Гибдд нарушает закон. Должен ли инспектор ДПС предъявлять доказательства нарушения ПДД? Какие ошибки чаще всего допускают инспекторы

Нет! Видеофиксация, хоть и считается одним из основных видов доказательств по делу об административном правонарушении в 2020 году, но обязанность демонстрировать такую запись по первому требованию водителя законом не предусмотрена. Если сотрудник ДПС не предоставил видео нарушения, это отнюдь не значит, что его не было, а остановка , таким образом, и вовсе была незаконна. Многие считают такое поведение инспектора может стать основанием для оспаривания протокола и привлечения его к дисциплинарной ответственности. Но это не так. Почему – сейчас выясним.

Что считается доказательством вины?

Любой грамотный водитель знает, что в России действует презумпция невиновности: никто не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана. Обязанность доказать вину водителя в нарушении ПДД лежит на инспекторах ГИБДД – блюстители закона при исполнении могут использовать любые методы и способы доказательства. Право на это дает им – в качестве доказательств по административному делу могут использоваться любые фактические данные, которые устанавливают событие нарушения и которые зафиксированы протоколом.

По факту, это могут быть:

  • свидетельства самого инспектора,
  • фотодоказательства и видеозапись,
  • и даже показания свидетелей.

Естественно, и видео, записанное сотрудниками ГИБДД, также будет считаться доказательством, если оно приобщено к материалам дела. Аналогичным образом показать видео сотруднику ДПС может и сам водитель, если оно было им записано, например, на видеорегистратор . Покажи свое видео – докажи невиновность!

Задача органов – сформировать комплекс доказательств, которые обоснуют вину водителя. И если таких доказательств недостаточно либо они противоречат фактическим обстоятельствам ситуации, водитель не может быть признан виновным. Но выяснить это, рассмотреть доказательства и ответить, виновен ли водитель – задача вышестоящих должностных лиц ГИБДД либо суда, которые рассматривают дело.

Почему инспектор не обязан показывать видео?

Камеры видеофиксации в 2020 году широко используются ГИБДД при надзоре за нарушениями на дороге. А потому водители уже привыкли – если инспектор составляет протокол, значит он записал нас на видео и будет использовать это как доказательство. Но при всем этом следует учитывать, что:

  • во-первых, ни один из законов не обязывает инспекторов ДПС записывать момент нарушения на видео – это исключительно их право при реализации должностных полномочий. В России вообще огромное количество штрафов выписывается без видеофиксации, например, штрафы за непристегнутый ремень либо нарушения правил парковки;
  • во-вторых, нет ни одной нормы, обязывающей приобщать записанное видео к материалам дела. Вполне возможно, что запись есть, но сотрудник ГИБДД не хочет ее давать посмотреть водителю по его требованию, так как она не дает четкой картины и не позволяет однозначно установить вину остановленного лица.

Действительно, водитель, как сторона производства обладает процессуальными правами: позволяет лицу, в отношении которого ведется производство, изучать все материалы дела, давать свои показания, заявлять отводы и пользоваться иными процессуальными правами. В том числе, граждане вправе требовать от инспекторов разъяснения сути нарушенной нормы ПДД.

Но обязанности инспектора при оформлении протокола четко оговорены Админрегламентом, утверждённым Приказом МВД №664 . И в нем, как и в любом другом нормативном акте, такой обязанности инспектора как предоставление доказательств административного нарушения непосредственно на дороге перед вынесением постановления нет.

А следовательно, водитель не может требовать от сотрудника ДПС показать видео нарушения. Даже если такое требование будет предъявлено, полицейский вполне законно может отказать водителю. И это не может служить основанием для обжалования действий полицейских и оспаривания постановления со штрафом.

Важное замечание!

Можно ли обжаловать, если нет видео?

Отказ в инспектора показать видео еще не означает, что его, как и иных визуальных документов, фиксирующих вину, не существует.

Но если протокол составлен на основании утверждений автоинспектора, без иных доказательств и объяснений понятых/потерпевших/свидетелей, оно не может служить основанием для привлечения к ответственности. К такому выводу пришел Верховный суд еще в марте 2018 года.

Верховный суд указал, что отсутствие бесспорных свидетельств при возбуждении административного дела должно толковаться в пользу водителя. А сам по себе протокол доказательством вины водителя не является. То есть заявления полицейских сами по себе не считаются бесспорно истинными и должны быть обоснованы и другими доказательствами, содержащимися в материалах дела.

Как итог, делаем вывод, что, если сотрудник ДПС отказался продемонстрировать видео нарушения, запросите запись у его руководства либо в суде на основании 25.1 КоАП. И если она отсутствует, смело подавайте жалобу, ссылаясь на существующую практику ВС РФ.

К автомобилям со спецсигналами относятся все оперативные машины спецслужб (МВД, ФСБ, Военная автоинспекция, МЧС), а также машины скорой медицинской помощи. Кроме этого, у нас мигалками могут пользоваться и разного рода чиновники. Перечень госорганов, которым полагаются автомобили со спецсигналами, утвержден специальным Указом Президента РФ. Таких на сегодня 628.

Так могут ли водители этих автомобилей отступать от требований ПДД?

Все, что касается движения спецавтомобилей, прописано в отдельном разделе ПДД «Применение специальных сигналов». В разделе 3 Правил дорожного движения указано, что водители транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом могут отступать от следующих требований ПДД:

  • раздела 6 (сигналы светофоров), за исключением сигналов регулировщика;
  • раздела 8 (начало движения, маневрирование);
  • раздела 9 (расположение транспортных средств на проезжей части);
  • раздела 10 (скорость движения);
  • раздела 11 (обгон, опережение, встречный разъезд);
  • раздела 12 (остановка и стоянка);
  • раздела 13 (проезд перекрестков);
  • раздела 14 (пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств);
  • раздела 15 (движение через ж/д пути);
  • раздела 16 (движение по автомагистралям);
  • раздела 17 (движение в жилых зонах);
  • раздела 18 (приоритет маршрутных транспортных средств).

В дополнение к этому, совсем не маленькому списку, спецавтомобили могут игнорировать требования дорожных знаков и разметки.

Получается, что водитель спецавтомобиля может ехать как ему заблагорассудится? Не совсем так. В тех же ПДД есть одна серьезная оговорка. Чтобы пользоваться подобными обширными правами на дороге, водители спецавтомобилей, во-первых, должны выполнять неотложное (!) служебное задание, а во-вторых, на машине должен быть включен проблесковый маячок синего цвета. Кроме этого, водители таких автомобилей, перед тем как воспользоваться своими преференциями, обязаны включить звуковой сигнал (сирену) и убедиться, что им уступают дорогу.

Возможность отступать от требований ПДД, указанных выше, дана и водителям обычных автомобилей, которые двигаются в сопровождении спецтранспорта. Только тут есть один существенный момент. Машины сопровождения в обязательном порядке должны быть не только с мигалками (синей и красной), но и иметь «боевую» раскраску. Это, к примеру, автомобиль ДПС или Военной автомобильной инспекции.



Но на дорогах уже стало обыденным, когда лимузин какого-нибудь чиновника или бизнесмена сопровождается машиной охраны. Причем опознавательных схем и мигалок на машинах попросту нет. И хотя ПДД они постоянно игнорируют, сотрудники Госавтоинспекции на них внимания стараются не обращать. Видимо, себе дороже.

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, - административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС - правда .

Но инспекторы с легкостью могут остановить вас в любом месте! Ушлые пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни полицейские, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку . Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, чтобы инспектор показывал такие приказы водителям. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГАИ.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру - правда.

Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение - специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых - вымысел .

Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.

Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права - вымысел .

Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД, - правда .

Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

После остановки инспектором выходить из машины не нужно - правда .

Я помню, как только получил водительское удостоверение (это было в далеком 1994 году), каждый раз, когда машину останавливала ГИБДД, выбегал навстречу инспектору. Я был уверен, что так было нужно.

На самом деле достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД)?
  • необходимость устранения неисправности;
  • наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС - вымысел.

Как я уже отмечал, инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, попросту нет.

В этой статье я не буду лезть в дебри закона, а лишь расскажу о наиболее простых и распространенных нарушениях со стороны инспектора, на которые нужно обратить внимание и обязательно занести сначала в протокол, а затем .

Итак, вас остановил инспектор. Грубый инспектор, злой, да еще и нарушение пытается вам вменить, с которым вы не согласны. В общем, вы решили его действия обжаловать. Как писать жалобы, мы уже рассматривали в отдельных статьях, так что рекомендую пройти по ссылкам и ознакомиться. Сейчас – о том, на что обращать внимание непосредственно на месте разговора с представителем ГИБДД.

Какие ошибки чаще всего допускают инспекторы:

Остановил безосновательно, без факта нарушения ПДД, «просто так»;
- не представился;
- не предъявил свое удостоверение, хотя вы озвучили такую просьбу;
- не назвал причину остановки или сказал, что «проверка документов», хотя остановил вне стационарного поста, на что не имел права;
- не проявлял должного уважения, был груб, допускал оскорбительные выражения;
- не объяснил, какой пункт ПДД был нарушен;
- солгал при ответе на ваш вопрос о виде и степени наказания (преувеличивал возможные санкции за нарушение – говорил о лишении прав, когда за это положен только штраф);
- при заполнении протокола не разъяснил права и обязанности;
- не записал свидетеля, хотя таковой был;
- не дал ответ на вопрос, кому на него можно пожаловаться;
- вписал в протокол не то правонарушение, которое назвал, а другое;
- не позволил вписать в протокол объяснения;
- не дал внимательно вчитаться в протокол, потребовав быстро отдать;
- не внес в протокол некоторые существенные данные по делу (указать, какие именно);
- не вручил копию протокола
и так далее.

И, разумеется, при составлении жалобы все нарушения нужно обосновать, ссылаясь на конкретные нарушенные инспектором нормы закона. Здесь вам в помощь закон «О полиции» и Приказ МВД №185, который регламентирует работу дорожно-патрульной службы.

И сразу предупрежу: не надо рассчитывать на понимающее руководство ГИБДД и доброго мирового судью. Настройтесь на жесткую борьбу, но только без эмоций – они вас обезоружат.

А теперь отмотаем пленку до того момента, как инспектор вас остановил и что нужно сделать тут:

Потребуйте от инспектора предъявить вам удостоверение. Запишите его данные. Не предъявил? Перепишите номер нагрудного знака и регистрационные знаки патрульной машины.
- Перепишите все данные всех остальных участников дела, а ими могут быть свидетели, понятые, врач, проводящий медосвидетельствование, если дело дошло до этого.
- Следите за всеми документальными оформлениями инспектором всех своих и ваших действий. Требуйте, чтобы оформлялось и записывалось все, что имеет отношение к делу.
- Во всех составленных протоколах пишите свои объяснения, и не надо отказываться от подписи. Просто напишите, что с вменяемым нарушением категорически вы не согласны.
- И, кстати, вам никто не запрещает повернуть свой видеорегистратор в сторону инспектора или включить видео на вашем телефоне – это не запрещено.
- При подаче жалоб и заявлений в любые госорганы требуйте фиксации их как входящей документации на вашем экземпляре.

И не сдавайтесь – если правда на вашей стороне, идите до конца, вплоть до Верховного Суда, международных судов и Генеральной прокуратуры РФ. И тогда шансов на положительный результат у вас будет гораздо больше.

Каждый день в Российской Федерации фиксируются сотни правонарушений со стороны водителей автотранспорта. Но не совершают ли ошибок при остановке машины сами сотрудники ДПС? В сети регулярно всплывают новые видео и фото неправомерного поведения инспекторов с водителями. Тем не менее до сих пор не все знают, как обязан действовать патрульный после остановки транспорта, что в праве требовать автовладелец и какие доказательства нарушения ПДД имеют законную силу, а где правоохранитель просто использует служебное положение.

Законодательное регулирование

В соответствии со статьей 25 российского Кодекса об административных правонарушениях патрульный ДПС обязан после остановки транспортного средства назвать причину - вменяемое нарушение. Но он не должен предоставлять все материалы, в том числе и видеофиксацию, в момент остановки. По закону, вся процедура выглядит следующим образом:

  1. Представление сотрудника по форме.
  2. Оглашение причины остановки инспектором с отсылкой к конкретному нарушенному пункту ПДД.
  3. Просьба предоставить документы водителя для ознакомления.
  4. Составление самого протокола.
  5. Демонстрация всех доказательств нарушения виновному, как участнику заведенного дела по Административному кодексу РФ.

Если после остановки транспортного средства инспектор может предъявить доказательства совершенного водителем нарушения, то после составления протокола обязуется это сделать. Теперь на сотруднике ДПС лежит административная ответственность за отказ от ознакомления с материалами дела. Если даже после оформления протокола полицейский не показывает виновному фиксацию его нарушения, то водитель должен упомянуть это в составленном документе в свободной форме до его подписания. После чего необходимо потребовать копию протокола, чтобы инспектор ничего в него не вписал без ведома водителя.

Что может служить доказательством вины?

Названную во время остановки автомобилиста причину сотрудник ДПС должен впоследствии подтвердить материально. Это могут быть фотографии, видеозаписи произошедшего, показания радара скорости или начерченная схема правонарушения. По закону инспектор только предоставляет доказательства вины водителя к ознакомлению, он не должен их комментировать или разъяснять. К примеру, демонстрируют фото того, что на автомобиле поддельные номерные знаки. Патрульный только показывает картинку, он не обязан аргументировать свое решение. Разбираться с правомерностью его претензии будет судья. В случае с радаром, доказательство вины будет быстрым и сложно оспариваемым, так как есть показания точного прибора. Которые, кстати, также будут продемонстрированы нарушителю уже после оформления протокола.

Если автомобиль был остановлен по причине сходства с транспортным средством из ориентировки, то процесс доказательства невиновности водителя будет сложнее. По закону полицейские не могут показывать водителю саму ориентировку под предлогом тайны следствия. Однако они обязаны назвать разыскиваемый автомобиль по форме (марка, модель, цвет, номерные знаки, если таковые указаны в документе). Здесь есть и плюс: такое задержание не грозит водителю (если это не он угнал машину) административным штрафом, так как он, по результатам сверки, не подойдет под ориентировку. Тем не менее сегодня это может быть только предлогом для остановки, после чего инспектор найдет новые нарушения уже в самих документах владельца или внутри салона. Так как полицейский может попросить показать аптечку, огнетушитель и прочее.

Процедура визуальной фиксации нарушения

Одной из самых распространенных форм фиксации правонарушения является визуальная. Здесь остановка транспортного средства возможна по причине «на глаз». Сотрудник дорожно-патрульной службы увидел, что совершается нарушение (водитель повернул в неположенном месте, припарковался, пересек двойную сплошную, пошел на обгон, несмотря на запрещающий знак). Для определения подобных нарушений не нужны специальные приборы, так как инспектор лично становится свидетелем.

Но вот доказать визуальную фиксацию будет нелегко. Сегодня водители сразу же после остановки требует доказательства совершенного нарушения, не зная, что предъявлять их сразу полицейский не обязан. Для того, чтобы впоследствии предъявить доказательства, что автовладелец при движении не придерживался ПДД, сотруднику ДПС необходимо зафиксировать случившееся любым подручным способом. Здесь на помощь и приходит фото и видеосъемка, результаты которой в дальнейшем прикрепляются к делу. В протоколе обязательно должны фигурировать показания полицейского как свидетеля нарушения и упоминание о том, что позже была произведена фотофиксация происшествия.