Как работает морская мина. Удар из-под воды: Тихая угроза

На суше мины так и не вышли из категории вспомогательного, второстепенного оружия тактического значения даже в период своего максимального расцвета, который пришелся на Вторую мировую войну. На море ситуация совершенно иная. Едва появившись на флоте, мины потеснили артиллерию и вскоре стали оружием стратегического значения, нередко отодвигающим другие виды морского оружия на вторые роли.

Турки защищали дефицитный берег от высоких позиций на укрепленных скалах и покрывали пляжи почти непроницаемым заграждением из колючей проволоки. Британский офицер вспоминал, что во время катастрофической высадки «море позади было совершенно красным, и стоны были услышаны среди прохожих выстрелов». Битва укрепилась на пляжах Галлиполи, а жертвы накопились в течение семи месяцев, пока командование союзников не допустило поражения и приказало отступить в декабре. Кампания Галпполи нанесла большое поражение союзникам.

Он привел смерть в окрестности Лондона и промышленных городов северной Британии. Число жертв среди «белых» было разрушительным, и практически каждая деревня и деревня в Австралии, Новой Зеландии и Канаде потеряли молодость, иногда все они были детьми одной семьи. Кампания стоила союзникам двести тысяч солдат и мало служила, чтобы отвлечь внимание войны от парализованного Западного фронта.

Отчего же на море мины приобрели такое огромное значение? Дело в стоимости и значимости каждого судна. Количество боевых кораблей в любом флоте ограничено, и потеря даже одного может резко изменить оперативную обстановку в пользу противника. Военный корабль имеет большую огневую мощь, значительный по численности экипаж и может выполнять весьма серьезные задачи. Например, потопление англичанами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля способности двигаться, что сыграло большую роль в исходе сражения за Северную Африку. Поэтому взрыв одной мины под судном играет в ходе войны куда бЧльшую роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.

Билическое усилие и военно-морская блокада: на самом деле провал этой альтернативной атаки просто усилил логику борьбы в окопах. Союзники начали вести войну с экономического фронта. Германия была уязвимой, поскольку по крайней мере одна треть ее поставок продовольствия зависела от импорта. Союзная военно-морская блокада против всей Центральной Европы стремилась постепенно истощить продовольствие и сырье своих противников. Германия ответила подводной блокадой с угрозой нападения на любой корабль в окрестностях Великобритании.

В результате нападения погибло 198 человек, из которых 128 были американцами. На фото военная команда забирает в британской столице бомбу в 500 килограммов. В августе прошлого года строители в Ист-Лондоне откопали страшную реликвию Второй мировой войны: бомба немецкой бомбы весом 227 кг, способная уничтожить дома и окружающие здания.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина – это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины – якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать – тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Место было немедленно оцеплено, 700 человек были эвакуированы, а эксперты подразделения взрывного артиллерийского орудия Королевского корпуса материально-технического снабжения Британской армии провели напряженные 24 часа, обеспечив место. Это был третий подобный инцидент в Лондоне за такое же количество месяцев. Небольшая бомба была обнаружена рабочими на севере города, а гигантская 250-килограммовая бомба была обнаружена на юге в марте, что привело к эвакуации более тысячи человек.

По словам лондонских пожарных, устройство, обнаруженное в августе в районе, известном как Бетнал Грин, было девятой неисследованной бомбой Второй мировой войны, которая была найдена в этом году в столице. По словам экспертов, даже сегодня, спустя 70 лет после окончания войны, десятки тысяч подобных неразорвавшихся артиллерийских объектов могут быть спрятаны в садах, улицах и зданиях Соединенного Королевства.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций – которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия – морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать – она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами – использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

И во многих случаях они более опасны сейчас, чем во время войны, что делает их деактивацию рискованным и трудным процессом. Причина, по которой они все еще существуют, заключается в том, что холодная доля бомб, которые упали на Британию во время Второй мировой войны, просто не активировалась.

Некоторые из бомб, говорит Броснан, были просто неисправны. Возможно, другие пострадали от взрывателя, который обычно использовался для его детонации, или для таймеров, которые иногда использовались для задержки взрыва. Если их не обрабатывать должным образом, все они представляют серьезную угрозу.

В 1920–1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота – это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.

Немцы произвели различные бомбы во время войны, от простых артефактов 50 кг до гигантских взрывных устройств 800 кг, получивших название «сатана». Но большинство из тех, которые были запущены в Соединенном Королевстве - и, следовательно, большинство тех, которые все еще существуют сегодня, - это так называемые «железные бомбы» или неуправляемые взрывчатые вещества, перевозимые воздушным судном, которые идут от 50 кг до 250 кг.

Половина веса насоса представлена ​​взрывчатым зарядом; другая половина - его металлическое тело, которое фрагментировано взрывом. Британская армия получает призывы почти ежедневно, чтобы иметь дело с делами разных типов артиллерии Второй мировой войны, включая ручные гранаты, привезенные в качестве сувениров войсками, прибывающими из Германии, стрелковым оружием и неиспользованной британской и американской артиллерией.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB – Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Они также более нестабильны - и, возможно, смертельны - сегодня, чем 70 лет назад, благодаря химической деградации плавкого предохранителя. «Это произойдет мгновенно, это закончится сотыми долями секунды, и вы будете мертвы», - говорит он. Соединенному Королевству повезло в его столкновениях с таким опасным наследием.

Но это не относится к остальной Европе. Что происходит, когда обнаруживается бомба? Некоторые устройства можно просто взять, транспортировать и отбрасывать. Большинство, однако, находятся в таком деликатном состоянии, что их перемещение слишком опасно, поэтому вам приходится обращаться с ними на месте.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5–7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

«Это оружие старше 70 лет», - говорит Кук. «Он не взорвался, и вы не можете быть уверены, почему любая из этих вещей может активировать механизм». То, что происходит дальше, в значительной степени зависит от размера насоса. Для меньших артефактов обычно можно создать защитную структуру и взорвать ее внутри. Для самого большого потребовалась бы такая структура настолько велика, что не удастся применить эту стратегию.

Кук сравнивает дизайн бомбы с процессом освещения пожара: вы зажигаете спичку, зажигаете бумагу, зажигаете трут и, наконец, зажигаете уголь. В этой аналогии фосфор - самый деликатный компонент цепи - это предохранитель, а уголь - взрывчатое вещество. Первым и наиболее важным шагом процесса является, следовательно, деактивация предохранителя.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

«Иммунизация предохранителей», как известно, обычно включает в себя сверление и введение раствора, нейтрализующего химические вещества. Как объясняет Дэйв Уэлч, другой бывший офицер по утилизации военной бомбы, этот процесс варьируется в зависимости от типа предохранителя.

Например, если это «номер 17», процедура состоит в том, чтобы развернуть плавкий предохранитель и прокачать физиологический раствор через тот же предохранитель. Это решение оставляется внутри в течение определенного времени, а затем его вытесняют, оставляя в нем кристаллы солей, которые блокируют зубы механизма и гарантируют, что часы перестанут работать.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.

Хотя некоторые технологические разработки, такие как «удаленный стетоскоп», используемый для отслеживания тикания активированных часов, - методы, используемые для управления артиллерией Второй мировой войны, не сильно изменились со времен войны. Люди этой войны были настоящими пионерами, - говорит Уэлч.

«Многие умирали, пытаясь понять, как это работает, и поскольку современные бомбы разные, принципы Второй войны по-прежнему относятся к бомбе второй мировой войны, нет другого способа справиться с ними». Как только предохранитель нейтрализуется, насос все равно должен быть сброшен. Иногда он перемещается в отдаленное место, взорванное современными взрывчатыми веществами.

Магнитная смерть

Самое интересное в минах LMB – это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.

В качестве альтернативы операторы могут открывать отверстие в корпусе насоса и тщательно вводить пар с контролируемой температурой, чтобы заставить его «расплавиться» без взрыва, объясняет Кук. Но даже эти проблемы ничто по сравнению с обширным наследием неразорвавшихся боеприпасов, которые мешают британскому дну, говорит Кук.

Во время первой и второй мировой войны миллионы морских мин были помещены в качестве защитного барьера. По оценкам, от 30 до 70% никогда не восстанавливались. Добавьте к этому неразорвавшиеся торпеды, которые запустили подводные лодки, оставшиеся бомбы, сброшенные британскими и немецкими самолетами, и методы утилизации нерегулируемых боеприпасов, начавшиеся с Первой войны, и которые только что закончились несколько лет назад, - и вам придется воды, окружающие Соединенное Королевство, выглядят как взрывной суп.

Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток». Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.

Но он так и не добрался до места назначения. Годы спустя, он томится с его смертельной нагрузкой в ​​000 тонн мощных взрывчатых веществ, которые становятся все более нестабильными каждый день. «Он полон тяжелой артиллерии, и это ухудшается и становится более чувствительным с течением времени», - говорит Кук.

«До сих пор они содержались внутри тела корабля, но в конце концов он собирался сломаться, и артиллерия могла сойти с корабля, если это произойдет, и если кто-то активирован, другие могут взорваться». Если это произойдет, это может быть катастрофа. Это европейская война перед южноамериканскими побережьями.

Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 – мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.

Германский флот, состоящий из пяти крейсеров и возглавляемый адмиралом Максимилианом фон Шпеем, образует своего рода осаду в районе залива Коронель, оставляя 4 английских судна - под командованием сэра Кристофера Крадока - из нейтральных вод. Истории времени показывают, что языки огня английских круизов достигли 60 метров, что-то вроде высоты здания на 20 этажах.

И к тому времени, когда ночь упала, он уже считался победителем флота фон Шпе. Два корабля, которым удалось убежать, были повреждены в порту Коронеля. В целом три немецких круиза вышли победителями до города Вальпараисо. Битва при Коронеле или «День всех святых», как известно, стала самым кровавым военным событием на чилийских берегах из-за большого количества смертей.

Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, – например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т.д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.

Даже адмирал Крадок не мог выбраться из воды. Чилийский флот отправил морской транспорт в поисках потерпевших кораблекрушение, но выживших не было. Свидетелем времени, но молодым, был покойный дедушка Мануэля Гутьерреза Гонсалеса, чилийский историк, и который был заинтересован в расследовании больше об этом эпизоде.

Мануэлю Гонсалесу Эспинозе было 7 лет, когда он стал свидетелем битвы из сектора Буэн-Ретиро, в городе Коронель. Его отец, Мануэль Гонсалес Томпсон, был администратором угольных шахт Буэн Ретиро, и благодаря этой позиции его дом находился на вершине холма с широким видом на море.

Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства – от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK – A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум – устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Воспоминания о Мануэле Гонсалесе Эспинозе начинаются, когда он играл днем ​​со своим младшим братом Франсиско. Игра была прервана поспешным призывом от его отца, который отвел их на террасу и попросил их взглянуть в сторону горизонта. «Я почувствовал шум, затем увидел вспышки на горизонте, недалеко от острова Моча, где можно было увидеть бой», - сказал Мануэль Гонсалес ровно 18 лет назад своему внуку Мануэлю Гутьерсу.

Но стратегия адмирала фон Шпея, а также ряд событий, которые можно было бы считать «неудачей», означали, что победа немцев не поддерживалась надолго. В Мальвинских-Фолклендских островах фон Шпе был уверен, что его кораблей было достаточно, чтобы потопить британский флот, но он был неправ.

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.

В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

В это же время, в 1942 году, фирма Hasag SVK разработала весьма интересный взрыватель, получивший обозначение DM1. Кроме обычного магнитного контура этот взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на снижение давления воды (достаточно было всего 15–25 мм водяного столба). Дело в том, что при движении по мелководью (до глубин 30–35 м) винты большого корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад. Давление в промежутке между днищем корабля и морским дном немного понижается, на это как раз и отзывается гидродинамический датчик. Таким образом, мина не реагировала на проходящие мелкие катера, а вот под эсминцем или более крупным кораблем взрывалась.

Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Британских островов уже не стоял. Немцам нужно было много мин, чтобы защищать свои воды от кораблей союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые корабли. Поэтому инженеры резко упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа приборов кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и прочими AT2 уже не оснащался.

В самом конце войны немецкие фирмы предложили для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, акустический и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, заводы подвергались мощным авианалетам союзников и организовать промышленное производство АМТ1 уже не удалось.

Немецкая донная неконтактная мина LMB

Внешне мина LMB выглядела как алюминиевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой задней частью. Диаметр 66 см, длина корпуса 174 см, а общая длина с учетом парашютного отсека 298 см. Весила мина 987 кг, из них на боезаряд приходились 681 кг. В качестве взрывчатки использовалась смесь гексогена с тротилом или нитроглицерином, эквивалентная по мощности взрыва 939 кг тротила.

Кроме заряда в корпусе располагались вспомогательный взрыватель и часовой механизм приведения мины в боевое положение со своим гидростатом, а в задней части – основной взрыватель. Все типы взрывателей стандартизировались по размерам и крепежу, так что в мину можно было установить любой из них. Сзади на корпус привинчивался кожух парашюта. Взрывные устройства мины имели от одной до трех батарей электропитания, что ограничивало срок боевой работы примерно одним-двумя годами. В некоторые мины встраивался самонейтрализатор (Zeit Ein-richtungen, ZE), который замыкал батареи накоротко по истечении 45–200 дней, в результате чего мина становилась невзрывоопасной. Мог также встраиваться самоликивидатор (Verzogerung Werke, VW), взрывавший мину через определенное время – от шести часов до шести суток после приведения в боевое положение.

В литературе нередко встречаются утверждения, что немецкие донные мины могли сохранять свою боеспособность на протяжении 9–11 лет. Вряд ли они соответствуют действительности. Тогда просто не существовало батарей, способных сохранять свою работоспособность столь длительное время. Вдобавок немцы едва ли горели желанием создавать себе послевоенные проблемы с собственными минами. К тому же они понимали, что в случае поражения обезвреживать эти мины союзники заставят их самих (что и произошло в действительности). Правда, в основном трудности возникали с якорными гальваноударными минами, которые действительно могут сохраняться в течение десятилетий. Но это были мины, сконструированные в конце XIX – начале XX века, когда о возможной послевоенной минной проблеме никто еще не догадывался.

Трагическая история крейсера «Киров»

Каковы результаты, если от места взрыва до корабля 20–30 м? Вот характерный пример. 17 октября 1945 года в Финском заливе на мине LMB, лежавшей на глубине 21 м, подорвался советский крейсер «Киров» (война уже закончилась, но ведь мина об этом не знала). Через трещины в днище крейсер принял около 2000 т воды, заклинило приводы поворота трех башен главного калибра, вышли из строя дизель-генератор и система управления артиллерийским огнем, потрескались топливные цистерны, и в топливо попала вода, из-за чего встали главные двигатели. Корабль с большим трудом удалось отбуксировать в док, где «Киров» ремонтировался около года. В доке выяснилось, что днище значительно потрескалось на протяжении 40 м и промято на 55 см. Любому понятно, какова во время войны цена выведения из строя крейсера на целый год. Если б это произошло в боевой обстановке, «Киров» был бы обречен – его просто добили бы ударами авиации либо прямо на месте взрыва, либо позднее в доке.

Где построен корабль?

Для магнитного взрывателя М1 было очень важно, где построен корабль. В зависимости от ориентации сборочного стапеля относительно сторон света собираемый на нем корабль приобретает определенную направленность своего магнитного поля. Упрощенно говоря, если стапель был расположен вдоль линий магнитного поля Земли, нос корабля может быть «севером» или «югом», если поперек – то «полюсами» становятся правый и левый борта. Соответственно, различные корабли по-разному искажали магнитное поле Земли. Взрыватели М1 выпускались трех вариантов. «Синий» реагировал на искажение «север–юг», «красный» – на искажение «юг–север», был и сдвоенный вариант, реагировавший на оба. В случае использования первого или второго вариантов одни корабли могли спокойно плавать над миной, под другими же она срабатывала. Имея информацию о том, где построен корабль, а значит, зная характеристики его магнитного поля, немцы могли обеспечить безопасное движение над минами своих кораблей. Получалось нечто вроде системы распознавания «свой–чужой».


Типы мин, которые применялись в немецком флоте, были довольно многообразные. В ходе Второй мировой войны появился ряд проектов мин, предназначенных для постановками подводными лодками, из них самыми эффективными были мины TMA, TMB, TMC и SMA.

Применение в минном оружии неконтактных замыкателей, работающих на принципе использования свойств различных физических полей корабля в их сочетании, сделало неконтактную мину более совершенной и значительно усложнило борьбу с ней. В начале войны в основном использовались мины с магнитным и индукционным замыкателями. В 1941 году стали применяться акустические мины, а позднее на базе акустического способа взрыва стал использоваться комбинированный способ взрыва. В 1942 году начали применяться акустико-индукционные мины и мины с магнитно-многоступенчатыми замыкателями. В 1943 году появились гидродинамические мины, замыкатели которых срабатывали под днищем корабля вследствие изменения давления. Затем были приняты на вооружение индукционно-акустические и магнитно-акустические замыкатели.

Во время войны совершенствовались и контактные мины. Если до войны на вооружении флота состояли якорные контактные мины, подразделявшиеся на гальваноударные, ударномеханические, электрические и электромеханические, то уже в ходе войны появились ударноэлектрические мины, а также мины с плавающей антенной. Характерной особенностью якорных мин являлась противотральная стойкость - они имели специальные противотральные устройства, значительно затруднявшие борьбу с ними.

ТИПЫ МИН

TMA

Мина ТМА (торпеда-мина) использовалась на глубинах до 270 м и имела боевой заряд весом около 215 кг. Ее запускали из трубы торпедного аппарата, она имела такой же диаметр, что и стандартная торпеда, но была значительно короче. При длине 3,4 м из аппарата можно было выпускать две мины одновременно. Это была в сущности "якорная" мина, которая прикреплялась к тяжелой балластной плите с помощью длинного минрепа.

TMB

Мина ТМВ была предназначена для использования на мелководье при глубинах 22-27 м. Она была еще короче - всего 2,31 м, но вес боевого заряда составлял 420-560 кг. Торпедный аппарат можно было заряжать тремя такими минами. В отличие от "якорной" мины, ТМВ была донной и взрывалась при срабатывании магнитных или акустических датчиков цели.

TMC

Мина ТМС явилась результатом усовершенствования мины ТМВ и впервые была использована в ноябре 1939 года. Она также предназначалась для постановки на мелководье, но максимальная глубина уже была равна 37 м. При длине 3,38 м вес ее боевого заряда составлял 860-930 кг. Торпедный аппарат можно было заряжать двумя такими минами.

SMA

Мина SMA ("шахтная" мина) была предназначена для постановки не с помощью торпедных аппаратов, а из вертикальных минных труб, устанавливавшихся на заградителях типов VIID и XB. Благодаря наличию якоря и минрепа тяжелая неконтактная мина SMA могла выставляться в районах, недоступных для постановки донных неконтактных мин. Она имела длину 2,15 м, несла боевой заряд весом 350 кг и могла использоваться на глубинах 400 или 600 м соответственно длине минрепа.

EMS

Мина EMS (дрейфующая мина) была небольшой плавающей миной, предназначенной для свободного дрейфа на поверхности воды по морским течениям. Она несла небольшой боевой заряд - всего 14 кг. Дрейфующие мины были неуправляемы и поэтому представляли опасность не только для кораблей противника, но и для всех остальных. В связи с этим постановку мин EMS следовало производить непосредственно в водах противника, предусматривая самоактивацию мины через несколько минут после постановки. Кроме того, мина была установлена на самозатопление через 72 часа, чтобы она не вышла за пределы вод противника, потому что при этом она становилась опасной и для своих кораблей.

МТА

Мина МТА (мина-торпеда) предназначалась для минирования хорошо охраняемых портов и узкостей, куда не мог проникнуть сам подводный заградитель и впервые была использована в январе 1944 года. Она была по существу торпедой с соответствующими массо-габаритными характеристиками, которая выстреливалась через торпедный аппарат и далее шла в зону поражения цели со скоростью 18 узлов на расстояние до 7000 м. По прохождении заданной дистанции мотор отключался и торпеда ложилась на грунт (глубина места постановки должна была находиться в интервале от 8 до 20 м с точностью до 400 м по дистанции и 1,5 градуса по направлению), далее выполняя функции обычной донной неконтактной мины; взрыв впоследствии происходил при срабатывании акустических или магнитных датчиков цели, как и в случае ТМВ.