История возникновения города париж. История основания города парижа

Предлагаем вашему вниманию материал «Международного Французского Радио - RFI», русское вещание, о происхождении Парижа, его названий и происхождении французов. (Запись из архива и расшифровка в текст сайт)

Поговорим также о римском периоде в истории Парижа и аренах Лютеции.

  • аудио файл №1

О галлах, римлянах и французах

Вы также можете послушать в аудиофайле (в левом верхнем углу страницы) оригинал данной радиопередачи из Парижа на русском, рассказывающей о происхождении столицы Франции.

«К ого считают французы своими далекими предками — галлов или римлян . Обе точки зрения почти в равной степени присутствуют как в исторической науке, так и в путеводителях по Парижу и рассказах гидов. Причем, каждый свою правоту защищает яростно и свято в нее верит.

Среди многочисленных вариантов толкований происхождения названия столицы Франции, можно отметить два — одно галльское, а другое римское .

По одному из них, наиболее распространенному, название города Парижа происходит от названия галльского племени паризии (parisii), которое проживало в районе, где сейчас происходит Париж .

Римский вариант происхождения названия города многие не без оснований считают слишком надуманным. Но, тем не менее, и он существует. Родословную названия города относят к имени героя мифа о троянской войне, к имени Париса , сына троянского царя Приама, из-за которого и случилась троянская война, когда тот похитил прекрасную Елену у спартанского царя Менелая. По версии Вергилия, спасшиеся троянцы во главе с Энеем, приплыли на аппенинский полуостров, где и основали Рим.

А вот как именно родственники Париса — виновника троянских сражений оказались на территории Франции и основали город его имени, ставший впоследствии Парижем, тут сказать сложно. Не нашлось, к сожалению, в Галлии в свое время своего Вергилия, который подобно «Энеидам», написал бы красочно, а главное убедительно, что-то вроде «Париады», — т.е. истории о похождении Париса, а за одно бы обосновал божественное происхождение жителей Парижа от древних греков.

Такое колебание в происхождении названий встречается в истории Франции очень часто. Так, например, о происхождении названия Монмартр также существуют две версии. Одна древнеримская — на холме стоял храм Меркурия, а другая христианская — на холме был казнен святой Дионисий — Святой Дени, которого причислили к мученикам, а холм Меркурия превратился в холм мучеников Монт де Мартиер (Montmartre).

Само название народа племени, который проживал на территории Парижа и всей Франции в целом также имеет двойственное происхождение. Галлами эти народы называли римляне. В переводе с латыни «га ллус» (gallus) оз начает «петух». Считается, что петух был одним из тотемов этих народов , поэтому римляне всех их называли галлами. С точки зрения Юлия Цезаря, галлы проживали на территории современной Франции, Бельгии и на части современной Германии. О дновременно существует и кельтский вариант происхождения названия от слова валхы или валды, где буква «в» со временем трансформируется в букву «г» и получаются «галлы» .

Также полярно — с одной стороны галльское начало, а с другой римское — развивалась историческая наука в XIX веке. Именно в это время появились обе концепции происхождения французского народа. В эпоху романтизма первым был известный историк Жюль Мишле. Он обосновал галльский подход к истории. Он возвел истоки галльской культуры к кельтам. В те времена это было очень модно.

(Французский император) Наполеон III, автор биографии Юлия Цезаря, представляет собой противоположную ветвь историков — ту, которая предпочитает вести историю происхождения от римлян . Это также было понятно. Народному демократизму галлов следовало противопоставить имперские принципы центральной власти.

Так и получилось в истории Франции и Парижа, в частности, что с одной стороны существует мнение о том, что предками французов все-таки являются галлы, а с другой стороны нельзя отрицать, что и римляне тоже были их предками.

Тут очень показателен тот факт, что именно Наполеон III всячески способствовал ведению археологических раскопок. В ходе которых и были открыты форум, термы и римская арена, а также было сделано несколько очень крупных археологических находок из которых следовало, что древний Париж был весьма крупным центром римской культуры.

Основав город на острове, ныне называемом Сите (Île de la Cité), римляне назвали его Лютецией, что созвучно с двумя латинским словами «грязь» и «вол». Как это не обидно признавать, но происхождение названия Парижа, будущей столицы Франции, от слова «грязь» выглядит более предпочтительным .

Сите находится в низине и при разливе реки остров затапливался, наверное, весь или почти весь. И поэтому грязи на нем было предостаточно . Поэтому жизненно важные строения римлян — форум, термы и арены располагались гораздо выше, над уровнем реки.

Наверное, все-таки самые древние строения римского поселения находятся не на острове Сите, который считается историческим центром города. Более того, последние археологические раскопки эти поселения могли существовать на высоком и сухом берегу Нуи или Аньера, северных пригородов , а также там, где были обнаружены виллы состоятельных римских граждан в районе пригородов Клиши или Прев-де-Ларуа.

Но самое значительное археологическое открытие было сделано в районе пригорода Парижа Нантер (Nanterre). Эта территория почти в 15 гектаров, на которых, возможно стоял древнеримский город . Именно это открытие серьезно ставит под вопрос существование столицы Римской Галлии Лютеции на острове Сите. А определить центр города очень важно, если принять во внимание, что численность тогдашних городов была небольшой. Об этом можно судить приблизительно по размерам рисских арен, которые называют арены Лютеции. Это единственный памятник римской культуры, тщательно восстановленный в Париже .

Предположительно древний амфитеатр — арены Лютеции был построен в I веке нашей эры, как раз во времена завоевания Галлии Цезарем . Во время расцвета этой провинции, открывшей свои границы римским товарам и римской культуре, арены Лютеции представляли, и сейчас представляют, собой сооружение в форме эллипса 52,5 метра в длину и 41,5 метров в ширину.

Каменные арены, как тогда уже было принято, строили на месте арен деревянных, используя особенности местности. В частности, углубления в почве. На склонах такого естественного котлована строили каменные скамьи. Внизу оборудовали арену. Поэтому арены такого типа называли полостями, углублениями.

Парижские, т.е. лютецевские арены вмещали 17 тысяч зрителей . По их вместимости можно было судить о численности населения города того времени. По логике и традициям существования древнеримского города, а также города средневекового, на праздник, коими были театральные представления, приходили или стремились придти все жители города. Следовательно, архитектор должен был это учесть и при строительстве, предвидеть столько мест сколько в городе граждан.

Напомним, что слуг, рабов, а также метэков, или других неримских граждан, мы не считаем за людей, и в театр не берем, а оставляем дома или, в лучшем случае, позволяем присесть на ступеньках арен, и то ненадолго. Если учесть, что мест на аренах было до 17 тысяч, то можно предположить, что и свободных римских граждан проживало в Лютеции до 17-20 тысяч. Такова и возможная численность жителей Лютеции в I веке нашей эры. Если прибавить к этому числу слуг и рабов, то получится приблизительно 30 тысяч.

Поскольку римская культура была сравнительно быстро вытеснена культурой варварской, а город сменил свое название с Лютеции на Париж, то римскими архитектурными памятниками интересовались не очень-то часто. Самым старым текстом в котором упоминаются древнеримские памятники на территории Парижа является текст английского монаха Александра Некхема, которой, описывая все что он увидел в Париже, упоминает и римский амфитеатр. В одном из актов городской мэрии арены Лютеции упоминаются в 1284 году .

Адьен Валуа, описывая Париж, объясняет, что арены Лютеции находились перед церковью Святого Виктóра. Когда-то это был ориентир, казавшийся жителям города вечным.

Древнеримский театр — арены Лютеции был вновь открыт в 1869 году, когда парижская компания омнибусов решила построить в центе города большой гараж. Пытаясь расширить площадку под холмом, рабочие наткнулись на древние стены. Это были камни древних арен Лютеции . Работы приостановили.

Вопрос о том, что дальше делать с эти камнями долго и горячо обсуждался. Потребовалось даже вмешательство такого авторитетного человека, как Виктор Гюго, который написал в мэрию письмо с просьбой защитить арены Лютеции от разрушения. Однако гаражи омнибусов просуществовали на этом месте до 1916 года, фактически до исчезновения самих омнибусов и самой омнибусной компании в столице Франции.

Сейчас арены Лютеции очень органично вписались в современный пейзаж Парижа и, фактически, представляют собой очень милый скверик почти в самом центре города ».

«Международное Французское радио — Radio France Internationale (RFI)», русское вещание, июль 2007 года; Аудиозапись и расшифровка текста сайт

История Парижа начинается с III веке до н. э. Племя кельтских галлов образовали город, который тогда носил название Лютеция (что в переводе с гальского означает «болото»). В 52 году до н. э., в связи с атакой войска римлян город был подожжен, а мосты к нему были разрушены. Римляне создали новый город на левом берегу Сены. Именно с этого момента начинается история возникновения Парижа как такового. Вплоть до V века н. э., город был под владением римлян. Подробнее о реке Сенна читайте .

Находясь под властью французов, Париж был небольшой резиденцией. В 987 году Гуго Капет, основатель новой династии, придал ему статус города и столицы, который сохранен по сей день.

Начиная с 1190 года, в Париже происходят существенные преобразования: на правом берегу Сены строится городская стена, на Западе города – началось строительство известного Лувра . В 1215 году в Париже был основан первый университет.

Правление королей также способствовало росту Парижа, как центра Франции. Особенное влияние оказал Людовик IX. Именно во время его правления продвинулись работы по строительству всем известного Собора Парижской Богоматери. С XI века город становится центром религиозного образования.

Культурный подъем произошел при короле Людовика XII, а также Франциске I. Во время их правления было построено множество дворцов и отелей в стиле ренессанса.

Интересен факт, что законодателем мод Париж стал считаться только с XVIII века.

Существенные изменения в Париже произошли также во времена правления императора Наполеона I. Множество парков, аллей, кварталов было реконструировано, а в конце Елисейских Полей была возведена Триумфальная арка, вдоль реки Сены были построены набережные.

История названия «Париж»

Есть несколько версий появления названия «Париж»:

  • Согласно одним данным, это название произошло от кельтов, которые ранее заселяли эти земли. У них были племена, носящие название паризеи. На латинском языке было название Civitas Parisiorium, что означало город Паризии.
  • Другие же историки утверждают, что название города уходит корнями во времена завоевания Трои. Как полагают ученые, троянцы, эмигрировавшие из разрушенного города, переселились на берега Сены и основали новый город, который назвали Парижем.
  • Есть также версия, что город назвали в честь египетской богини Изиды (Par Isis).

Несколько интересных фактов города:

  • В городе есть акация, которая считается самым старым деревом в Париже. Она находится недалеко от церкви Юлиана Паврского. Сейчас дереву около 400 лет.
  • Мост, который имеет название «Новый», на самом деле является самым старым мостом в Париже.
  • Известное выражение «гвоздь программы» родилось в Париже. Оно стало употребляться после того, как в 1889 году Эйфелева башня, которая напоминает гвоздь, была приурочена к открытию всемирной выставки этого года.

Конечно, самый верный способ знакомства с историей Парижа – посетить этот город и увидеть все исторические достопримечательности своими глазами.

История Парижа

Первые столетия жизни города

История Парижа богата и сложна. Это история самого города и история людей, которые жили в нем, любили его и преобразовывали.

Летоисчисление Парижа ведется с 53 г. до н. э. Галлы из племени Паризии основали небольшое поселение на острове одной реки Сены. Остров в наши дни носит название Иль дё ля Сите, это – колыбель Парижа.

Первые влюбленные строки о Париже написал император Юлиан, который проживал в Лютеции, (так римляне называли современный Париж), в 358–361 гг. н. э. Для него это была «возлюбленная Лютеция». В описании города, данном Юлианом, сквозят лирические нотки. «Любимая Лютеция, – писал он, – это столица племени кельтов-парисиев. Небольшой остров обнесен крепостными стенами и соединен с берегами реки деревянными мостами. Летом и зимой река остается примерно на одном и том же уровне.

Предполагают, что первоначальное имя города – Лютеция происходило, вероятно, от кельтского «luco » или «lugo», что означало «болотистая местность», но это слово можно перевести, как «жилище, окруженное водой». Не случайно говорят, что Париж – это дар Сены. Река играла важную роль в жизни города. Поначалу заселенным был в основном Сите – самый крупный остров на Сене.

Вода в ней чиста и вкусна. Так как население живет на острове, воду они берут из реки. Зима здесь довольно мягкая, возможно, из-за тепла океана, который недалеко… и океанский ветер доносится и сюда… В округе в обилии растет виноград, а некоторые жители умудряются выращивать даже фиги, укрывая их зимой… чтобы защитить от холодного ветра».

Находки археологов говорят о том, что самые ранние поселения на территории Парижа появились около 700 000 лет назад. В 1991–1992 годах в двух километрах вверх по течению от острова Сите в Берси были найдены несколько отрытых каноэ длиной более пяти метров, датируемые примерно 4500 годом до н. э. Найденные древности сохранились в речной грязи.

Первые поселенцы этой округи не обрабатывали землю и жили охотой. После перехода к оседлому образу жизни они предпочитали скотоводство, но также выращивали зерно. Во времена Юлия Цезаря многие племена продолжали практиковать подсечное земледелие, передвигая свои стоянки на отвоеванные у леса земли.

При римлянах город был построен по классической римской модели: сеть четко спланированных улиц, которые окружали одну главную, протянувшуюся с севера на юг (современная улица Сен-Жак). Главную улицу построили быстро, а вот строительство более мелких улиц затянулось. Например, строительство главного здания острова Сите – резиденции императора – было завершено только в IV веке.

Консьержери на острове Сите – самая старая тюрьма Парижа

Почти вся римская Лютеция размещалась на левом берегу Сены (это пятый округ современного Парижа). Жилые кварталы города тянулись с востока от нынешней улицы Муфтар, до улицы Вожирар на западе, от бульвара Сен-Жермен, где берег был не таким болотистым, до вершины холма Святой Женевьевы. На холме недалеко от сегодняшнего Пантеона стояло здание с галереями, соединявшее в себе и форум, и резиденцию, и храм.

На окраине располагались три кладбища: одно у дороги на юго-восток, близ сегодняшней улицы Вожирар, другое у улицы Сен-Жак, ближе к собору Нотр-Дам, и третье, и самое позднее, на юго-востоке у перекрестка Гобеленов. Впечатляющий акведук, питавший город водой, начинался в районе Рюнжи и тянулся до Бьевра.

Арены Лютеции, расположенные неподалеку от улицы Монж в V округе, были открыты в 1869–1870 годах археологом Теодором Вакером. Амфитеатр, построенный около 200 года н. э., является одним из самых больших на территории Франции. Он был рассчитан на 15 000 человек, что вдвое превышало население города того времени.

Этот выдающийся памятник архитектуры обращен на запад так, чтобы зрители, усаживаясь на скамьях, могли насладиться видом на долину реки Бьевр. На аренах проходили бои животных, гладиаторские поединки и водные состязания.

Для водоснабжения города был сооружён акведук длиной 26 км, большая часть которого проходила под землёй. Его строили, учитывая особенности местности, поэтому акведук проходил не строго по прямой линии от источника к городу, а по траектории, отвечающей ландшафту. Только в долине реки Бьевр акведук проходил над землёй, становясь мостовой конструкцией.

В городе были построены термы. До сих пор были обнаружены три больших термы. Термы Клюни стоят и по сей день, на одном из залов сохранилась даже выпуклая крыша. Это одна из хорошо сохранившихся римских построек. Самое большое здание стояло неподалёку Коллеж-де-Франс в Латинском квартале. Третье купальное заведение было обнаружено южнее форума.

Со временем Лютеция стала стратегически важным пунктом, вокруг него начали возделывать виноград и производить вино. В 360 году войска объявили Юлиана императором, и это сказалось на будущем города, который, вероятно, в это время и стал называться Парижем. Практика называть города именами племен, привела к тому, что «город парисиев» превратился в Париж. К концу века название стало привычным и больше не менялось.

Париж получил не только новое имя, но и новую судьбу. У него появились свои святые и свои покровители.

Первым святым стал Дионисий Парижский, первый епископ Парижа. По легенде Дионисий проповедовал в западных странах, в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями,

Дионисий был схвачен и брошен в темницу.

Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию. Утром он был обезглавлен на Парижской горе Монмартр. Но Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый.

Согласно преданию Дионисий является не кем иным, как Дионисием Ареопагитом, о котором говорится в книге Деяний апостолов. Православная Церковь отмечает память святого Дионисия 3 октября (16 октября по новому стилю). День его памяти Римско-католическая церковь празднует 9 октября.

Святой Дионисий со своей собственной головой в руках – скульптура на портале собора Нотр-Дам де Пари

У Парижа есть и другие святые. В V веке над Парижем нависла угроза нападения гуннов, ведомых Аттилой. Молодая христианка Женевьева стала символом борьбы города с ордами варваров. Ее современники вспоминали, как под угрозой нашествия войск Аттилы правители города призывали к массовому бегству, но Женевьева призывала защищать город и предсказывала, что Париж будет спасён. Войска Аттилы действительно отступили от Парижа и были разбиты Аэцием при Труа и Шайо. Позднее Женевьева участвовала в переговорах с армиями франков, а затем в 470-х возила зерно из Труа, чтобы помочь в борьбе с голодом, который начался из-за осады франков. Весьма вероятно, Женевьева также сыграла определенную роль в обращении к христианству новой династии Меровингов. Она завоевала уважение города щедростью, безупречной нравственностью и пламенной верой.

Памятник Святой Женевьеве

В 460 году Женевьева построила над могилой святого Дионисия церковь, при которой король Дагоберт I основал позднее аббатство Сен-Дени. Святая Женевьева прожила необычайно длинную по тем временам жизнь, а после смерти стала считаться святой покровительницей Парижа. Её мощи были объектом почитания. Во время вражеских нашествий, эпидемий и прочих стихийный бедствий раку с мощами Святой Женевьевы носили по парижским улицам, молились ей, прося помощи.

Из книги Морские сражения автора

История государства - история кораблестроения Главным средством защиты интересов любой державы мира являются вооруженные силы: армия и военный флот. При этом они совершенствуются одновременно с развитием государства. А потому справедливо говорить о том, что история

Из книги 112 страниц про Париж автора Стамбулян Е Р

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

01. Чувство Парижа. Париж никогда не кончается, и каждый, кто там жил, помнит его по-своему. Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит этого, и ты всегда получал сполна за все, что отдавал

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

17. Вокруг Парижа. Окрестности Парижа разнообразны, как и сам город. Любители футуризма могут отправиться в Дефанс; поклонникам Дюма рекомендуются поместья времен Людовика XIV – регулярные сады и дворцы Версаля и его прототипа Во-Ле-Виконта; любители живописи прекрасно

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века автора Новиков В И

История государства – история кораблестроения Главным средством защиты интересов любой державы мира являются вооруженные силы: армия и военный флот. При этом они совершенствуются одновременно с развитием государства. А потому справедливо говорить о том, что история

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Из книги Тайные общества, правящие миром автора Спаров Виктор

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Все о Париже автора Белочкина Юлия Вадимовна

История мира - это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия)С момента возникновения первой организованной человеческой общности наверняка почти сразу же внутри нее образовалось общество заговорщиков. История человечества не мыслится без тайных

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

При осаде Парижа После того как первое любопытство от полетов улеглось, люди стали думать, как лучше использовать их в практических целях. Например, стали пересылать военные донесения. Когда в 1870 году Париж был осажден прусскими войсками, почта из осажденного города

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

За стенами Парижа Версаль Версаль (Versailles) – в прошлом королевская резиденция Франции, а сегодня – респектабельный пригород Парижа, важный административный и судебный центром. Версаль сделал знаменитым на весь мир Версальский дворец, из внешнего двора которого и вырос

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XIX века автора Новиков В. И.

Из книги автора

История См. также «Прошлое», «Русская история», «Средневековье», «Традиция», «Цивилизация и прогресс» Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история – их ошибочные поступки. Филип Гедалла* История – это наука о том, чего уже нет и не будет. Поль

Из книги автора

Чрево Парижа (Le ventre de Paris)Роман (1873)Флоран вернулся в Париж, откуда семь лет назад, в декабре 1851 г., после баррикадных боев в ночном городе был отправлен в ссылку, в ад Кайенны. Его взяли только за то, что он как потерянный бродил ночью по городу и руки у него были в крови - он

Друзья, кто из нас не хотел бы посетить столицу Франции. О красоте Парижа уже столько говорено и переговорено! Ведь не зря Хэмингуэй как-то заметил, что «Париж – это праздник, который всегда с тобой».

Париж обязательно стоит посетить, особенно со своей второй половинкой. Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр, Триумфальная арка, — все это ждет нас в столице Франции. Сегодня мы хотим совершить вместе с вами, дорогие читатели, заочное путешествие в Париж!

История Парижа очень интересна, как и вся история Франции. Археологические раскопки позволяют утверждать, что Париж – весьма древний город. Да-да, уважаемые читатели, территория Иль-де-Франс (то есть центральная часть Франции, включая Париж) была населена людьми уже 40.000 лет назад. Нахождение деревянных луков, стрел, керамических изделий, инструментов и орудий труда из кости и камня на этой территории позволяет сделать вывод, что древние поселенцы Парижа были довольно развитыми людьми.

Франкский король Хлодвиг

Друзья, вы, наверное, знаете, что французская территория в древние времена была еще не Франция, а Галлия. Францией она стала с приходом на эту землю германских племен франков. Так вот, пока она была Галлией, то и Париж еще не был Парижем, но Лютецией, называясь так из-за своей болотистой местности.

Чем-то эта местность привлекла галльское племя паризиев, если они основали там поселение в III веке до нашей эры. Гай Юлий Цезарь со своим войском неоднократно пытался захватить город, но не тут-то было! Паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты, прямо, как русские в Москве в 1812 году.

Франкский король Хлодвиг не был столь щепетилен, он просто взял Галлию, а Париж сделал столицей своего королевства. Думаем, что и так понятно, откуда Париж взял свое название – от названия племени паризиев – Paris.

Paris au Moyen Âge

В эпоху средневековья Париж становится одним из главных европейских центров образования и культуры. Поначалу, при династии Меровингов и Каролингов, Париж – маленький городок, скромная резиденция королей. Но все меняется с приходом к власти Гуго Капета!

Гуго Капет — основатель династии Капетингов

Об этом славном короле стоит сказать несколько слов. Помимо того, что он провел несколько важных реформ и положительных изменений в стране, он еще является основателем, пожалуй, сильнейшей династии королей в Европе; ведь Капетинги (здесь стоит упомянуть Филиппа II Августа, Людовика IX Святого, Филиппа IV Красивого, Филиппа III, Людовика VIII, Филиппа V) вывели Францию на мировой уровень и сделали ее ведущей Европейской державой. Кроме всего этого, Капет придал Парижу особый статус, который он сохранял в течение всей истории Франции. Париж стал развиваться ускоренными темпами, как в плане градостроительства, так и в культурном плане.

При короле Филиппе II Августе были замощены улицы, построено множество зданий, была усилена оборона города, была построена городская стена на правом берегу Сены, началось строительство Лувра, был основан университет и академический квартал; процветали ремесло и торговля.

При Людовике IX Святом его духовником Робером де Сорбоном была основана, угадайте, что? – конечно, знаменитая Сорбонна – La Sorbonne. Кроме этого, была построена Сент-Шапель и значительно продвинулись работы по строительству Собора Парижской Богоматери – Notre Dame de Paris.

На смену Капетингам приходит династия Валуа и это уже новый виток в истории столицы Франции. Во время Столетней войны Париж терпит множество потрясений, восстаний и, в итоге, приходит в запустение. Но король Карл V Мудрый приводит город в порядок, а также усмиряет всякие восстания. В это время строится Бастилия для поддержания этого самого порядка.

Лувр — дворец французских королей

В XVI веке король Франциск I – любитель всего прекрасного, поэтому при нем Париж переживает свое культурное возрождение. По приказу короля в столице строятся новые дворцы, парки и отели в стиле ренессанс. Со всей Европы во Францию стекаются лучшие художники, музыканты, ремесленники. Надо заметить, друзья, что у них был резон –король покровительствовал им, поэтому, отправляясь во Францию, они твердо знали, что будут обеспечены работой.

При династии Бурбонов королевская резиденция переехала в Версаль, но Париж продолжил развиваться и застраиваться. Теперь здания строятся в стиле классицизма, барокко и рококо. В этот период были построены Дом Инвалидов, Площадь Побед, Вандомская площадь и многое другое.

В XVIII веке Париж становится законодателем моды и центром развлечений и веселья. Как видим, друзья, короли заботились о Париже, как о родном дитяти. Стагнация развития пришлась на период буржуазной революции, ну, оно и понятно.


Вандомская площадь в Париже

Русским людям Париж близок, потому что после октябрьской революции 1917 года Париж становится столицей русской эмиграции. В Первой Мировой войне Париж не пострадал, так как немцы до него не дошли. Во Второй Мировой войне немцы до Парижа дошли, но так как правительство поспешило сдаться, то город не пострадал.

И сегодня Париж – это не только столица Франции, но и мировая столица моды, архитектуры, со своим неповторимым шармом и величием. Французские короли постарались на славу!

Le nom de Paris

Что касается названия города, то здесь историки расходятся во мнении. Само слово «Париж» происходит от латинского названия Civitas Parisiorium – город Паризии или паризиев (от названия галльского племени). Но такие историки, как Ригорд из Сен-Дени, полагают, что основание Парижа связано с захватом Трои. То есть троянцы, которые эмигрировали, обосновались на берегах Сены и назвали свой город именем Париж. Слово Parisia с древнегреческого переводится, как «дерзость», «смелость».

Ну, а историк Жиль Коррозе в своем труде 1532 года полагает, что город назван в честь Изиды (Par Isis ) - египетской богини, статуя которой находится в храме Сен-Жермен-де-Пре.

Les symboles de Paris

Париж – это как маленькая республика в республике, со своим гербом, флагом и девизом. Поговорите об этом с коренными Французами, они будут очень горды и рады поведать вам о символах Парижа.

Герб и девиз Парижа

Все тот же замечательный король Карл V Мудрый из династии Валуа утвердил официальный герб Парижа в 1358 году. На гербе изображен корабль, символизирующий остров Сите – самое сердце Парижа, имеющий форму корабля, лодки (указывающий на главную составляющую городского хозяйства – торговлю и торговые компании). В верхней части герба расположено лазурное поле с золотыми лилиями – эмблема династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж. Все учел славный Карл V Мудрый!

Во время Великой буржуазной революции все признаки дворянства, в том числе и гербы, были отменены. Ну, оно и неудивительно, революция все упраздняла. Хорошо, хоть Наполеон все восстановил и Парижу вернули его славный герб.

Девиз города Парижа плавно вытекает из символики его герба — Fluctuat nec mergitur (Плавает, но не тонет).

Флаг города представляет собой цвета революционных кокард – синий и красный.

Покровительница города Парижа – Святая Женевьева, которая своими молитвами спасла город от нашествия гуннов под предводительством Аттилы.

Вот так, неимоверным и потрясающим образом, Париж переплетает в себе истоки французской монархии и остатки революции, старину и современный стиль. Быть может, поэтому Париж – город мечты.

История Парижа, как и история всей Франции, чрезвычайно интересна и полна драматических сюжетов и великих побед. За свою более чем четырехвековую историю город неоднократно подвергался вторжениям различных завоевателей, но становился лишь сильнее и величественнее, превращаясь в один из наиболее значимых центров европейской цивилизации.

Начало истории

Древний Париж ведет начало своей истории с III в. до н.э., когда в Галлии на месте современного кельтское племя паризиев основало город, названный Лютецией (от лат. «болотистая местность»). Располагаясь на перекрестке важных торговых путей от Британских островов к Средиземному морю, Лютеция быстро развивалась, представляя собой желанную добычу для растущей Римской империи. В 52 году до н.э. после изнурительных боев нападавшее войско Юлия Цезаря захватило город, разрушенный и сожженный жителями. К этому времени относится первое упоминание города в сочинении Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне». Официальная дата основания Парижа — 8 июля 52 года до н.э. и в 1952 году он отметил 2000 лет.

Римляне довольно быстро восстановили завоеванную, но разрушенную Лютецию, заселив Сите и левый берег Сены. Началось строительство храмов, вилл, терм, мостов и акведука, прокладывались дороги из брусчатки. Развалины общественных терм и арены гладиаторов можно и сегодня увидеть в . Начало IV в. ознаменовалось для города широким распространением христианства. Лютеция, именовавшаяся Паризием (городом паризиев), окончательно сменила название и стала именоваться Парижем.

Нашествия франков и норманнов

В 508 г. Галлию завоевал король франков Хлодвиг, сделав Париж столицей королевства Меровингов. В середине VI в. строится первая христианская церковь Парижа, на месте которой спустя 100 лет был возведен собор Парижской Богоматери.

Династию Меровингов сменили Каролинги, при которых центр империи сместился на восток, и Париж постепенно пустел и разрушался. В этот период происходило неоднократное нападение викингов на Париж, и жителям приходилось каждый раз искать защиты на острове, где были выстроены крепостные стены. Викинги (норманны) повсюду сеяли страх и разрушения, разоряя города и монастыри. И в 845 году оборонительные сооружения города не выдерживают осады викингами, а в день Пасхи норманны осуществляют захват Парижа.

Французская коммуна: первое правительство рабочего класса во Франции

Этот набег показал неготовность крепостных оборонительных сооружений и вынудил заняться их укреплением. Набеги викингов и осада Парижа происходили еще несколько раз в конце IX в., но завладеть городом им так и не удалось. От викингов пришлось откупаться северными землями с городом Руан, а их вождю Карл III предложил в жены свою дочь. В ответ норманнская дружина приняла христианство, и был заключен окончательный мир. В дальнейшем новое герцогство получило название Нормандия, а все его население приняло французскую культуру, язык и религию. Тем самым страна окончательно избавилась от разорительных нашествий викингов.

История средних веков

Капетинги, пришедшие на смену Каролингам, возвращают столицу в Париж, где строится королевский дворец, до XIV в. остававшийся резиденцией королей Франции. В XII в. в оборонительных целях на берегу Сены строится замок, который в дальнейшем станет Лувром.

Средневековый Париж — это пока еще небольшой, довольно грязный городок с узкими улицами, сточными канавами, отсутствующей канализацией и кучами нечистот. Тускло освещенные фонарями улицы не имели ни табличек с названиями, ни нумерации домов. Первым королем, озаботившимся благоустройством города, был Филипп II. При нем в 1163 г. началось строительство собора Парижской Богоматери и крепостной городской стены с Лувром для защиты от войск английского короля Ричарда Львиное Сердце. Появляются мощеные камнем мостовые, фонтаны, строятся новые храмы.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Париж в средние века — один из центров европейского образования. В 1257 г. парижский каноник Робер де Сорбон открывает на левом берегу Сены религиозный колледж, в последствии положивший основание всемирно известному парижскому университету — Сорбонне.

В XVI в. выходят правительственные распоряжения, касающиеся архитектурного облика города: улицы становятся прямолинейными, строится набережная из камня, продолжаются работы по перестройке Лувра. 17 век ознаменовался открытием Ботанического сада, Французской академии, переездом королевского двора Людовика XIV в Версаль. Это время возникновения новых площадей: Вогезов, Вандомской, королевской площади Дофина. Победа Франции в войнах 70-х годов XVII столетия ознаменовалась строительством площади Победы. Прокладывается главная улица города — , строится Военная школа, Монетный двор. Средневековый Париж постепенно преображается, становясь центром европейского искусства и моды, и в конце XVI века окончательно становится французской столицей.

Эйфелева башня история легендарного символа Парижа

История XVIII-XIX веков

К концу XVIII века бурное развитие капитализма, столкнувшись с феодально-абсолютистской монархией во Франции, создает все предпосылки для буржуазной революции. Окончательную точку поставил кризис 1787-1789 гг. и неурожайный 1789 г. Резко увеличилось количество неимущих, нищих и бродяг, только в Париже составлявшее около трети всего населения. Верхи тоже испытывали кризис: королевская власть столкнулась с активной оппозицией и требованиями реформ.

В июле 1789 г. тысячи вооруженных парижан заполнили улицы, двинувшись к последнему правительственному оплоту — Бастилии. 14 июля начался штурм крепости, ознаменовав начало революции. Возникают городские муниципалитеты, формируется национальная гвардия. По всей стране идут крестьянские восстания. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание принимает «Декларацию прав человека и гражданина», ставшую на многие десятилетия гимном человеческой свободной мысли. Франция провозглашается конституционной монархией.

Весь конец XVIII века прошел под знаком борьбы сторонников феодализма против приверженцев конституции, и после кровопролитного восстания в августе 1792 г. монархия во Франции пала, просуществовав около 1000 лет.

Постоянные разногласия среди французских революционеров и стычки между различными группировками в правительстве приводят в 1799 г. к заговору внутри Директории (исполнительная власть) и перевороту, который возглавил Наполеон Бонапарт, в чьих руках оказалась сосредоточена неограниченная власть. В 1804 г. Франция была объявлена империей.

Наполеон планировал превратить Париж в «столицу столиц»: начато строительство каналов, обеспечивающих город питьевой водой, меняется архитектурный облик столицы, строится Триумфальная арка, появляется газовое освещение улиц.

Но все задуманные преобразования помешала выполнить война, которую Наполеон вел с Англией, Пруссией, Австрией, Испанией и Россией. 1812 год оказался роковым для французского императора: проигранные им сражения привели русские войска под стены Парижа. Для русской армии 1812 год был годом исторического Бородинского сражения. В 1814 году произошел штурм Парижа, в котором русские уничтожили остатки наполеоновской армии. Взятие Парижа было отмечено Александром I учреждением специальной медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». Александр I принял город под «особую защиту», поделив на зоны, управляемые властями Австрии, Пруссии и России. В Париже в 1814 г. жители радостно приветствовали вступившие в город русские войска, удивляясь храбрости солдат и порядку, царившему среди них, в отличие от разбитых и рассеянных остатков наполеоновских войск.

Кто был архитектором Эйфелевой башни?

В 1815 году Наполеон Бонапарт предпринял последнюю попытку вернуть власть, с остатками старой гвардии войдя в Париж. После поражения под Ватерлоо он отправился в ссылку на остров Св. Елены, где умер 5 мая 1821 г. Через семь лет прах императора триумфально вернулся в Париж, где был захоронен в Соборе Дома Инвалидов.

К середине 19 века население Парижа увеличивается почти вдвое по сравнению с началом и достигает 1 млн человек, идет активное строительство города, прокладываются новые улицы, возводятся красивые общественные здания. К этому времени относится строительство Парижской Оперы по проекту Шарля Гарнье, и по сей день являющейся шедевром архитектурного искусства. Париж в 19 веке — это город универсальных магазинов, кафе, ресторанов, художественных и книжных галерей, над которым, как символ индустриальной эпохи, высится Эйфелева башня.

Париж одним из первых испытал на себе опыт диктатуры пролетариата. Восстание, вспыхнувшее в городе 18 марта 1871 г. ненадолго привело к власти Совет Парижской Коммуны, продержавшийся 72 дня. Этот день отмечается не только во Франции, но и в разных странах как первый опыт пролетарской революции.

Новейшая история

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту