Какие объекты подлежат регистрации в Ростехнадзоре — документы, порядок. Постановка на учет в ростехнадзоре оборудования, работающего под избыточным давлением


Сети газопотребления - один из самых распространенных типов опасных производственных объектов. По разным оценкам он составляет порядка 76-80% от общего числа ОПО, зарегистрированных на территории РФ. Согласно нашим исследованиям, каждая третья организация, сведения о которой содержатся в реестре Ростехнадзора, имеет в числе прочих объектов сети газопотребления.

Согласно Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.):

«сеть газопотребления » - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием».

Идентификация сетей газопотребления при регистрации в качестве ОПО

С 1 сентября 2016 года изменился порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве ОПО.

Так, к числу опасных производственных объектов теперь не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ 116).

Также изменился принцип определения и порядок присвоения класса опасности сетям газопотребления и газораспределения. В частности, в п. 1 Приложения 2 к ФЗ 116 уточняется, что «классы опасности ОПО, указанных в пунктах 2 (объекты по хранению, уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии), 3 (объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата) и 4 (газовые сети) настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения».

Данная поправка очень важна для однозначной классификации сетей газопотребления и газораспределения в зависимости от степени опасности. Ранее владельцы ОПО этого типа при определении класса опасности брались за подсчет количества опасного вещества и обращались к Таблице 2 Приложения №2 к ФЗ 116. В связи с этим они ошибочно полагали, что газовым сетям можно присвоить 4 класс опасности. В новой редакции ФЗ №116 такая путаница исключается.

А именно - в обновленной версии п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116 указано:

«4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,6 МПа включительно .

Информацию о параметрах рабочего давления в сетях газопотребления и газораспределения, которое является критериям отнесения указанных сетей к категории ОПО и конкретному классу опасности, владелец опасного объекта может найти в таких документах, как:

  • Техническая документация на элементы газовых сетей (газопроводы, котлы и другое газоиспользующее оборудование).
  • Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
  • Акт ввода в эксплуатацию ОПО и т.д.
C 1 сентярбря 2016 года сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО, в том числе по результатам проведения в отношении их владельцев надзорных мероприятий (статья 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170). Также предполагается, что Ростехнадзор продолжит контролировать выведенные из реестра газовые сети на предмет соответствия Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.).

Сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа остаются поднадзорными и подлежат регистрации в качестве ОПО. При этом в составе этих объектов учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности…» регистрация в Ростехнадзоре сетей газопотребления, принадлежащих к категории ОПО, является обязательной. Однако Свидетельство о регистрации ОПО - это лишь первый шаг на пути законной эксплуатации опасных объектов этого типа. Каждый владелец ОПО должен иметь комплект обязательных нормативно-технических и разрешительных документов, перечень которых мы приведем в рамках данной статьи.

Какие документы нужны для законной эксплуатации сетей газопотребления

Каждая организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна обязательно разработать и/или получить следующие нормативные, технические и разрешительные документы:

1. Свидетельство о регистрации ОПО - документ, подтверждающий внесение сведений о сети газопотребления в государственный реестр ОПО. К нему прилагаются согласованные с территориальным управлением Ростехнадзора Карты учета и Сведения, характеризующие ОПО.

Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…», а также созданными на его основе нормативно-правовыми актами.

2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности - основной разрешительный документ, который дает право эксплуатировать сеть газопотребления на законных основаниях.

Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (сетей газопотребления) обязывают:

  • Федеральный закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
3. Положение о производственном контроле (ППК) - нормативный документ, который устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов, включая сети газопотребления. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…».

При разработке Положения о производственном контроле для сетей газопотребления должны учитываться требования таких нормативных актов, как:

  • Приказ Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 870 от 29.10.2010г. «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 263 от 10.03.1999г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО».
4. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО - обязательный нормативный документ, цель которого - закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов т.д. (статья 9.1 ФЗ №116).

Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Обращаем ваше внимание, что согласно пункту 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» Положение о расследовании инцидентов утверждается эксплуатирующей объект организацией и согласовывается с территориальным управлением Ростехнадзора .

5. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО - обязательный нормативно-технический документ, который разрабатывается для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов. Именно к этой категории относится сеть газопотребления.

  • Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий определяются:
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора № 781 от 26.12.2012г. «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».
Срок действия Плана мероприятий для сетей газопотребления - 5 лет. Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание ОПО. Как следствие, владельцам сетей газопотребления нужен:

5.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Как правило, АСФ выбирается по местонахождению объекта. Это делается для того, чтобы спасатели могли оперативно прибыть на место аварии и своевременно ликвидировать ее последствия.

6. Паспорт безопасности опасного объекта - документ, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение риска возникновения ЧС техногенного характера на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих взрывопожароопасные и химически опасные вещества. В сетях газопотребления используется и транспортируется взрывопожароопасное вещество (газ), поэтому владельцам таких объектов нужно разрабатывать Паспорт безопасности. Документ тесно связан с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Документ разрабатывается 1 раз в 5 лет, при условии отсутствия изменений в составе ОПО и его характеристик. После разработки Паспорт безопасности согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, а после согласования - утверждается владельцем объекта.

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Необходимость оформления договора на страхование ОПО , в частности, сети газопотребления, регламентирована:

  • Федеральным законом № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…».
  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).
Базовая страховая премия (стоимость полиса) для сетей газопотребления составляет 16 500 рублей. Тарифы и страховые суммы даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У. Договор заключается сроком не менее чем на 1 года с последующим продлением.

8. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности , заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 2-х сотрудников организации.

Для предприятий, эксплуатирующих сети газопотребления, нужно аттестовать как минимум руководителя (заместителя руководителя) и лицо, ответственное за газовое хозяйство (за безопасность эксплуатации сетей газопотребления), по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б7.1. «Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления».

Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:

  • Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г. «О порядке подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на газопровод, газоиспользующее оборудование (например, котлы), дымовую трубу (если речь идет о котельной), здания или сооружения, в которых располагается сеть газопотребления. Экспертиза промышленной безопасности проводится планово (1 раз в 5 лет), по истечении срока безопасной эксплуатации, указанного в проектной документации (технического устройства, здания), после аварии на ОПО и т.д.

Необходимость проведения Экспертизы регламентирована:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» и другими нормативно-правовыми актами.
10. Положение о внутренней газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газопотребления (Раздел II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Надзор за сетями газопотребления

Надзор за сетями газопотребления осуществляет территориальное управление Ростехнадзора по месту нахождения объекта. Сети газопотребления принадлежат к 3 классу опасности (Приложение 2 к ФЗ №116), следовательно, плановые проверки в отношении данных ОПО проводятся не чаще чем один раз в течение трех лет (п. 5.1. ст. 16 ФЗ №116).

В ходе надзорных мероприятий инспекторы Ростехнадзора проверят наличие в организации указанных выше документов, техническую документацию на оборудование, проведут визуальный осмотр технических устройств и зданий (сооружений) на предмет их исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проведен анализ соблюдения требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.) и Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Так, согласно разделу II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления и разделу VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна:

  • выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
  • выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газопотребления;
  • хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации ОПО и т.д.

Организации и индивидуальные предприниматели могут применять на своем производстве оборудование, работающее под высоким давлением. Постановка на учет сосудов в Ростехнадзоре в ряде случаев является обязательной процедурой. Такое требование содержится в федеральных нормах и правилах. Там же указано, какие именно устройства подлежат учету, а для каких эта процедура не требуется.

Сосуды, подлежащие учету в органах Ростехнадзора

Владельцы ОПО обязаны ставить на учет оборудование, работающее при образовании повышенного давления газа (в том числе сжиженного), пара, жидкости, которой может быть не только вода. Величина давления должна превышать 0,07 МПа.

Примером исключения из этих правил являются трубопроводы, по которым транспортируется пар и горячая вода, если их диаметр не превышает 10 см, а давление – 1,6 МПа. Это не единственный пункт в перечне устройств, не подлежащих учету.

Особенности проведения процедуры

Постановка на учет выполняется с целью присвоения оборудованию учетного номера и его дальнейшей регистрации в реестре. Предварительно специальная комиссия проверяет готовность устройств к безопасному применению. Для этого оценивается состояние оборудования, производится ознакомление с результатами технического освидетельствования сосудов, котлов, изучаются другие необходимые документы.

В случае успешной проверки составляется акт, подтверждающий готовность оборудования к эксплуатации, и принимается решение о включении устройств в производственную деятельность. После вынесения такого решения организация должна предоставить в отдел Ростехнадзора данные для постановки котлов, цистерн и иного оборудования на учет. На это предприятию отводится 10 дней. Необходимые документы:

  • Заявление. В нем должны присутствовать сведения об организации, месте расположения оборудования и площадки для его ремонта;
  • Копии акта об эксплуатационной готовности устройств и приказа о вводе их в производственную деятельность;
  • Сведения о представленном к учету оборудовании. В частности, нужна информация о его наименовании, технических характеристиках, дате проведения экспертизы и прочие данные.

Если решено утилизировать оборудование по причине невозможности дальнейшей эксплуатации, необходимо снять его с учета. Это касается и случаев утраты устройством признаков опасности. Для снятия с учета оборудования под давлением необходимо направить в надзорные органы соответствующее заявление и документы, подтверждающие утилизацию или отсутствие признаков опасности.

Стоит также учитывать, что при продаже или сдаче в аренду оборудования этого типа новый владелец обязан сообщить Ростехнадзору информацию об организации, в чье владение перешли устройства. Потребуются также документы, подтверждающие передачу, например договор купли-продажи.


Регистрация (постановка на учет) технических устройств - важная часть легализации и регистрации опасных производственных объектов (ОПО).

Приняв первичное решение о пуске в работу (вводе в эксплуатацию), владелец ОПО, на которых используются подъемные сооружения (ПС, ГПМ) и/или оборудование под избыточным давлением, должен поставить эти технические устройства на учет в Ростехнадзоре.

Постановка на учет тех. устройств проводится в территориальном управлении Ростехнадзора по месту нахождения ОПО. В случае с мобильными ПС (автомобильные краны, автовышки и т.д.) и цистернами - допускается регистрация по юридическому адресу эксплуатирующей организации.

Какие технические устройства надо ставить на учет в Ростехнадзоре

1. Оборудование, работающее под избыточным давлением.

Стоимость - от 18 тыс. рублей за единицу оборудования.

Ставится на учет согласно ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (утв. приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116). В ходе постановки на учет на объект может выезжать инспектор Ростехнадзора.

В п. 3 ФНП дан перечень оборудования под давлением, которое подлежит учету в органах Ростехнадзора.

В п. 4 ФНП дан перечень объектов, на которые действие ФНП не распространяется (следовательно, они не подлежат учета в Ростехнадзоре).

В п. 215 ФНП дан перечень оборудования, работающего под избыточным давлением, которое не подлежит учету в органах Ростехнадзора (его не надо ставить на учет, но при эксплуатации следует руководствоваться требованиями ФНП).

2. Подъемные сооружения (ГПМ, ПС).

Стоимость - от 11 тыс. рублей за единицу техники.

Ставятся на учет согласно ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533).

В п. 3 ФНП дан перечень ГПМ, на которые распространяется действие ФНП и которые (с исключениями) необходимо ставить на учет в Ростехнадзоре.

В п. 4 ФНП дан перечень объектов с ПС, в отношении которых ФНП не применяются (следовательно, они не подлежат учета в Ростехнадзоре).

В п. 148 ФНП дан перечень исключений - ПС с определенными параметрами - которые не надо ставить на учет в Ростехнадзоре.

Как поставить на учет техническое устройство

Для постановки на учет технического устройства в Ростехнадзор подаются (касается как оборудования под давлением, так и подъемных сооружений):

1. Заявление, которое может содержать:

  • информацию об эксплуатирующей организации (реквизиты);
  • информацию о месте установки стационарного оборудования, месте применения транспортабельного оборудования и планируемом периоде его эксплуатации на указанном месте;
  • информацию о месте нахождения производственной площадки (базы) для ремонта и технического освидетельствования мобильных ПС и цистерн, а также планируемом регионе их применения;
  • сведения из паспорта технического устройства: наименование или обозначение оборудования (марка, модель), год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер, основные технические характеристики, расчетный срок службы, сведения о дате проведения технического освидетельствования или ЭПБ и т.д.;
  • сведения о назначении ответственных за ОПО специалистов (с реквизитами протоколов об аттестации по промышленной безопасности);
  • сведения о наличии ППК;
  • реквизиты полиса на обязательное страхование ОПО и т.д.
2. Копия акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатацию ИЛИ сертификат соответствия на ГПМ и сведения из паспорта о пуске ГПМ в работу.

Документ оформляется с учетом требований перечисленных выше нормативно-законодательных документов. Ответственность за правильное составление акта готовности возлагается на членов комиссии и, прежде всего, руководителя эксплуатирующей организации.

Этап №3. Формирование пакета документации, нужной для регистрации оборудования

Для успешного прохождения процедуры регистрации трубопровода в Ростехнадзоре требуется не только грамотное составление акта готовности оборудования к запуску, но и предоставление полного пакета документов, перечень которых приведен выше. При отсутствии какого-либо документа из указанного списка необходимо повторное его оформление. Следует учесть, что одной из самых распространенных причин отказа зарегистрировать трубопровод является предоставление заявителем в Ростехнадзор неполного пакета документации.

Этап №4. Подача собранного пакета документации в Ростехнадзор

Грамотное выполнение предыдущих этапов практически гарантирует успешное прохождение рассмотрения заявления на постановку трубопровода на учет и прилагаемых к нему документов.

Этап №5. Завершение процедуры регистрации трубопровода в Ростехнадзоре

Результатом успешного прохождения процедуры постановки оборудования на учет является:

  • присвоение трубопроводу учетного номера;

    занесение номера в паспорт;

  • выдача Ростехнадзором письма о постановке заявленного оборудования на учет.