Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» п. 2 ст. 1 содержит перечень основных функций прокуратуры, которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.
Надзор за исполнением законов. Это главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.
1. Надзор за исполнением закона органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами (общий надзор).
Предмет надзора -- исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Актами прокурорского реагирования на нарушение закона служат протест, представление, предостережение и постановление.
Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган, либо путем обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. О результате рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления -- 1 мес., о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, и рассматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в установленном законом порядке.
2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, направлен на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность выявлять полноту регистрации уголовных правонарушений и обеспечение законности при проведении дознания и предварительного следствия.
Надзирая за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.
3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, и администрацией мест содержаниязадержанных и заключенных под стражу направлено на решение двух задач:
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Реализуя свои полномочия, прокурор вправе в любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, знакомиться с документами, на основании которых они помещены в соответствующие учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу и осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Функции органов прокуратуры обеспечиваются не только путем надзора за исполнением законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью задержания, ареста и содержания в местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры.
Иные направления деятельности прокуратуры.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами - это деятельность, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые обрели реальную независимость.
Расследование преступлений следователями органов прокуратуры - еще одно направление деятельности прокуратура. Особенность полномочий прокурора в этой сфере состоит в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление, исходя из обшественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств
Координация деятельности по борьбе с преступностью. Осуществляется Генеральным прокурором подчиненными ему прокурорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов.
Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).
В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие "функция" относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.
Основные функции прокуратуры:
1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.
5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)
8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.
9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.
10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)
11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру).
12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о "многофункциональном органе". Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).
Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:
1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;
2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;
3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры - это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.
Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье "Функции современной российской прокуратуры" мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.
Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
Прокуратура Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.
Система
В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.
- Генеральная прокуратура России.
- Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
- Учреждения научного и образовательного характера.
- Иные специальные органы и военные прокуратуры.
- Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.
Принципы работы
Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры - основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.
- Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
- Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
- Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
- Принцип гласности или открытости обеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
- Принцип единства . Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
- Принцип внепартийности работников прокуратуры . Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.
Основная функция органов прокуратуры
Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.
Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.
Иные функции
К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.
Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.
Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.
Функции Генеральной прокуратуры
В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.
- Ведение надзора.
- Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
- Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
- Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
- Выпуск определенных изданий.
- Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
- Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.
Функции прокурора в уголовном процессе
Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.
Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.
Обязанности
В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.
В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.
Ограничения и запреты для работников прокуратуры
Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.
- Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
- Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).
Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов государства. Современная российская прокуратура - это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а так же ряд иных функций в соответствии с законодательном РФ.
Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где определено, что прокуратура осуществ-ляет свою деятельность в целях обеспечения:
1) верховенства закона;
2) единства и укрепления законности;
3) защиты прав и свобод чело-века и гражданина;
4) охраняемых законом интересов общества и го-сударства.
Задачи деятельности прокуратуры определяются ее государствен-но-правовым назначением и местом в правоохранительной системе РФ. Как орган, призванный обеспечить единство и ук-репление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить:
1) своевременное выявление нарушений закона;
2) свое-временное устранение нарушений закона;
3) предупреждение нару-шений закона.
К числу функций современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести:
· функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
· функцию уголовного преследования;
· функцию координации деятельности правоохранительных орга-нов по борьбе с преступностью;
· функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами;
· функцию участия в правотворческой деятельности;
· функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.
Основная функция прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в РФ закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных зако-нах, международных договорах Российской Федерации.
В Конституции РФ прокуратуре посвящена ст. 129, помещенная в гл. 7 «Судебная власть». В ней закреплено, что прокуратура РФ со-ставляет единую централизованную систему с подчинением нижесто-ящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Помимо ст. 129, в Конституции РФ содержится ряд статей, имею-щих значение для характеристики правового статуса прокуратуры: ст. 71 (п. «о»), согласно которой вопросы прокуратуры отнесены к предмету ведения Российской Федерации, ст. 83 (п. «е») и ст. 102 (п. «з» ч. 1), которыми определен порядок назначения и освобожде-ния от должности Генерального прокурора РФ. Определенное отношение к правовому регулированию деятельнос-ти прокуратур субъектов Федерации имеют конституции (уставы) субъектов РФ. Речь идет о содержащихся в основных законах субъек-тов РФ нормах, основанных на положениях Конституции РФ и феде-ральных законов, а также о правоустанавливающих нормах, принятие которых прямо не исключается федеральным законодательством.
Основным элементом правового обеспечения деятельности проку-ратуры, безусловно, остается Закон РФ «О про-куратуре Российской Федерации».
Уголовно-процессуальный, Гражданский, Арбитражный процессу-альные кодексы также занимают существенное место в правовом регу-лировании организации и порядка деятельности прокуратуры РФ. Ими определяются основания участия прокурора в рассмотрении дел судами, право обращения прокурора в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел.
Уже привычную всем систему государственной власти нельзя было бы считать полной без такого контролирующего органа, как прокуратура. Что такое прокуратура? В чем заключаются ее основные функции и полномочия? Что именно контролирует этот орган? В этой статье рассмотрим эти и другие вопросы.
Понятие
Прокуратурой называют единую систему федеральных органов, которая от имени государства реализует надзор за соблюдением законов РФ, защищает права и свободу граждан, а также исполняет другие функции, установленные законодательством страны.
Данная власть и общая деятельность прокуратуры определены законом «О прокуратуре РФ». Данная система власти является военизированной организацией. Здесь предусмотрена правоохранительная, военная, гражданская госслужба. К тому же прокуратура не относится ни к одной из известных ветвей власти, осуществляя свою деятельность независимо от них.
Одним словом, что такое закон и порядок нашей страны.
Немного истории
Впервые о прокуратуре как об органе, представляющем интересы государства, услышали в 1302 г. во Франции. Прокурор являлся глазами короля, и с его помощью последний мог управлять страной и контролировать в ней все происходящее.
В России прокуратура была учреждена Петром 1, тремя его указами. Прокурор не имел решающего голоса, он лишь наблюдал за производством и исполнением дел. Это и отличало эту от других видов госдеятельности. Следовательно, работа прокуратуры носила сугубо надзирательский характер, а деятельность прокурора сводилась к наблюдению за деятельностью Сената и исполнению всех указов императора.
Полномочия
Полномочия прокуратуры заключаются в следующем:
- Надзор за выполнением законодательных норм.
- Контроль федеральных министерств и ведомств, исполнительных и законодательных органов, органов контроля, самоуправления и военного управления.
- Контроль за соблюдением прав граждан.
- Контроль органов, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание.
- Контроль за выполнением законодательных норм административными органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также применяющими принудительные меры в виде содержания задержанных и заключенных.
- Вынесение определений на судебные постановления, которые противоречат закону.
- Решение письменных обращений лиц, как юридических, так и физических, которые содержат сведения о нарушении закона.
- за совершенные преступления.
- Организация работы органов по борьбе с преступностью.
Помимо этого, в полномочия прокуратуры, и прокурора в частности, входит:
- При предъявлении документа входить на территории указанных в законе помещений, проверять документы и материалы на соответствие закону.
- Просить у руководителей и иных лиц предъявления к проверке документов и материалов, проводить проверки по поступившим жалобам.
- Приглашать граждан для объяснений причин нарушений закона.
Прокуратура области, города или района может:
- На законных основаниях возбуждать производство, требовать привлечения лиц к ответственности, а также предостерегать о недопустимости нарушения законов.
- При установлении нарушения:
- освобождать лицо от незаконного административного задержания;
- опротестовывать противоречащие закону нормативные документы, обращаться в судебные инстанции для признания данных документов недействительными;
- вносить представление об устранении нарушений;
- использовать полномочия, указанные в законе.
Структура
Рассмотрим, что такое прокуратура и какова ее структура. Прокуратура - централизованная система органов, где нижестоящие чины подчиняются генеральному прокурору РФ. Система прокуратуры представляет собой следующую лестницу:
- Генеральная прокуратура.
- Академия генеральной прокуратуры.
- Прокуратура субъектов.
- Прокуратура области, города, района и т.д.
- Транспортная, природоохранная, пенитенциарная прокуратура.
- Научные, учебные организации.
- Печатные издания прокуратуры.
Все действия, которые осуществляются органами прокуратуры, выполняются генеральным прокурором. В свою очередь, генерального прокурора освобождает от должности или назначает на нее Совет Федерации.
Ответственность и правовой статус сотрудников
Сотрудники прокуратуры также могут понести наказание за бездействие или неисполнение своих обязательств. Различают следующие виды наказаний:
- выговор;
- замечание;
- строгий выговор;
- понижение в чине;
- лишение нагрудных знаков;
- предупреждение о ;
- увольнение.
Для того чтобы работать в органах прокуратуры, необходимо:
- Наличие российского гражданства.
- Отсутствие иного гражданства.
- Присутствие деловых, профессиональных, моральных качеств.
- Пригодность к службе в органах прокуратуры (по состоянию здоровья).
- Отсутствие судимостей.
- Обязательная дееспособность.
- Отсутствие судебного решения о запрете данному лицу заниматься государственной службой.
Обращение в прокуратуру
Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений. Но обращение в прокуратуру может оставаться без рассмотрения, если:
- Заявление лишено смысла.
- Написано официальное письмо о прекращении переписки с лицом.
- Заявление уже подавалось, и на него был дан ответ.
- Заявление содержит нецензурные выражения.
После того как сотрудник прокуратуры рассмотрит заявление гражданина, может быть принято следующее:
- Удовлетворение обращения и реакция органов.
- Отклонение обращения.
- Дача разъяснения.
- Направление обращения в другие органы.
Прокурорский надзор
Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.
Прокурорский надзор направлен на предупреждение, профилактику и пресечение противозаконных действий, восстановление прав и привлечение лиц к ответственности.
Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:
- За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
- За соблюдением прав граждан.
- За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
- За выполнением работы приставами.
- За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.
Закон «О прокуратуре» регламентирует следующие законодательные акты, которые непосредственно связаны с деятельностью прокуратуры:
- Ст.23 «Протест прокурора».
- Ст.24 «Представление прокурора».
- Ст.25 «Постановление прокурора».
- Ст.25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона».
Участвует ли прокуратура в судах?
Согласно законодательству, сотрудники прокуратуры принимают участие в судебных разбирательствах в следующих случаях:
- Когда участие прокурора требуется для защиты прав гражданина, а также для охраны интересов общества или государства. Прокурор имеет право в данном случае обратиться в суд самостоятельно или присоединиться к судебным тяжбам на любой стадии.
- Когда идут заседания в Верховном суде или Высшем Арбитражном суде. В данном случае участие может принимать генеральный прокурор.
- Когда нарушены конституционные права и свободы человека. Имеет место быть обращение генерального прокурора в КС России.