Инструкции по безопасности движения. Типовые инструкции для водительского состава по обеспечению безопасности дорожного движения

Все предприятия, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, должны регулярно планировать и проводить мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе. Проведение инструктажей по БДД призвано снизить травматизм водителей. Об их видах и оформлении – расскажем.

Читайте в нашей статье:

Виды инструктажей по БДД для водителей

Инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся со всеми сотрудниками, допущенными к управлению автомобилем в организации. Их цель – знание работниками правил безопасной эксплуатации транспотрных средств. Проводить такой инструктаж может лишь аттестованный по БДД сотрудник.

Регламентирует процедуру этого мероприятия «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

Вводный инструктаж

Должен состояться сразу после приема на работу. Проводит его ответственный за безопасность дорожного движения в организации.

Во время данного мероприятия инструктируемый о порядке обеспечения БДД на предприятии.

В частности, инструктирующий рассказывает об особенностях предприятия, о специфике перевозимых грузов, о требованиях к перевозке пассажиров и к загрузке-выгрузке транспортных средств, дает пояснения по транспортной схеме предприятия, знакомит с планом расстановки техники в гараже. О действующих в организации также нужно сообщить во время вводного инструктажа.

Кроме того, следует разъяснить порядок прохождения медосмотра перед и после рейсов, установленные нормативы погрузочно-разгрузочных операций, рассказать о порядке прохождения контроля ТС перед выездом.

По окончании нужно внести отметку в журнал регистрации инструктажа по БДД.

Вид инструктажа

Ф. И. О. инструктируемого

Основание проведения

Иванов Владимир Николаевич

Положение о безопасности дорожного движения в АО «Стройдеталь», транспортно-технологическая схема, правила внутреннего трудового распорядка, Порядок предрейсового медосмотра, Порядок предрейсового контроля транспортного средства

Прием на работу

Мешаков В.Н.

обратите внимание:

Согласно пункту 10.13 постановления Минтруда от 12.05.2003, журнал регистрации инструктажей должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и выдаваться инструктирующим под расписку. Приказ № 7 от 15.01.2014 года требует хранить журнал регистрации инструктажа по БДД не менее 3 лет.

Предрейсовый

Должен быть проведен перед выполнением работ повышенной опасности, например:

  • при управлении ТС в составе колонны;
  • при перевозке опасных грузов (горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, опасных отходов и т.д.);
  • в случае первой поездки по определенному маршруту;
  • перед поездкой в зону действия опасных производственных факторов и т.п.

При его проведении в соответствующую графу вносят номер и марку ТС. Следовательно, предрейсовый инструктаж проводится уже после издания приказа о допуске водителя к работе, после и приказа о закреплении транспортного средства за данным водителем.

Инструктировать может не только ответственный за БДД , но и сотрудник диспетчерской службы, который так же, как и ответственный, прошел специальную профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта за счет средств работодателя.

Разберем, как выглядит запись о проведении предрейсового инструктажа по БДД с одним водителем. В период с 04.09.2017 года водитель прошел стажировку, был допущен к управлению ТС, за ним был закреплен автомобиль – грузовой фургон ГАЗ-66 Х056АА38rus.

Соответствующую запись необходимо сделать в журнале регистрации, который должен храниться у диспетчера.

Вид инструктажа

Ф.И.О. инструктируемого

Марка, государственный номер транспортного средства

Основание проведения

Должность, Ф.И.О. лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, прошедшего инструктаж

рейсовый

Иванов Владимир Николаевич

ГАЗ-66 Х056АА77rus

Маршрут движения от базы № 1 до пункта по приему металлолома № 2 (Ховрино) через Каширское шоссе. Загрузка-выгрузка крупногабаритного и тяжеловесного стеллажного оборудования. Протяженность маршрута 80 км, опасные участки на маршрутном листе, условия движения в плотном транспортном потоке на МКАД

Сотрудник диспетчерской службы

Гамаюнова О.В.

Гамаюнова

Сезонный

Проводится со всем водительским составом 2 раза в год. Как понятно из названия, его проводят перед теплым и холодным сезонами года, сопровождаемыми неблагоприятными климатическими условиями.

В ходе предзимнего сезонного инструктажа водителю нужно рассказать об особенностях управления транспортным средством в условиях гололёда. Весной водителя инструктируют по движению ТС в условиях весенней распутицы, таяния льда, и т.п.

Эти периоды характеризуются сложными погодными и, следовательно, дорожными условиями, требующими от водителя максимальной концентрации внимания и отличных водительских навыков.

Данный вид в журнале фиксируется как сезонный осенне-зимний и сезонный весенне-летний. Даты проведения руководитель должен установить самостоятельно. Например: осенне-зимний – перед заменой шин на зимнюю резину (15 октября), а весенне-летний – перед заменой шин на летнюю (15 апреля).

Также это мероприятие может быть приурочено к переходу на зимние и летние нормы расхода топлива. Поэтому решите вопрос с конкретными датами сезонного инструктирования в своем локальном акте по обеспечению БДД.

Проводить его должен ответственный за БДД или начальник колонны с занесением записи в журнал регистрации, который оформляется на том же бланке, что и предрейсовый.

Вид инструктажа

Ф. И. О. инструктируемого

Марка, государст-венный номер транспорт-ного средства

Основание проведения

Должность, Ф. И. О. лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, проводив-шего инструктаж

Подпись лица, прошедшего инструктаж

Сезонный осеннее-зимний

Иванов Влади-мир Никола-евич

ГАЗ-66 Х056АА77rus

Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях. Езда в темное время суток. Езда в условиях гололеда.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответствен-ный за БДД, начальник транспортного отдела

Мешаков В.Н.

Специальный

Необходим в тех случаях, когда требуется сообщить водительскому составу срочную и важную информацию:

  • изменились пункты в правилах, регламентах;
  • вступили в силу новые нормативные акты;
  • изменился маршрут или условия, влияющие на ;
  • в организации или в отрасли произошло крупное ДТП;
  • возникла угроза ЧС или теракта.

Также проводится с водителями, направляемыми в командировку, для работы в отрыве от основной базы. Эту процедуру осуществляет ответственный за БДД или начальник колонны.

Вид инструктажа

Ф. И. О. инструктируемого

Марка, государственный номер транспортного средства

Основание проведения

Должность, Ф. И. О. лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, проводившего инструктаж

Подпись лица, прошедшего инструктаж

Специальный

Иванов Владимир Николаевич

ГАЗ-66 Х056АА77rus

Направление в командировку для работы в отрыве от основной базы. Инструкция по охране труда по проведению шиномонтажных работ в полевых условиях.

Выезд в рейс по путевому листу № 774012

Ответственный за БДД, начальник транспортного отдела

Мешаков В.Н.

Программа первичного инструктажа на рабочем месте для водителя

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Ответственность за непроведение и непрохождение инструктажей по БДД

Осторожно, штраф!

За непроведение инструктажей или отсутствие их регистрации работодатель может быть оштрафован по (30 тысяч руб. на организацию и 10 тысяч руб. на должностных лиц).

Ответственный за безопасность дорожного движения может провести либо вводный инструктаж, если на него приказом руководителя организации возложены соответствующие обязанности, либо иные виды инструктажей при условии, что он является непосредственным руководителем водителей и прошёл не только аттестацию в ФГУ «Росавтотранс», но и проверку знаний в учебном центре Минтруда России по 40-часовой программе для руководителей и специалистов, осуществляющих организацию, контроль и надзор за безопасным проведением работ.

Инструкция по вождению автомобиля в осенне-зимний период

1. В этот период года часто происходят резкие температурные колебания с осадками в виде дождя или снега, а поэтому проезжая часть дороги в большинстве случаев влажная или на дороге гололедица. Учитывая особенности вождения автомобиля в этот период года, водитель обязан :

a) Выезжать на линию только на технически исправном и опрятном автомобиле, обращая особое внимание на исправность тормозной системы, рулевого управления и освещения. ЗАПРЕЩАЕТСЯ выезжать на линию без прохождения предрейсового медицинского осмотра.

b) Находясь в движении, строго руководствоваться требованиями Правил дорожного движения.

c) Выбирать скорость движения, особенно на скользкой дороге, с учетом интенсивности движения, дорожных условий, видимости в направлении движения, рельефа местности, а также особенностей перевозимого груза.

d) Соблюдать осторожность при проезде остановок общественного транспорта и перекрестков, которые становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей. При проезде остановок автобусов, организованных в небольших населенных пунктах, на автомобильных дорогах соблюдать особую осторожность.

) Приближаясь к закруглению дороги, снизить скорость до предела, обеспечивающую полную безопасность движения и строго придерживаться правой стороны.

f) Увеличивать дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам.

2. Нельзя резко изменять направление движения, так как этот маневр может привести к заносу автомобиля и складыванию автопоезда.

3. Перед движением на дорогах в горной местности необходимо тщательно проверить техническое состояние автомобиля. На автомобиле должны быть противооткатные приспособления.

4. При движении в гору по скользкой дороге необходимо выбирать такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного завершения подъема. Эти же условия необходимо соблюдать и на спуске.

ПОМНИТЕ Запрещается

5. При необходимости произвести длительную стоянку – для технического осмотра автопоезда, приема пищи, отдыха или ночлега, вне населенных пунктов, разрешается только на специальных площадках или за пределами дороги.

6. Перед остановкой транспортного средства на дороге, необходимо, заблаговременно включив сигнал поворота, перестроиться и остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии – у края проезжей части. Останавливая транспорт на обочине дороги, обращайте особое внимание на ее состояние, так как обочина может быть скользкой или слабой (рыхлой), что может привести к опрокидыванию. При вынужденной остановке на дороге, немедленно включить аварийную световую сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 25 – 30 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

7. Соблюдать особую осторожность при движении в ночное время или в условиях недостаточной видимости, чтобы в необходимых случаях была обеспечена своевременная остановка автомобиля. Помните, что при движении автомобиля в дождь и снег уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла.

8. При появлении пешеходов на проезжей части не подавать резким звуковых и световых сигналов, так как пешеход, торопясь сойти с дороги, может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущим автомобилем.

9. В заграничной командировке строго соблюдайте скоростные режимы, установленные в стране пребывания.

10. Находясь в рейсе, соблюдайте режим труда и отдыха.

11. В случае совершения ДТП или нарушения ПДД, водитель обязан немедленно сообщить по телефону или явиться к инженеру по безопасности движения.

e)Приближаясь к закруглению дороги, снизить скорость до предела, обеспечивающую полную безопасность движения и строго придерживаться правой стороны.

f)Увеличивать дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам.

12. Нельзя резко изменять направление движения, так как этот маневр может привести к заносу автомобиля и складыванию автопоезда.

13. Перед движением на дорогах в горной местности необходимо тщательно проверить техническое состояние автомобиля. На автомобиле должны быть противооткатные приспособления.

14. При движении в гору по скользкой дороге необходимо выбирать такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного завершения подъема. Эти же условия необходимо соблюдать и на спуске.

ПОМНИТЕ , что спуск осуществлять значительно сложнее, чем преодолевать подъем, а поэтому, чем круче спуск, тем ниже должна быть включена передача. Запрещается выжимать сцепление на скользком спуске.

15. При необходимости произвести длительную стоянку – для технического осмотра автопоезда, приема пищи, отдыха или ночлега, вне населенных пунктов, разрешается только на специальных площадках или за пределами дороги.

16. Перед остановкой транспортного средства на дороге, необходимо, заблаговременно включив сигнал поворота, перестроиться и остановиться у тротуара или на обочине, а при их отсутствии – у края проезжей части. Останавливая транспорт на обочине дороги, обращайте особое внимание на ее состояние, так как обочина может быть скользкой или слабой (рыхлой), что может привести к опрокидыванию. При вынужденной остановке на дороге, немедленно включить аварийную световую сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 25 – 30 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

17. Соблюдать особую осторожность при движении в ночное время или в условиях недостаточной видимости, чтобы в необходимых случаях была обеспечена своевременная остановка автомобиля. Помните, что при движении автомобиля в дождь и снег уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла.

18. При появлении пешеходов на проезжей части не подавать резким звуковых и световых сигналов, так как пешеход, торопясь сойти с дороги, может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущим автомобилем.

19. В заграничной командировке строго соблюдайте скоростные режимы, установленные в стране пребывания.

20. Находясь в рейсе, соблюдайте режим труда и отдыха.

21. В случае совершения ДТП или нарушения ПДД, водитель обязан немедленно сообщить по телефону или явиться к инженеру по безопасности движения.

Разработал

Утверждаю

Заместитель Министра

автомобильного

транспорта РСФСР

А.С.ПАНТЕЛЕЕВ

Введен впервые

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С ВОДИТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-09

Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).

Настоящий руководящий документ разработан на основе Приказа Министра автомобильного транспорта РСФСР N 13 от 05.08.75, РД 200 УССР 219-84 "Инструкция о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом".

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 год, утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1. Общие положения

1.1. Цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок.

1.2. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава:

вводный;

предрейсовый;

периодический;

сезонный;

специальный.

1.3. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.4. Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия.

1.5. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждается приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

1.6. Содержание инструктажей разрабатывается службой безопасности движения предприятия с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок.

1.7. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (Приложение 1).

2. Вводный инструктаж


2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения;

порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. Предрейсовый инструктаж


3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородние и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристко-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие положения:

условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

состояние погодных условий;

режим движения, организация отдыха и приема пищи; порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

переводе водителей на другую марку автомобилей;

управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

4. Периодический инструктаж

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж включает следующие положения:

информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

осуществление противоугонных и противопожарных мер;

действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. Сезонный инструктаж


5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. Специальный инструктаж


6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

Приложение 1


ФОРМА ЖУРНАЛА

УЧЕТА ИНСТРУКТАЖЕЙ ВОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Дата
проведения
инструктажа

Вид инструктажа

Должность,
Ф.И.О. лица,
проводившего
инструктаж

Ф.И.О. водите-
лей, прошедших
инструктаж

ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Общие положения

1.1. Основными обязанностями водителей транспортного средства являются: перевозка пассажиров или грузов с обеспечением полной безопасности движения, выполнение объемов перевозки, бережное отношение к закрепленному автомобилю.

1.2. Водитель обязан содержать в надлежащем порядке закрепленное за ним транспортное средство и его оборудование.

1.3. Водитель транспортного средства непосредственно подчиняется:

1.3.1. В автопредприятии – начальнику (механику) автоколонны и дежурному диспетчеру.

1.3.2. В колхозе, совхозе (предприятии) – начальнику гаража (механику) и диспетчеру.

1.3.3. При работе у заказчика – лицу, назначенному заказчиком, ответственным за использование транспорта.

1.4. Водитель должен знать:

1.4.1. Правила дорожного движения.

1.4.2. Устройство транспортного средства, норму и правильность загрузки, сроки проведения технического обслуживания и норму межремонтного пробега закрепленного за ним транспортного средства.

1.5.5. Настоящую Инструкцию.

2. Обязанности водителя

2.1. Перед выездом на линию водитель обязан:

2.1.1. Прибыть в хозяйство, на предприятие заблаговременно с учетом обеспечения своевременного выезда на линию.

2.1.2. Пройти освидетельствование в специализированном медицинском пункте предприятия.

2.1.3. Тщательно осмотреть транспортное средство, убедиться в его исправности и нормальном санитарном состоянии. Проверить наличие соответствующей экипировки, исправных средств пожарной безопасности, аптечки.

Примечание. Если техническое состояние транспортного средства не отвечает требованиям, предусмотренным правилами движения и технической эксплуатации или отсутствует экипировка, сообщить об этом начальнику или механику гаража для принятия мер по устранению недостатков и получить указания о дальнейшей работе.

2.1.4. Иметь при себе:

удостоверение на право управления;

регистрационные документы на транспортное средство;

путевой лист, товарно-транспортную накладную, при необходимости дополнительные документы на перевозимый груз.

2.2. При работе на линии водитель обязан:

2.2.1. Выезд из автопредприятия производить в соответствии с расчетным временем, необходимым для подачи автомобиля к пункту погрузки.

2.2.2. При остановке автомобиля на линии по технической неисправности пользуясь любыми средствами связи, поставить в известность дежурного предприятия, или руководителей предприятия (организации) и вызвать автомобиль технической помощи, сообщив место своего нахождения и характер неисправности.

2.2.3. При авариях и несчастных случаях принять срочные меры, предусмотренные Правилами дорожного движения.

2.2.4. При оставлении автомобиля принять меры, предотвращающие его угон.

2.3. При возвращении на предприятие, в организацию, водитель обязан:

2.3.1. Сдать транспортное средство и путевые документы в установленном порядке. При необходимости дать заявку на ремонт автомобиля и его оборудования.

2.3.2. В случае вынужденного заезда на предприятие, в организацию сообщить дежурному диспетчеру время и причину заезда, а также предъявить путевые документы для соответствующих отметок.

2.3.3. Уточнить место работы и график выезда на линию на следующую смену.

3. Водителю транспортного средства запрещается

3.1. Управлять транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3.2. Управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения.

4. Водитель транспортного средства имеет право

4.1. Требовать от администрации предприятия, организации своевременного технического обслуживания, ремонта транспортного средства.

4.2. Вносить предложения по улучшению транспортного процесса.

5. Ответственность водителя транспортного средства

5.1. Водитель транспортного средства несет ответственность за соблюдение настоящей Инструкции, “Правил перевозок и Правил дорожного движения”.

2018-09-29

| Author Flaaim

Представляю вашему вниманию образец инструкции по безопасности дорожного движения для проведения инструктажа водителя при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

Читайте также :

  • Список документации по безопасности дорожного движения БДД

Инструкция состоит из следующих разделов

  • Общие требования охраны труда
  • Вводный инструктаж водителей
  • Предрейсовый инструктаж водителей
  • Периодический инструктаж водителей
  • Сезонный инструктаж
  • Специальный инструктаж
  • Обязанности водителей

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по безопасности дорожного движения для водителя.

1.2. Водителю необходимо выполнять требования по безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. На водителя могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

вредные вещества (антифриз и другие);

недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.4. Водитель извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.5. К работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.6. Водителю необходимо проходить обучение по охране труда в виде: вводного, предрейсового, периодического, сезонного, специального инструктажей.

1.7. Допуск водителей к работе на линию без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.8. Организация инструктажа, контролирование его полноты своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия,

1.9. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждаются приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале или в личной карточке водителя.

2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения;

порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ

3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие сведения:

условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

состояние погодных условий;

режим движения, организация отдыха и приема пищи;

порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

переводе водителей на другую марку автомобилей;

управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

Готовые программы инструктажей по охране труда

4. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии,

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения ежемесячно по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж содержит:

информацию водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

осуществление противоугонных и противопожарных мер;

действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля, в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

7. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ

7.1. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе:

удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

регистрационные документы на транспортное средство (техталон, техпаспорт и т.д.);

путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку.

7.2. Водитель обязан:

перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

7.3. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих фарах и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), не действующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада).

проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

предоставлять транспортное средство:

Сотрудникам ГИБДД для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия;

Сотрудникам ГИБДД, федеральных органов государственной безопасности;

Медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

Медицинским работникам, сотрудникам полиции и федеральных органов государственной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

7.4. Водитель у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников получить талон установленного образца.

7.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим;

вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавших на попутном транспорте, а если это невозможно, то доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации места объезда ДТП;

сообщить о случившемся в милицию и в свое предприятие;

записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.

7.6. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, болезненном или утомленном состоянии, не записанным в путевом листе и не имеющим при себе водительского удостоверения данной категории транспортного средства;

оставлять на дороге предметы (груз), создающие помехи для движения других транспортных средств.

7.7. При выезде на линию водитель обязан:

следовать только по указанному маршруту. Соблюдать установленные нормы вместимости автобуса и грузоподъемности автомобиля;

начинать движение и двигаться только с закрытыми дверями автомобиля, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми дверями (по ледовым переправам);

избегать резких маневров, плавно трогаться с места и так же плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения постепенно, не делать крутых поворотов;

поддерживать скорость движения с учетом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;

при возникновении неисправности автомобиля, угрожающей безопасности движения, принять меры к ее устранению, а если это невозможно, вызвать техническую помощь;

во время движения не отвлекаться от управления автомобилем, не вступать в разговоры с пассажирами, не оставлять рабочее место до полной остановки автомобиля;

при вынужденной остановке убедиться, что автомобиль находится в безопасности и не создает помех для других транспортных средств, заглушить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить низшую передачу, а в горных условиях, кроме того, подложить под колеса башмаки (лучше клиновидные);

на спусках не разобщать трансмиссию от двигателя, перед затяжными спусками-подъемами остановиться для проверки действия тормозов;

при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя полосы движения, немедленно снизить скорость, включить аварийную световую сигнализацию и остановиться;

в случае дорожно-транспортного происшествия оказать помощь пострадавшим и как можно скорее сообщить о случившемся на свое предприятие и в ГИБДД;

выполнять указания ГИБДД - по требованию остановить автомобиль и предъявить путевую документацию, соблюдая правила остановки;

в темное время суток и при недостаточной видимости включить фары дальнего или ближнего света;

не продолжать движение в дремотном состоянии;

при движение не пользоваться разгоном-накатом, не отсоединять двигатель от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км в час;

проезжать остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или остановиться, пропустить пешеходов, вступивших на переход;

7.8. Водителю запрещается:

превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой автомобиля, а также указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на автомобиле;

перевозка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля,