Использование метода фокальных объектов для поиска новых идей. Метод Фокальных Объектов (МФО)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект , который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО
  • Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  • Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  • Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);
  • Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
  • Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фок альных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии.

Пример 1.


1) Объект - кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета .

3) Признаки случайных объектов:
Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета - дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой ; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд ; нюхающая кастрюля - кастрюля с индикатором , определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.

Пример 2.

1) Совершенствуемый объект - фонарик .

2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют .

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки : солнечные, защитные, модные.
Валенки : теплые, мягкие, деревенские.
Парашют : раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

5) Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Практическая работа

1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля и т.д.) с помощью метода фокальных объектов.

2. В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение

Анжела Терещенко
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»

Мне хочется вас попросить на минутку закрыть глаза, представить себе творческого человека , давайте возьмем, творческого ребенка , что его окружает. Открываем глаза, что вы себе представили? (ответы)

Да, это ребенок окруженный : красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собой. Объединяя свойства этих разных предметов , ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.

В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов .

МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты » .

В чем он заключается?

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств , других, случайно вы-бранных объектов . Его еще называют «методом случайных объектов » .

Рассмотрим несколько примеров.

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то , что мы хотим усовершенствовать.

Совершенствуемый объект : стул.

Шаг 2. Выбираем случайные объекты

Случайные объекты : елка, олень, фонарь

Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов .

Характерные свойства или признаки случайных объектов

1. Елка : колючая

2. Олень : рогатый

3. Фонарик : светящийся

Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту .

Новые сочетания

1. Стул колючий

2. Стул рогатый

3. Стул светящийся

Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Новые идеи

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.

Поиграем в игру «Изобретатели » .

Игра «Изобретатели »

Цель : научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.

Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг) .

Ответ : Предположения.

1 шаг – выбираем фокальный объект

Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко . Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.

Ответ : Выбрать случайные объекты .

2 шаг – выбираем случайные слова

1 вариант : Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….

2 вариант : Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу» , на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…

3 вариант : Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень) .

И так, мы выбрали 3 случайных объекта , (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов

Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту

Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту .

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Рассматриваем : Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

6 шаг - смастерим?

Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель : научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту .

Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.

Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки : всё время разговаривает. Живет до 100 лет.

Игра «Необычный подарок»

Приглашаю двух «девочек» .

Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например :

Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

Усложнение : предложить детям выбрать не один, а несколько предметов .

Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!

Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.

Способствует развитию : ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.

Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию .

Надеюсь, МФО откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ.

Публикации по теме:

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.

Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ПРОЕКТ на тему: "Арт-терапия, как метод.

Согласитесь, бывает, что есть проблема - нужны новые идеи о том, как изменить, к примеру, товар или сервис. А этих идей нет... Как сойти с мертвой точки?

Мне нравится применять в таких ситуациях метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Слово "фокальный" означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов, Случайное слово.
Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Этот метод можно применять как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.

Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста.
Но у метода есть и недостатки - нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабой стороной метода является непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Как делать?
Шаг 1. Выбираем тот объект, который мы хотим усовершенствовать.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Результат:
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Пример применения метода :
Совершенствуемый объект: Шампунь.
Цель: отстроится в рекламе продукта от конкурентов, показать продукт по-новому.
Случайные объекты: История, кровать, снег.
Характерные свойства или признаки случайных объектов:
1. История - научная, прошедшая, длинная.
2. Кровать - теплая, удобная, двуспальная.
3. Снег - белый, холодный, неожиданный, первый.

Новые сочетания:
1. Шампунь с историей.
2. Наука о шампуни.
3. Теплый Шампунь.
4. Шампунь для двоих.
5. Холодный шампунь.
6. Шампунь в неожиданной ситуации.
7. Шампунь это не снег.

Новые идеи:
1. Шампунь имеет свою историю изобретения и применения человеком. Расскажем/покажем историю создания нашего шампуня?
2. Шампунь, который удобно всегда носить с собой и использовать в неожиданных командировках, поездках.
3. Шампунь, который подойдет и тебе и ей/ему.
4. Снег на улице, а не на голове.
5. Шампунь, который можно не смывать теплой водой (сухой)
6. Из чего сделан шампунь – полезные свойства веществ в нашем шампуне.

Попробуйте и вас осенит много идей...

Сегодня я расскажу вам об одном интересном методе, позволяющем генерировать новые идеи, который получил название метод фокальных объектов . С его помощью можно создать множество новых бизнес-идей, чтобы затем проанализировать их и, возможно, начать реализовывать лучшую. Ведь часто бывает так, что хочется придумать что-нибудь такое да эдакое, а в голову совсем ничего не лезет. Эту проблему и позволяет решить метод фокальных объектов. Что это такое, и как он работает на примерах – рассмотрим далее.

Само название “метод фокальных объектов” произошло от слова “фокус”. В фокусе человека, использующего этот метод, должен находиться некий объект, от которого он и будет отталкиваться.

Суть метода фокальных объектов заключается в том, чтобы придать некоему выбранному объекту абсолютно новые, несвойственные ему, характеристики и качества. Этот метод также иногда называют “метод случайных объектов”, что, в свою очередь, означает, что сам фокальный объект выбирается случайным образом или, как у нас любят говорить, “методом тыка”.

Метод фокальных объектов был разработан еще в 1926 году немецким ученым Ф. Кунце, который назвал его тогда “метод каталога”. Позднее, в 1953 году ученый из США Ч. Вайтинг доработал эту методику и дал ей название “метод фокальных объектов.

Рассмотрим, в чем заключается суть этого метода сразу на примере, чтобы было понятнее. Применение метода фокальных объектов заключается в прохождении 6 несложных шагов.

Шаг 1 . Определение главного объекта. В первую очередь необходимо определить сам объект, на котором мы будем фокусироваться. Это может быть специально выбранный товар или услуга, которую предприниматель хочет представить в совершенно новом образе, либо вообще абсолютно случайная вещь – все зависит от личных предпочтений. Вплоть до того, что можно просто открыть книгу на любой странице и взять за основу первое попавшееся существительное.

Например, выбираем фокальный объект – мобильный телефон.

Шаг 2 . Выбор трех вспомогательных объектов. На этом этапе уже только случайным образом выбираем три (два, четыре, пять, кому как больше нравится) вспомогательных объекта, абсолютно не связанных с нашим главным.

Например, наши вспомогательные объекты будут: одуванчик, ботинок, рыбалка.

Шаг 3 . Определение характеристик вспомогательных объектов. Теперь определяем основные характерные признаки (свойства) каждого из выбранных вспомогательных объектов – не менее 3-х характеристик, но чем больше – тем лучше.

В нашем примере:

Одуванчик – сверхлегкий, желтый, меняющий цвет.

Ботинок – прочный, зимний, кожаный, на молнии, на шнурках.

Рыбалка – профессиональная, спортивная, подводная.

Шаг 4 . Применение характеристик вспомогательных объектов к основному. Следующим шагом применяем по очереди все полученные характеристики к нашему главному объекту.

В нашем примере: сверхлегкий мобильный телефон, желтый мобильный телефон, меняющий цвет мобильный телефон, прочный мобильный телефон, зимний мобильный телефон, кожаный мобильный телефон, мобильный телефон на молнии, мобильный телефон на шнурках, профессиональный мобильный телефон, спортивный мобильный телефон, подводный мобильный телефон.

Посмотрите, сколько мы сразу же получили креативных идей! Причем, некоторые из них уже используются, а некоторые могут стать абсолютно новыми! И в этом нам помог простой метод фокальных объектов.

Шаг 5 . Выбор лучших вариантов для дальнейшей проработки. Теперь из всех полученных вариантов выбираем лучшие, на наш взгляд, находим к ним определенные ассоциации.

В нашем примере: отбираем мобильный телефон, меняющий цвет (ассоциация – телефон-хамелеон), прочный мобильный телефон (ассоциация – “неубиваемый” телефон со сверхпрочным корпусом), подводный мобильный телефон (ассоциация – телефон для аквалангистов).

Шаг 6 . Проработка полученных вариантов на предмет реализации идеи. Ну и последним шагом уже развиваем отобранные идеи, стараемся придать им какую-то более конкретную форму и проработать возможность фактической реализации идеи. Если в результате мы получили вариант, который нас полностью устраивает – значит, метод фокальных объектов сработал и можно приступать к реализации бизнес-идеи. Если нет – можно попробовать еще раз, заново пройдя все шаги уже с другими объектами.

Теперь вы знаете, что такое метод фокальных объектов, и как с его помощью можно найти новые, нестандартные решения. Чтобы повысить эффективность этого метода, его можно применять в сочетании с другими, например, с .

Желаю вам успехов во всех начинаниях и новых, креативных идей! Увидимся на !

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов направлен на создание объектов с новыми свойствами. Основная идея метода – подавление психологической инерции, связанной с объектом исследования, установить его ассоциативные связи с различными случайными объектами.

Метод рекомендует переносить признаки каких-то других объектов на усовершенствуемый объект, который в этом случае находится как бы вфокусе переноса. После переноса возникают необычные сочетания, которые можно развить путем свободных ассоциаций, после чего произвести отбор полезных решений.

Метод фокальных объектов в первоначальном виде был известен под названием «метода каталога», предложенного профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 1926 г. Позже, в 50-е годы, он был усовершенствован американским специалистом в области методологии изобретательства Ч. Вайтингом (США, 1953 г.) для создания объектов с новыми свойствами.

Предположим мы хотим придумать новый редактор текстов. Далее случайным образом необходимо назвать любые существительные, например, роза, гвоздь, лед, мечта. Каждое существительное необходимо охарактеризовать прилагательными (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Иллюстрация к методу фокальных объектов

Система, которую мы хотим изменить (редактор текста), оказывается «в фокусе» 4-х других систем или понятий. Получаются сочетания целевой системы и перечисленных свойств. Например:

– детский редактор текста;

– нежный редактор текста;

– тающий редактор текста;

– твердый редактор текста;

– острый редактор текста и т.д.

Каждую полученную идею необходимо дополнить путем свободных ассоциаций. Метод успешно используется для получения неожиданных идей для новых продуктов, фантастических рассказов, игр и т. д.

Задания для самостоятельного выполнения:

– предложить идею усовершенствования сумки или рюкзака для компьютера.

– предложить идею развития компьютерной игры.

– предложить оригинальную идею компьютерного ежедневника.

3.4. Метод «Снежного кома». Метод «Золотой рыбки»

Метод «Снежного кома»– это метод разработки новых идей путем перехода от системы к определенному классу надсистем.

Главная цель:

Получить яркую, нешаблонную фантастическую ситуацию или сюжет. Для этого необходимо взять одну исходную идею и развить ее по определенным правилам во множество ситуаций. Это прием, по существу реализующий компонентную ось системного оператора.

– В качестве исходной фантастической идеи можно брать любую идею: придуманную вами, придуманную не вами, взятую из фантастики. В этом методе главное – построение, конструирование фантастической ситуации.

– При работе по методу «Снежного кома» предполагается, что все типовые слои реальности каким-то образом осуществляются.

Типовые надсистемы:

– Жилье: дом, квартира, мебель....

– Потребности: одежда, обувь, питание, сон....

– Отношения между людьми.

– Работа, профессии, обстановка, трудовые отношения.....

– Промышленность: завод, фабрика.....

– Природа, сельское хозяйство.....

– Торговля: магазин, гипермаркет.....

– Транспорт и связь.

– Искусство, развлечения, культура....

Алгоритм работы по методу «Снежного кома»

1. Выбрать объект анализа и уточнить его недостатки.

2. Сформулировать исходную фантастическую идею (ИСФ), позволяющую решить данный недостаток.

3. Совместить выбранную исходную фантастическую идею с типовыми надсистемами. Для каждой типовой надсистемы построить фантастическую ситуацию, выяснить, как влияет исходная фантастическая идея на эту надсистему. Контрольный вопрос: что изменится в исходной надсистеме, если...?

– ИФИ 1 + НС 1 = ФС 2 (к Исходной Фантастической Идее-1, добавили НадСистему-1, получили Фантастическую Ситуацию-2).

– ФС 2 + НС 2 = ФС 3 (К фантастической Ситуации 2 прибавляем другую надсистему НС2).

– ФС n + НС n = ФС (n+1) .

4. Отследить последствия этого изменения для самого объекта и его надсистемы. Обратить особое внимание на то, как это повлияет на различные этапы жизненного цикла объекта изготовление, хранение, эксплуатацию, транспортировку, утилизацию.

5. Записать полученные идеи.

Метод «Золотой рыбки»

Этот метод является инверсным по отношению к методу «Снежного кома». Если у вас есть некая исходная фантастическая ситуация, давайте сделаем обратное действие: посмотрим, а что в этой ситуации реального. Может быть, она не такая уж фантастичная.

ФС 1 – Р 1 = ФС 2

Получили фантастический остаток – фантастическую ситуацию 2 (ФС 2). Найдем в ней еще что-нибудь реальное.

ФС 2 – Р 2 = ФС 3

Получили фантастическую ситуацию 3. И так далее, пока не докопаемся, что же в ней принципиально нереально:

Ф = Р 1 + Ф 1

Ф 1 = Р 2 + Ф 2

Ф 2 = Р 3 + Ф 3

………………

Иногда полезно бывает рассмотреть некую цель своей работы как фантастическую ситуацию. Допустим, вам надо добиться каких-то результатов от своей системы. Метод позволяет выделить из сложной ситуации собственно изобретательскую задачу.

Алгоритм применения метода золотой рыбки для решения изобретательских задач:

1. В качестве фантастической вы берете ситуацию, когда проблема каким-то образом решена. Неизвестно как, но получен результат, который вам нужен. Довольно часто вы знаете, какой результат хотите получить, но не знаете, как этого достичь.

2. С этой фантастической ситуации – идеального решения, вы снимаете слои реальности, то есть выясняете, что же на самом деле в этом результате вполне реализуемо, а в чем фантастичность, чего же вы на самом деле не можете достичь. Когда вы очистите фантастическую ситуацию от всей реальной шелухи, это и будет ключевая задача, которую вам надо решать. А дальше решаете ее средствами ТРИЗ.