Федеральный закон о поддержке семей материнский капитал. Закон о материнском капитале в последней редакции. Что представляет собой закон

Поводом для запуска закона послужило нездоровое положение с демографией в стране - смертность превысила рождаемость. Если бы правительство не предприняло никаких мер по улучшению жизни молодых семей, произошла бы демографическая катастрофа. Поэтому в срочном порядке был разработан и принят закон: ФЗ № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Этот тот самый федеральный закон о маткапитале, который с многочисленными поправками работает и сейчас.

Срок его действия указом Президента продлен до 2018 года:

Кто по закону может получить материнский капитал

Государство оказывает денежную поддержку семьям россиян, у которых в 2007-2017 годах родился или был усыновлен второй ребенок. Если по каким-то причинам родители не пошли оформлять сертификат на получение маткапитала после появления второго ребенка, то они могут сделать это после рождения третьего и последующих малышей.

Государство поощряет молодые семьи с двумя и более детьми

С 1 января 2015 года сумма поддержки равна 453 026 рублей . Получить ее могут:

  • матери, родившие или усыновившие второго ребенка (и последующих детей) с 1 января 2007 года;
  • отцы, если дети находятся на их попечении;
  • дети, если родители умерли или были лишены родительских прав.

Согласно ФЗ № 256, получить материнский капитал можно 1 раз . При рождении двойни (и больше) капитал оформляется на одного ребенка.

Нельзя получить маткапитал, если оба ребенка родились до 2007 года , и больше детей у матери не было. Если же после 1 января 2007 года эта женщина родила третьего малыша, то она может реализовать свое право на господдержку.

Также у мамы есть возможность получить материнский капитал, если ее первый ребенок умер во младенчестве (не ранее чем через сутки после рождения), а потом она родила второго.

На какие цели, согласно федеральному закону № 256, можно потратить материнский капитал

Материальную поддержку со стороны государства не стоит рассматривать, как нецелевой подарок семьям , которые решились на второго ребенка. Материнский капитал не выдается наличкой родителям на руки. Чтобы его получить, нужно доказать, что деньги пойдут на:

  • улучшение условий проживания семьи;
  • увеличение пенсионных выплат матери;
  • оплату обучения ребенка;
  • погашение долгов по ипотеке , которую семья взяла еще до рождения малыша (то есть опять-таки на улучшение жилищных условий);
  • на улучшение и восстановление здоровья детей-инвалидов.

Материнский капитал можно потратить на покупку жилья

Попытки получить маткапитал и использовать его на другие цели преследуются по закону. Когда получатель сертификата выберет, на что потратит деньги материнского капитала, он должен написать заявление и подать его в Пенсионный фонд России (ПФР). Сделать это можно, когда ребенку исполнится 3 года.

Все расчеты ПФР делает безналичным платежом на счет продавца жилья, кредитной организации, учебного заведения.

Если вы думаете применить деньги на первый взнос по ипотеке или на оплату уже действующего кредита, а также лечение и адаптацию ребенка-инвалида, то маткапитал можно потратить сразу же после получения сертификата и не ждать 3 лет.

Разрешено использовать деньги материнского капитала частями. Например, часть потратить на обучение ребенка, а оставшееся - на повышение пенсии матери.

Изменения в законе о материнском капитале, появившиеся в 2017 году

  • Правительство одобрило предложение Минтруда об отмене индексации материнского капитала до 2020 года (ст. 12 закона № 444-ФЗ от 19 декабря 2016 года). То есть, размер помощи пока остается неизменным с 2015 года - 453 026 рублей. Это было сделано из-за нехватки денег в госбюджете , вернее, из-за отправки их на другие нужды.
  • Из списка кредитных организаций, на погашение жилищных займов в которых можно тратить маткапитал, уберут компании , деятельность которых не регулируется Центробанком. Мера эта была вынужденной и была разработана для предотвращения мошенничества с деньгами материнского капитала.
  • С 1 месяца до 10 дней уменьшился срок перечисления денег ПФР по одобренным заявкам на использование капитала.
  • Чтобы подтвердить право на жилую недвижимость, которая приобретается с привлечением маткапитала, можно предоставить выписку из ЕГРН . Ранее нужно было предъявить свидетельство о праве собственности.

Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сформулированы основные приоритеты, направленные на улучшение демографической политики в России. В частности предложена программа стимулирования рождаемости, материальной поддержки женщин, имеющих детей, развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (дошкольных образовательных учреждений и учреждений родовспоможения), а также программа стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации данной программы разработан проект федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

Проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривается предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года, права на дополнительные меры государственной поддержки, обеспечением которых будет являться материнский (семейный) капитал.

В случае, когда женщина по состоянию на 31 декабря 2006 года уже имеет двух детей, рожденных (усыновленных) ею, и родит (усыновит) третьего и последующего ребенка в 2007 году и позже, то она также будет иметь право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением этого ребенка.

При этом проектом федерального закона предусматриваются случаи, когда право на материнский (семейный) капитал может быть предоставлено не только женщинам, родившим (усыновившим) детей.

В таких случаях как: смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, а также в случае совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей), право на материнский (семейный) капитал будет иметь супруг этой женщины.

Если же указанные обстоятельства коснутся обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), то право на материнский (семейный) капитал перейдет к самому ребенку (детям в равных долях).

Действие проекта федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации независимо от их места жительства при условии, что ребенок, с рождением (усыновлением) которого у них возникает право на материнский (семейный) капитал, будет также иметь гражданство Российской Федерации.

Таким образом, право на материнский (семейный) капитал будут иметь и граждане Российской Федерации, проживающие в иностранных государствах, а также граждане Российской Федерации, чей предыдущий ребенок (дети) не имеют гражданства Российской Федерации.

Право на материнский (семейный) капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребенка независимо от периода времени, прошедшего с момента рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).

Проектом федерального закона устанавливается размер материнского (семейного) капитала – 250 тыс. рублей.

Размер указанного капитала будет пересматриваться ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции. Термин «пересмотр» допускает возможность увеличения размера материнского (семейного) капитала не только на индекс роста инфляции на очередной год, но и в большем размере.

Пересмотр размера материнского (семейного) капитала будет осуществляться вплоть до перечисления средств материнского (семейного) капитала по заявлению о его распоряжении.

В целях регистрации права на материнский (семейный) капитал проектом федерального закона предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Ведение этого регистра будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

Кроме того, на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы проектом федерального закона будут возложены обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с проектом федерального закона право на распоряжение материнским (семейным) капиталом может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, либо прошествии трех лет со дня усыновления ребенка.

По прошествии указанного срока лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет принять решение о распоряжении этим капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала, либо ее части на следующие цели:

Первое – на приобретение жилья на территории Российской Федерации путем перечисления указанной суммы либо ее части на:

Второе – на получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (как родных, так и усыновленных, в том числе первым, вторым и последующим ребенком). При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

В рамках данного направления сумма материнского (семейного) капитала либо ее часть может быть перечислена на оплату:

дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (в том числе платными отделениями ВУЗов);

образовательных услуг, оказываемых негосударственными и немуниципальными образовательными учреждениями;

иных расходов, установленных Правительством Российской Федерации.

Третье - на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребенка.

Направление средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «О негосударственных пенсионных фондах».

При этом проектом федерального закона предусматривается предоставление лицу, выбравшему направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии возможности отказаться не чаще одного раза в год от указанного направления и выбрать иное направление распоряжения им.

В соответствии с проектом федерального закона заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть подано не чаще двух раз в год:

  • не позднее 1 мая для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года,
  • не позднее 1 октября для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи указанного заявления.

В соответствии с проектом федерального закона по результатам рассмотрения заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации будет обеспечен перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении им.

Проектом федерального закона установлены основания для перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета и порядок их учета в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Сумма расходов, связанных с реализацией данного проекта федерального закона, начиная с 2010 года, по предварительным данным, составит 131,8 млрд. рублей.

Соответственно, денежные средства, начиная с 2010 года, будут предусматриваться в федеральном законе о федеральном бюджете. При этом необходимая текстовая статья уже содержится в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», внесенном Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

Проект федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в связи с проектом федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и во исполнение Сводного плана мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 838-р.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц суммы материнского (семейного) капитала, предоставляемой государством для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки.

В связи с этим вносится изменение в пункт 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данный пункт в его действующей редакции может быть неоднозначно истолкован на практике применительно к суммам материнского (семейного) капитала, поскольку соответствующие денежные средства не являются государственным пособием, и, следовательно, не могут быть однозначно отнесены к выплатам, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, так как выплата данных сумм на руки матери не предполагается, а предполагается только возможность их целевого использования (на приобретение жилья, получение ребенком образования и увеличение сумм пенсионных накоплений).

Проектом федерального закона также вносятся изменения в статьи 219 и 220 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в случаях, если расходы на обучение и приобретение жилья, осуществляются за счет суммы материнского (семейного) капитала, не предоставляется. Данные изменения вносятся в целях исключения предоставления двойной льготы, так как вышеперечисленные вилы налоговых вычетов предоставляются только при расходовании собственных денежных средств, а не средств, предоставленных государством.

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов всех уровней и не приведет к сокращению доходной базы соответствующих бюджетов, поскольку представление материнского (семейного) капитала является новеллой в законодательстве, соответственно, указанные суммы никогда ранее не включались ранее в состав налогооблагаемой базы.

Принятый государством закон о выплатах материнского капитала семьям с количеством детей больше одного действует уже 10 лет. Закон направлен на увеличение демографического роста, а также на помощь и поддержку многодетных семей. Благодаря мат. капиталу, многодетные семьи могут улучшить качество жизни, оплатить взнос за квартиру, оплатить учебу детям.

Общие сведения

Федеральный закон о материнском капитале был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года, а одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Последние поправки к закону о материнском капитале были внесены 28 декабря 2017 года. содержит 13 статей. Этот закон регулирует правоотношения между семьями с детьми и государством. Он регламентирует процессы помощи и поддержки семьям с детьми для обеспечения улучшения качества их жизни.

Краткое содержание Федерального закона номер 256 о доп. мерах гос. поддержки семей:

  • ст. 1 - перечислены другие акты, законы и нормы, регулирующие описываемую область;
  • ст. 2 - дан список терминов и понятий, используемых в законе о мат. капитале и их определения;
  • ст. 3 - оформлена информация о правах граждан на получение дополнительной помощи при рождении детей;
  • ст. 4 - описаны сведения и способы внесения информации о семьях, нуждающихся в помощи и о семьях, получивших поддержку государства в гос. реестр и в фед. регистр лиц;
  • ст. 5 - оформлены способы получения и процесс выдачи особого сертификата для получения материнского капитала;
  • ст. 6 - размеры и суммы мат. капитала, от которых зависит размер денежной суммы;
  • ст. 7 - способы, условия и требования для распоряжения полученными средствами;
  • ст. 8 - порядок и процесс рассмотрения отдельных случаев и порядок рассмотрения всех поданных заявлений;
  • ст. 9 - процесс и причины перевода средств мат. капитала из государственного бюджета в Пенсионный фонд;
  • ст. 10 - система направленности полученных гражданами средств на улучшение жизни и жилищных условий;
  • ст. 11 - система направления полученных гражданами средств на оплату образования детей;
  • ст. 11.1 - система направления полученных гражданами средств на улучшение интеграции в общество и адаптации детей-инвалидов;
  • ст. 12 - система направления полученных гражданами средств на накопление пенсии;
  • ст. 13 - заключительные требования и дополнительные положения настоящего Федерального закона.

Описываемая область регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и другими ФЗ Конституции России, международными нормами, описанными в международных договорах, также могут быть изданы специальные распоряжения от Правительства РФ и от органов самоуправления.

Полагается ли сертификат за первого ребенка?

Материнский капитал выплачивается российским семьям только в случаях рождения второго, третьего ребенка и более. Усыновленные несовершеннолетние также считаются и прибавляются к количеству детей в семье. После принятия Федерального закона 256 и до сих пор анализируют способы выплат за первого ребенка в РФ. Этот вопрос был выдвинут на рассмотрение несколько раз. Семьи с одним ребенком были недовольны, считая, что их права ущемляют. Но идея выдачи средств гражданам с одним ребенком была отклонена. В конце 2017 года Президент РФ издал указ о специальных выплатах пособий, если в семье был рожден или усыновлен первый ребенок. Однако такие пособия не относятся к материнскому капиталу.

Существует ряд определенных причин почему выплаты за первого ребенка не могут относиться к мат. капиталу:

  • Основная цель принятия закона о материнском капитале - это демографический рост. Денежная помощь должна побудить семьи рожать больше и повышать демографический уровень в стране. Если мат. капитал будет выплачиваться после появления в семье первого ребенка - это приведет к демографическому застою;
  • Другой главной целью считается повышение статуса матери. Зачастую беременность и рождение ребенка заставляет женщину вступать в конфликт с начальством, поэтому после рождения первого ребенка матери редко планируют второго, так как могут потерять рабочее место. Капитал призван быть компенсацией, чтобы женщины были уверены в собственном обеспечении и обеспечении ребенка даже будучи безработными;
  • Сумма материнского капитала довольна значительна, бюджета государства не хватит для того, чтобы обеспечить каждую семью с ребенком.

Существуют также другие виды выплат, которые матери первенцев могут использовать. Некоторым женщинам положены пособия по беременности и родам, а также в определенных случаях предложены выплаты по уходу за ребенком.

Размер выплат за второго и третьего ребенка

Выплачивается денежная сумма гражданам с несколькими детьми один раз в жизни. Семья может самостоятельно выбрать дату. Одно из обязательных условий выплаты такого рода средств — ребенок должен был родиться только после 1 января 2007 года. Размер материнского капитала в 2018 году также как и в 2017 составит 453 000 рублей, в связи с тем что в 2015 году Правительством был издан указ о заморозке стоимости мат. Капитала до 2020 года.

После 2020 года произойдет индексация денежной суммы для выплат, но до этого времени сумма останется неизменной. Однако семьям важно знать, что до того как ребенку исполнится 3 года, использование мат. капитала невозможно. Также в 2018 году существует возможность получить единовременную выплату в размере 25 тысяч руб., если сертификат на материнский капитал еще не был потрачен.

Индексация материнского капитала

Причиной индексации материнского капитала является инфляция. Без индексации выплата бы обесценилась. После принятия Федерального закона 256 индексация мат. капитала происходила каждый год. Однако в 2015 году Правительство России объявило о специальной «заморозке материнского капитала» до 2020 года. Поэтому до 2020 года денежная сумма изменяться не будет.

Решение о заморозке было принято в связи с экономическим упадком в стране. Именно поэтому сумма выплаты на 2018 год и до 2020 года будет составлять 453 000 рублей.

Порядок получения выплат

Чтобы получить выплату за второго, третьего и более детей, необходимо соблюдать условия и требования законодательства. Несовершеннолетние должны быть рождены после 1 января 2007 года. Другое условие, которое уже было описано выше - это то, что дети должны быть вторыми, третьими, четвертыми и т. д. в семье. Третье условие - сертификат о получении материнского капитала и государственная помощь еще не были использованы семьей до этого.

Список документов для получения материнского капитала:

  • Удостоверения личности (паспорт);
  • СНИЛС;
  • Свидетельство о рождении ребенка и другие бумаги с доказательством того, что ребенок не гражданин другой страны и родился в России (либо свидетельство об усыновлении);
  • Бумаги, доказывающие, что родитель также является гражданином РФ.

Все документы направляются в соответствующий орган. В течение месяца они проверяются и сотрудниками принимается решение. Срок для получения - около месяца. После этого родителям ребенка высылается сертификат о материнском капитале.

Порядок оформления сертификата:

  • Родители или официальные представители несовершеннолетнего пишут заявление и отправляют его вместе с полным пакетом документов в Пенсионный Фонд;
  • После получения сотрудниками ПФ заявления, они высылают либо по почте, либо по электронной почте ответ. В ответе оформлена информация, что документы были получены и находятся на рассмотрении;
  • В течение месяца работники ПФ проверяют присланные документы, выявляют неточности, несовпадения и в случае необходимости запрашивают другие данные о семье.

В течение пяти дней после принятия решения сотрудники Пенсионного Фонда высылают родителям или законным представителям ответ.

На что разрешено использовать материнский капитал?

Выданную государством материальную помощь для семьи можно потратить только в случаях, которые описаны в законодательстве. Также важно знать, что материнский капитал выдается лицам только в безналичном виде.

Родители или законные представители имеют право потратить выплату на улучшение жилищных условий. Это может быть ремонт, покупка мебели, одежды и т. д. Также для улучшения жизни семьи можно потратить материнский капитал на покупку квартиры. Однако суммы капитала не хватит на покупку даже однокомнатной квартиры. Именно поэтому большое количество российских семей тратят материнский капитал в качестве первоначального взноса на покупку квартиры.

Цель получения сертификата оформляется в заявлении. Это обязательный пункт, так как для собственных нужд, не касающихся ребенка, мат. капитал не может быть выдан. Спустя 2 месяца после оформления всех официальных документов и завершения процесса получения выплаты, Пенсионный Фонд перечислит средства на банковский счет продавца квартиры, застройщику и т. д.

Также можно потратить материнский капитал на покупку машины. Этот вариант используется многодетными семьями, где много маленьких детей или где есть ребенок-инвалид. Следует знать, что покупка машины возможна только если авто отечественной марки и модели.

При помощи мат. капитала можно оплатить:

  • Дошкольное образование ребенка;
  • Комнату или помещение в общежитии, где несовершеннолетний будет проживать;
  • Образование в учебных заведениях средней специальности, как ВУЗы или колледжи.

Еще один способ получения выплаты - накопление пенсии для матери ребенка. Но эту категорию не выбирают, так как есть риск, что мать до пенсии не доживет и не сможет получить средства.

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 5

В настоящее время одной из главных задач государства является решение демографической проблемы. Для ее решения принят Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ). Такой дополнительной мерой, в частности, является обеспечение возможности получения детьми образования. Для достижения этих целей данным Законом вводится такое понятие, как материнский (семейный) капитал. О том, кому он выделяется, в каких размерах и как им можно воспользоваться, читайте в данной статье.

Общие положения

Материнский (семейный) капитал представляет собой денежные средства, которые выделяются для реализации предоставленных данным Законом прав, в частности на получение образования. Данные средства не выдаются на руки, а аккумулируются на счетах Пенсионного фонда. Они направляются на получение образования путем безналичного перечисления их на счета образовательных учреждений.

Согласно ст. 3 Закона N 256-ФЗ право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:

  • женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.;
  • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Однако при возникновении прав на материнский капитал у перечисленных выше лиц не учитываются дети, в отношении которых они были лишены родительских прав или было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на дополнительную государственную поддержку может возникнуть у отца (усыновителя) ребенка с наступлением следующих случаев:

  • смерть женщины или объявление ее умершей;
  • лишение ее родительских прав;
  • совершение женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
  • отмена усыновления ребенка.

Если у отца (усыновителя) с возникновением вышеперечисленных случаев также пропадает право на получение материнского капитала, то право возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Как было указано выше, право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский капитал) возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), которое может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня их рождения (усыновления).

Учет лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

Согласно ст. 4 Закона N 256-ФЗ для реализации указанного права в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, осуществляется их учет. Данный регистр содержит такую информацию, как:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета в ПФР;
  • фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
  • дату рождения;
  • адрес места жительства;
  • серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
  • дату включения в регистр;
  • сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
  • сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
  • сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Ведение такого регистра возложено на Пенсионный фонд и его территориальные органы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Размер материнского капитала

Изначально размер материнского капитала в соответствии со ст. 6 Закона N 256-ФЗ составлял 250 000 руб. Однако этим Законом было предусмотрено, что данная сумма должна пересматриваться (индексироваться) с учетом темпов инфляции и будет устанавливаться в соответствии с годовым бюджетом. Причем индексации подлежит как вся сумма материнского (семейного) капитала, так и ее оставшаяся часть в случаях частичного использования на цели, предусмотренные Законом N 256-ФЗ. При этом указывается, что изменение размера материнского (семейного) капитала, а также его оставшейся части с учетом темпов роста инфляции будет осуществляться до перечисления денежных средств из федерального бюджета в бюджет ПФР. Это позволит государству своевременно спланировать сумму в средствах федерального бюджета, на которую был проиндексирован материнский (семейный) капитал. ПФР должен извещать получателей материнского капитала ежегодно в срок до 1 сентября о его размере, чтобы все изменения размера материнского (семейного) капитала своевременно были известны его получателям, предоставляя тем самым возможность наиболее рационально его использовать.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" размер материнского капитала в 2008 г. составляет 271 250 руб.

Порядок получения

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Документом, регулирующим порядок его получения, является Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 "О Порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал". Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала, могут в любое время обратиться лично или через законных представителей в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением о выдаче сертификата. Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд.

Территориальный орган Пенсионного фонда при рассмотрении заявления вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах.

Не позднее пяти дней с даты вынесения соответствующего решения территориальный орган Пенсионного фонда направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

Лицу, подавшему заявление, может быть отказано по следующим основаниям:

  • отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки;
  • прекращение права;
  • представление недостоверных сведений, в том числе об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
  • прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 82 "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала" лица, обладающие государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал, в целях реализации права распоряжения этими средствами подают заявление по установленной форме. Оно может быть подано в любое время по истечении 2 лет и 6 месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

  • не позднее 1 мая текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала во втором полугодии текущего года;
  • не позднее 1 октября текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении (для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии 2010 г. заявление о распоряжении подается до 1 октября 2009 г.).

К заявлению о распоряжении прилагаются следующие документы:

  • сертификат (его дубликат);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования лица, получившего сертификат;
  • документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) лица, получившего сертификат;
  • документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя лица, получившего сертификат, - в случае подачи заявления о распоряжении через представителя лица, получившего сертификат.

Направление средств материнского капитала на получение образования

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Основным документом, регулирующим порядок направления средств материнского капитала на получение ребенком образования, является Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов".

Данные средства направляются на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг, заключенным между лицом, получившим сертификат, и образовательным учреждением. Оплата производится путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре на оказание платных образовательных услуг.

В этом случае к заявлению о распоряжении средствами прилагаются заверенные указанным образовательным учреждением копии:

а) договора на оказание платных образовательных услуг;

б) лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной образовательному учреждению;

в) свидетельства о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей).

Кроме того, средства материнского капитала могут быть направлены на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением иногородним обучающимся на период обучения. При направлении средств на оплату проживания в общежитии к заявлению о распоряжении средствами следует приложить такие документы, как:

а) договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы);

б) справку из образовательного учреждения, подтверждающую факт проживания ребенка (детей) в общежитии.

Плата за проживание в общежитии направляется территориальным органом Пенсионного фонда в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре найма жилого помещения в общежитии.

Перечисление территориальным органом Пенсионного фонда средств на получение образования ребенком (детьми) на счет (лицевой счет) образовательного учреждения может приостанавливаться в связи с предоставлением студенту академического отпуска. В этих целях лицо, получившее сертификат, направляет в территориальный орган Пенсионного фонда заявление об отказе в направлении средств на получение образования ребенком (детьми) с приложением копии приказа о предоставлении студенту академического отпуска, заверенной образовательным учреждением.

Территориальным органом Пенсионного фонда перечисление средств на получение образования возобновляется на основании заявления о распоряжении средствами с приложением к нему копии приказа о допуске студента к образовательному процессу.

Получение ребенком образовательных услуг может быть прекращено до истечения срока действия договора на оказание платных образовательных услуг в связи с его отчислением из образовательного учреждения в том числе:

  • в случае неуспеваемости;
  • по собственному желанию;
  • в связи с его смертью.

В этом случае лицо, получившее сертификат, обязано известить территориальный орган Пенсионного фонда, направив заявление об отказе в направлении средств (с указанием причины отказа), к которому прилагается документ (его заверенная копия) об отчислении из образовательного учреждения или свидетельство о смерти ребенка (детей) (решение суда об объявлении его (их) умершими).

В свою очередь, образовательное учреждение при отчислении обучающегося, на получение образования которого направлены средства, в недельный срок с даты издания приказа об отчислении направляет информацию об этом в территориальный орган Пенсионного фонда и лицу, получившему сертификат.

Бухгалтерский учет

Начисление платы за обучение ребенка в образовательном учреждении производится на основании договоров о платных образовательных услугах.

Согласно п. 139 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

В бухгалтерском учете начисление платы отражается проводкой:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Перечисление средств материнского капитала производится территориальными органами Пенсионного фонда на лицевой счет образовательного учреждения, открытый в органах Федерального казначейства, или на текущий счет в кредитной организации и отражается проводками:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

И.Зернова

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

256 ФЗ О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей был создан для улучшения условий проживания несовершеннолетних детей и их семей.

Материнский капитал, по законодательству России, представляет собой поддержку тех семей, у которых есть дети, не достигшие 18-летнего возраста. Рассчитывать на поддержку вправе семьи, у которых рождается второй, третий или последующий ребенок. Главным условием для получения материнского капитала от государства является:

  • наличие у ребенка российского гражданства;
  • родители ранее не принимали иную помощь от правительства.

Закон о материнском капитале был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года. 27 декабря того же года законопроект был одобрен Советом Федерации. Вступил 256 ФЗ в законную силу с января 2007 года. Последние изменения вносились правительством в 2016 году.

Краткое содержание законодательного акта о материнском капитале отражает 13 статей:

  • В первой статье указываются основания, по которым был создан Федеральный Закон 256 о материнском капитале. Все основания закреплены в Конституции России;
  • Вторая статья содержит все основные понятия, которые затрагивают законодательный акт;
  • Третья статья указывает перечень лиц, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку;
  • В четвертой содержатся положения, касающиеся Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительную поддержку;
  • Пятая устанавливает порядок и условия выдачи сертификата на получение семейного (материнского) капитала;
  • Шестая ст. гласит о размере семейного капитала;
  • Седьмая отражает, как граждане вправе распоряжаться полученными деньгами;
  • В восьмой статье описана процедура и порядок рассмотрения заявления на получение материнского капитала;
  • Девятая ст. посвящена процедуре перевода денежных средств, полученных от государства в Пенсионный Фонд России;
  • В десятой обозначены условия использования материнского капитала для улучшения жилищных условий;
  • 11-ая ст. данного закона о денежном капитале регламентирует распределение полученных денежных средств от государства. По закону, средства материнского капитала, граждане вправе направить на получение образования детьми, или как указано в ст. 11.1, на приобретение товаров и услуг. Приобретенные товары и услуги за счет государственных средств должны быть предназначены для социальной адаптации в обществе детей-инвалидов;
  • В 12 ст. настоящего закона о маткапитале установлены правила формирования накопительной пенсии;
  • Последняя 13-ая часть закона о материнском капитале содержит заключительные положения.

Федеральный Закон №256, вступивший в законную силу в 2007 году, совершенствуется. Поэтому, периодически в документ вносятся дополнения и изменения. За последние 10 лет законодательный акт претерпел внесение 20 изменений.

Скачать последнюю редакцию 256 Федерального Закона О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей со всеми изменениями можно по ссылке .

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты необходимы для устранения причин, которые неблагоприятно воздействуют на применение закона на практике, и ФЗ о мат. капитале не исключение. Из-за инфляции государство ежегодно пересматривает закон о финансовой помощи. Последние изменения ФЗ о материнском капитале претерпел 28 декабря 2016 года.

Эта статья ФЗ о материнском капитале содержит сведения о направлении полученных средств на улучшение жилищных условий. По закону, средства могут быть направлены:

  • на покупку жилья;
  • на строительства жилья;
  • на реконструкцию жилого объекта.

4-ый пункт содержит информацию, что купленное (построенное, реконструированное) жилье оформляется на родителей, но с указанием долей на детей. Приобретенное (построенное или реконструированное) жилье обязательно должно находиться на территории России.

В п 4 ст 10 ФЗ О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей не были внесены изменения в последней редакции.

В этой статье указываются требования, как распоряжаться полученной денежной помощью. По закону о материнском капитале, потратить средства вправе лица, получившие сертификат на следующие цели:

  • на улучшение условий проживания;
  • на получение ребенком образования;
  • на создание накопительной пенсии;
  • на покупку товаров и услуг, которые помогут социально адаптироваться детям-инвалидам в обществе.

Она претерпела внесение изменений много раз, однако в последней редакции корректировки в нее не были внесены.

Она устанавливает права на дополнительную помощь семьям, в которых рождается второй ребенок и другие дети. Денежную поддержку от государства вправе получать:

  • женщины, которые родили или усыновили второе дитя (период рождения или усыновления считается от 1 января 2007 года);
  • женщины, которые родили или усыновили третьего или последующих детей после 1 января 2007 года, но при условии, что ранее не получали подобную материальную помощь от государства;
  • по закону, мужчины также вправе рассчитывать на получение материнского капитала, но при наличии оснований. Основания гражданин является многодетным или единственным родителем или опекуном второго или последующий детей, ранее он не воспользовался материнским капиталом, если дитя было усыновлено, то решение суда о присуждении опекунства должно вступить в силу после 1 января 2007.

В 2016 году изменения и дополнения в статью 3 закона о материнском капитале не вносились.

Все изменения и дополнения, применимые к Федеральному Закону о материнском капитале в декабре 2016, вступили в законную силу с 1 января 2017.