Какие новые виды конкурса вводит 44 фз. Юридические услуги. Основные изменения в закрытых закупках

2018 год богат на изменения в 44-ФЗ.

Федеральными законами: от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ вносится огромное количество поправок.
При подготовке специального практического курса:

преподаватели нашего учебного центра выделили все изменения.

Предлагаем Вам с ними ознакомиться:

Новое в планировании

1. Изменения требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых ПП РФ от 21.11.2013 N 1043.
2. Расширение списка случаев, когда внесение изменений в план-график возможно за один рабочий день.
3. Новые требования к планированию долгосрочных закупок (более 3-х лет).
4. Сокращение случаев внесения изменений в план закупок.
5. Гриф «секретно» при планировании закупок с гостайной.

Электронный документооборот в контрактной системе

1. Новая (дополнительная) государственная информационная система. Фиксация работы субъектов контрактной системы в ЕИС и на ЭТП.
2. Подача заявок участников и обмен документами с помощью электронной площадки, специализированной электронной площадки, ЕИС.

Новые требования к участникам закупки

1. Новое требование к участникам закупки в ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Ограничение списка сведений, которые обязана проверять комиссия по рассмотрению заявок, на соответствие единым требованиям;
3. Изменение порядка отказа от заключения контракта с участником, не соответствующим требованиям ст. 31.

Новые правила описания объекта закупки

1. Допускается указывать ТЗ в документации, уточнены правила описания объекта закупки, исключено требование об объективном описании объекта закупки.
2. ПП РФ от 15.11.2017 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Запреты на указания ряда требований в документации описании лекарственных препаратов.
3. Требования к участникам закупки при обжаловании документации доказывать конкретные нарушения в описания объекта закупки.
4. Стандартные требования к закупаемым товарам/работам/услугам. Обязанность заказчиков применять Каталог ТРУ, размещаемый в ЕИС в соответствии с ПП РФ от 08.02.2017 N 145.

Новые требования к закупкам у единственного поставщика

1. Расширен список оснований проведения закупок у единственного поставщика.
2. Отмена обоснования НМЦК и отчетов о нецелесообразности проведения закупок иным способом.
3. Ведение в ЕИС реестра единственных поставщиков товара, в котором указываются поставщики, производящие или модернизирующие товар на территории РФ.

Изменения в порядке заключения контрактов по 44-ФЗ

1. Новые требования к составу обязательных условий контракта.
2. РП РФ от 16.01.2018 N 21-Р «Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи».
3. Новые последствия отказа заказчика от заключения контракта с победителем. Дополнительное основание для заключения контракта Заказчиком со вторым Участником.
4. Типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 870н, действует с 01.01.2018).
5. Возможность увеличения количества товара при проведении запроса предложений.
6. Введение минимального срока исполнения контракта.

Изменения порядка включения поставщика в РНП

1. Новые сроки направления заказчиком информации в ФАС.
2. Обязанность заказчика направлять сведения в ФАС независимо от факта подписания контракта вторым участником.

Новое в преимуществах

1. Изменения порядка расчета доли закупок у СМП.

Новое в национальном режиме​

1. Изменения при закупках программного обеспечения (ПП РФ от 16.11.2015 N 1236), требования к ведению двух реестров ПО.
2. Новое ПП от 04.12.2017 N 1469, регулирующее условия допуска медицинских изделий.
3. Изменения в ПП РФ от 26.09.2016 N 968 (ред. от 21.12.2017), уточнен порядок применения.
4. Изменения в ПП РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 21.12.2017).
5. Изменения в ПП РФ от 14.01.2017 N 9 (ред. от 27.12.2017).

Новое в общих требования к осуществлению закупок

1. Изменение сроков отмены закупок.
2. Изменение состава содержания извещения об осуществлении закупки.
3. Изменения требования к содержанию первой части заявки в электронном аукционе.
4. Банковская гарантия – способ обеспечения заявки, допустимый в электронном аукционе (новые требования к проверке банковских гарантий).
5. Новые требования к размеру обеспечения заявок, обязанность заказчика устанавливать требования при НМЦК превышающей 5 млн рублей.
6. Новые требования к банкам, осуществляющим выдачу банковских гарантий.
7. Новые требования к информации на конверте конкурсной заявки.

Новое в контроле

1. Возобновление требований о неразмещении в ЕИС в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений (абзац второй пункта 14, абзац второй пункт 15 правил осуществления контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367, в отношении федеральных заказчиков).
2. Изменения в порядке рассмотрения контрольными органами обращений физических лиц, в том числе жалоб на действия (бездействие) заказчика.

Новое в ГОЗ

1. ПП РФ от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
2. ПП РФ от 27.11.2017 N 1428м «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».

Электронные закупки (с 01.07.2018)

1. Новая ст. 24.1 Закона ФЗ N-44 «Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур».
2. Единый реестр участников закупок.
3. Порядок проведения электронных способов закупок.
4. Право заказчика выделять лоты в электронных закупках и устанавливать к ним отдельные требования (описание объекта закупки, обоснование цены, размер обеспечения заявок и др.).
5. Сроки и порядок проведения электронных закупок.
6. Отличия в применении антидемпинговых мер в «бумажных» и «электронных» закупках.
7. Требования к содержанию заявок на участие в электронных закупках.
8. Состав первой и второй части заявки в электронных конкурсах.
9. Запрет на отклонение заявки, не содержащей информации о соответствии ст. 14 ФЗ N 44.
10. Порядок проверки заявок участников и основания для отказа.
11. Порядок подачи окончательных предложений (проведение «переторжки»).
12. Установлен минимальный «шаг» аукциона.
13. Последствия признания электронной закупки несостоявшейся, порядок действий заказчика.
14. Порядок заключения контракта по результатам электронных закупок.

В следующем году вступят в силу несколько важных для участников аукционов и специалистов по торгам изменений. Редакция сайт подготовила обзор основных поправок в законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы читатели были в курсе нововведений.

Поправки для заказчиков и поставщиков по закону № 223-ФЗ

1. У МСП появится больше заказчиков

В 2019 году вступят в силу нормы Постановления Правительства от 15 ноября 2017 г. N 1383 , предусматривающие, в том числе, расширение перечня компаний, которые обязаны по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В частности, обязанность соблюдать квоты по закупкам появится у госкомпаний с годовой выручкой свыше 0,5 млрд рублей и у автономных учреждений, годовой объем закупок которых превышает 250 млн рублей.

Еще одна важная поправка для бизнеса прописана в Постановлении Правительства РФ от 19.08.2016 N 819 . По ней с 10 до 15 процентов увеличивается годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП. Причем речь идет и о совокупном годовом стоимостном объеме договоров, заключенных с некрупными компаниями, и о годовом объеме закупок, которые планируется осуществить по результатам торгов для малого и среднего бизнеса.

С учетом этих изменений заказчикам придется заполнять обновленную форму годового отчета о закупках товаров, работ и услуг у МСП. В нем дополнительно появятся строки для указания:

  • сведений о доле закупок у небольших компаний в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
  • сведения о доле закупок в совокупном годовом стоимостном объеме договоров по результатам торгов или иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты МСП.

2. Контроль за закупками отдельных компаний ужесточат

С 1 марта 2019 года в отношении госкомпаний и их дочерних организаций, которые ежегодно закупают на сумму свыше 1 млрд рублей, начнут проводить оценку соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы. Эти же документы будут проверять у муниципальных компаний и их дочек, если объемы их закупок превышают 50 млн рублей, а также у кредитных компаний, у которых годовой объем выручки от продажи услуг превышает 500 млн рублей.

А с 1 июня 2019 года АО «Корпорация МСП» начнет мониторить соответствие планов у дочек госкорпораций и госкомпаний, закупающих на сумму от 250 млн до 1 млрд рублей. Тем временем органы исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданные ими организации будут проверять соответствие планов закупок у ГУПов, МУПов, иных муниципальных организаций, активы которых превышают 10 млрд рублей и которые заключают договоры о закупках в течение года на сумму свыше 50 млн рублей.

Поправки, касающиеся закупок, проводимых по закону № 44-ФЗ

3. Гарантии не всех банков подойдут для обеспечения заявок и контрактов

С 1 января будут уточнены требования к банковским учреждениям, гарантии которых разрешено использовать для обеспечения заявок на участие в закупках по закону № 44-ФЗ и для обеспечения госконтрактов. Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ , правительство утверждает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню его кредитного рейтинга.

Чтобы было проще ориентироваться, перечень банков, соответствующих всем требованиям, станет публичным. Его можно будет найти на сайте Минфина.

4. В ЕИС появятся справочные данные о товарах, работах и услугах

С 1 января вступает в силу требование о дополнении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок справочной информацией. В системе будут размещать:

  • информацию о принятых технических регламентах, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, которые распространяются на товары, работы и услуги;
  • коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
  • информацию о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
  • дату включения в каталог позиции;
  • дату (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
  • дату окончания применения позиции каталога (при необходимости);
  • дополнительную информацию, в том числе о характеристиках товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, о ценах за единицу количества товара, об объемах работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, об условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Кроме того, с нового года в ЕИС не сможет попасть информация и документы (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) с ошибками, выявленными в ходе проверок. В 2019 году это правило будет распространяться только на сведения о закупках, осуществляемых для федеральных нужд. Еще через год требование заработает для муниципальных заказчиков (Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 N 315).

9. Реестр контрактов дополнят новыми сведениями

На основании Постановления Правительства от 13 апреля 2017 года № 443 в реестр контрактов заказчик будут вносить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. В частности, в реестре контрактов появятся данные о месте нахождения соисполнителя (субподрядчика), его ИНН, дате заключения и номере контракта (при наличии), предмете и цене договора с соисполнителем (субподрядчиком).

10. Нововведения для отдельных сфер

Коротко расскажем о новых правилах для некоторых сфер.

  • Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 определены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, которые являются объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • С нового года вводится обязанность проводить исключительно электронные торги для формирования цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133).
  • При поставках осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, устанавливается на уровне 70% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении). Об этом сказано в

Федеральным законом № 504-ФЗ в 44-й закон внесены значительные изменения. Основное содержание этих изменений связано с переводом закупок в электронную форму. Но помимо этих изменений участников закупочных отношений ждет много других нововведений, про основные из которых мы расскажем в этой статье.

Что нужно учесть с 1 июля 2018 года?

Федеральный закон № 504-ФЗ вступает в силу поэтапно. Ряд его положений уже действует , а также , другие вступят в силу с 01.01.2019 г. Большой блок значительных изменений вступает в силу с 01.07.2018 г.

Новое единое требование к участникам закупки

В извещении и закупочной документации, размещаемой с 01.07.2018 г., заказчикам нужно предусмотреть новое , а именно отсутствие ограничений для участия в закупках, установленных законодательством.

Появление такого требования, видимо, обусловлено ситуацией, которая возникла при введении указом президента запрета на допуск к закупкам продукции из Турции. Долгое время ни ФАС, ни Минэкономразвития России не могли сформулировать, каким образом предусматривать в закупочной документации такой запрет. Не было определенности и в правоприменительной практике. С появлением же нового требования данные запреты или иные подобные меры, по нашему мнению, вполне подпадают под указанное положение.

Изменение требований к условиям контракта

Вносятся изменения в Закона № 44-ФЗ. Вместо ставки рефинансирования, в законе прописана ключевая ставка. Таким образом, устранено противоречие между положениями и закона и постановления Правительства № 1042, в котором уже давно указана именно ключевая ставка, а не ставка рефинансирования. И хотя это противоречие не вызывало каких-то серьезных спорных ситуаций, так как ключевая ставка приравнена к ставке рефинансирования, тем не менее, данное несоответствие лучше было бы устранить, что и произошло.

Другое нововведние связано с уменьшением суммы оплаты по контракту в пользу юридического лица или предпринимателя на размер налогов или иных обязательных платежей в бюджет, если обязанность по их перечислению лежит на заказчике. До 01.07.2018 такое уменьшение возможно было только в отношении физического лица.

Возможность увеличения количества товара при заключении контракта

С 01.07.2018 года заказчики смогут осуществлять такое увеличение в пределах разницы между НМЦК и предложенной ценой контракта не только в конкурсах и аукционах, но и при проведении запросов предложений. В запросе котировок такое увеличение не возможно, так как в этой процедуре закупочная документация не составляется.


Новые правила обеспечения заявок

Согласно положениям в редакции, действующей с 01.07.2018, заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов, если НМЦК превышает 5 млн. руб. При этом Правительство имеет право установить иное. Такое право Правительство реализовало в постановлении № 439, согласно которому требование к обеспечению заявок должно быть установлено в закупках с НМЦК более 1 млн. руб. Открытым остается вопрос, можно ли установить в закупках с НМЦК до 1 млн. руб.

Кроме того, по новым правилам с 01.07.2018 обеспечение заявок по выбору участника закупки можно будет представить путем внесения денежных средств либо путем предоставления банковского гарантии. Причем с 01.10.18 для внесение обеспечения заявки для участия в электронной процедуре .

Установлены также требования к размерам обеспечения заявок в зависимости от НМЦК. При этом особенности обеспечения заявок предусмотрены для закупок у организаций УИС и организаций инвалидов в случае предоставления им соответствующих преимуществ.


Новые требования к заявке на участие в аукционе

Теперь должны содержать:

  • согласие на поставку, выполнение работ, оказание услуг (такое согласие будет формироваться на ЭТП);
  • наименование страны производства товара, его конкретные показатели, товарный знак (если осуществляется закупка товара или работ/услуг для осуществления которых используется товар).

Вторая часть заявки должна содержать документы, предусмотренные подзаконными актами, принятыми в рамках 14 статьи 44-го закона. В случае отсутствия подтверждающих страну происхождения документов заявка признается содержащей предложения товара из иностранных государств.

Кроме того, с 01.07.2018 декларация о соответствии единым и дополнительным требованиям, а также декларация о принадлежности к СМП и СОНКО, будет формироваться с помощью средств ЭТП. Предоставление таких деклараций отдельными документами для участия в аукционе не потребуется.

За отсутствие паспортных данных руководителя заявку могут признать несоответствующей

С 01.07.2018 года действует новая , а также внесены изменения в ст. 69. Согласно этим изменениям в случае отсутствия сведений и документов, предусмотренных ст. 24.1 заявку могут признать несоответствующей. И хотя перечень информации и документов, которые ранее представлялись участниками аукционов изменился не сильно, есть и значительные изменения в части, касающихся предоставления участника закупки. Если их не учитывать, это может привести к признанию заявки несоответствующей.

Изменен срок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе

С 01.07.2018 г. вступает в силу положение закона, согласно которому первые части заявок должны быть рассмотрены:

  • в течение 1 рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК не превышает 3 млн. руб.;
  • в течение 7 дней (календарных) с даты окончания срока подачи при более высокой НМЦК.

Новые требования к протоколу рассмотрения заявок

С 01.07.2018 протокол рассмотрения заявок должен будет содержать информацию о наличии предложений иностранных товаров, если в аукционе установлены условия, запреты и ограничения в соответствии с 44-го закона.


Определен минимальный размер шага аукциона

С 01.07.2018 шаг аукциона не может составлять менее 100 руб.

Скорректированы требования в отношении отчетов об этапах исполнения контрактов

Отчеты об с 01.07.2018 нужно размещать, если контракт заключен:

  • на стройку, капремонт, реконструкцию объектов капитального строительства;
  • на работы по сохранению культурных объектов;
  • с ценой более 1 млрд. рублей

О том, как размещать отчеты об исполнении контрактов с 01.07.18, .


Размещение сведений о расторжении и изменении контрактов в ЕИС

Наконец-то утратит силу ч. 26 , по которой информация о расторжении или изменении контракта должна была размещаться в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Теперь такие сведения нужно размещать только в реестре контрактов в сроки, установленные в соответствии со ст. 103 44-го закона.

Размещение сведений в реестре контрактов

Увеличены сроки для размещения сведений . С 1 июля сведения о заключении, исполнении, расторжении, изменении контракта размещаются в течении 5 рабочих дней, а не 3-х как ранее.


Электронные процедуры

Много изменений в 44-м законе связаны с расширением электронных процедур. Помимо аукционов в скором времени электронными станут конкурсы, запросы котировок и запросы предложений. В 504-м законе установлены переходные положения по этому поводу.

С 1 июля заказчики вправе проводить электронные процедуры вместо бумажных конкурсов, запросов котировок и запросов предложений.

С 1 января 2019 году заказчики будут обязаны это делать, а от бумажных процедур придется отказаться.


Внешняя экспертиза для несостоявшихся электронных процедур

И еще одно новшество, которое многими осталось незамеченным. При заключении контракта по результатам несостоявшихся электронных процедур (с 01.07.2018 по п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93), в том числе электронного аукциона, при приемке исполнения контракта обязательно . Приемки, проведенной силами заказчика, с 01.07.2018 в таких случаях не достаточно.

Вместе с тем, видимо, такое изменение закона было ошибочным. Минфином внесен законопроект, по которому требование внешний экспертизы для таких случаев отменяется. Этим же предлагается отмена извещений и отчетов-обоснований по закупкам у единственного поставщика.

Письмо Минфина от 25.06.18 о последних новациях в 44-й и 223-й законы

Последние разъяснения регулятора контрактной системы о внесенных в закон изменениях читайте .

Закон об упрощении закупок от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ

С 12 мая 2019 г. вступают в силу первые изменения, вносимые Подробнее об этих изменениях читайте в статье на нашем сайте и смотрите в следующем видеообзоре.

Кофе-пауза: А вы пройдете тест на трезвость?

Свои ответы пишите в комментариях ниже. Будьте внимательны, все не так просто.

Серьёзные правки были внесены в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках).

Изменения и нововведения в 44-ФЗ с 01.01.2017

Сфера применения 44-ФЗ

Сфера применения Закона о госзакупках расширена - теперь под его действие попадают государственные и муниципальные унитарные предприятия (). В связи с этим откорректированы многие нормы Закона о госзакупках. Например, понятийный аппарат ().

Особенности закупок ГУП и МУП

Понятие «нормирование в сфере закупок»

Отредактировано понятие «нормирование в сфере закупок» () - из него исключено установление нормативных затрат на обеспечение функций казённых учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

На Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования возложена обязанность по установлению правил определения требований к закупаемым государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены) (), а на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы - по утверждению на основании этих правил соответствующих требований ().

Изменение полномочий государственных унитарных предприятий

Ряд полномочий федеральных государственных унитарных предприятий может быть возложен на федеральный орган исполнительной власти или федеральное казённое учреждение либо несколько таких органов или учреждений, полномочия государственных унитарных предприятий субъекта РФ - на орган исполнительной власти субъекта РФ либо казённое учреждение субъекта либо несколько таких органов или учреждений, полномочия муниципальных унитарных предприятий - на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений ( , ст. 26 Закона о госзакупках). Некоторые правки внесены и в ч. - указанной статьи.

Закупки путём проведения запроса предложений

Случаи осуществления закупки путём проведения запроса предложений сократились. В частности, исключён пункт, предусматривающий заключение таким способом закупки федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (). Соответственно, ссылка на данный пункт убрана из , Закона о госзакупках. Однако возможность заключения такого контракта всё-таки осталась. Он должен быть подписан путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - . Кроме того, с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается ГУП и МУП контракт, предметом которого является выдача банковской гарантии (). В данном случае положения Закона о госзакупках об обеспечении исполнения контракта не будут применяться ().

Последствия принятия изменений 44-ФЗ

В связи с данными новшествами ГУП и МУП предстоит до 31.12.2016 (ч. , ст. 112 Закона о госзакупках):

  • создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего;
  • осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы;
  • зарегистрироваться в единой информационной системе;
  • в случае необходимости принять правовой акт в соответствии с Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разместить его до 31 декабря 2016 года в единой информационной системе.

Изменения, внесённые 474-ФЗ от 28.12.2016

Сфера применения Закона о госзакупках была изменена. Ранее планировалось, что Закон будет распространять свое действие на все государственные и муниципальные унитарные предприятия с 01.01.2017.

Федеральным законом от 28.12.2016 № 474-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что заключать гражданско-правовой договор не в соответствии с нормами Закона о госзакупках вправе федеральные государственные унитарные предприятия , имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Перечень таких предприятий утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ. Соответствующие изменения внесены в .

Кроме того, Закон о госзакупках не применяется к закупкам товаров, работ, услуг избирательными комиссиями РФ и субъектов РФ, в частности, при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, а также при проведении выборов в федеральные органы государственной власти ().

В соответствии с данным новшеством исключена из случаев осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя) закупка следующих видов продукции и услуг, которые используются при проведении выборов в федеральные органы государственной власти ():

  • бюллетеней;
  • открепительных удостоверений;
  • специальных знаков (марок);
  • информационных материалов, размещаемых в помещениях комиссий;
  • услуг по доставке избирательной документации;
  • услуг по доставке документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
  • услуг по доставке иных отправлений избирательных комиссий.

Уголовного кодекса Российской Федерации.

Указанные статьи содержат следующие виды наказуемых деяний :

Если у лица судимость погашена или снята, то он может принимать участие в закупке.

Добавились новые требования к юридическим лицам. Они не могут быть участниками закупок, если в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в процедуре были привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная статья содержит административную ответственность за такое правонарушение, как незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Во-вторых, изменился порядок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Новшества коснулись заказчиков, которые осуществляют деятельность на территории иностранного государства. В случае закупки ими товаров, работ, услуг в соответствии с Закона о госзакупках такие заказчики могут устанавливать цену контракта выше 100 тысяч рублей.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года предусматривают новый порядок обеспечения заявок и новую форму проведения конкурентных процедур. Есть и другие важные нововведения. Рассмотрим эти изменения, внесенные в ФЗ 44.

Читайте в статье:

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года вводят Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ, а также постановление Правительства от 12.04.2018 № 439.

Изменение 44-ФЗ в части обеспечения заявок

С 1 июля 2018 года будут устанавливать обеспечение заявки, когда начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в рамках конкурса или аукциона составляет более 1 миллиона рублей.

Заказчик также потребует обеспечение заявки и в других двух случаях:

  • при закупке запросом предложений, если не состоялся повторный конкурс;
  • при электронном запросе предложений, если не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и аукцион (все в электронной форме).

Требование об обеспечении заявки является обязательным для всех участников. Но только не в части казенных учреждений.

Размер обеспечения состоит из двух диапазонов:

  • с 0,5 % до 1 %, когда НМЦК составляет от 5 млн руб. до 20 млн руб.;
  • с 0,5 % до 5 %, когда НМЦК составляет более 20 млн руб.

Для ряда категорий участников действуют специальные условия. К ним относятся организации инвалидов и учреждения уголовно-исполнительной системы. Размер обеспечения для них снижен. Он составляет не более 2 % от НМЦК. Но при этом одновременно должны выполняться три условия:

  • НМЦК составляет не более 20 млн руб.
  • в закупке установлены преимущества для этих категорий участников;
  • у участника есть льготный статус.




Также отметим, что из 44-ФЗ исключили льготные условия обеспечения для СОНО и СМП.

Обеспечение заявки участник вправе представить либо в виде денежных средств либо в виде банковской гарантии. При проведении конкурса в бумажной форме у участника есть выбор из этих двух видов. При электронном конкурсе возможно обеспечение заявки только денежными средствами. В документации нужно закрепить право выбора участником способа обеспечения.

Обратите внимание, что при проведении электронного конкурса или электронного аукциона участник не вправе применять для обеспечения банковскую гарантию до 30.06.2019 года.

Изменение Закона 44-ФЗ: новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года новые электронные процедуры заказчики будут проводить в добровольном порядке. С 1 января 2019 года они станут обязательными.

Изменения в законе 44-ФЗ предусматривают, что электронные процедуры теперь могут быть в виде:

  • аукциона;
  • конкурса;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок.

Местом проведения электронных процедур являются электронные торговые площадки. Для допуска участнику необходима аккредитация. Процедура имеет сходство с нынешней процедурой допуска на электронные аукционы. Потенциальный участник предоставляет оператору все необходимые документы, в электронной форме. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью.

Отметим, что с 1 июля 2018 года для того, чтобы принять участие в госзакупках необходимо иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Ей можно подписывать любые электронные документы. Квалифицированная электронная подпись от компании БухСофт принимается на 108 торговых площадках.

С 2019 года регистрация будет проводиться в единой информационной системе. Она будет бесплатной и разовой. Участникам больше не потребуется аккредитовываться на каждой торговой площадке отдельно.

В ЕИС создадут единый реестр участников закупок. Он представляет собой список всех зарегистрированных участников, которые участвовали, участвуют или хотели бы участвовать в госзакупках. Вести его будет Казначейство на сайте ЕИС с 01.01.2019 г.

Всех зарегистрированных в ЕИС участников автоматически внесут в этот реестр. Регистрация будет доступна с 01.01.209 по 31.12.2019 г.

Другие важные изменения 44-ФЗ

Сроки конкурентных процедур сократили. В частности, это относится к рассмотрению первой и второй части заявок в рамках электронного аукциона сократят, электронному запросу котировок. Вам придется пересчитать этапы закупки и сроки каждой процедуры. В этом вам поможет определения сроков по конкурентной процедуре.

Из 44-ФЗ исключили пункт об обязательном проведении закупки открытым конкурсом. Таким образом, конкурс больше не является приоритетным способом закупки.

Список единых требований к участникам закупок дополнили. Теперь от участника потребуют подтверждение того, что у него отсутствуют ограничения на участие в госзакупке.

Появится новая система «Независимый регистратор». Эта система будет отражать и фиксировать действия заказчиков и участников. В том числе, будет доступен режим видеозаписи. Система будет полезной для решения возникших спорных ситуаций.

Остальные изменения смотрите в таблице ниже: