флаге имеют форму зерна - основа изобилия и благополучия.

Золотой цвет солнца, орла и орнамента означает светлое, ясное будущее наших народов, изобилие, счастье и богатство.

Государственный герб Республики Казахстан.

По словарю Ожегова С.И. герб – “эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах”.

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шота Амана Уалиханова..

Ученик:

Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Это символ жизни, вечности.

Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты.

Образ шанырака в Государственном Гербе республики – это образ нашего общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане. Счастье в нем зависит от благополучия каждого, как прочность шанырака зависит от надежности его уыков. Будущее государства также зависит от единства и согласия его граждан, от их общих усилий во благо общего дома – общей Родины.

Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба.

Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла.

Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность.

Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары.

Ученик:

Лошади были главными помощниками в хозяйстве, в войнах с захватчиками. Ведь конь является также стихией казаха.

Издавна говорят: “Казак жылкы мiнездi”, этим еще раз подчеркивается наибольшая близость, схожесть с природой. Конь с крыльями символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют также о чистых помыслах и стремлении к совершенствованию и достижению гармонии в обществе, с природой и мировой цивилизацией

Ученик:

В центре герба находится пятиконечная звезда. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.

Цветовую гамму герба составляют два основных цвета - золотистый и голубой. Первый соответствует светлому, ясному будущему народов страны. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем Гербе олицетворяет стремление Казахстана к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты

У казахов принято такое благородное приветствие: “Да будет у вас шанырак высоким, кереге широкими, порог крепким, счастливым”.

Государственный гимн Республики Казахстан.

“Гимн – это флаг, сотканный из слов”.

А.Тажибаев

Учитель:

Итак, в начале нашей встречи для вас прозвучал гимн Республики Казахстан.

– Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?

Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин Республики Казахстан. Исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди, а военные отдают честь или салютуют оружием.

В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году “Мой Казахстан” (“Менiн Казакстаным”) с внесёнными изменениями, приводящими песню в статус государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста. Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова (1956), Нурсултана Назарбаева.

Ученик:

По словам поэта Тажибаева А.: “Гимн – это флаг государства, сотканный из слов”.

Безусловно, слова гимна должны быть священны и близки для народа. Для сотворения слова-символа, слова-клятвы требуются не только чувство исторической реальности, но также мудрость и прозорливость, а самое главное – пророческое озарение настоящего творца искусства.

Именной такой песней-символом стала песня “Мой Казахстан”, написанная во время поднятия целины. Эта песня у всех на устах и близка всем по своему духу.

Государственный гимн – это духовное знамя. В гимне отражено стремление народа к свободе, глубокие корни и чаяния о будущем. Он призывает к дружбе и единению во имя гуманизма, мира и согласия на нашей древней и прекрасной земле.

2.Почему цвет флага голубой? (Цвет неба и земли, единство неба и земли)

3.Что означает голубой цвет? (честность, чистоту, безвинность, цвет свидетельствует о культурно- этическом единстве народа, заложена идея неделимости государства)

4.Что означает солнце на флаге?(источники жизни и энергии, символ жизни,богатства,изобилия)

5.Что означает степной орел или беркут? (орел- это государственная власть, широта и прозорливость, символ свободы, независимости стремления к цели, к высоте, полет в будущее, мощь и сила государства)

6.Для чего на флаге орнамент и какой? («кошкар-муйиз- бараньи рога»- это национальный признак государства, отличительный признак от других флагов)

7.Сколько проектов флагов было предложено? (600 проектов)

Учитель:

Итак, подводя итоги, мы можем с гордостью сказать: Казахстан-государство со своей историей, своим государственным языком, символами, закрепленными Конституцией и столицей. Приятно сознавать, что флаг Республики Казахстан все чаще можно увидеть на международных выставках, соревнованиях и встречах. Все больше представителей Казахстана занимают посты в разных международных организациях. Иностранцы, приезжая сюда, поражаются темпам развития Республики Казахстан.

Казахстан – государство перспективное, развивающееся. Я считаю, что в будущем он станет еще лучше, еще крепче. Миролюбивая политика государства, развитие интеллектуального и экономического потенциалов являются залогом будущего процветания.

Казахстан прошлого – историческая родина отважных тюркских племен, мощное среднеазиатское государство; Казахстан настоящего – независимое государство с высокими темпами развития, прочно завоевывающее себе место среди ведущих азиатских государств; Казахстан будущего – одна из признанных мировых держав.

Мы, жители Казахстана, и само государство – одно органически целое. Мы сделаем все возможное для его развития, а в итоге выиграем сами – мы будем гражданами развитого, независимого, мощного в экономическом и политическом смысле государства.

Вот и подошёл к концу наш классный час, посвященный символике Республики Казахстан. Думаю, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о Государственных символах нашей Республики. Надеюсь, что вы станете настоящими патриотами своей Родины, ведь по мнению Бернарда Шоу “патриотизм – это убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно в ней ты родился”.

А в философском словаре дано такое определение патриотизму: “нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Любите свою Родину и будьте достойными гражданами Республики Казахстан!

Тема: «Государственная символика Российской Федерации» (беседа)

Цели:

Воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности студента;

Приобщение старших подростков к историческому прошлому и настоящему Российского государства.

Ход классного часа.

Беседа № 1. «История гимна Российского государства».

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государства или социального единства. Государственным гимном принято считать гимн, исполняемый при официальных церемониях внутриполитического и международного характера.

В России существовало одновременно несколько общенациональных духовных и патриотических гимнов. Хор «государственных дьяков» с 1479 г. до XVII века во время церковных праздников и событий общегосударственного значения исполнял православные песнопения.

Начиная с царствования Петра I и до 1780-х гг. встречи коронованных особ, победы в войнах и т. д. отмечались панегирическими песнями — «виватными кантатами», перемежавшимися пением «Многая лета».

Функции государственного гимна в XVIII — начале XIX в. выполнял также общеевропейский гимн «Тебя, Боже, хвалим». В 1720-х гг. неизвестным автором был создан старейший русский марш «Преображенский марш Петра Великого», в 1805 г. поэт С. Н. Марин написал к нему слова: «Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов» (позже составлен другой текст — «Знают турки нас и шведы»). Марш исполнялся при выходах императоров, на парадах и приемах послов. К концу XIX в. он стал главным маршем Российской империи.

Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 г. был написанный О. А. Козловским в форме марша-полонеза «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина для хора и оркестра, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. На музыку «Грома победы» в декабре 1831 г. В. А. Жуковский написал «Русскую песнь на взятие Варшавы».

В период между 1790 и 1801 гг. композитор Д. С. Бортнянский создал духовный небогослужебный гимн на слова М. М. Хераскова — «Коль славен наш Господь в Сионе» (построен на основе православных и народных напевов). В XIX — начале XX в. этот гимн исполнялся во время крестных ходов и церковных парадов, на торжественных военных церемониях. В нотных изданиях XIX в. он сопровождался пометкой «национальной русский гимн». Попытка использовать «Коль славен» в качестве государственного гимна при Временном правительстве (1917 г.) не увенчалась успехом.

Первым официальным государственным гимном Российской империи (с 1816 г.) была «Молитва русских» Жуковского на мелодию английского государственного гимна «Боже, храни короля». Второй официальный государственный гимн «Боже, Царя храни», созданный по инициативе императора Николая I композитором А. Ф. Львовым, впервые был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г. в Большом театре и в Петербурге, а. затем 25 декабря 1833 г. в Зимнем дворце на праздновании 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия.

Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в русской армии, при посещениях императорской четой театров и других общественных мест.

До 1944 г. государственным гимном РСФСР, затем СССР был международный пролетарский гимн «Интернационал» (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера). 1 января 1944 г. по радио прозвучал новый гимн, музыка которого была написана А. В. Александровым, а слова — С. В. Михалковым и Г. Г. Эль-Регистаном («Союз нерушимый...»).

В Российской Федерации положение о государственном гимне было утверждено Указом Президента Б. Н. Ельцина 11 декабря 1993 г. Музыкальной основой этого гимна являлась «Патриотическая песня» М. И. Глинки. Принятых слов у гимна не было.

С 2000 г. у нас в стране утвержден гимн на музыку А. В. Александрова, использованную для советского гимна, поэт С. В. Михалков написал новые слова.

Текст современного Гимна России

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Вопросы для обсуждения:

Что, по вашему мнению, стремились внести в текст гимна руководители государства в различные исторические периоды Российской Федерации?

Выучите текст Государственного гимна Российской Федерации.

Беседа № 2. «История возникновения Государственного герба Российской Федерации».

Герб государственный — законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.

Отличительной особенностью русских гербов было их происхождение не от рыцарских символов, а от древних эмблем и знаков на печатях, монетах, военных знаменах.

По одной версии — слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. По другой — слово «герб» — славянского происхождения и буквально означает «наследство» (в отличие от немецкого или французского, где герб означает «оружие»).

Первые гербы, изображенные на печатях, появились в XI — XII вв. Так, «Лев» был отличительным знаком основателя Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира.

В 1672 г., при царе Алексее Михайловиче, была составлена особая книга «Титулярник», в которой воспроизводились рисунки ряда земельных гербовых эмблем. Но окончательное преобразование старинных земельных эмблем в гербы и оформление их по общим геральдическим правилам началось только при Петре I, учредившем в 1722 г. должность герольдмейстера и штат работников при нем.

Государственным гербом Российского государства стал золотой двуглавый орел.

В настоящее время, как сказано в Федеральном законе «О гербе Российской Федерации», «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Двуглавый орел — один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI в. до н. э. В XI в. двуглавый орел становится элементом восточного орнамента, особенно на тканях. В XIV в. он встречается на медных монетах золотоордынского хана Джанибека (1341—S357 гг.). Со времен крестовых походов двуглавый орел распространяется по Европе.

В пределах Византийской империи двуглавый орел выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы. Однако гербом Византии он так и не стал.

В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом.

Рождение двуглавого орла в символике России относится к жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 г. его племянникам. К ней была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «Иоанъ Божиею милостию Господарь Всея Руси и Великий князь», а на обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями. Принятие двуглавого орла в качестве символа России связано с идеей провозглашения Москвы третьим Римом (преемницей Византии).

Иван III принял в качестве государственного герба Руси византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, на желтом (золотом) фоне. В качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV в., поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.

При великом князе Василии Ивановиче (1505—1533 гг.) форма корон на гербе изменена (они стали «царскими»). Канон изображения орла не был отработан. При Иване IV Грозном (1533—1584 гг.) на разных изображениях государственного герба орел иногда был только с одной (общей для обеих голов) короной с возвышающимся над ней православным крестом; одновременно появляется обременяющее орла изображение — иногда всадника (повернутого влево), поражающего дракона, иногда единорога.

Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения (связанные, прежде всего, с введением в него титульных гербов), не менявшие его общего вида.

Последний раз в царской России герб был утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном, покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху, копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою».

После Февральской революции государственный герб в старом виде перестал употребляться.

С принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. введен новый государственный герб — герб РСФСР: изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки гербов РСФСР и СССР менялись, но герб с колосьями просуществовал почти восемьдесят лет.

Вопросы для обсуждения:

Как отражалась историческая эпоха в главном символе Российского государства в различные периоды его становления?

Опишите современный герб Российской Федерации.

Беседа № 3. «История Государственного флага Российского государства».

Наряду с государственным гербом официальным символом государства является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. Важнейшая из них — взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности.

Флаги ведут свое происхождение от знамен, штандартов. Знамена — символы объединения и власти. К первым относятся знамена организаций, воинских частей и соединений, флаги государственные, национальные, морские; ко вторым — императорские, царские, королевские, президентские...

Первые штандарты в мировой истории представляли собой шест с фигуркой птицы или зверя на вершине, которые ассоциировались со скоростью, силой или боевым духом. Такие штандарты впервые появились на Ближнем Востоке примерно 5000 лет назад.

Самым первым римским штандартом быв манипулус (дословно — «ручной»), который представлял собой связку соломы, закрепленную на копье; она служила сигналом для сбора солдат манипула (подразделения легиона), а также средством связи. Позднее каждый манипул стал нести свою собственную эмблему с животным (таким, как лошадь или волк) на древке.

Принятый в 1991 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т. д. Трехцветный Государственный флаг Российской Федерации восходит к флагу, введенному Петром I. Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем угод у древка, золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой, над ними.

Вопросы для обсуждения:

Что символизировал цвет флага СССР и что означает нынешний триколор?

Объясните понятие происхождения слов «герб», «флаг», «гимн».

Беседа № 4. «Краткая биография Президента Российской Федерации В.В. Путина».

Президент Российской Федерации — Путин Владимир Владимирович.

Родился 7 октября 1952 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. По распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985—1990 г. работал в ГДР. С 1990 гг.— помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского Совета. С июня 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-

Петербурга. Одновременно — с 1994 г. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. С августа 1996 г. — заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации. С марта 1997 г. — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. С мая 1998 г. — первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 8 июля 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно — с марта

1999 г. — Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации. С августа 1999 г. — Председатель Правительства Российской Федерации. С 31 декабря 1999 г. — Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Председатель Государственного Совета. Кандидат экономических наук. Владеет немецким и английским языками.

У Путина двое детей, дочери Мария (1985 г. р.) и Катерина (1986 г. р.).

Мини-итоги : Классный руководитель (куратор учебной группы) обобщает рассуждения студентов и призывает их неукоснительно исполнять требования к государственной символике российского государства.

Участники : учащиеся 8-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать воспитанию у детей уважения к государственным символам Российской Федерации;

2) расширить представления учащихся о символике России.

Подготовительная работа

I. Изготовление сигнальных карточек с буквами А, В, С, D (столько карточек, сколько учащихся в классе).

II. Подготовка табличек с указанием групп, участвующих в игре (зрители, участники, друзья, советчики).

III. Изготовление жетонов разных цветов: красного — 5 шт., синего — 5 шт., желтого — 10 шт., зеленого — 100—150 шт.

IV. Подготовка грамот и призов для победителей игры.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) сигнальные карточки, жетоны, грамоты, призы;

б) компьютер с мультимедийной установкой и экраном;

в) столы и стулья, расставленные в классной комнате следующим образом:

Ход игры

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны различных цветов.

Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель . Любое современное государство имеет гимн, герб и флаг — главные символы каждого государства. И наша страна не является исключением. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно — в течение последних десятилетий. Чем, как вы думаете, это можно объяснить?

Учащиеся. Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством.

Классный руководитель . Верно. Ведь до этого существовал Советский Союз, составной частью которого и была Россия.

Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг Российской Федерации, новый герб, знаете текст и музыку нового гимна России. И сегодня мы посмотрим, насколько хорошо вы знакомы с историей главных символов нашего государства, как знаете современные символы. Я предлагаю вам принять участие в интеллектуальной игре, тема которой —- государственные символы РФ.

Каждая игра проходит по правилам. В нашей игре они следующие. При входе в класс вы взяли жетоны разных цветов, каждый цвет имеет свое значение. Тот, кто вытянул красный жетон, становится участником игры. Белый означает, что вы являетесь советчиками, т.е. к вам игроки могут обратиться за помощью. Если ваш жетон синий, то вы становитесь друзьями участников нашей игры и тоже сможете им помочь. Ну а вытянувшие желтый жетон будут зрителями, к которым игроки также могут обращаться за подсказками.

В нашей игре не только участники могут получить приз, но и все, кто находится в аудитории. На ваших столах лежат сигнальные карточки с буквами А, В, С и D. Пока игрок не дал ответа, вы должны поднять карточку с буквой, которая относится к правильному, на ваш взгляд, ответу. Если последует правильный ответ, то от моего помощника вы получите жетон зеленого цвета (жетонов при входе на два меньше,

чем учеников в классе, и те, кому не достались жетоны, становятся помощниками ведущего). В конце игры мы подсчитаем количество полученных жетонов.

В игре 7 вопросов и 3 подсказки. Что же это за подсказки?

1. Подсказка советчиков. Советчики обсуждают в течение 30 с и называют верный (на их взгляд) ответ.

2. Подсказка друзей. Друзья, обсудив варианты ответа в течение 30 с, дают свой вариант ответа.

3. Подсказка зрителей. Зрители поднимают таблички со своим вариантом ответа, помощник подсчитывает, сколько и каких ответов дано, и сообщает о них игроку.

Каждый из игроков сможет воспользоваться подсказкой только один раз.

Игра начинается с отборочного тура, в котором принимают участие все участники. Кто первым правильно ответит, тот и займет место основного игрока. Итак, мы начинаем. Я объявляю отборочный тур.

Вопрос отборочного тура: Какой цвет не используется в изображении Российского флага?

в) желтый; +

г) красный.

(Примечание: правильные ответы выделены в тексте знаком «+».)

Тот, кто быстрее всех и правильно ответит на вопрос, становится первым игроком. Ему предстоит ответить на вопросы. Если игрок не верно отвечает, то становится зрителем, а его место занимает тот из участников, кто получил к этому моменту больше жетонов.

Вопросы основной части игры.

1. Что из перечисленного не является обязательным символом страны?

в) монета; +

2. Современный государственный флаг России состоит из полос сверху вниз:

а) белая, синяя, красная; +

б) синяя, белая, красная;

в) белая, красная, зеленая;

г) красная, синяя, белая.

3. В каком веке появилось первое изображение Российского герба?

4. Главное царское знамя в XVI—XVII вв. называлось:

а) большое полотнище;

б) великий стяг; +

в) огромный флаг;

г) обычное знамя.

5. Что не является официальным знаменем современной России?

а) Андреевский флаг;

б) Знамя Победы;

в) Великий Стяг; +

г) Президентский штандарт.

Пояснения учителя. Андреевский флаг — знамя Военно-морского флота России (утверждено в 1992 г.), Президентский штандарт — знамя Президента РФ (утверждено в 1994 г.), Знамя Победы — символ победы России над фашистской Германией (утверждено в 1996 г.).

6. Слово «гимн» в переводе означает:

а) торжественная песнь; +

б) пение хором;

в) главная песнь;

г) живое исполнение.

7. Официальный гимн Российской империи в 1833—] 917 гг. назывался"

а) «Гром победы, раздавайся!»;

б) «Боже, царя храни!»; +

в) «Коль славен наш Господь в Сионе...»;

г) «Преображенский марш».

8. Современный Российский гимн начинается словами:

а) «Союз нерушимый республик свободных»;

б) «Вставай, проклятьем заклейменный...»;

в) «Россия — священная наша держава...»; +

г) «Славься, Отечество наше свободное».

а) А.В. Александров; +

б) О.А. Козловский;

в) М.И. Глинка;

г) С.В. Михалков.

10. Название герб происходит от немецкого слова, означающего:

а) государство;

б) потомство;

в) наследство; +

Пояснение учителя . Герб — от немецкого слова erbe (наследство). В России слово «герб» появилось в XVI в.

11. Что изучает геральдика?

а) монеты;

г) гербы. +

12. День государственного флага РФ празднуется:

Пояснение учителя . В августе 1.991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трехполосное знамя официальным национальным флагом РФ. В этот же год было постановлено считать 22 августа Днем государственного флага Российской Федерации.

13. Когда Русь обрела государственный герб?

а) при великом князе Святославе;

б) при великом князе Иване III; +

в) при императоре Петре I;

г) при президенте В. В. Путине.

14. Какой девиз был начертан в гербе СССР?

а) «С нами Бог!»;

б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; +

в) «Весь мир насилья мы разрушим»;

г) на нем не было девиза.

15. Императорский штандарт Петра I был:

а) бело-голубого цвета;

б) серебристо-черного цвета;

в) черно-золотого цвета; +

г) бело-сине-красного цвета.

Пояснение учителя . Императорский штандарт Петра I — это золотое квадратное знамя с черным двуглавым орлом посередине. Его расцветка соответствовала цветам российского герба. В XVII—XIX вв. это знамя фактически было государственным знаменем России.

16. Утвержденное в 1918 г. знамя РСФСР было:

а) бело-сине-красного цвета;

б) красного цвета; +

в) черно-желтого цвета;

г) красного цвета с синей полосой.

17. На знамени СССР было изображение:

а) красной пятиконечной звезды;

б) красной пятиконечной звезды, серпа и молота; +

в) серпа и молота;

г) на нем не было изображений.

Пояснение учителя . Флаг СССР существовал с 1924 по 1991 г. Это было красное или алое знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

18. Что из перечисленного не является знаменем?

а) вымпел;

б) штандарт;

в) хоругвь;

г) полотнище. +

Пояснение учителя . Вымпел — знамя удлиненной формы. Штандарт — особый знак главы государства. Хоругвь — изначально церковное знамя. Полотнище — часть любого флага.

19. Когда был утвержден современный гимн России?

Пояснение учителя . В ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» сказано: «При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом».

20. Кто изображен на российском гербе?

а) медведь;

21. Сколько голов имеет орел, изображенный на Российском гербе?

Пояснение учителя. Двуглавый орел — древний символ, который появился на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад. В Византии он символизировал две части империи — восточную и западную.

22. Сколько корон изображено на гербе России?

23. Кто изображен на груди орла, на красном щите?

а) Серебряный всадник с копьем, поражающий дракона; +

б) великий князь на коне;

в) дракон, сражающийся со змеей;

г) нет изображения.

Пояснение учителя . Русскими людьми изображение всадника, поражающего змия, воспринималось как изображение ездца (изображение конного воина или государя на печатях и монетах), а иностранцами — как изображение святого Георгия Победоносца. Это изображение стало распространяться после Куликовской битвы.

24. Телевизионные и радиовещательные компании транслируют государственный гимн:

а) ежедневно; +

в) раз в неделю;

г) каждый час.

Пояснение учителя. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» государственные телевизионные и радиовещательные компании транслируют гимн ежедневно — перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 ч и в 24 ч по местному времени.

25. Изучением знамен занимается:

а) сфрагистика;

б) филателия;

в) эмблематика;

г) вексиллология +

Подведение итогов игры . Если после того как все участники побывали в кресле игрока, остались вопросы, можно предложить ответить на них всем присутствующим в аудитории. После этого подсчитывается количество жетонов у всех учащихся, подводятся итоги и награждаются лучшие знатоки символов нашего государства.

Литература

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия В 10 CD- ROM.

Серов Б.И. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика": Гимн. Герб. Флаг. М., 2005