Как получить государственный жилищный сертификат? Кому выдают ГЖС? Чем отличаются военный сертификат на жилье и ипотека для военнослужащего

Настоящим спасением для военнослужащих России стало оформление жилищного сертификата, предоставляющего материальные средства конкретным лицам для совершенствования жилищных условий. Внедрять систему начали еще в 1998 году, причем среди множества вариаций, большинство военных предпочитает именно оформление сертификата.

Такой выбор обусловлен простотой осуществления процедуры и выгодной суммой выплачиваемой субсидии. Кроме того, для решения всех формальностей необходим минимальный пакет предоставляемой документации.

Есть ли альтернативы жилищному сертификату?

Исходя из принятого закона «О статусе военнослужащих», офицерам и другим действующим категориям служащих Отечеству предоставлена возможность получить за счет госбюджета жилье. Регламентированные законодательством действия выполняются в следующем порядке:

  1. Получение жилья осуществляется в порядке непосредственной очереди.
  2. Производится оформление ипотечного кредита.
  3. Осуществляется непосредственная выдача сертификата.

Право получить этот сертификат предоставляется военнослужащим в течение установленного законом отрезка времени.

Кому положен жилищный сертификат?

Определенный вид именного свидетельства, которым является сертификат для военнослужащих, обеспечивает получение служащими российской армии единоразовой субсидии на покупку недвижимости. Все нюансы и правомерность получения данного вида сертификата обеспечивается отдельным постановлением Правительства.

Участвовать в этом виде государственной программы можно на добровольной основе, а предоставленная субсидия считается безвозмездной материальной помощью от государства. При этом, если супруги совместно являются военнослужащими, возможно получение только одного сертификата на семью. Обязательные данные, которые указываются в сертификате:

  • Личная информация и реквизиты обладателя;
  • Точная сумма предоставляемой социальной помощи;
  • Тип и категория приобретаемого жилья.

При оформлении сертификата довольно интересным можно считать определенный нюанс. Если военнослужащий гражданин готовится к увольнению в запас, получая сертификат в одном регионе, ему предоставляется право выбора субъекта для приобретения жилплощади. Но если указанное лицо уже числится в запасе, покупка им жилья возможна только в субъекте выдачи сертификата.

В каких случаях и кто имеет право на жилищный сертификат?

  • Военнослужащих, которые собираются уволиться в запас и были официально признаны соответствующими органами нуждающимися в дополнительной жилплощади или в совершенствовании имеющихся жилищных условий. Граждане, являющиеся участниками государственной ипотечно-накопительной программы, не имеют права на оформление жилищного сертификата.
  • Военнослужащих с 10-летней выслугой, которые были уволены в запас на законных основаниях.
  • Граждан, ушедших в запас по семейным причинам, имея 20-летнюю выслугу лет. Еще одним поводом может быть нахождение данных лиц на учете по необходимости совершенствования жилищных условий.
  • Ближайших родственников военнослужащих, состоящих ранее на контрактной службе и погибших при исполнении, а также после увольнения, в случае, если родственники и далее считаются нуждающимися в данной жилплощади. По умолчанию к ближайшим родственникам относят детей военнослужащего, родителей, супругов. Все остальные лица оспаривают свои права через суд.
  • Военнослужащие, которым необходимо выселиться из служебного жилья или военного городка.

Правомерность и порядок действий каждой категории также регламентируются действующим законодательством.

Необходимый пакет документации для получения сертификата

Для участия в госпрограмме и получения жилищного сертификата необходимо подать соответственный рапорт и необходимую документацию. Бумаги передаются в специальную комиссию по месту непосредственного . Среди поданных документов в обязательном порядке должны быть:

  1. Справка о сроке службы.
  2. Копия лицевого счета и выписка из домовой книги.
  3. Документ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье.
  4. Выписка из приказа об увольнении со службы.
  5. Документ, подтверждающий право на дополнительную площадь.

Также необходимо предоставление копии банковского счета и увольнительной выписки. Если же оформление производится в административном органе муниципального образования, нужно предоставить:

  1. Заявление на участие в программе.
  2. Справка о составе семьи военнослужащего.
  3. Справка из военкомата о продолжительности службы.
  4. Документ о том, что лицо состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье.
  5. Согласие об исключении из очереди на жилье в случае получения сертификата (в письменной форме).

Если военнослужащий до этого состоял в очереди на предоставление жилья, он обязан написать письменное согласие на его исключение из данной очереди. При выселении из предоставленного в военном городке жилья, ему дополнительно необходимо предоставить:

  1. Заявление военнослужащего.
  2. Справку о выселении.
  3. Справку о сдаче предыдущей жилплощади.
  4. Справку о жилищных условиях.
  5. Документы на взрослых членов семьи.
  6. Копию лицевого счета и выписку из домовой книги.

Предоставляемая документация в обязательном порядке нотариально заверяется или подается вместе с действительными оригиналами.

Решение организационных вопросов при постановке на учет

После подачи пакета документов и осуществления их проверки, заинтересованные лица уведомляются о принятом полномочным органом решении. Сроки предоставления данной информации может устанавливать непосредственно данный орган.

При положительном решении, лицо становится на учет (с заведением специального учетного дела). Для обладания сертификатом уже на следующий год важно оформить документацию с первого января предыдущего года по первое июля. После этого принимающий и проверяющий документацию орган должен отправить данные до 1-го сентября в соответственное подразделение, в котором будут сформированы окончательные списки.

Возможные причины отказа в выдаче сертификата

Ответ при подаче документов при оформлении сертификата не всегда будет положительным. Правомерными причинами для отказа можно считать:

  • Участие претендента на получение в данной программе ранее;
  • Неполный пакет документов или недостоверность указанных в бумагах сведений;
  • Использование других видов материальной помощи от государства.
  • Кроме того, участие в госпрограмме недопустимо для следующих видов граждан:
    - имеющих закрепленное за ними жилье в другом городе,
    - лиц-собственников жилых видов помещений,
    - военнослужащих-собственников благоустроенных типов жилых площадей,
    - желание усовершенствования условий проживания после размена жилплощади, приобретенной на средства государственного бюджета.

Если нарушения устранимы, то после исправления можно подать заявку снова.

Фактический размер выплаты по жилищному сертификату

Главным фактором для расчета размеров субсидии принято считать среднюю стоимость недвижимости. Для оптимального, достоверного расчета необходимо знание следующих показателей:

  1. Нормативов нужной жилплощади (33 кв. метра предусмотрено для одиноких лиц, 42 квадрата – для семьи из двух человек, а для каждого члена семьи с количеством от 3-х человек обеспечиваются 18 квадратных метров на каждого).
  2. Цены, установленной в конкретном регионе за 1 метр квадратный жилой площади.

Российское законодательство предусматривает отдельные случаи, которые могут обеспечить получение дополнительных 15-ти метров. Это могут быть лица, положение которых отмечено законом «О статусе военнослужащих», инвалиды и т.д. При этом наличие нескольких поводов для предоставления дополнительной жилплощади не суммируется.

В двухмесячный срок после получения сертификата обладателю нужно открыть счет в банке, который является участником данной программы. Это обязательное условие, так как перечисление средств осуществляется по безналичной системе.

Если вы не укладываетесь в установленные сроки, после указания объективности причин невыполнения до конца процедуры, соответственные органы могут принять повторное заявление на выдачу сертификата.

Если обладателем сертификата заключается договор с банковским учреждением не по месту приобретения недвижимости, то еще до соблюдения всех юридических формальностей необходимо предоставление копии заключенного с банком договора, а также заверенной копии самого сертификата. Заключение последующего договора производится непосредственно с этим отделением банковской организации.

  • Квартиру можно приобрести как на первичном, так и на вторичном рынке, но строго в указанном регионе;
  • Приобретение жилья в строящихся объектах не предусматривается;
  • Жилье будет считаться долевым типом собственности всех членов семьи.

После соблюдения необходимых формальностей, полученная документация должна быть предоставлена в банковское учреждение для проверки, которая длится 3 дня. При положительном решении дается запрос в казначейство для перечисления необходимой суммы на счет военнослужащих.

Средства перечисляются не позже 5-дневного срока, после чего ими можно рассчитываться за приобретенное жилье.

Возможные причины продления договора с банковской организацией

Длительность заключенного банковского договора может быть автоматически продлена, в связи с некоторыми появившимися нюансами.

Чаще всего такими поводами являются:

  • Принятие банковским учреждением документации, но несвоевременность при этом произведения оплаты банком;
  • Обладателем сертификата было предоставлено уведомление о проведении сделки купли-продажи с четким указанием даты окончания процедуры – в том случае, когда полностью процесс оформления осуществить в срок не успели;
  • Предоставление необходимой документации обладателем сертификата не позже двухдневного срока, указанного в расписке.

Вследствие смерти обладателя жилищного сертификата, ближайшие родственники вправе потребовать замену этого вида именного свидетельства. В таком случае необходимо указать, что банковский счет закрыт, и средства не были перечислены.

Но мы надеемся, что все останутся живы, и будут счастливо растить детей в своей квартире, а может быть собственном доме, где-нибудь в пригороде. Знайте свои права и умейте их отстаивать, под лежачий камень и вода не течет, говорят в народе.

Отдельно стоит отметить, что на одном из радиоэфиров «Серебряного Дождя» директор департамента жилищного обеспечения Минобороны Сергей Пирогов сообщил, что Министерство обороны РФ прекращает выдавать военнослужащим квартиры в натуральном виде с 2016 года.

До последнего времени многие военные городки были переполнены , которые давно закончили свой срок службы и находились в ожидании своей очереди на отселение. А иногда квартиры были заняты людьми, которые к военным не имели ни какого отношения.

Получение военного сертификата позволило освободить огромное количество квартир для вновь поступивших на военную службу офицеров. По закону «О статусе военнослужащих» офицеры имеют право безвозмездно от государства в том случае, если их срок службы составил 20 и более лет. Это право можно реализовать в трех формах:

  1. военнослужащему предоставляется квартира в порядке очереди;
  2. взятие ипотечного кредита, который в последствии будет оплачиваться государством по накопительной системе;
  3. Государственный сертификат, как единовременная выплата.

Сертификат на жилье для военнослужащих как государственная программа

Программа по предоставлению жилищных сертификатов военнослужащим разрабатывалась с 1997 года по поручению Президента РФ. В 1998 году, после получения статуса «Президентской программы — жилье военнослужащим», она вступила в действие.

Перед заключительной процедурой подачи пакета документов постарайтесь все тщательно перепроверить и убедиться в достоверности документов, в отсутствии ошибок оформления и недостоверных данных. При обнаружении неточностей, процедура оформления сертификата может быть нарушена и приостановлена. Старайтесь все предоставить вовремя.

Причины отказа выдачи сертификата

Далеко не все военные получат жилье…

Не всегда приходится рассчитывать на положительный ответ при подаче заявления на жилищный сертификат. Причинами отказа могут послужить такие моменты:

  • военнослужащий ранее участвовал в данной программе;
  • пакет требуемых документов предоставлен не полностью;
  • обнаружение в предоставляемых документах ложных сведений;
  • если военнослужащий использует другой вид материальной помощи от государства;
  1. граждане, у которых имеется жилье, закрепленное за ними в другом городе;
  2. семьи военнослужащих, имеющие в собственности любое жилье, находящееся не на территории части и приобретенное до момента заявления;
  3. граждане, пожелавшие улучшить имеющиеся условия своего проживания после процедуры размена с другими родственниками.

Как рассчитывается денежная сумма

При расчете данной суммы учитываются несколько параметров:

  • Средняя величина стоимости метра квадратного в данном регионе;
  • Оптимальное значение нормы жилья для военнослужащих — определенное количество метров в квадрате на каждого члена семьи.
  • Если военнослужащий не имеет других членов семьи, то он может претендовать на жилье, площадью в 33 м. кв.
  • Если семья состоит из двух человек, то оптимальным вариантом считается площадь в 42 м. кв.
  • Если семья состоит из нескольких человек, то при расчетах следует учитывать, что на каждого ее члена должно быть по 18 метров в квадрате.

Расчет суммы выплаты: размер субсидии = стоимость 1 м. кв. Х жилая площадь.

Пример: средняя стоимость 1 метра — 50 000 рублей, семья состоит из 4 человек. Следовательно: 50 000 Х 18 Х4 = 3 600 000 рублей. Эта сумма и будет отмечена в сертификате.

Существует мнение, что сумма, указываемая в сертификате является недостаточной, так как на реальном рынке цена намного выше. Кроме того, поиск жилья приходится осуществлять самому, а на это отводится определенный срок. Если за указанный срок жилье не будет приобретено, то сертификат аннулируется, а повторное его получение невозможно.

Возможность продления договора с банком

Предоставление жилья как стимул посвятить себя военной службе

В течении двух месяцев необходимо открыть банковский счет. Банк является участником программы, ведь перечисления средств проводятся на безналичной основе. Если вы не смогли уложиться в указанный срок, то вам предоставляется возможность указать объективные причины, которые повлияли на то, что вы не смогли выполнить до конца.

Соответствующими органами могут быть приняты ваши объяснения и вы получите возможность повторно подать заявление. Если обладатель сертификата заключает договор с банком, находящимся не по месту покупки недвижимости, то необходимо приобрести копии договора, заключенного с банковской организацией. Дальнейшая процедура заключения договора проводится именно с этим банком.

После этого можно начинать оформление самой сделки купли-продажи и регистрацию договора. На все эти процедуры предоставляется срок — 9 месяцев. Существуют еще некоторые обязательные условия:

  • квартира может быть приобретена на первичном рынке или на вторичном, но только в указанном регионе;
  • нельзя приобретать жилье в строящихся объектах.

После выполнения необходимых процедур по приобретению жилья, полученные документы должны быть предоставлены в банк для обязательной проверки. На проверку отводится 3 дня. Если банк примет положительное решение, то он посылает запрос в казначейство на разрешение перечисления необходимой суммы на счет военнослужащего.

Перечисление средств происходит в течение 5 дней. После этого можно проводить расчет с продавцом приобретаемого жилья. Поводом к продлению договора с банком могут послужить следующие причины:

  1. если банк принял необходимую документацию от клиента, но не произвел своевременно оплату;
  2. если обладатель сертификата предоставил уведомление о проведении сделки купли-продажи, где четко указал дату окончания сделки, но полностью процесс сделки осуществить в указанный срок не удалось.

В случае, если владелец сертификата умер, ближайшие родственники имеют право потребовать заменить вид свидетельства. В данном случае следует вовремя сообщить о том, что счет закрыт и средства перечислены не были.

Если вас не устраивает та сумма, которую вам может предоставить банк на покупку жилья, в том городе, в котором вы собираетесь жить, то вы можете использовать вторичный рынок. Можно приобрести жилье там, где оно имеет более высокие значения стоимости квадратного метра, а затем перепродать его и купить в том месте, где пожелаете. Но не следует забывать, что это очень рискованно и требует определенных денежных и моральных затрат. Не говоря уже о времени и силах.

Все военнослужащие, поступившие на службу позже 2005 года, смогут воспользоваться только накопительноипотечной системой. Выдача сертификатов на них распространяться не будет.

Кто имеет право на сертификат и какие условия для его получения — в видеорепортаже:

Закон «О статусе военнослужащих» подтверждает, что офицеры-контрактники имеют право на получение жилья на безвозмездной основе от государства по окончании 20 лет службы. Реализация этого права возможна в нескольких формах: в порядке живой очереди, в виде ипотечного кредита, который государство оплачивает по накопительной системе, в виде единовременной выплаты или ГЖС – государственного жилищного сертификата. Выгодно ли брать ГЖС на жилье и что он собой представляет?

Принцип действия военного сертификата

Программа предоставления жилищных сертификатов начала разрабатываться ещё в 1997 году после особого поручения Президента РФ. С 1998 года она начала действовать, и специальным Указом получила статус " ".

По сути, сертификаты на жилье военнослужащим - документальное именное свидетельство о том, что данный военнослужащий имеет право на получение разовой субсидии, которая направляется на приобретение жилья. Другими словами, ГЖС подтверждает и даёт им некое право выбора.

С другой стороны граждане могут военнослужащему на вторичном рынке. Процедура продажи проверяется банкам также тщательно, как при сделке по военной ипотеке.

Субсидия является совершенно безвозмездной, приобретать жилплощадь по ГЖС можно там, где этого захочет сам военнослужащий.

Кто имеет право на получение квартиры по военному сертификату? В первую очередь, это офицеры, прослужившие по контракту более 10 лет, не имеющие своего жилья, и официально признанные нуждающимися в улучшении условий проживания по установленному порядку.

По закону семья считается нуждающейся в жилье в том случае, если на каждого члена семьи приходится менее 18 квадратов площади.

Поводом для увольнения должны служить предельный возраст, состояние здоровья военнослужащего, организационно-штатные мероприятия. У участника программы не должно быть своего жилья ни в РФ, ни за ее пределами.

Под действие ГЖС попадают также лица, переселяемые из закрытых военных городков по распоряжению военного ведомства. Квартиры можно приобретать на вторичном рынке либо в новостройках, а также с недавнего времени за её пределами.

Важно отметить, что жилплощадь оформляется не в личную собственность военнослужащего, а в равных долях на всех членов его семьи.

Как рассчитывается сумма в ГЖС на жилье?

Расчёт строится на основе нескольких параметров. Учитываются следующие величины:

  • Средняя стоимость квадратного метра площади в данном регионе. Это очень важный момент, так как, к примеру, при расчёте единовременной выплаты учитывается стоимость в среднем по всей России.
  • Социальная норма жилья для военнослужащих, то есть то количество метров, которое должно приходиться на одного члена семьи. На сегодняшний день одинокий военнослужащий может стать обладателем 33 кв. м. общей площади, а семья из двух человек – 42 м., если есть дети, то рассчитывается по 18 кв. м. на каждого члена семьи.

Расчёт строится по формуле: размер субсидии = стоимость 1кв.м. * Площадь по норме

Пример расчёта: средняя стоимость одного метра жилья в регионе – 33 тыс. рублей, в семье военного 2 человека, то есть норма составляет 42 кв.м. Получается: 33 000 * 42 = 1 386 000 рублей. Именно эта сумма и будет указана в сертификате.

Многие считают, что в таком государственном документе, как государственный военный сертификат на жилье, сумма оказывается недостаточной, что на реальном рынке квадратный метр площади стоит намного дороже средней по региону цены.

У этой точки зрения есть основания, так как средняя цена учитывает и ветхое, и старые постройки, и вторичный рынок, и новостройки. Реальные запросы продавцов часто намного выше с учётом расходов на услуги риелторов.

Квартиру приходится искать самостоятельно, причём на поиск подходящего варианта отводится строго определённый срок – полгода с момента получения сертификата. Если в течение этого времени он не был реализован, то он возвращается обратно в выдавший его исполнительный орган.

Из-за низкой суммы, указанной в ГЖС, военнослужащие, желающие вступить в накопительно-ипотечную систему (НИС), опасаются, что им также выдадут некий , по которому они не смогут приобрести достойное жильё. На самом деле это совсем не так. Участники НИС получают на руки Свидетельство о праве получения целевого жилищного займа в банке. То есть, ничего общего у ГЖС с военной ипотекой нет.

Как получить сертификат?

ГЖС военным: как получить и реализовать в установленные сроки? Эти вопросы для многих офицеров остаются актуальными уже не первый год.

Граждане, уволенные со службы, обращаются в органы самоуправления и военные комиссариаты по месту жительства, а лица, переселяемые из закрытых городов – в администрации территориальных субъектов.

Чтобы получить сертификат на покупку жилья, военнослужащим предоставляются следующие документы:

  1. Выписка из личного дела: в ней указывается состав семьи и продолжительность пребывания на военной службе.
  2. копии паспортов взрослых членов семьи
  3. Выписки из домовой книги и копии лицевого счета.
  4. Заявление, составленное по установленному образцу.
  5. Выписку из решения о том, что военный стоит в очереди на улучшение жилищных условий.
  6. Согласие, подтверждающее, что после реализации сертификата - автоматически исключает обеспеченного жильём военного из очереди нуждающихся.

Если вы ещё не были уволены со службы, список дополняется обязательством о занимаемой в настоящий момент служебной жилплощади после получения и реализации сертификата.

В порядке очереди офицерам, изъявившим желание получить ГЖС, в установленные сроки выдаётся данный документ, после чего нужно найти подходящий вариант жилплощади.

При этом важно, чтобы продавец был готов ждать некоторое время, пока деньги поступят на счёт военнослужащего. Нужно обратиться в аккредитованный банк, чаще всего – Сбербанк России, в котором будет открыт специальный счёт.

Афонина А.В., юрист в сфере недвижимости.

Понятие государственного жилищного сертификата

Формирование системы обеспечения военнослужащих жильем с применением государственных жилищных сертификатов началось с 1998 г. в рамках Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты". В результате серьезных изменений, внесенных в порядок выпуска и реализации указанных сертификатов, она претерпела значительное развитие и окончательно сложилась в 2003 г. в виде подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Государственный жилищный сертификат представляет собой именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина - участника подпрограммы на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. При этом он не является ценной бумагой.

То есть указанный сертификат по своей сути представляет собой документ, подтверждающий право его владельца на получение от государства безвозмездной финансовой помощи на покупку (строительство) жилья в порядке и на условиях, определенных законодательством РФ.

Сертификат имеет ограниченный срок действия, который составляет в отношении владельца сертификата для представления его в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы, 2 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов, подтверждающих факт приобретения жилья, 9 месяцев. Этот срок исчисляется с даты его выдачи, которая указывается в сертификате в день подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

Участники подпрограммы

В качестве участников подпрограммы могут выступать (согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) следующие категории граждан РФ:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ;

в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:

граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах РФ до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

Из числа граждан - участников подпрограммы субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.

При этом основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Военнослужащие, а также лица, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы. При этом в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что не могут быть признаны участниками подпрограммы военнослужащие при наличии следующих факторов:

  1. если у них в собственности имеется индивидуальный жилой дом (квартира);
  2. если за ними забронировано жилое помещение (благоустроенное и соответствующее установленным нормам);
  3. если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
  4. если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, то есть имеется намеренное ухудшение жилищных условий.

По своей сути предоставление субсидии по государственному жилищному сертификату является финансовой поддержкой государства военнослужащих в целях приобретения ими жилого помещения.

Мнение Конституционного Суда РФ

5 апреля 2007 г. N 5-П Конституционным Судом РФ было вынесено Постановление "По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (эти Правила утратили силу).

Сущность заявленной жалобы состояла в следующем.

Пункт 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" ограничил обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. При этом обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы уже после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

По мнению заявителей, указанные нормы законодательства противоречат Конституции РФ в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.

В результате произведенной замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в настоящее время исключительно путем выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ государственных жилищных сертификатов. Такое регулирование не предполагает возможность выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагает эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств. Тем самым оно умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, не гарантируя бывшим военнослужащим и членам их семей социальную защиту и реализацию права на жилище.

Один из заявителей отказался от оформления документов на получение после увольнения с военной службы государственного жилищного сертификата со ссылкой на то, что размер соответствующей денежной субсидии недостаточен для приобретения жилья по установленным социальным нормам в избранном им месте жительства.

По результатам рассмотрения жалобы п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ограничивающие права уволенных в запас военнослужащих на получение квартир, признаны противоречащими Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что право на получение жилья военнослужащими, уволившимися до 1 января 2005 года, не должно ограничиваться только получением государственного жилищного сертификата, в отличие от тех, кто уволился после этой даты.

Конституционный Суд РФ сделал вывод, что согласно ФЗ "О статусе военнослужащих" приобретение жилья в собственность с помощью государственных жилищных сертификатов для граждан, вставших на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года, - единственная форма обеспечения жильем, если они были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, и приоритетная форма обеспечения жильем, если они были уволены либо подлежат увольнению с военной службы после 1 января 2005 года.

Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции РФ, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.

Но при этом федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

Порядок получения государственного жилищного сертификата военнослужащим

Хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве таковых.

Первый этап получения жилищных сертификатов. Для того чтобы стать участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, указанные граждане должны подать заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, - в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. К рапорту необходимо приложить следующие документы:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).

В случае включения заявителя в число граждан - участников подпрограммы (по итогам соответствующей проверки представленных им сведений) на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Второй этап: включение военнослужащего в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Это осуществляется в соответствии с Порядком формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, военнослужащий должен в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представить в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело.

Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

Но при этом те граждане - участники подпрограммы, кто имеет право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва лиц, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь (наличие каких условий должно присутствовать - об этом говорилось ранее).

Списки потенциальных владельцев сертификатов проходят многочисленные длительные согласования, по ним рассчитывается объем возможного финансирования.

При получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату.

Для получения сертификата военнослужащий - участник подпрограммы представляет в КЭЧ района (ОМИС) документы согласно следующему перечню:

а) заявление (рапорт) по форме;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);

ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Оно подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Факт получения сертификата гражданином - участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета полученных и выданных сертификатов.

Приобретение жилья военнослужащим - владельцем сертификата

Участник подпрограммы, имея на руках государственный жилищный сертификат, может приобрести жилое помещение на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина - участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.

Приобретаемое жилое помещение оформляется в долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

Имея на руках государственный жилищный сертификат, нужно знать, что приобрести жилье с использованием предоставляемой государством субсидии можно только в том субъекте РФ, который указан в данной документе. Так, например, право на приобретение жилья в Московской области не предполагает возможность приобретения его непосредственно в городе Москва.

Как известно, цель владельца сертификата состоит в приобретении жилья на территории конкретного субъекта РФ. Для этого необходимо изучить рынок недвижимости в этом регионе, уровень цен на жилые помещения, возможные варианты приобретения, оценить, не потребуется ли доплата, есть ли реальная возможность получения ипотечного кредита.

При этом нужно уложиться в срок действия сертификата.

Самое сложное в этом процессе - найти жилье необходимой площади на определенную в сертификате сумму денег.

Если повезет и уже можно определиться с вариантом приобретения жилья, нужно проверить правоустанавливающие документы на продаваемый объект недвижимости, а затем заключить договор с продавцом жилья.

Существенными условиями договора купли-продажи, оплата по которому будет производиться с использованием жилищных сертификатов, являются указание реквизитов сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

Как уже было сказано ранее, приобрести можно жилье как готовое, так и на этапе строительства. Это право предусмотрено п. 53 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. То есть у военнослужащего - участника подпрограммы имеется право на приобретение имущественных прав на жилое помещение на первичном рынке недвижимости. И это право, с одной стороны, ничем в данном случае не ограничено. Но нужно обратить внимание на следующее.

Проблема состоит в том, что существуют сроки предоставления в банк договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение. Эти документы должны быть предоставлены в пределах срока действия договора банковского счета.

В связи с этим покупка квартиры (или имущественных прав на нее) в строящемся доме на этапе начала строительства (когда это наиболее выгодно, так как ее стоимость существенно ниже, чем на этапе окончания строительства) практически невозможна.

Ведь продолжительность срока действия договора банковского счета и непосредственно самого жилищного сертификата составляет только 9 месяцев. А это существенно меньше срока осуществления и окончания строительства, а затем дальнейшей регистрации права собственности на квартиру в органах государственной регистрации.

Хотя теоретически купить квартиру в новостройке возможно. Допустим, речь может идти о приобретении квартиры в сдающемся или уже сданном доме на этапе окончания строительства или сдачи его в эксплуатацию. Но даже при этом необходимо знать, что с момента приемки дома и до его оформления в собственность квартир в этом доме проходит определенный срок (часто - немалый). А банк перечисляет деньги только при наличии государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилье и в пределах ограниченных сроков.

То есть в соответствии с требованиями подпрограммы военнослужащие технически не смогут принять участие в долевом строительстве дома, особенно на этапе начала строительства, с оплатой денежными средствами, полученными по государственному жилищному сертификату.

Таким образом, с помощью государственных жилищных сертификатов можно приобрести то жилье, которое можно оформить в собственность в достаточно короткие сроки, уложившись при этом в период действия сертификата. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на получение субсидии.

Порядок получения субсидии

Итак, участнику подпрограммы (в настоящем случае военнослужащему) выдали государственный жилищный сертификат.

Как уже было сказано ранее, срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи (она указывается в сертификате) и составляет:

  • в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее - банк), - 2 месяца,
  • в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов (а именно договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение) - 9 месяцев,
  • в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) - 6 месяцев.

То есть владелец государственного жилищного сертификата должен в течение 2 месяцев с момента его получения обратиться в банк для открытия банковского счета и заключения соответствующего договора либо по месту приобретения жилья, либо по месту пребывания владельца сертификата. Причем обратиться нужно не в любой банк, а только участвующий в реализации данной подпрограммы.

Это условие является обязательным для исполнения. Таким образом, не позднее двух месяцев с момента выдачи сертификата его нужно передать в наделенный соответствующими полномочиями банк. Сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.

Правовым последствием пропуска двухмесячного срока предъявления в банк является необходимость обращения в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата.

Затем кредитное учреждение должно открыть специальный счет, на который в будущем из бюджета будет переведена указанная в сертификате сумма. Но для этого перевода необходимо наступление определенных условий.

Открытый в банке на основании предоставленного сертификата счет является блокированным, и воспользоваться им до момента предоставления в банк необходимых документов будет невозможно.

При открытии счета обязательно заполняется банковская карточка с образцом подписи распорядителя счета.

Распорядитель счета (владелец сертификата) до приобретения должен предоставить в банк по месту приобретения жилья заключенный ранее договор об открытии банковского счета. В договоре банковского счета может быть предусмотрено, что по соглашению сторон открытие банковского счета и операции по его переводу осуществляются за счет средств распорядителя счета. Также в договоре может быть прописано доверенное лицо владельца сертификата.

Участник программы (владелец сертификата) за период его действия должен найти подходящее жилье, успеть заключить договор купли-продажи и зарегистрировать его в органах государственной регистрации. При этом оригиналы договора на жилое помещение и свидетельства (свидетельств) передаются в банк и хранятся там до перечисления средств участнику подпрограммы (он же распорядитель счета), указанному в договоре на жилое помещение, или до принятия решения об отказе от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

Только при наличии этих подтверждающих данный факт документов банк переведет сумму, предоставленную по сертификату, на счет продавца жилья.

Банк в течение 3 рабочих дней с даты получения указанных ранее документов осуществляет их проверку и принимает договор на жилое помещение для оплаты. Допускается принятие договора на жилое помещение для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера субсидии, указанного в сертификате.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

Только если данные документы будут представлены в банк, будут одобрены им и приняты для дальнейшей оплаты, обязательства участника подпрограммы по оплате стоимости уже приобретенной им квартиры будут выполнены.

Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

После получения банком документов на приобретение жилья он должен принять решение о перечислении субсидии либо об отказе в ее перечислении.

Принятое решение банка об отказе в приеме договора на жилое помещение для оплаты или об отказе банка от его оплаты выдается распорядителю счета в течение 3 рабочих дней с даты получения документов в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

Если банк принимает решение о приеме договора на жилое помещение для оплаты, он в течение 1 рабочего дня направляет государственному заказчику подпрограммы заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение.

Государственный заказчик подпрограммы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов.

Основанием для отказа в перечислении субсидии является несоответствие данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов. В данном случае перечисление средств субсидии не производится, о чем государственный заказчик подпрограммы в указанный срок уведомляет банк.

Если указанные сведения соответствуют друг другу, государственный заказчик подпрограммы представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых должны быть указаны номер и дата заявки банка, и заявку банка.

Аналогичную проверку осуществляет территориальный орган Федерального казначейства. При несоответствии данных, указанных в платежном поручении, данным, содержащимся в заявке банка, платежное поручение подлежит возврату государственному заказчику подпрограммы без исполнения, а при их соответствии территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход средств федерального бюджета государственным заказчиком подпрограммы.

Таким образом, оплата денежных средств по государственному жилищному сертификату производится Главным финансовым управлением Министерства обороны РФ в банк лишь после того, как владельцем сертификата куплено жилье, на него получено свидетельство о собственности, затем эти документы одобрены банком и направлены государственному заказчику (четыре дня), государственный заказчик, в свою очередь, проверяет полученные сведения в течение 5 дней, и лишь после этого направляет в территориальный орган Федерального казначейства для дальнейшей оплаты.

Субсидия считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде субсидии в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение.

То есть когда владельцем сертификата предоставляется документально обоснованное подтверждение факта приобретения жилья в собственность (договор купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права собственности на нее), банк перечисляет денежные средства (субсидию) на счет продавца. С этого момента обязательства государства по обеспечению участника подпрограммы жильем является выполненной.

Определение размера субсидии

Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (норматив). Он определяется по каждому субъекту РФ, что позволяет учитывать состояние рынка жилья.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 1337-р размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), устанавливается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой ежеквартально Госстроем России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 394-р, и является предельным.

В настоящее время полномочия по определению указанного норматива принадлежат Министерству регионального развития РФ.

На первое полугодие 2007 г. Приказом Министерства регионального развития РФ от 18 декабря 2006 г. N 149 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2007 года" были утверждены:

  • норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 17460 рублей;
  • средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам РФ.

Интересно, что по данным Росстроя, только в 31 из 86 субъектов РФ показатель рыночной стоимости кв. метра жилья, рассчитанный на 1-е полугодие 2007 года, превышает показатель норматива стоимости кв. метра жилья по РФ.

Кроме средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии используется социальная норма общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности, количества членов семьи гражданина - участника подпрограммы.

Социальная норма общей площади жилья, исходя из которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:

для семьи численностью 1 человек - 33 кв. метра;

для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра;

для семьи численностью 3 и более человек - n x 18 кв. метров, где n - число лиц, признаваемых членами семьи в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Как уже сказано ранее, размер стоимости одного квадратного метра общей площади для каждого региона свой. Но, как показывает практика, этот показатель реально ниже рыночной цены на жилье в соответствующем регионе.

В этом и состоит основная проблема, ведь ставка стоимости жилищного сертификата не успевает за ростом цен на недвижимость. При этом государство не может угнаться за ростом цен на недвижимость по объективным условиям.

Кроме того, средняя рыночная стоимость жилья определяется на основании региональных данных, а выдача сертификатов возложена на власти субъектов Федерации. Как считает большинство участников подпрограммы, чтобы получить жилье с использованием субсидии по сертификату, все равно приходится доплачивать.

Варианты использования субсидии по государственным жилищным сертификатам

На первый взгляд наиболее простой способ реализовать государственный жилищный сертификат военнослужащего состоит в приобретении жилья с помощью субсидии, которая будет перечислена в качестве оплаты продавцу недвижимости. При этом заинтересовать продавца можно тем, что гарантом оплаты является банк.

Но неуклонно растущие цены на недвижимость осложняют выбор военнослужащего, и так ограниченный необходимостью подбора такого жилья, в котором и площадь, и стоимость, и местоположение должны соответствовать указанным в сертификате требованиям.

Важно, что за рамки выделенной и зафиксированной в сертификате суммы выходить нельзя, если вы не планируете добавлять собственные средства или брать ипотечный кредит.

То есть, допустим, и применим на практике вариант с привлечением собственных средств участника подпрограммы. Но этот вариант хорош только при имеющихся финансовых возможностях военнослужащего.

Поэтому система государственных жилищных сертификатов в чистом виде часто становится неэффективной.

Но, с другой стороны, ждать, когда размер выплат по сертификатам будет соотнесен с рыночной стоимостью жилья, нельзя. Ведь рост цен на недвижимость может приостановиться, только когда спрос на жилье хотя бы снизится.

Так как средств, предоставляемых государством по жилищным сертификатам, недостаточно для приобретения жилья, у участника программы есть следующие варианты действий:

  • приобретать жилье меньшей площади,
  • использовать собственные накопления,
  • попытаться получить ипотечный кредит.

Традиционно считается, что одним из вариантов применения субсидии является ее использование в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Для этого военнослужащие - участники подпрограммы могут взять ипотечный кредит, а сертификат использовать в качестве платежа по первоначальному взносу. Такую возможность с этого года предоставляют участвующие в программе банки. Залогодержателем по данному залогу (ипотеке) будет являться банк или иная кредитная организация либо юридическое лицо, предоставившее целевой заем на приобретение квартиры.

В результате этого приобретаемая квартира будет в залоге у банка, но заложенное имущество (приобретаемое жилье) остается во владении залогодателя (военнослужащего). При этом за пользование выданным кредитом банку выплачиваются установленные в кредитном договоре проценты, а также возвращаются заемные средства.

Недвижимость (квартира), приобретенная в кредит, остается в залоге (ипотеке) у банка до полного погашения кредита, хотя формально собственником жилья будет являться военнослужащий.

Необходимо обратить внимание на то, что ипотека жилых домов и квартир имеет ряд особенностей:

  1. не допускается ипотека индивидуальных и многоквартирных жилых домов и квартир, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  2. ипотека жилого дома или квартиры, находящихся в собственности несовершеннолетних граждан, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, осуществляется в отдельном порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Таким образом, для получения ипотечного кредита в банке военнослужащему не нужно будет иметь накопления и вносить первый взнос в размере, установленном банком для иных физических лиц. А традиционно считается, что именно эта обязанность внести первоначальный взнос, а также его размер - 20 - 30% от стоимости приобретаемого жилья - становятся основным препятствием при получении жилищного кредита.

Военнослужащий как участник подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" может использовать имеющийся у него сертификат не только в качестве первого, но и при имеющейся финансовой возможности последующих взносов.

Это предусмотрено п. 60 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В случае приобретения распорядителем счета (владельцем сертификата) жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств субсидии банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством РФ порядке.

При использовании одновременно жилищного сертификата, собственных средств и ипотечного кредита можно, например, улучшить качество жилья или оплатить увеличение площади.

Но в идеале подпрограмма, регулирующая порядок обеспечения жильем военнослужащих с помощью жилищных сертификатов, рассчитана на то, что государство сможет предоставить военнослужащему денежные средства в виде соответствующей субсидии именно в том размере, который позволит ему в дальнейшем самостоятельно решить свою жилищную проблему. А его материальная обеспеченность или возможность использования собственных ресурсов не должны иметь значения.