Фёдор Конюхов — мореплаватель, художник, священник. Священник-путешественник Федор Конюхов: Все свои странствия я совершаю только с Богом

– Отец Федор, в книге “Мои путешествия” вы пишете: “Просто не верится, что все это сделал я”. Действительно, вы месяцами преодолеваете неимоверные трудности, одиночество, смертельный риск: все полюса Земли, Эверест и вершины всех континентов, кругосветки по самым сложным маршрутам, пролив Дрейка с вечными штормами… Почему самое сложное, зачем такие подвиги, ради кого или чего?

Ну как ради кого или чего… Вот ради чего вы берете сейчас интервью?

– Хочу, чтобы люди услышали и вдохновились.

Вот и я тоже хочу, чтобы люди вдохновились. Как мой учитель Наоми Уэмура (японский путешественник, живший в 1941-1984 годах – ред.) говорил, я продвигаю предел человеческих возможностей. У человека больше возможностей, чем он думает, точнее, чем он хочет. Он просто лодырь, если сказать в открытую.

– Человек - лодырь?

Он может больше сделать, а делает меньше. Что, вы в полную силу работаете? Нет. Что, я в полную силу работаю? Нет. Картины стоят, книги не написаны – я написал всего 14 книг, а в моем возрасте можно было написать и 40 книг, правильно?

– Но вы столько вершин покорили!

И вершин можно было больше. Я хочу показать, что Господь Бог мир создал красивым! И что Он не создал пролив Дрейка только для чилийцев - Он создал его для всех. Вот летчик мне говорит: мы, когда поднимаемся в небо, чувствуем, что нет границ! А на земле мы видим границы, КПП… Почему так? Господь Бог не делал границ, а мы сами придумали, что русские отдельно, украинцы отдельно, эфиопы отдельно, сомалийцы отдельно, - и перессорились все. А я хочу показать, что нет границ, нет предела человеческих возможностей. Я сегодня прошел пролив Дрейка, а за мной пусть два раза проходят, быстрее, лучше. Потому что человек должен толкать планочку.

– Как готовиться к этому?

Первые слова моих детей и внуков: “Восемь – восемь - сорок восемь”. Это высота Эвереста (8848 метров). Я готовился, чтобы подняться на Эверест, занимался альпинизмом 20 лет. Первый раз мы поднялись с моим другом Женей Виноградским в 1992 году, с южной стороны. А потом ровно 20 лет ушло на подготовку, чтобы в 2012 году подняться с северной стороны. Так что 40 лет были связаны с Эверестом, и у нас дома у всех в голове эта цифра стоит.

– А как мотивация и образ жизни путешественника соотносится с верой в Бога, священническим служением, со смирением? Вы сознаете свое величие, уникальность?

Что ж, если ты веришь в Бога, становишься священником, значит, ты должен ничего не делать? Господь создал человека по образу и подобию своему и дал тело, дал дух. Тело наше не может без духа, но и какими бы мы ни были духовно большими, а без тела мы не можем жить. Ни один святой при жизни не был без тела. Надо беречь и тело, и дух, развиваться и телесно, и духовно.

Так Богу угодно, что сейчас компьютеры, машины, ракеты летают… Человек идет к разгадке Божественного замысла. Потому что в нем это заложено. Если бы наши пра-пра-прародители Адам и Ева не согрешили, мы были бы другими. А может, было бы скучно? Без этой борьбы, без этого видения, без этого чувства…

– Страсти, борьба со страстями?

Так Богу угодно. Если бы Господь этого не хотел, он бы это дерево убрал, с яблоком…

– С искушением познанием?

Да, он бы этого змея раздавил. Но человек должен идти к разгадке. И мы идем к разгадке, сейчас уже и ДНК раскрываем.

– Тем самым мы используем свободу, которую Бог нам дал?

Конечно.

– А всегда ли правильно мы ее используем? Компьютеры и телевизоры, которые уже называют “зомбоящиками”, та же ДНК, использование эмбрионов для оздоровления богатых и другие “блага цивилизации”?

Добро тоже не всегда бывает хорошее, добро тоже может разрушать. Когда надо жестко сказать что-то или сделать, а человек слабохарактерный, не может, – кажется, он добрый, а все развалилось: ссоры начались, война, взорвалось что-то, враг пошел и так далее. А из-за чего? Добро тоже надо уметь использовать.

– Про слабохарактерность - очень точно…

Не знаю, как вы напишете, но можно говорить сейчас красивыми словами, возвышенными, а они пустые! Разве плохо - смотреть в компьютер, если там хорошая программа? Мы вот запрещаем детям компьютеры, а книги не запрещаем. А сколько книг плохих? И журналов. То есть надо уметь разбираться. Ведь я же не покупаю книги плохие, мимо прохожу, ну а если нечаянно взял, то разобрался и отложил.

– У вас, вижу, собрана очень интересная религиозная литература.

– Корешки посмотришь - уже настраиваешься. Чтение сосредоточения требует, одиночества. Как раз об одиночестве хочу спросить, когда оно не с книжкой в мастерской, а месяцы в океане или на пути к полюсу… Многие люди панически боятся одиночества, вы же, наоборот, как будто его ищете?

Нет, я не ищу одиночества - я вынужден: те экспедиции, которые надо совершить в одиночестве, я их совершаю. Еще в 1978 году японский путешественник Наоми Уэмура первым дошел до Северного полюса в одиночку. Он считал, что один человек может сделать то же, что и команда. Только ты должен быть и поваром, и штурманом, и механиком, и компьютерщиком, и лыжником.

В детстве я тоже одиночества боялся, оно мне в тягость было. Сейчас же, с годами (а я пробыл тысячи дней в океане) я понимаю, что на земном шаре нет одиночества. Всегда есть кто-то. Есть океан, он живой, он наполнен рыбами, животными и растениями. Есть воздух, он тоже живой. Есть птицы, дельфины, киты. Но даже если этого всего нет, ты знаешь, что присутствует кто-то. Если ты верующий. А я – верующий, православный. У меня в роду все православные, папа и мама с 1916 года - понятно, что они верующие были, и я от них это перенял. Я знаю, что всегда присутствует кто-то: это те святые, которым я молюсь, ангел-хранитель и сам Господь. Если мы не можем его узреть, потому что мы недостойны, то можем ощущать присутствие через святых, которым молимся. Я, например, молюсь Николаю Чудотворцу, Федору Стратилату, Ирине Великомученице, матушке Блаженной Матроне, Серафиму Саровскому. И я знаю, что они присутствуют. А какое же тогда может быть одиночество? Конечно, его нет.

– А бывало, чтобы в какие-то экстремальные моменты вы явно чувствовали помощь свыше?

Я в океане в одиночку, по подсчетам моих друзей, прошел расстояние до Луны, это 380 тысяч километров, а у меня где-то 200 тысяч морских миль получилось (мили почти в два раза больше). Так что, конечно, бывало. Но об этом говорить очень сложно и некрасиво, лучше промолчим об этом.

– Тяга к путешествиям, мечты о великих свершениях присутствуют, наверное, в каждом человеке, но останавливают страхи, близкие, неидеальное здоровье, карьера и прочая повседневная суета. И романтизм сейчас очень часть высмеивается…

А это специально делается. Сначала про патриотизм скажу, потом про романтизм. Я 160 дней в океане был и описываю их в своей книге: восходы, закаты, моллюсков, дельфинов, как я молюсь, как гребу, а в конце пишу, что своим путешествием я принес славу России. И это нормально. Никто не пересекал Тихий океан на веслах за 160 дней, а русский человек пересек. Было тяжело, думал, сойду с дистанции. А потом вспоминал, как иностранцы меня готовили, лодку делали, провожали, Владимир Владимирович Путин поздравлял меня со стартом, – и я понимал, что, если брошу весла, за границей не скажут: “Конюхов сошел с дистанции”, а скажут: “Русский тоже не смог”. И я понимал, что должен пройти для России. Весь мир сейчас знает, что русский прошел, и если кто-то пойдет, он уже будет бить рекорд русского.

И как бы ни было тяжело, страну никогда нельзя покидать, если ты русский. Я много где мог бы жить в других краях, но здесь лежат все наши пра-пра-пра-пра…

Мы боимся патриотизма, хотя сейчас уже меньше. Ни на одном доме в деревне мы не видим флага российского. А на моем доме висят Российский и Андреевский флаги, и мы их не снимаем. Люди меня спрашивают: “Ты что, поддерживаешь нынешнюю власть?” А при чем здесь правители? Россия была, есть и будет. Флаг не имеет отношения к конкретным правителям, хорошим или плохим, добрым или жестоким - флаг к народу, к стране, к истории имеет отношение. В США американский флаг везде висит вне зависимости от того, любишь ты Обаму или нет. И нам надо развивать патриотизм. И романтизм.

Человек должен быть романтиком. Тогда он везде будет хорош: будет хорошим преподавателем, хорошим священником, хорошим бизнесменом, хорошим банкиром, будет хорошие книги выпускать и читать, детей своих хорошо будет воспитывать.

– Что вы понимаете под романтикой?

Романтика - это любить людей, любить природу, землю, быть патриотом. Это мечтать: что же там за поворотом?

– А всегда ли нужно мечтать и главное - стремиться к реализации своих мечтаний? Когда столько неромантичных, но насущных дел…

Конечно! Задумайтесь: тысячи, миллионы лет существует земной шар, люди на нем, а я появляюсь только в 1951 году, именно в этой семье, именно в этом месте! Разве я могу после этого просто так обывательски покушать и уйти? Я должен что-то о себе оставить. Как говорил мой дедушка: если тебе нечего людям отдать, посади дерево - и это будет отдача. Посади дерево - это каждый человек может! Вот это и есть романтика.

Как-то обо мне как о русском путешественнике снимали небольшой фильм ВВС, и там были истории еще двух человек. Эфиоп без ноги на Паралимпиаде занял первое место и построил в Эфиопии больницу для бедных, по тем меркам гигантскую. Скажите, достойно он прожил жизнь? Конечно, достойно. Японка 90 лет, бабушка, она посадила за свою жизнь миллион кедров, с детства мечтала, подняла целое движение. Вот что значит достойно уйти с этой земли: я представил, как эта бабушка уходит из жизни, а за ней - миллион кедров.

Моя матушка (жена) купила гектар земли возле Переславля-Залесского (я там рядом ковчег хочу строить) и сажает 300 яблонь, хочет подарить детям из Свято-Алексеевской пустыни (Переславский район Ярославской области – ред.). Не просто что-то принести детскому дому, которому мы регулярно помогаем, а подарить сад! Романтика - это не обязательно лезть в горы.

– Раз есть потенциал – невзирая на повседневные заботы и суету, надо деревья сажать, в горы ходить, по рекам сплавляться?

Да, а еще надо правильно написать, правильно сказать, ребенку показать или самому вдохновиться: вот, садится Солнце… Никогда за всю жизнь я не видел одинаковых закатов и восходов. Они всегда разные! Господь дал мне сейчас этим всем любоваться, я не буду любоваться через 100 лет, и до этого не любовался. Такие мысли должны быть в голове всегда, и детям надо так говорить – что родились мы сейчас. Вот сейчас кризис, а мы живем. Пусть кризис, а мы должны быть романтиками! И книги читать.

– Но зачастую даже знаменитых романтиков порицают за их философию…

Вспомнить Николая Рериха. Он жил в Индии 20 лет, не видя России (не мог приехать сюда), скучал по православию, умер православным. Он же все религии изучал. Я не знаю, как бы я жил на его месте… У меня есть доска, на которой выбиты имена путешественников, и Николая Рериха тоже. Мне иногда говорят: “Как ты можешь, это же Рерих!” Я отвечаю: “Философию его не изучаю. Но что вы скажете о Рерихе как о путешественнике? Или как о художнике?” И никто возразить не может. Он так горы писал! Я часто там бываю, в Гималаях, в Тибете. Смотришь порой на горы и думаешь: “О! Горы как у Рериха”. Живые горы сравниваешь с его картинами!

А философия… Ну что можно сказать, например, против Льва Толстого? Я уважаю Толстого. В конце жизни уже старый, больной человек был. Но нельзя же перечеркивать все его заслуги. Попробуйте-ка написать “Войну и мир”! Он же когда писал, был верующим православным, ездил в Оптину пустынь. Надо о нем молиться.

– Книги вообще сейчас меньше читают, больше – интернет, кино. Но за комфорт, технический прогресс и информационное общество человечество платит, кажется, все возрастающим числом психических расстройств, депрессий. На ваш взгляд, это неизбежный бич перегруженной информацией современности или просто модно названный грех уныния?

Вот смотрите, при советской власти как мы пьянствовали: все же пили, курили, деревни спивались. Почему развалилась советская власть? Это была своя депрессия. Все зависит от того, что мы вложим в то или иное изобретение. Не прогресс и компьютеры виноваты. И не кино само по себе.

Есть фильмы, от которых ты заряжаешься. Меня сейчас избрали послом доброй воли австралийского зоопарка в Брисбене вместе с Николь Кидман и Расселом Кроу - мы с ними на следующий год поедем крокодилов отлавливать и ставить метки. И вот решил пересмотреть фильм “Гладиатор” с Кроу - и зарядился. Какие кадры, какие люди красивые, идеи, как поставлено! Сразу хочется творить, писать картины, книги, хочется себя подтянуть. Да, там есть убийства, кровь, а я смотрю картину как художник и восхищаюсь работой.

Или Джеймса Кэмерона пересматриваю – “Аватар”. Чтобы придумать такие растения, так изобразить природу, нужно быть гениальным! Даже техника, вертолеты там дух захватывают! Это все вдохновляет. Такие фильмы надо смотреть.

– А фильмы печальные, вгоняющие в меланхолию? Ну, если так отражается действительность…

Посмотрел я фильм “Левиафан” - мне не понравился. Я бы и сделавшим его в глаза так сказал: это плохой фильм. Нельзя так опускать Россию, нельзя показывать, будто вся Россия пьяная, в яме. Да, есть в России люди, которые пьют, есть женщины, которые гуляют, но ведь не вся же Россия! Можно было ведь и красоту севера показать, и в суде чтобы справедливость восторжествовала. Надо показывать пороки, надо. Но надо и оставить человеку надежду!

Или фильм о Высоцком, где Безруков его сыграл как наркомана. Внук ко мне приходит и говорит: “Дедушка, ты вот любишь Высоцкого, а я посмотрел фильм - он же наркоман был…” Зачем же так делать? Высоцкий – неважно, кем он был, важно, что он сделал. Я считаю, что в XX веке были два гениальных народных поэта, которых любили все: Есенин и Высоцкий. Да, были и Цветаева, и Бродский, но это скорее для определенного круга людей. А у меня папа – рыбак – слушал Высоцкого, и академик какой-нибудь тоже его слушал. В океане так тяжело, кажется, вот-вот погибну, а включаю магнитолу, поет Высоцкий - и вдохновляет! Мало ли чем он был болен, и уходит из мира каждый по-своему…

– Уныние, отец Федор, посещает ли вас? Как с ним справляться?

Нет, у меня никогда такого не было. Я с детства знал, кем я буду. И сейчас у меня планов столько! Экспедиции, картины, книги. У меня 3 тысячи картин, а я считаю, что еще ни одной картины не написал значительной. А книг сколько! Я сейчас пишу книгу такую, называю “бред”.

– О чем?

Об одиночестве. Хочу найти спонсора, который издаст ее и запретит даже мои грамматические ошибки исправлять. Если я допустил эту ошибку – это мой образ жизни, я школу не с отличием закончил, пусть останется. Сокровенное пишу: ночью просыпаюсь, приходит мысль – записываю. Кажется, как будто бред, а там все затронуто: и политика, и спорт, и Церковь, и воспитание. Я это пишу - как будто своему сыну: “Сын Николай, веди себя так”. Пусть мне дают Героя России, а я отказываюсь: как это мне к Богу, а у меня тут звезда? Даю намек другим: вы должны заслужить. Как вы предстанете перед апостолом Петром, все в орденах и ничего не сделав, только себе взяв?

– Тогда вопрос о смысле жизни: что надо сделать, в чем смысл? Он для каждого свой, он меняется?

Конечно, меняется! Не будет меняться, будет скучно. Вот смотрю на стариков, которые ходят на танцы, занимаются фитнесом, мышцы качают, молодеют, и думаю: как глупо! Конечно, невозможно вновь стать юношей, но если представить себе такое, я бы никогда не согласился. Потому что мой возраст – он мне интересен. Мне интересно сегодня, интересно, что завтра будет. А это все молодое я прожил уже.

– А какой-то общечеловеческий смысл есть? Может, оставить след в истории, или творить добро, или выраженный еще какой-нибудь крылатой фразой?

А какой след? И что такое добро? Как в церкви батюшки наставляют: “Вы должны быть смиренными”. А что такое смирение? Люди выходят и не понимают: “Это нас должны бить, а мы должны молчать?” Ко мне дети приходят в храм и спрашивают: “Мы читаем про послушание, смирение, а не видим, как это?” Вы покажите на пальцах, что такое смирение! Каждому свое смирение. Все надо сопоставлять. Вот и с добром так же.

Творить добро - конечно. Но что такое добро в конкретном случае, для этого человека или для этих людей? Кого-то пошлю путешествовать в океан, а он погибнет - это добро? Почему я в большинство экспедиций хожу в одиночку - потому что это же мои замыслы! И когда ребята идут со мной и, не дай бог, с кем-то что-то случается, я думаю: ради чего они шли – они ж мою идею исполняли… Нет, если это моя идея, я должен сам ее исполнять.

– Когда вы оказываетесь надолго в другой стране, вы подстраиваетесь как-то под окружение, природу, людей, религиозно-культурные особенности, пропитываетесь ими?

Конечно, подстраиваюсь, но не пропитываюсь – я их уважаю, все вероисповедания. Господь Бог создал много конфессий, много вероисповеданий. Так ему угодно. Никогда на земном шаре не будет одного вероисповедания. И человек должен выбирать свой путь. К Богу идут разными путями: кто-то путем Господа Иисуса Христа, кто-то путем пророка Мохаммеда, кто-то путем Будды.

– Но пути эти очень разные бывают…

Мы должны уважать чужую веру, а не ломать ее. Господь сказал молиться даже за ненавидящих и проклинающих вас. А если это друзья? Тем более. Вот как в Сомали мусульмане, я с ними дружу. На Тибете шерпы – буддисты, благодаря им я взошел на Эверест, мы вместе кушали, дышали одним кислородом из баллона, страховали друг друга. Я молюсь за них.

Господь Бог всех любит, любит угандцев, любит сомалийцев, язычников любит. Потому что придет время, когда они станут верующими, как мы, и будут такие ярые, а мы уже, может, отойдем на второй план. Мы тоже были язычниками тысячу лет назад, а сейчас слишком загордились… Каждому свое время. Вот армяне: 1700 лет христиане - надо преклониться. Или Эфиопия - там тоже 1700 лет христианству - и я, когда уезжал оттуда, поклонился и говорю: “Спасибо вам, что вы 1700 лет веру храните”. А мы пока только тысячу сохранили. Сохраним ли еще 700 лет?

– Постараемся.

Старания мало, надо еще вытянуться, надо думать. Если мы не будем думать, то не получится. Господь создал очень красивой нашу планету. Я был в 125 странах - и нет на земном шаре некрасивых мест! Пустыня – красивая, джунгли - красивые, болота – красивые, полярные страны – красивые, все горы – красивые. А некрасиво там, где человек извратил… или политической системой, или экономической, или военной.

То же самое: все люди очень красивые и добрые. Бог же создал всех людей по образу и подобию: эфиопов, сомалийцев, эскимосов, и нас - русских, и иудеев… Даже по вероисповеданию - это Богу угодно, чтобы на земном шаре было много конфессий, много вероисповеданий, много национальностей, много разнообразия. Тогда Земля будет в гармонии.

– Что вы думаете о ситуации на Украине? О напряженной обстановке в международных отношениях, в мире в целом, об опасениях Третьей мировой войны?

Я не политик, могу только молиться. Молюсь за украинский народ - чтобы они легче и быстрее перенесли все, что сейчас там происходит. Молюсь за Порошенко, чтобы Господь вразумил его. Мы должны молиться, чтобы Господь открыл очи президенту Украины, чтобы они не были закрыты мамоной или Сатаной, чтобы он видел свой страждущий народ. По нашей вере мы были должны молиться и за Гитлера, и за Сталина, чтобы Бог дал им разум, чтобы они не нападали, не уничтожали.

– А какие мысли о том, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, в Северной Африке? ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация- ред.) казнит христиан, уничтожает древнейшие храмы, строит захватнические планы на Европу, которая, в свою очередь, отказывается от христианских корней, теряет духовную силу. Неизбежен ли конфликт цивилизаций, христианской и исламской? Закат одной и расцвет другой?

Не бойтесь! Мне часто говорят, что весь земной шар займут мусульмане. Ничего подобного. Наша цивилизация еще не дошла до центра своего существования. А мусульманская цивилизация – еще молодая, моложе нас на сотни лет. Мусульмане уже сейчас воюют между собой. Мы были когда-то точно такими же – молодыми, шустрыми, задиристыми. Пройдет 100-200 лет – и они успокоятся. Вот как иудеи - старые, мудрые, спокойные. Мы - средние. Да, вспышка есть – пройдет. Так что никакого конца света сейчас не намечается. Но нам надо беречь нашу землю.

– Как беречь землю? Как в условиях потребительского общества предотвращать войны за ресурсы и влияние, творить мир?

Надо соглашаться с тем, что есть: никогда на земном шаре не будет рая. Как сказал святой патриарх Сербский (Павел – ред.), мы не сможем превратить землю в рай, но мы должны не допустить превращения нашей планеты в ад. Что, нашим дедам или родителям было легко жить? Нет. Или нашим детям будет легко жить? Не думаю.

Всегда будут войны - не дай бог, конечно, мировой войны. Вот мы сидим, а люди воюют. На Украине, в Сирии, Ираке… У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа на Халкин-Голе воевал, дядя мой воевал в Корее, брат мой принимал участие в военных действиях в Чехословакии, младший брат - в Афганистане. А я служил во Вьетнаме на корабле мотористом. Через мой род - всегда война. Все время идут войны. Мы должны стремиться их прекратить и в то же время знать, что они будут идти.

Детей надо готовить к тому, чтобы они стали хорошими дипломатами, хорошими военными, хорошими инженерами, хорошими корреспондентами, чтобы правильно освещать те же военные действия. Папа мой говорил: почему пришла Вторая мировая война? Да, Гитлер был подлец, но и наши же были не всегда правы. Надо было знать, как с подлецом держаться. Дипломаты, военные были плохие. Можно же было как-то оттянуть войну, подготовить лучше свои войска. Разведчики боялись, только Зорге говорил правду, а его не слышали. Пришел бы Гитлер позже, не было б таких потерь.

Надо развивать любознательность, ставить цели и лететь на Луну, на Марс, на Эверест подниматься, погружаться в Марианскую впадину, по пустыне ходить – все делать, чтобы отвлечь людей от войны, оттягивать все это военное. Какие же мы деньги пускаем на войну! Если бы мы с американцами дружили, давно бы полетели на Марс, с такими-то деньгами. И с Украиной надо дружить, а мы все это допустили на Украине: нужно было не сейчас, а 20 лет назад что-то делать, церковь нашу общую оберегать.

– А сейчас-то что?

И сейчас это надо делать.

– Какие впечатления у вас остались от армии?

При советской власти вообще было много дедовщины, в армии и вешались, и стрелялись, только все скрывали… В армии у меня была кличка Спартак, на меня руку не поднимали, потому что знали, что я отпор дам, могу и укусить. Мы должны и добрыми быть, и уметь постоять за себя.

– Вы сравнивали с преддверьем ада океан у мыса Горн. А как на самом деле представляете себе ад и рай?

Ад я себе так и представляю - как мыс Горн. А рай – там, где все мои друзья и близкие.

– А Бога себе как представляете, писали когда-нибудь иконы?

Бог-то невидим, мы все видим через святых, Иисуса Христа. А чтобы писать лик Сына Божия, еще не созрел, наверное.

– Что сложнее всего в служении? Как отвечаете прихожанам на вопрос, почему Господь допускает несправедливость и страдания?

Господь Бог создал человека по образу и подобию себя и дал право выбора, свободу. Бог не угнетает, никогда никого не наказывает. Но если человек не тянется к Богу, тогда это место занимают темные силы - вот они наказывают. А надо тянуться к Богу.

– Катастрофы, несчастные случаи зачастую уносят жизни невинных людей, детей, еще и не успевших сознательно потянуться к Богу…

Бога винить нельзя ни в коем случае. Катастрофы - земля иногда встает и сбрасывает… И несчастные случаи происходят с людьми - а может, их прадеды купола с храмов сбрасывали? Через поколения нужно смотреть.

А есть и то, что называется судьба, талант, право риска. Человек рождается – и Бог на каждого указывает перстом. У альпинистов есть понятие “лимит риска”. Я не катаюсь на американских горках, даже на машине за рулем не езжу – надо беречь адреналин, этот лимит, потому что это защита. Когда мы идем на Эверест, мы просим Бога продлить лимит риска. Он есть у каждого. Но у кого-то 1000, а у кого-то 100: вы 1000 раз рискнули, а на 1001-й погибаете.

– От чего зависит этот лимит?

От предыдущих поколений: молилась ли мама за ребенка, когда была беременной, как молилась. И кто и как сейчас молится. Может быть и такая трагедия, что ребенок уходит из жизни, чтобы не сделать чего-то: Господь забирает его в хорошее место, чтобы он не убил кого-то, чтобы не извратил что-то, не стал новым Гитлером. Но этого нельзя знать, конечно. Всегда надо молиться, не нужно доказывать.

– Где вы живете, когда не путешествуете, какое место называете домом?

Везде мой дом. Это вот мастерская в Москве, это - храм, живу сейчас в Свято-Алексеевской пустыни (Переславский район Ярославской области – ред.), где отец настоятель дал мне келеечку. Мне 64 года, и я еще не построил себе дом (смеется).

– Почему?

Я девять часовен построил, два храма… Надо жить с романтикой, любить людей, отдать больше людям, чем себе взять, понимаете? Надо сначала отдать, потом взять. Когда я нахожусь в океане и знаю, что через одну-две секунды буду представлен перед Богом, что ж я встану и скажу: “Я построил себе дом”? То же самое, как я не беру наград. Из экспедиций, в которых я участвовал, не вернулись 32 друга моих, и представляете: они ушли в тот мир, а я в этом мире получаю награды и строю себе дома? Нет. Вырастут дети и, если захотят, построят дом.

– А сколько у вас детей?

У меня трое детей: два сына и дочка. Четыре внука и две внучки. Я мало бываю на одном месте и мало их вижу. Мы с женой матушкой прожили 30 лет вместе, а она говорит, что если считать, сколько мы были вместе, то и десяти лет еще не прожили.

– Помните ли вы тот момент, когда осознали свою веру в Бога? И как она эволюционировала?

У меня шесть святых в роду - и я родился с верой. А узреть Бога где проще всего? Конечно, в экспедиции.

– Как родители и книги влияли на формирование Вашего мировоззрения?

Отец только в этом году ушел в другой мир, а ему было 98 лет. Он рыбак, из поморов. И я всегда гордился, что у меня отец приходил с моря, пах рыбой, смолой, просмоленная куртка у него…

Ехал в электричке сейчас, читал Максима Горького “Старуха Изергиль” - уже по-другому смотрится. В детстве читал Джека Лондона, Фенимора Купера, Майн Рида, Жюль Верна, Даниэля Дефо, в Робинзона Крузо любил играть.

Сейчас для меня как для священника только одна книга - это Евангелие. Евангелие – это жизнь. Но помимо Евангелия, надо быть образованным, знать и поэтов, и писателей, и композиторов.

Повторю: надо быть романтиком, “Робинзона Крузо” читать - он вечный. Мы сейчас в одну детскую колонию подарили 500 книг: Джека Лондона, Фенимора Купера, Майн Рида, Жюля Верна, книги о Миклухо-Маклае, Амундсене, Скотте, Нансене и все в таком духе.

Должна быть мечта, цель. И надо к ней идти. Если ты поставил себе цель и не достиг ее, то лучше было бы и не ставить.

– А песни?

Я когда возвращался из плавания, своим детям пел такие песни: “Четыре года рыскал в море наш корсар” (“Еще не вечер”) Владимира Высоцкого. А “Мореплаватель-одиночка” - это он про меня написал. Я с ним был знаком. И с Тальковым, и с Визбором и с Окуджавой. Только с Виктором Цоем не встречался в своей жизни. Вот пять человек, которых я люблю и слушаю.

– Памятник Высоцкому у стен своей мастерской поэтому установили этим летом, к юбилею его кончины?

Высоцкий - это гениальный человек, на которого никто не может равнодушно смотреть. Уже 35 лет прошло с тех пор, как он умер, а ему памятники ставят, читают его, поют! Высоцкий попал в рай, потому что люди его любят.

– У вас в мастерской собирается очень много творческих людей, бардов, даже священнослужители, которые пишут стихи, песни, – как так получается?

За жизнь я очень много грехов совершил, но один грех я замолил – у меня нет врагов, только друзья. У меня очень много друзей. И мои друзья от меня не уходят, только в другой мир. По 20-30-40 лет дружим. Если у тебя нет времени на друзей - значит, это тебе не друзья.

– Как вы считаете, что лежит в основе дружбы?

В основе дружбы – видеть друг друга и улыбаться. Друг - это тот, кто заходит и улыбается тебе. И нет зависти. Если же в основе лежит какое-то дело, коммерция или даже картины совместно писать – это уже не дружба. Друг, который у тебя просит что-то или которому ты обязан чем-то, это уже не друг, это уже деловое общение.

– А что такое любовь?

Любовь – очень обширное понятие. Если говорить о христианской любви, то это: возлюби ближнего, как самого себя.

– В завершение беседы не могу не спросить: какие экспедиции вы планируете на будущее?

Сейчас у меня экспедиция в Австралию: буду пересекать австралийскую пустыню. 2 тысячи километров за 45 дней на трех верблюдах в одиночку. Это своего рода разведка. Летом следующего года, если все будет благополучно, планирую облететь нашу Землю на воздушном шаре и приземлюсь в австралийскую пустыню. Полет будет проходить на высоте до 10 тысяч метров.

В следующем году также планирую установить несколько рекордов для теплового воздушного шара. Взлететь на Северном полюсе и далее в зависимости от направления и силы ветра либо буду держаться в воздухе 30 часов (рекорд продолжительности полета), либо полечу через Северный Ледовитый океан до побережья России, или до Канады, или до Аляски и попробую установить рекорд дальности полета.

Параллельно идет строительство шара, на котором мне предстоит подняться на 30 тысяч метров в высоту.

В Марианскую впадину буду погружаться. Джеймс Кэмерон - мой консультант. Хочу погрузиться, как он, но с другими целями. Там на глубине 11 тысяч метров две плиты сходятся (Тихоокеанская и Филиппинская), расстояние между ними 5-7 километров, надо будет взять пробы с обеих – такого никто еще не делал. Кэмерон был на дне океана два часа, а у меня расчет на 18 часов.

Потом – строительство весельной лодки, на которой хочу совершить кругосветное плавание. Сплав по Амазонке. Все экспедиции распланированы и финансируются до 2023 года.

Федор Конюхов известен как путешественник и почти не известен как строитель часовен. А ведь после каждого из шести своих кругосветных путешествий он строил по часовне, причем в самых разных местах — от азовского побережья до Дальнего Востока. Одну из них возвел в маленьком дворике своей московской мастерской. Впереди у Федора Филипповича новые путешествия и новые строительные планы: возведение храма-маяка и храма-корабля. Обращение к морской тематике в храмостроительстве Конюхов объясняет своим «профессиональным интересом».

Федор Конюхов: Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова — великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!

А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример — правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…

Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…

Так родилась идея строительства нашего храма, для которого мы разработали уникальный проект: архитектура будет классической византийской, но весь храмовый комплекс в целом должен будет напоминать своими формами корабль. Все в строгом соответствии с канонами, и в одновременно возникают новые, особые смыслы. Храм памяти адмирала — подобен кораблю в море житейских страстей! Если взглянуть на него сверху, то храмовый комплекс контурами похож на рыбу — еще один морской и в то же время древний христианский символ.

— В Ваших планах и еще одна церковь памяти Федора Ушакова, на этот раз в форме маяка…

— Здесь тоже нет ничего странного: например, в Крыму есть храм в форме маяка, построенный еще в XIX веке. Но там он, правда, имел прикладное значение, а наш проект как маяк использоваться не будет, хотя возвести его мы планируем на украинском берегу Азовского моря. Просто сама форма, символика этого строения кажется мне очень важной.

Я это понял, когда впервые увидел маяк далеко от моря… в Сахаре. Знаете, там еще со времен, когда через пустыню летал Экзюпери, стоит маяк, указывающий направления летчикам. Его расположение посреди пустыни вне привычного морского пейзажа столь неожиданно, что поневоле присматриваешься к сооружению, задумываешься над глубиной его символики.

Ведь любой храм в нашей жизни — это тоже своеобразный маяк…

Не только камень

— Вы не только строите храмы и часовни, но и людям уделяете серьезное внимание. Расскажите, пожалуйста, о Ваших школах путешественников. Что это такое, какова их цель?

— Сначала скажу о причине, по которой я занялся этим проектом. Мне всегда казалась важной мысль о связи духовного и физического развития, особенно часто я думал об это в Юго-Восточной Азии, где такой порядок считают естественным. Но ведь и с православной точки зрения должно быть так же! Если не тренировать дух — все бесполезно, если ты только тело свое хочешь взгромоздить на Эверест — в этом нет никакого смысла. Любое физическое усилие должно служить развитию души. Путешествуя, я всегда радовался возможности увидеть красоту сотворенного Богом мира, побыть наедине с собой, почувствовать присутствие Божие рядом. Только так достигается гармония, и именно этому я хотел научить других.

Попытки воплотить эту теорию в жизнь я начал делать еще в конце 1980-х. Тогда я был тренером по яхтенному спорту, работал с детскими спортивными школами, и мне не нравилось, что в них все сводится к физическим тренировкам, что спорт ставится превыше всего. Поэтому я сразу решил придумать новое название нашему начинанию, чтобы показать, что у нас не просто ДЮСШ. Так появилась «Школа путешественников».

Всем пришедшим к нам мы сразу говорим о своей направленности и особом уставе нашей школы. Дети не только занимаются, ходят в походы, но и участвуют в молебнах. В библиотеке наряду с книгами об Амундсене, Скотте, Нансене, Седове, Папанине обязательно есть книги духовные: Библия, рассказы о святых и апостолах.

Сейчас у нас три таких школы: две в центральной части страны, в Сергиевом Посаде и на Вологодчине, и одна на Дальнем Востоке — там, где я жил раньше. К сожалению, последняя с тех пор, как я уехал оттуда, все больше дрейфует в сторону обычной спортивной школы… Я приложу все усилия, чтобы в двух остальных школах сохранился баланс между физическим и духовным воспитанием.

— А каковы критерии отбора? Что за дети приходят к вам в школу?

— Мы проводим жесткий отбор. У нас бывают длительные походы, а значит, ребята должны учиться так хорошо, чтобы не отставать после недельного пропуска уроков. Мне иногда говорят чиновники и коллеги: займись трудными подростками, возьми наркоманов. Но я не хочу, ведь это совсем другое дело!

Когда ты берешь наркоманов, то все лучшие ребята уходят — их и родители забирают, и многие дети сами не хотят оставаться. Я сам, честно скажу, забрал бы оттуда своего сына. А главное, потом все равно окажется — наркоман что-то где-то спрятал, потом сорвался, куда-то пропал… Работа с ними — дело особое, и оно не имеет ничего общего с нашим начинанием.

Я не говорю, что с трудными подростками не нужно заниматься, но почему мы обращаем все внимание только на них? А как же духовно и физически здоровые ребята? Как же дети-романтики, мечтающие о далеких путешествиях? Если мы не вырастим их, то на кого равняться всем остальным?

Необходим определенный идеал, эталон, и мне бы хотелось, чтобы ребята из наших школ стали таким идеалом.

Подобно любви

— Вы уже не раз говорили о том, что уходите в свои путешествия в том числе и для того, чтобы ближе почувствовать Бога, что путешествие для Вас — неотъемлемая часть духовной жизни. Но ведь отнюдь не для всех это так…

— Да, не все понимают, что бессмысленный риск экстремального спорта — грех. Нельзя же подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия — это пустое. Но ведь так делают тысячи людей, и их невозможно остановить! В Москве одних только зарегистрированных альпинистов четыре тысячи. Для них это важная часть жизни, их не остановить, просто подойдя к ним и сказав: «Все, что ты делаешь, — бессмысленно и греховно». Они и самого-то слова «грех» в изначальном его значении не поймут, а только лишний раз обидятся, решив, что их обвиняют в нарушении чуждого для них «церковного закона».

— Что же Вы предлагаете?

— Мне кажется, нужно обязательно быть рядом с ними, потому что эти люди нуждаются в особой молитве, особом заступничестве. Церковь обязана помнить о них, молиться. Почему у нас множество священников, которые окормляют военные подразделения, школы, больницы, но почти нет тех, кто работает с теми же альпинистами, любителями экстремального спорта? Ведь это часть нашего общества с особым образом мыслей.

С людьми, увлеченными экстремальными видами спорта, нужно находить общий язык. И это еще одна моя мечта — хотя бы в Москве создать приход для таких людей. Уверен, что небольшая община обязательно наберется. А она уже станет примером для остальных, поможет человеку задуматься, зачем он идет в горы. Просто так, ради спортивного интереса? Но стоит ли этот интерес риска, затраченных сил и эмоций? Ведь для того, чтобы сделать первый шаг к вере, нужно сначала задуматься об этих проблемах.

— Расскажите, как сами Вы пришли к вере?

— Я был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед священник и его брат тоже — он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»

Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.

У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу — там иконы появились.

— Вам, наверное, часто задают вопрос: а где Вы, путешественник, чувствуете себя дома? Есть ли вообще у вас дом?

— На свете есть место, где я владею землей и чувствую себя дома. У меня есть четыре сотки в Сергиевом Посаде, рядом с Лаврой. И мне кажется, что лучше места придумать нельзя.

Помню, в 1990 году я был в Австралии. Советский Союз тогда уже трещал по швам, все с ужасом смотрели в будущее. Среди русских австралийцев, с которыми я тогда общался, был священник отец Алексий. Он сказал мне такие слова: пока мощи преподобного Сергия остаются в России, она не распадется.

Когда разделилось общее государство, моя малая родина оказалась на территории Украины, а места, где я прожил значительную часть детства, — в России, на Дальнем Востоке. Но я все равно чувствую, что духовно мы остаемся едиными, продолжаем жить одной жизнью, но центр ее не в Москве и не в Киеве. Центр — у мощей преподобного Сергия, который уже много веков объединяет нас сильнее, чем что-либо иное.

Федор Филиппович Конюхов

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря. Первую экспедицию осуществил в 15 лет: пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. К 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений. Первый человек в мире, который достиг пяти полюсов нашей планеты: северный географический (три раза), южный географический, полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Капитан дальнего плавания, яхтенный капитан. Совершил шесть кругосветных плаваний, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Заслуженный мастер спорта. Занесен в энциклопедию «Хроника человечества». Действительный член Российского географического общества.

Член Союза художников. Лауреат золотой медали Российской академии художеств, почетный академик Российской академии художеств, автор более 3 тысяч картин. Участник российских и международных выставок. Член Союза писателей РФ, автор девяти книг.

Награжден орденом Дружбы народов, премией UNEP “GLOBAL 500” за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО «За честную игру». Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия). Награжден орденом Украинской Православной Церкви великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

Женат. Жена Ирина. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внучка Кейт, внук Итэн, внук Аркадий, внук Блэйк, внучка Екатерина.

Детство Федора Конюхова

Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области в обычной крестьянской семье. Отец будущего путешественника, Филипп Михайлович, происходил из рода архангельских рыбаков-поморов, а мать, Мария Ефремовна – уроженка Бессарабии.

Семья была многодетной – трое сыновей и две дочери. С раннего детства Федор привык к нелегкому сельскому труду в поле, на огороде. Отец рыбачил в Азовском море и часто брал сына с собой. Федор с удовольствием нес вахту рулевого, помогал вытаскивать сети. Отец Конюхова воевал в Великой Отечественной войне, дошел с советскими войсками до Будапешта и часто делился с детьми историями, связанными с военной частью своей биографии.

Много интересного рассказывал Конюхову и его дед Михаил, подполковник царской армии. Михаил Конюхов служил в одном гарнизоне со старшим лейтенантом Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, один раз из которых достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.

Тяга к путешествиям, особенно морским, жила в Федоре с раннего детства. Стоя у руля рыбацкого суденышка, Федор всматривался в азовскую даль и мечтал побывать на противоположном берегу Азова. В пятнадцать лет он совершил свою первую экспедицию – пересек Азовское море на весельной лодке в одиночку. Готовился к этому несколько лет – практически все свободное время посвящал гребле, хождению под парусом и плаванию. Активно занимался также футболом и легкой атлетикой, а спал практически всесезонно на сеновале. А еще Федор любил читать и запоем «проглатывал» книжки Жюля Верна, Станюковича, Гончарова и других писателей-маринистов и путешественников.

Федор Конюхов установил новый рекорд

Образование и служба Федора Конюхова

Уже в выпускных классах Конюхов понял, что море – его призвание. По окончании школы вопросов, куда поступать, не возникало – Конюхов пошел в Одесское мореходное училище (специальность судовой механик). Останавливаться на этом Федор не стал и поступил в Ленинградское полярное училище, получив по окончании вторую специальность – штурман-навигатор. Срочную военную службу Федор проходил на Балтийском флоте в Калининградской области. Во время службы в результате одного из конфликтных инцидентов со старослужащими Федор попадает на гауптвахту, откуда капитан третьего ранга, отбиравший самых отважных матросов в спецотряды, забирает его во Вьетнам. Два с половиной года Федор служит матросом на катере в спецотряде, задачей которого была поставка боеприпасов вьетконговцам.

После службы Федор оканчивает ПТУ №15 города Бобруйска в Беларуси по специальности резчик-инкрустатор.

Арктические экспедиции Федора Конюхова

Начало экспедиционно-исследовательской деятельности приходится на 1977 год. В этом году Федор организовывает переход на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в северной части Тихого океана. Будучи патриотом, следопыт стремился воспроизвести все условия, в которых наши соотечественники более трехсот лет назад плавали на утлых суденышках, открывали острова и заливы, исследовали Америку и основывали там поселения.


Далее были экспедиции, преследовавшие подобные цели – Камчатка, остров Сахалин, Командоры. Долгое время Федор провел на Чукотке, осваивая науку езды на собачьих упряжках, строительства хижин из льда и выживания в экстремальных полярных условиях. К этому времени была поставлена цель – достичь в одиночку Северного полюса. Подготовка к экспедиции заняла несколько лет. Предшествовали беспрецедентному путешествию лыжный поход к Полюсу относительной недоступности во время полярной ночи, участие в канадской экспедиции по Баффиновой земле, трансантарктическая советско-канадская лыжная экспедиция СССР – полюс – Канада, первая автономная экспедиция к Северному полюсу «Арктика» в составе группы В. Чукова. Таким образом, к моменту начала собственного одиночного марш-броска Конюхов уже дважды побывал на Северном полюсе.

В 1990 году, получив достаточный опыт полярных исследований, Федор отправился к заветной цели на лыжах. Помимо тяжелого рюкзака, путешественник тащил на буксире нарты с провиантом и снаряжением. Спал Федор прямо на льду в палатке и спальнике. Путь был сложным – постоянно приходилось преодолевать торосы и полыньи, но Конюхов неуклонно приближался к полюсу. За 200 км до заветной цели Федор чуть не повторил судьбу Георгия Седова – во время торошения льда путешественник едва не погиб. Однако на 72 день путешествия Федор все-таки достиг Северного полюса, став первым в мире человеком, совершившим такое путешествие в одиночку. Именно тогда Конюхов выполнил завещание Седова.


Антарктическая экспедиция

Следующей целью Конюхова стал Южный полюс. В 1995 году отважный исследователь отправился в одиночную экспедицию в Антарктиду, достигнув в итоге крайней южной точки планеты на 59-й день похода и водрузив там флаг России. Во время продвижения к полюсу Конюхов вел целый ряд исследований: измерение естественного радиационного поля Антарктиды, физическое состояние организма в экстремальных условиях большой высоты (выше 5 тыс. м), недостатка кислорода, сильных ветров и низких температур.

По итогам экспедиции Конюховым было написано несколько научных работ, внесших неоценимый вклад в развитие полярной науки. За научно-исследовательскую деятельность и научные труды после этой экспедиции Конюхов был принят в почетные члены Русского географического общества.

Восхождения

Не только приполярные районы привлекают внимание отважного исследователя. Посетив Южный полюс, Федор завершил выполнение программы «Большой шлем» - посещение Северного, Южного полюса и горы Эверест. Конюхов стал первым россиянином, выполнившим «Большой шлем».


История восхождений Конюхова по программе «Семь вершин мира» начинается в 1992 году, когда путешественник в одиночку покорил высочайшую точку Европы – гору Эльбрус. В том же году совместно с Евгением Виноградским Федор совершает восхождение на Эверест, высочайшую точку Азии и планеты. В рамках своей антарктической экспедиции исследователь 19 января 1996 года покоряет высочайшую точку южного континента – массив Вильсон. В марте того же года альпинист восходит в одиночку на Аконкагуа в Южной Америке, а в 1997 году завершает программу одиночным восхождением на вулкан Килиманджаро в Африке, австралийский пик Косцюшко и совместно с Владимиром Яночкиным покоряет сложнейшую вершину – североамериканскую гору Мак-Кинли.

В 2012 году Конюхов еще раз поднимается на Эверест в составе российской команды, восходившей на Джомолунгму в ознаменование тридцатилетнего юбилея первого покорения Эвереста советской альпинистской командой.

Сухопутные экспедиции

В 1981 году Федор Конюхов пересек Чукотку на собачьей упряжке в рамках подготовки к покорению Северного полюса. Готовясь к полярному марш-броску, Федор выбирал между двумя вариантами передвижения – лыжами и собачьей упряжкой. В итоге более перспективным он признал лыжное передвижение. В 1985 году Федор организовал пешеходную экспедицию по маршруту знаменитых исследователей тайги В. Арсеньева и Дерсу Узала.

Летом-осенью 1989 года Конюхов курировал совместный советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград. Второй пробег из Находки в столицу России, на этот раз на внедорожниках, российско-австралийский, прошел летом 1991 года. В 2002 году Федор Конюхов организовал первую в истории России караванную экспедицию на верблюдах по следам Великого Шелкового пути на территории Калмыкии, Дагестана, Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края. В 2009 году экспедиция получила продолжение – второй этап исследования прошел по маршруту Калмыкия – Монголия.


Морские экспедиции и кругосветные путешествия

Морские путешествия занимают самую большую часть исследовательской деятельности Конюхова. Федор совершил более сорока уникальных морских экспедиций, 17 раз пересек Атлантический океан в одиночку, причем один раз – на весельной лодке в автономном режиме за 46 суток, поставив абсолютный мировой рекорд. Шесть раз Федор совершал кругосветные путешествия. Одно из этих путешествий на яхте прошло без остановок, в режиме «нон-стоп». Были и «серьезные», по словам путешественника, приключения – во время одной из кругосветок Федор серьезно заболел и попал в больницу на Филиппинах, В это время пираты угнали его яхту на соседний остров. Чтобы вернуть судно, Конюхову пришлось самому на время стать морским разбойником – он угнал катер у пьяных пиратов, чтобы вернуть свою яхту. Федор – постоянный участник и призер морских экстремальных гонок на парусных и гребных судах.

Творчество

В своих путешествиях Федор занимается не только исследовательской деятельностью. Он рисует и пишет книги. Всего из-под его кисти вышло более 3 тысяч картин. С 1983 года Конюхов – член Союза художников СССР. На момент принятия в Союз художников был самым молодым членом СХ СССР. Также Федор состоит в Московском союзе художников и скульпторов, является почетным академиком Российской Академии художеств. По итогам своих экспедиций Федором написано девять книг. Конюхов – член Союза писателей и Союза журналистов Российской Федерации.

Федор Конюхов. Арктика 2013. Прелюдия

Религиозный сан

22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Рукополагал в иподиаконы Конюхова митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После принятия сана Федор стал меньше времени посвящать путешествиям и экспедициям, однако не прекратил эту деятельность окончательно. В декабре 2010 года в Запорожье Конюхов, окончивший к тому времени Санкт-Петербургскую духовную семинарию, был рукоположен в священники и отправлен на служение в Запорожскую епархию.

Семья Федора Конюхова

Федор Конюхов женат на Ирине Анатольевне Конюховой, профессоре, докторе юридических наук. У них трое детей – общий сын Николай, старший сын Федора Оскар и дочь Татьяна – дети от первого брака. Оскар Конюхов также путешествует, занимается парусным спортом, является исполнительным директором федерации парусного спорта Российской Федерации.

У Федора пять внуков – Полина, Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк.

13 июня 2014 года на базе отдыха Золотой пляж озера Тургояк прошла встреча с легендарным путешественником священником Федором Конюховым. На днях он окончил своё экстремальное путешествие через Тихий океан и сразу прилетел на Южный Урал, чтобы приветствовать юных участников детской парусной регаты, которая носит его имя. «Мое путешествие закончилось, я приехал на челябинскую землю и почувствовал, что я наконец-то дома», - сказал Федор Филиппович при встрече.

О своём длительном путешествии, морских приключениях, о молитве в самую сложную минуту пути и многом другом знаменитый путешественник рассказал в интервью южноуральским журналистам. В первую очередь он сказал о тех, кто вдохновляет его на новые рекорды:

Мне бы хотелось, чтобы мои рекорды были хорошим примером для подрастающего поколения. И я очень рад, что уже третий год подряд здесь на озере Тургояк проходит детская парусная регата за кубок Конюхова. Сегодня увидел детские глаза и понял, что не зря мы всё это делаем. Это того стоит. Ради этих глаз, в которых светится романтика и отражается прекрасное озеро Тургояк.

Всего неделю назад вёсельная лодка иерей Федора Конюхова под названием Тургояк причалила к берегам Австралии. 160 дней пути от берегов Чили через Тихий океан без остановок на отдых. Всего 2 часа в сутки на сон - один ночью и по полчаса утром и вечером. Чтобы попасть в график, Федор Филиппович в день должен был преодолевать 50 морских миль - это 24 тысячи гребков. Но он шел с опережением:

- У меня был очень строгий режим, - говорит путешественник, - я должен был успевать в сроки, потому что зависел от погоды и сезонного ветра. Если бы я опоздал на десять дней, я бы уже шел против ветра и до сих пор был бы в Тихом океане. Когда меня спрашивают, где тренировался для этого морского путешествия, всегда отвечаю: на Эвересте и на Северном полюсе, на мысе Горн. Физически эта экспедиция не сложнее, чем подъём на Эверест, сложнее морально. Ведь там динамика другая, а здесь однообразие. Ты постоянно гребёшь, перед тобой только горизонт и нет вертикальных линий.

Как известно, в 2010 году знаменитый путешественник был рукоположен в сан священника и стал отцом Федором. И нас, как информационную службу Челябинской епархии, интересовали в первую очередь вопросы духовного характера. Федор Филлипович рассказал, что весь долгий путь по водам Тихого океана сопровождался молитвой:

- На утреннее правило у меня уходило 35 минут, столько же на вечернее правило. Это была основная моя молитва, когда я не греб. Я останавливался, весла бросал и молился. А в другое время, когда был за веслами, в такт гребкам повторял Иисусову молитву.

Дважды за путешествие отец Федор совершил чин освящения воды в Тихом океане. Первый в двунадесятый праздник Крещения Господня. А второй, когда почувствовал, что море «шалит»:

- Подошёл к Полинезии, там тысячи островов. Я почувствовал, что океан немного шалит и меня может выкинуть на рифы, поэтому решил ещё раз провести чин освящения. Я же не на свои силы рассчитываю, - улыбается Федор Филиппович. - Ведь моя лодка не попала ни в один ураган, они шли впереди меня, по корме, сбоку. Если бы я шел быстрее или, наоборот, опаздывал на три дня, то попал бы в сильный шторм. Представьте, молнии так стреляют, что даже вода шипит от напряжения. Если бы они прошли через лодку, она бы на щепки разлетелась, или меня бы контузило, в лучшем случае. Но всё обошлось. А ещё там смерчи большие крутят, воду сосут из океана. Я их называю «шланги» или «хоботы». Но за это путешествие ни разу ко мне не подходили.

Федор Филиппович с профессиональным спокойствием рассказывает обо всех испытаниях. Не раз походили к лодке киты, которые при желании могли и перевернуть лодку, но они её не трогали:

- Один кит меня долго сопровождал. Видно, что старенький. И вот мы с ним два старичка в море плывем, он пыхтит рядом, но под лодку никогда не подныривал. Ночью бывало непросто. Приходилось даже фонарик выключать, потому что из глубин на свет поднимались гигантские кальмары и спруты по девять метров.

Выручала путешественника опять же молитва, в которой он чаще всего обращался к Господу, Богородице, святителю Николаю Мирликийскому и святому Феодору Ушакову:

- Ближе всего из святых для меня Николай Чудотворец. Он для меня как близкий друг. Когда мне тяжело, хочется прижаться к его бороде седой. Когда молюсь Матери Божией, не совестно перед ней за мои грехи. А перед Господом Нашим Иисусом Христом мне хочется встать по стойке смирно, как перед главным адмиралом. Страшно очень, я Его боюсь за свои грехи. В пути я молился Николаю Чудотворцу больше всего, святому праведному Феодору Ушакову и всегда просил его помочь мне с погодой, ведь он тоже моряк, адмирал и знает, что такое море.

На суше во все дни путешествия за него молились жена и дети. Супруга Федора Конюхова Ирина во всём и всегда поддерживает своего легендарного супруга:

- Неверующий человек такое не выдержит, - рассказывает жена путешественника Ирина Конюхова. - Когда любишь человека, то сначала принимаешь его таким, какой он есть, а уже потом хочешь, чтобы он был таким, какой он есть. Я очень счастлива, что мой муж живет по призванию. Я желала бы этого всем семьям. Потому что для любой жены это трагедия, когда ее близкий человек, ее муж, дети не могут найти себя в этом мире. мне радостно, что он нужен людям, что он так востребован, для него это особенно дорого. Хоть он и говорит, что он одиночка, но сам бы он давно перестал путешествовать, если бы его пример не вдохновлял других людей.

На озеро Тургояк Федор Филиппович приехал, чтобы поддержать юных яхтсменов, участников парусной регаты, которые приехали со всей страны, чтобы побиться за «Кубок путешественника Федора Конюхова». Здесь же, на берегах озера, базируется детская школа Конюхова по парусному спорту. Вообще, с Южным Уралом отца Федора связывает давняя и теплая дружба. Переход через Атлантику десять лет назад и теперь через Тихий океан стали возможными благодаря поддержке южноуральских предпринимателей: «У России два крепких рекорда - переход на весельной лодке через Атлантику и теперь через Тихий океан. И все это благодаря в том числе уральцам», - говорит с улыбкой Федор Филиппович.

Кстати, по приезде на Южный Урал путешественника ждал приятный сюрприз. Борис Дубровский подписал постановление о награждении отца Фёдора высокой наградой - знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью». В документе говорится, что она присуждена Федору Конюхову «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению её авторитета в Российской Федерации и за рубежом».

Впереди у отца Федора новые путешествия. Немного отдохнув, он начнёт готовиться к следующей экспедиции. На этот раз знаменитый путешественник и священник собирается подняться под облака и совершить беспосадочный перелёт вокруг Земли на воздушном шаре.

Предложение поговорить о роли отца в семье отец Федор встретил задорным смехом: «Ну что вы! Какая роль! Вы меня без ножа режете».

Известный путешественник нечасто бывает в Москве, и в его мастерской всегда очередь из желающих обсудить рабочие вопросы, получить благословение или просто познакомиться. Но он все-таки нашел время для интервью.

Протоиерей Федор Конюхов – путешественник, писатель, художник.
Родился 12 декабря 1951. Окончил Одесское мореходное училище, Бобруйское художественное училище, Ленинградское арктическое училище.
Капитан дальнего плавания. Совершил четыре кругосветных путешествия, пятнадцать раз пересек Атлантику на парусных яхтах, один раз на весельной лодке «Уралаз».
Первый человек в мировой истории, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного географического (три раза), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, вершины Эвереста (полюса высоты), Мыса Горн (полюса яхтсменов).
Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «7 Вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента.
Член Союза художников СССР. Член Союза Писателей РФ. Автор четырнадцати книг.
В 2010 году рукоположен в сан священника.
Женат. Имеет троих детей и шестерых внуков.

В сына Николая я вкладываю всего себя, он мне в радость. Но если я не буду путешествовать, если я не буду ни к чему двигаться, не буду ни к чему стремиться, чем я буду отличаться от умерших? Я должен подстегивать других, вдохновлять других своим рвением.
Я должен быть примером для сына Николая.
Я скажу ему: «Не стыдись поступков своего отца».
Он не скажет, что я плавал напрасно. Он поймет меня. И я об этом буду молиться Господу.


(из книги Федора Конюхова «Под алыми парусами»,

в которую вошли дневниковые записи

из одиночного плавания 2004-2005 гг.)

— Отец Федор, каким было ваше первое детское впечатление от моря?

— Не помню. И как научился плавать, тоже не помню. Я же вырос на Азовском море. Даже родился на берегу. Мама говорила: «Пошла рачков собирать поутру, там и родила». У нас в роду все священники и моряки. И я с 8 лет уже знал, что буду путешественником, таким, как Георгий Яковлевич Седов. Мой дедушка участвовал в его первой экспедиции на Новую землю.

Дедушка говорил, прежде чем стать путешественником, надо выучиться на штурмана, и я пошел в Одесское мореходное училище. Потом уже закончил Ленинградское арктическое училище.

— В советское время о ваших родственниках-путешественниках наверняка рассказывали, а о ваших родственниках-священниках говорили открыто?

— Моего родственника протоиерея Николая Конюхова убили 29 декабря 1918 года. Обливали водой на морозе, а когда он потерял сознание, застрелили. При советской власти мои родители старались об этом нигде не упоминать — боялись. Даже когда я пошел учиться в Духовную семинарию в 1969 году, папа сказал: «Ты поменьше там распространяйся о том, что у тебя в роду священники были».

Сейчас, конечно, я горжусь своими предками. Молюсь и прошу у них прощения за то, что мы стеснялись, боялись говорить о них.

Мемориальные доски во дворе мастерской Федора Конюхова в Москве. Фото: Владимир Ештокин, foma.ru

— Как получилось, что вы пошли учиться в семинарию?

— Очень просто получилось. Поступил — и все. Вот как я с детства знал, что буду путешествовать, так же знал и что буду священником. Мне представлялось, что где-нибудь в 50 лет я перестану путешествовать и буду служить на приходе. Ну вот, в 58 лет я принял сан.

— Когда вы были маленьким, ваша мама сказала, что вы будете очень одиноким человеком. Почему?

— Мать своего ребенка всегда видит. По моим повадкам.

— То есть вы в детстве были одиночкой?

— Не то что одиночкой. Я всегда делом занимался — тем, что мне нравится. Я люблю рисовать, у меня есть талант. Плохой, мало, но есть. Это мое. Поэтому я учился живописи. То же самое с путешествиями. Меня же в плавание никто не гонит. Просто мне там нравится, там мой мир. И священником я стал не для того чтобы делать карьеру в Церкви. Я священник, потому что это у меня в крови.

— Вы были в семье «белой вороной»? Не таким, как остальные дети?

— Не-не-не! Я не «белая ворона». Нас две сестры, три брата. Я средний, но всегда был лидером. Я заводил, а остальные меня слушались. И даже когда все выросли и разъехались, если надо было решения какие-то семейные принимать, родители говорили: «Вот Федька приедет. Как он скажет, так и будет».

Федор Конюхов, конец 1980-х

— Считается, что в советское время было очень суровое воспитание. Детей не баловали.

— Почему не баловали? Сколько детей при советской власти курили, пили, в тюрьмы попадали!

— Что вас уберегло от дурной дороги?

— Меня уберегла цель. Я с детства знал, что должен дойти до Северного полюса, продолжить дело Георгия Яковлевича Седова. Дедушка сказал: «Ты должен оправдать азовских рыбаков». Он очень любил Седова, много мне про него рассказывал. Всегда жалел, что не был с ним рядом в последней экспедиции. Дедушка умер, когда мне было восемь лет. Все время, что я его помню, он лежал на лавке парализованный. Летом его выкатывали в сад. Это он меня научил дневники писать. У меня его крестик есть. (Достает из-под рясы.) Он стертый уже. Серебряный.

В школе говорили: «А, Федька Конюхов, он будет путешественником». Так что по многим предметам мне поблажки делали. Но если с математикой было плохо, я ее зубрил, потому что знал, что в мореходку не поступлю. У меня была цель. Когда ты живешь с целью, у тебя есть все.

И в детях надо воспитывать цельность. Романтика должна быть, патриотизм. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах.

— Как вы считаете, чем в первую очередь должны заниматься дети? Спортом?

— Я сам советский, я мастер спорта по многим видам спорта. Но когда говорят, что все должны спортом заниматься, я слушаю и думаю: «Неправильно говорите! Неправильно!» Сколько заслуженных мастеров спорта спилось, в тюрьмы село, особенно в 90-х годах. Почему? Потому что к спорту надо еще духовность иметь. Мы просто учим спорту, а что может спортсмен без духовности? Только морды бить и все. Надо не просто учить, надо в ребенке разобраться. У меня школы путешественников в Миассе и в Тотьме, туда дети поступают после специального отбора. Мы им даем все попробовать: парусом управлять, по скалам лазить, в походы ходить… Господь Бог на каждого человека указал пальцем, каждому дал талант. Но не каждый следует этому таланту. Вот мы в школе путешественников даем всего понемногу. И фотографировать, и рисовать. Не обязательно становиться фотографом или художником, но хотя бы азы знать нужно. Дневники ребята ведут, стихи пишут, на гитаре играют.

У меня дочка закончила художественную и музыкальную школу. А сейчас медсестрой работает. С ней можно и на самые разные выставки ходить, и на концерты. Она слушает и классику, и рок.

— Отцовство - это счастье или бремя?

— Дети - это счастье. Так же, как и внуки. Знаете, я вот сколько мировых рекордов установил, те же картины, книги написал. Но — сегодня рекорд, а завтра его уже побили, сегодня книгами восхищаются, а завтра их уже забыли. А дети, внуки - это вечность, это ни с чем не сравнится.

— Вы путешествовали со своими детьми?

— Конечно. Перегонял яхту через Атлантический океан со старшим сыном, ходил с ним вокруг мыса Горн, ходил через Тихий океан, через Индийский. Через Атлантический океан мы ходили несколько раз. Но я бы не хотел, чтобы мои дети были путешественниками.

— А они?

— Они молодцы. Они говорят: «Мы ж понимаем, что мы никогда не будем такими, как папа». У них своя судьба.

— У них тоже есть цель, как была у вас?

— Есть. Не такая, как у меня. Младший сын хочет военным быть. Сейчас в Суворовское будет поступать. А старший - он как менеджер. Хочет организовывать экспедиции. Он же был президентом Федерации парусного спорта.

— Что вам дали совместные путешествия?

— Ну, они просто стали лучше меня понимать, уверенности стало больше. Когда мы с женой и сыном шли через Атлантический океан, начался шторм. Я понимаю, что ситуация серьезная, а они спокойны. Говорят: «Ну, ты же ходил вокруг света». У них так: если папа встал за штурвал, значит, все будет хорошо. А я-то знаю, что все может случиться, и при мне может случиться.

— Если кого-то из детей обижали в детском саду, в школе, вы заступались?

— Я старался не ходить. С этим жена разбиралась. Если я приходил, меня обычно воспринимали как Конюхова, как путешественника, а не как отца. При таком отношении сложно решать какие-то личные вопросы. Но сыновьям я всегда говорил, что надо уметь постоять за себя.

— Вашим детям сейчас живется тяжелее, чем вам в их возрасте?

— Да нет. Я думаю, что ни мне не было тяжело, ни им. Надо всегда соглашаться с тем, что есть. У нас было одно детство, у них другое. У нас одни были трудности, у них другие. Знаете, никогда на земном шаре не будет рая. Нашим дедам было легко жить? Нет. Нашим родителям – тоже нет. Да никогда не будет легко жить! Все время войны идут. Все время. У меня дед воевал в Первую мировую войну, папа - во Вторую. Дядя воевал в Корее в 1953 году, брат – в Афганистане. Я служил во Вьетнаме. Правда, не воевал, на корабле мотористом служил. Через мой род все время войны проходят.

Священник и путешественник Федор Конюхов. Фото: Максим Коротченко, maxik2k.livejournal.com

— Ваша любимая детская игра?

— В детстве я в «Робинзона Крузо» любил играть.

— А как вы играли?

— У меня остров был на болоте.

— То есть опять в одиночку?

— Нет. Я у меня была команда. Я — капитан.

Федор Конюхов с женой, детьми и внуками. Фото из личного архива

Беседовал Александр Гатилин.

Это интервью – часть , реализуемого интернет-журналом «Батя», Фондом Андрея Первозванного и издательством «Никея». Полную версию интервью вы можете прочесть в