Государственный мониторинг земель представляет собой. Государственный мониторинг земель Государственный мониторинг земель исполняется в

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Показатели состояния земель выражаются в абсолютных и относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

Статья 67 Земельного кодекса

Росреестр, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Статья 67

Данные мониторинга земель, приведенные в федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 694 // СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3379), показывают, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель.

В статье 67 Земельного кодекса РФ дается трактовка такому понятию, как государственный мониторинг земель. Мероприятие является частью экологического, проводящегося государственными органами во время исполнения контрольных функций по отношению к окружающей среде.

  1. Организацию и проведение наблюдений за качественными и количественными показателями (их комплексом), которые характеризуют состояние ресурса, а также за источниками загрязнения и их воздействием на окружающую среду.
  2. Оценку экологического (фактического) состояния почв.
  3. Контроль качества ресурсов, вод, грунта при неблагоприятной сельскохозяйственной деятельности, спровоцировавшей ухудшение свойств ресурсов, эрозию, быстрое снижение плодородия на больших площадях, а также прогноз дальнейшей ситуации.
  4. Выявление новых источников загрязнения, определение динамики их влияния, анализ вероятного развития процессов, негативно воздействующих на окружающую среду.
  5. Проверку соблюдения правил и норм, установленных стандартов качества ресурсов при их использовании.
  6. Разработку рекомендаций и планирование мероприятий по рациональному землепользованию, понижению уровня загрязненности.
  7. Прогнозирование мер по предотвращению ущерба, оценку предполагаемого состояния.
  8. Своевременное предоставление сведений органам госвласти, местного самоуправления, физическим, юридическим лицам.
  9. Надзор за исполнением мероприятий.

Статья 67 ЗК РФ

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

Государственный мониторинг земель

Основанием для перевода земель являлись акты органов государ­ственной власти Российской Федерации, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле­ния, принятые в пределах их компетенции по вопросам использования и охраны земель, а также ходатайства заинтересованных лиц. Особое место в процессе перевода земель (и земельных участков) из одной категории в другую занимало приведение состава земель опреде­ленной категории в соответствие действующему законодательству. Это связано с тем, что в Российской Федерации состав земель и порядок государственного учета земель в разные периоды времени менялись со­ответственно потребностям государственного управления.

Статья 67

1. В главе XI Земельного кодекса РФ урегулированы отношения по ведению государственного мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра. В самом Кодексе содержатся только основополагающие правовые нормы соответствующих правовых институтов. Детально указанные отношения в настоящее время регулируют отдельные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Государственный мониторинг земель представляет собой

Цели этих мероприятий — своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз, предотвращение и устранение последствий негативных процессов на земле, выработка рекомендаций, совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.

Конспекты юриста

Задачи государственного мониторинга земель:

  • — своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
  • — обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
  • — обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
  • — обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Земельное право

  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению земельного контроля за использованием и охраной земель и иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами и проведению землеустройства;
  • обеспечение граждан информацией о состоянии земель, поскольку государственный мониторинг земель включает в себя сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации (включая ее обработку и хранение);
  • непрерывное наблюдение за неиспользованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, а также анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Государственный мониторинг земель

Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны предоставить внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажением информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Государственный мониторинг земель

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости — Роснедвижимость (постановление правительства РФ от 12 июня 2008 г. №456).

Мониторинг земель

Сформированные ресурсы позволяют проводить анализ состояния и использования земель на основе применения современных технологий. Прогнозировать развитие негативных почвенных процессов, воздействие их на растительный покров. Обосновывать необходимость и целесообразность разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв. Проводить эффективную государственную политику в сфере земельных отношений.

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарии к ст. 67 ЗК РФ


1. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" мониторинг земель является направлением (элементом) экологического мониторинга. Тем не менее регулированию государственного мониторинга земель посвящено Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846, которым утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.

2. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В зависимости от целей и территории наблюдения мониторинг подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и локальный и осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Мониторинг включает следующие действия:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

3. Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный мониторинг земель должен осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. К сожалению, в настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В этой связи важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области мониторинга земель лежит на органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Росреестр, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления.

Структура, объем и сроки представления указанных данных о состоянии и использовании земель определяются Росреестром. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром.

Помимо Земельного кодекса РФ проведение мониторинга земель предусматривается Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", которым мониторинг земель сельскохозяйственного назначения признается составной частью государственного мониторинга земель (ст. 16).

Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" среди основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель названы организация учета и проведение мониторинга мелиорированных земель. В соответствии со ст. 21 указанного Закона государственный мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственного мониторинга земель и представляет собой систему наблюдений за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются изменения состояния мелиорированных земель и дается оценка таких изменений. Объектами государственного мониторинга мелиорированных земель являются все мелиорированные земли в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Мониторинг земель – это функция государственного управления земельными ресурсами. Изучение земель требует единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг в переводе с латинского "monitor" означает предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий.

Мониторинг – это преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния.

В рамках государственного мониторинга земель проводится изучение состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также промышленных объектов и т.д.

Кроме того, в систему государственного мониторинга земель входят: мониторинг качества земель; мониторинг правового режима земель; мониторинг использования земель; мониторинг экономического состояния земель и др.

При осуществлении мониторинга качества земель проводятся наблюдения за изменением экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы. С учетом данных мониторинга земель осуществляется также подготовка предложений по консервации земель на основании Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830.

В соответствии со ст. 16 Закона об обеспечении плодородия земель мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения предусматривает проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и токсико-экологических обследований. Мониторинг мелиорированных земель представляет собой систематические наблюдения за состоянием этих земель по их гидротехническим, техническим и иным характеристикам. На основе данных наблюдений, в частности, выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель, производится их оценка .

Мониторинг включает также наблюдения за: изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков; динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений; изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.

Мониторинг осуществляется на всей территории РФ, по единой системе за счет ассигнований из бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. В зависимости от уровня власти, на которой осуществляется мониторинг, он подразделяется на федеральный, региональный и местный. В то же время субъекты РФ и органы местного самоуправления, не обладая полномочиями в области государственного мониторинга земель, могут принимать региональные (межмуниципальные) и местные программы, решающие задачи мониторинга . В настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В связи с этим важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области мониторинга земель лежит на органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления .

По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации. Одним из этапов ведения государственного мониторинга земель является реализация методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации для оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель. Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими нормативными правовыми актами регулируются состав информационных ресурсов, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами па доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, определении санкций за нарушение правовых норм землепользования и т.п. Документированная информация государственного мониторинга земель является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством РФ к информации ограниченного доступа. Указанная информация вносится в государственный кадастр недвижимости.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель согласно ст. 67 ЗК РФ устанавливается Правительством РФ, а именно постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".

Субъекты РФ также могут регулировать осуществление мониторинга земель на своей территории. Например, в г. Москве приняты: Закон г. Москвы от 20.10.2004 № 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве", постановление Правительства Москвы от 20.09.2005 № 717-ПП "Об утверждении Положения о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы", Закон г. Москвы от 04.07.2007 № 31 "О городских почвах" и др. В Ленинградской области принят Закон от 29.02.2008 № 11-оз "Об экологическом мониторинге в Ленинградской области", регулирующий в том числе и осуществление мониторинга земель. В г. Санкт-Петербурге действует аналогичный Закон от 17.04.2006 № 155-21 "Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга".

Оказание государственных услуг в сфере ведения государственного мониторинга земель возложено на Росреестр, его территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Указанные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель, а также иные государственные программы, планы, мероприятия, проекты, договоры и соглашения по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель, с использованием материалов, данных и сведений, получаемых другими подсистемами Единой государственной системы экологического мониторинга.

Полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Минсельхоз России.

Росреестр осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения государственного мониторинга земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в Правительство РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром.

Данные о выявленных особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно. Все перечисленные выше органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров, соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

Информация о состоянии земельных ресурсов областей, краев, республик в составе РФ, автономной области и автономных округов оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в специальных периодических изданиях.

Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель .

Минсельхоз России организует учет и проведение мониторинга мелиорированных земель. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе РФ и Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.

Принципами ведения мониторинга являются: достоверность и точность данных мониторинга земель по фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов; непрерывность ведения мониторинга земель; единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных; наглядность; доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну; экономичность и эффективность; централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ .

Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в органах Росреестра.

Собранные путем мониторинга материалы, выработанные рекомендации (природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геологоразведочными, лесохозяйственными, землеустроительными, а также научными и проектными организациями) служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными органами в соответствии с их задачами в области использования и охраны земель.

Данные мониторинга могут использоваться органами государственного земельного надзора при проведении проверок хозяйствующих субъектов. На основании полученных материалов, характеризующих, например, уровень загрязнения почв, водных объектов, последствия влияния па растительный и животный мир, органы государственного земельного надзора имеют возможность привлекать виновных в этих нарушениях лиц к ответственности.

Росреестр с участием других федеральных органов исполнительной власти обобщает полученные предложения, разрабатывает и представляет в Правительство РФ федеральную программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняет ее с учетом поступивших предложений.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и банки данных автоматизированной информационной системы.

Основной задачей хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации является организация оперативного предупреждения органов управления и контроля (надзора) за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

  • См.: Закон о мелиорации земель (ст. 19, 21); О мелиорации земель. Постатейный комментарий к Федеральному закону / М. В. Пономарев, В. В. Попов, И. Г. Путин, А. С. Широбоков; под ред. М. В. Пономарева. М.: Юстицинформ, 2010.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственный мониторинг земель



ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель - часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

Объект государственного мониторинга земель - все земли в РФ.

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.

Задачи государственного мониторинга земель:

  • - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
  • - обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений , включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
  • - обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю ;
  • - обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».

Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения".

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».

Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений

1. Мониторинг использования земель. Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Показатели мониторинга использования земель:

  • - общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;
  • - площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
  • - площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • - площадь застроенных земель в разрезе категорий;
  • - общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
  • - иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.

2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Количественные показатели мониторинга состояния земель:

  • - общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
  • - общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • - общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
  • - общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;
  • - количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;
  • - общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
  • - количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.

Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):

  • - площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);
  • - площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);
  • - площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);
  • - площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • - площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • - площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:

  • - дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
  • - сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
  • - наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • - сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
  • - землеустроительной документации;
  • - материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
  • - сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
  • - данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
  • - результатов обновления картографической основы;
  • - данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.


Сущность государственного мониторинга земель

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объектами государственного мониторинга земель является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки. Это определено Статьёй 67 Главы 11 Земельного кодекса РФ.

Задачами государственного мониторинга земель

1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. Информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным (местным).

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ.

Региональный мониторинг - территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный (местный) мониторинг ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Государственный мониторинг земель, являющийся частью государственного мониторинга окружающей среды.

Блок схема мониторинга

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации № 846 от 28 ноября 2002г. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Согласно названному положению мониторинг включает в себя:

сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период - раз в 3 года и более);

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Принципы ведения мониторинга земель

достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Общая последовательность разработки и осуществления мониторинга


Государственный мониторинг земель наряду с мониторингом атмосферного воздуха, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, составления недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации является частью государственного мониторинга окружающей среды, представляющегося собой комплексную систему наблюдения за состоянием окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об утверждении положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды»).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – Роснедвижимость (постановление правительства РФ от 12 июня 2008 г. №456).

Информация, полученная при осуществлении мониторинга земель, используется экологическим мониторингом при:

разработке прогнозов социально – экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Учитывая специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям. Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг мелиорированных земель, который представляет собой систематические наблюдения за их состоянием. На основе данных наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и производится их оценка (статья 21 Федерального закона).

С помощью съёмок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолётов получаются характеристики состояния земель на глобальном и региональных уровнях. Съёмки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.

Система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы:

концепцию ведения государственного мониторинга земель, как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения;

ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель;

научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель;

нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами

В результате общегосударственной программы мониторинга земель создаётся информационная база данных о состоянии земельного фонда страны, то есть всех категорий земель независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Отраслевые мониторинги ведутся также для изучения экологического состояния других природных объектов: вод, атмосферного воздуха, лесного фонда и другие. Мониторинг земель входит в общую автоматизированную Единую государственную систему экологического мониторинга – ЕГСЭМ.

Собственники, постоянные и временные пользователи земли (арендаторы) независимо от ведомственной подчинённости обязаны изучать и учитывать находящиеся в их владении земельные участки, знать их природные и хозяйственные свойства, особенности правового режима, обладать документами, подтверждающими их право на землю и обязанности, а равно права на пользование чужими участками (сервитуты). Владельцы гидротехнических сооружений каналов (оросительных сетей), размещённых в пределах обслуживаемых земельных угодий, обязаны вести наблюдение за их сохранностью и за исполнением требований режима охранных и защитных зон при этих сооружениях.

Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны представлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среде служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану. Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязывающих природо - пользователей совершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений. Такие решения принимают наделённые соответствующими правами государственные органы, ведущие контроль за использованием земель и их охраной.

Как следует из Положения о мониторинге земель в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. №491, мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

мониторинг земель населённых пунктов;

мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

мониторинг земель природоохранного, природо – заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко – культурного назначения;

мониторинг земель лесного фонда;

мониторинг земель водного фонда;

мониторинг земель запаса.