Казачьи серьги в двух ушах. Казачья серьга

Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска - чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.

Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.

Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.

Для чего казаки носили чуб на голове

Чуб, или оселедец, - это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.

Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.

Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.

Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Зачем казаки носили серьгу в ухе

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, - словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.

Казачий обычай носить серьги связан исключительно с военной стороной жизни. Однако не все казаки имели право носить их. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду.

Сами же серьги у мужчин-казаков имели обычно вид простого полумесяца и в лучшем случае были серебряными.

Если же казак носил по серьге и в правом и левом ухе это означало, что он один ребенок у родителей. В походах и боях таких по возможности берегли. Нельзя сказать, что наличие серьг не освобождало казаков от опасностей. Они наряду с остальными сражались в боях плечом к плечу и несли тяготы походов. Но остальные по негласным правилам старались их сберечь и, как могли, подстраховывали.

Были и другие обычаи. Когда в мирное время умирал последний казак в роду, его шашку ломали и клали с ним в гроб. За гробом умершего казака до самого кладбища вели коня под седлом.

Что же касается колец, то мужчины их не носили совсем. Только женщины. Кольца на девичьих и женских руках имели свое значение.

Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, на правой — просватана. Кольцо с бирюзой означало, что возлюбленный девушки служит. Бирюза — камень тоски. Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведена. Два золотых кольца на левой руке — вдова, так как второе кольцо — это кольцо умершего мужа.

И еще в дополнение темы:

Казачье движение в России имеет продолжительную и богатую историю. Этот субэтнос на территории нашего государства появился благодаря вхождению в состав Российской империи Запорожской Сечи, основанной в середине XVI века. Екатерина Вторая распустила Сечь в XVIII веке из-за «политической ненадежности». Часть запорожцев ушла в Турцию, а наиболее патриотичные полки были расселены на южных рубежах нашей Родины. Так возникли кубанские и терские казаки. Казачье движение набирало силу, появлялись различные войска, охранявшие границы нашей страны и осваивавшие новые территории. Просуществовав несколько веков в начале 20 века, после Великой Октябрьской революции, казачьи полки были расформированы по причине поддержки белого движения.
Тем не менее, по приказу И.В.Сталина во время Великой Отечественной Войны были созданы казачьи отряды, которые с честью участвовали в боевых действиях на стороне Красной Армии. С начала 90-х годов 20 века начались попытки возрождения казачества, но сегодня казачьи парады - это просто «кусочек» ожившей истории.

Помогая осваивать новые территории и охранять границы государства, казаки часто перенимали обычаи и традиции народностей тех мест, где они обитали. Например, терские казаки, по сути полиэтническое образование (в ряды терских казаков помимо русских входили многие другие народности, существовали смешанные браки), переняли многое у кавказцев. Особенно заметно это в одежде, вооружении и обычаях.

Доподлинно неизвестно, откуда зародилась традиция у казаков носить серьгу в ухе. Сегодня, в 21 веке, ношение подобного украшения рассматривается как часть имиджа, «прикида» или намекает на нетрадиционную сексуальную ориентацию. Серьгами украшают не только уши, но и все что угодно. Пирсинг сегодня считают искусством, хобби, средством привлечения внимания, не рассматривая какое-то конструктивное и практически применимое его значение.

Серьга же в ухе мужчин-казаков указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери. Серьгу в правом ухе носил последний в роду, где не было наследников по мужской линии. Единственный ребенок у родителей носил две серьги. Этот элемент украшения считался оберегом, но в то же время выполнял вполне практическую миссию - командир при равнении строя направо и налево четко видел, кого следует беречь в бою

Почему казаки носили чуб и серьги?Образ казака, сформированный в сознании нашего народа и отображенный в культуре, (как в классической, так и в современной) имеет специфическую атрибутику. Шаровары, сабля, курительная трубка, обязательно гладковыбритая голова с длинным пучком волос на макушке и серьги в ушах (вид которой в ушах молодежи относительно недавно рождал нервную дрожь и непроизвольное бурное слюноотделение у людей старшего поколения). Если шаровары были частью национального наряда, сабля – самым распространенным оружием, а трубка… впрочем, о трубке не будем; то назначение, смысл прически и серег вызывали (да и сейчас продолжают иногда вызывать) споры.

Между тем, пучок волос на макушке, который называется чуб, чупрына или оселедец (в украинском языке означает «селедка»), имел несколько значений. Во-первых, он был своего рода визитной карточкой казака. Но не любого, а уже опытного, закаленного в боях воина. Молодняк не имел права носить чуб. Молодые казаки, которые назывались «джуры», стриглись обычно «под горшок». Прическа «укорачивалась» постепенно в процессе обучения воинскому искусству и накоплению боевого опыта. Самым позорным наказанием для казака было сбривание чуба.

Во-вторых, чуб имел мистическое значение. Казаки верили, что если после смерти попадут за свои грехи в ад (казаки воевали и убивали своих врагов, а убийство – грех), то Бог вытащит казака, как защитника веры и родной земли, за чуб из адского котла. Чаще всего чуб носили на левую сторону. Таким образом, он мешал черту, сидящему, как известно, за левым плечом.

Серьги также носились не ради забавы. Это был способ донести информацию о социальном статусе казака. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец – последний мужчина в своем роду. Бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах. Казаков с серьгами старались не отправлять на особо опасные задания и по возможности берегли в бою. Однако прятаться за спинами товарищей, прикрываться своим статусом у казаков было не принято.

Сама серьга изготавливалась в виде полумесяца из серебра, так как любой другой металл окислялся и мог привести к заболеванию. Золото для серег не использовалось, ибо оно «должно звенеть в кишени (кармане)».

Не менее дорогим для казака символом была курительная трубка. Помимо основного назначения (курения), трубка, по некоторым данным, служила своеобразным оберегом. Дело в том, что заговоренный табак мог отгонять нечистую силу. И вот, чтобы отогнать от себя черта и обезопаситься от его козней, казаки курили его в трубке. Наравне с саблей трубка была верной подругой казака в походах.

Набрал вот информации интересной для себя. Матвеевы - уральские казаки, если кто не в курсе, а этой темой про серьги я давно мельком интересовался, вот дошли руки разобраться.

В средние века в Европе мужские серьги переживали то периоды ренессанса, то, наоборот, падения. Например, в XIII в. католическая церковь, вооруженная религиозной догматикой, запретила изменять тело, сотворенное «по образу и подобию». Этот запрет коснулся и прокалывания ушей. Поскольку сфера влияния церкви в то время была довольно широкой, законопослушное большинство перестало носить серьги. Что до меньшинства, состоящего из пиратов, воров и цыган, то они отказываться от проколов не торопились. Причины для ношения серег у них были разные. Как уже было сказано выше, цыгане продевали в ухо серьгу мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребенка, а также единственному сыну в семье. Воры серьгой демонстрировали бесстрашие перед церковным судом и принадлежность к социальному «дну». У пиратов серьга означала захваченный им корабль. Мореход мог надеть серьгу после того, как обогнул Мыс Доброй Надежды, на котором почти круглый год стоит штормовая погода. Такой моряк имел право в портовых кабаках безнаказанно класть ноги на стол. Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе ее носил единственный сын матери-одиночки. В правом — единственный сын у родителей. В обоих ушах — последний в роду, кормилец и продолжатель рода. По казачьей традиции, атаман или есаул был обязан оберегать такого, особенного человека. Во время войны, например, его не имели права подвергать смертельному риску, не отсылали на верную гибель в самое пекло.

Серьга же в ухе мужчин-казаков указывала на роль и место казака в роду. В левом ухе носил серьгу единственный сын у одинокой матери. Серьгу в правом ухе носил последний в роду, где не было наследников по мужской линии. Единственный ребенок у родителей носил две серьги. Этот элемент украшения считался оберегом, но в то же время выполнял вполне практическую миссию - командир при равнении строя направо и налево четко видел, кого следует беречь в бою.

Серьги также носились не ради забавы. Это был способ донести информацию о социальном статусе казака. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье. А когда серьга носилась в правом, то это говорило о том, что ее владелец - последний мужчина в своем роду. Бывали случаи, когда серьги носились в обоих ушах. Казаков с серьгами старались не отправлять на особо опасные задания и по возможности берегли в бою. Однако прятаться за спинами товарищей, прикрываться своим статусом у казаков было не принято.

Сама серьга изготавливалась в виде полумесяца из серебра, так как любой другой металл окислялся и мог привести к заболеванию. Золото для серег не использовалось, ибо оно «должно звенеть в кишени (кармане)».

Осетр вполне подходит, он есть на гербе Яицкого (Уральского) казачьего войска:

Серьга казака.

СЕРЬГА.

Был мальчиком. И тётка, старуха,
Казачьей гордясь стариной,
Проколола мне левое ухо
Тьмутараканской серьгой,
Рассказав о серьге Святослава,
Про Саркелы — хазарскую быль —
Что лежит по-над Доном направо,
Где теперь лишь полынь да ковыль.
Не такая ль попала к татарам,
От татар перешла к казаку
И досталась ахтырским гусарам,
Да второму Донскому полку, -
Полумесяц с крестом, — золотая, -
Начинал уже к ней привыкать,
Но смеялись вокруг: Николая
Будем замуж с серьгой выдавать!
Ах, как часто смеялись над многим,
Не хотели ничем дорожить,
Чтоб потом, у проезжей дороги,
Христа ради, из милости жить.
С каждым годом труднее, скуднее...
Но забыть ничего не могу:
До сих пор ещё горько жалею,
Что недолго носил я серьгу.

(Казачий поэт Николай Туроверов)

У донских казаков есть обычай носить в левом ухе серьгу. В конце XX века распространилась "легенда", будто серьга в левом ухе казака означала, что он единственный сын в семье и т. п. Исторические подтверждения этой легенды в литературе не найдены.

Казаки, кажется, забыли, с чем связан старинный обычай ношения серьги. Возможно, некогда серьга считалась оберегом. Этнографические источники свидетельствуют о том, что серьгу носили донские, яицкие и запорожские казаки. «Уникальное описание донского казака Сергея Дмитриева, пойманного в Новгороде, сохранившееся в «Новгородских кабальных книгах» за 1599-1600 годы: «Ростом человек середней, лет в полтретьятцать, бороду бреет, усат, волосом рус, очи серы, верхнего зуба на переди половина вышиблена, у левой долонь у мизинца стреляна, в левом ухе бывала серьга» (М. П. Астапенко, «История казачества России», 1999). Казак Дмитриев, пойманный в Новгороде, родителей своих не помнил, «родом деи крестьянский сын, остался мал... а побыл на Поле в казаках у атамана у Ворона у Носа лет с восм». Таким образом, этот 25-летний казак вряд ли носил серьгу в знак того, что он единственный сын в семье.

Скорее всего, серьга в ухе должна была сообщать окружающим, что перед ними казак, удалец с Дикого Поля. «...Молодой казак ухарского вида. Фуражка набекрень, в ухе серьга, модный пиджак и широкие шаровары с лампасами, напущенные на сапоги» (Донской писатель Ф. Д. Крюков, «Жажда», 1908). По словам уральского казака И. И. Железнова, в XVIII веке среди яицких казаков золотая серьга с бирюзой, болтавшаяся «по обычаю того времени, в правом ухе казака», демонстрировала щегольство, а значит удаль и молодечество. На древнем Востоке серьги в первую очередь носили мужчины-воины.

Серьги находят в захоронениях воинственных кочевников: скифов (носили одну серьгу в левом ухе), сарматов, гуннов, булгар, хазар, половцев и татаро-монгол. Согласно описанию византийского литератора Льва Диакона, в одно ухо русского князя Свендослава, приплывшего на "скифской ладье" на встречу с императором Цимисхием, была вдета золотая серьга, украшенная карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Однако существует мнение, что Лев Диакон, известный подражанием древним авторам, мог придать образу Святослава внешность вождя гуннов Аттилы (для византийцев, считавших себя римлянами, Аттила и Свендослав были вождями язычников и "варваров"). Древние славяне нередко носили серьгу в одном ухе. На Руси мужчины носили серьгу до XVI века. Среди донских казаков обычай ношения серьги дошел до XX века. В наши дни некоторые донцы воскресили старинный обычай.

Мила, мила нам пугачевщина,

Казак с серьгой и темным ухом.

Она знакома нам по слухам.

Тогда воинственно ножовщина

Боролась с немцем и треухом.

(Велимир Хлебников, отрывок из поэмы «Хаджи-Тархан»)