Евангелие от Иоанна. Молитва от пьянства

Когда у человека болеет тело, в это время сильно страдает душа. Алкоголизм сегодня является страшным заболеванием, которое отрицательно сказывается не только на состоянии здоровья человека, но также сильно травмирует его душу. В результате этого пьяница становится зависимым от злых духов, отрицательно влияющих на его здоровье и общее самочувствие. По мнению церкви и верующих людей, раньше алкоголиков называли пленниками зеленого змия, который не дает людям избавиться от алкоголизма и восстановить собственное здоровье. Чтобы очистить и облегчить душу, церковь рекомендует просить помощи у святых, а также читать евангелие.

Евангелие от Иоанна гл 15 от пьянства помогает человеку победить эту страшную болезнь, при этом, не причинив вреда здоровью алкоголика.

Что такое евангелия

Церковь советует проводить лечение запойного состояния при помощи молитв, сопровождать которые разрешено чтением евангелий. Это определенные ритуалы, которые дополняют молитву, а также делают ее более действенной и целебной. Такие священные строки есть практически у каждого святого, к примеру, Иоанна Кронштадтского. Евангелия от Иоанна, особенно ее пятнадцатая глава, помогает быстро побороть зависимость от горячительных напитков, а также улучшить состояние человека.

В настоящее время просить помощи у святых молитвами и евангелиями рекомендуется в церкви, где можно покаяться в своих грехах, ведь только так удается качественно и эффективно провести лечение алкогольной зависимости. Читается евангелия (особенно 15 глава), как алкоголиком, так и его близкими.

Как и псалмы, евангелии допустимо произносить несколько раз в день, а также постоянно держать их «на языке».

Состоит такой ритуал из 27 пунктов, в которых присутствует прошение о помощи, извинение за собственные грехи и злодеяния. Если есть возможность, евангелия (15 глава) заучивается наизусть, тем самым усиливая проводимый ритуал.

Произносить евангелию следует ежедневно – перед этим важно прочитать основную молитву, а после этого ритуала ее повторить.

Чтобы евангелия подействовала и качественно провела лечение алкогольной зависимости, пьющему человеку стоит соблюдать некоторые советы и правила, к которым относится:

  • Читать молитву и данный священный ритуал самостоятельно следует в том случае, если пьяница точно решил проводить лечение спиртной зависимости. Если алкоголик не хочет бороться со своей пагубной привычкой, прибегать к действию этого ритуала не стоит.
  • Если близкий пьяницы решил помочь ему избавиться от зависимости, больному стоит внушить, что его «увлечение» отрицательно сказывается на близких. Также необходимо объяснить, что человек, злоупотребляющий алкоголем, очень низко выглядит в глазах других людей.

  • Произносить евангелию важно спокойным тоном без повышения голоса. Если ее читает сам алкоголик, он должен упомянуть, что больше не боится зеленого змия и готов вести с ним борьбу. Если ритуал произносится близким пьяницы, святому стоит сообщить, что при завершении борьбы с алкоголизмом он обязуется больше не сталкиваться со злыми духами, существенно подрывающими здоровье.
  • Нельзя откладывать чтение молитвы на потом – произносить евангелию допустимо несколько раз в день (особенно важно проводить данный ритуал с утра).
  • При проведении лечения при помощи молитвы и евангелии важно постоянно контролировать себя. Возможно, на борьбу с алкоголизмом уйдут месяцы и даже годы, но зато потом человека ожидает долгое отсутствие срывов. А если вылеченный пьяница будет произносить священную речь ежедневно, алкоголизм его больше не настигнет.
  • При проведении такого ритуала запрещено принимать спиртное, поскольку святые увидят, что человек не собирается вести борьбу с зависимостью. Если же чтение молитвы проводится близким, он должен сказать, что алкоголик старается бороться с зависимостью. При этом пьяницу важно ежедневно просить прекратить прием горячительных напитков – со временем он вдумается в сказанные ему слова и станет более «спокойно» относиться к спиртной продукции.
  • Если пьяница все-таки сорвался, прерывать лечение все равно следует – в таком случае необходимо попросить помощи у святого, и также извиниться за свое непреодолимое желание в распитии горячительных напитков.

Соблюдение всех правил лечения по церковным законам позволит победить алкоголизм, даже если такая «терапия» займет ни один месяц. Ознакомиться с евангелией Иоанна можно в церкви, где Батюшка расскажет о правильном чтении священного ритуала.

(Visited 2 206 times, 3 visits today)

1–27. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: взаимоотношения между Христом и Его учениками, отношение учеников друг к другу и к миру.

В 15-й главе содержится вторая утешительная речь Христа к ученикам, заканчивающаяся в 16-й главе 11-м стихом. Здесь Господь сначала (стихи 1–17) внушает ученикам мысль о необходимости поддерживать постоянное жизненное общение с Христом и между собою. Только при этом условии они могут исполнить свое назначение в мире. Затем (стихи 18–27) Господь призывает учеников к терпеливому перенесению тех гонений, которые воздвигнет на них ненавидящий Христа мир.

Ин.15:1. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.

«Я есмь истинная виноградная лоза». Речь Христа о Себе как о виноградной лозе есть такая же аллегория, как и речь Его о Себе как двери во двор овчий и добром пастыре (Ин. 10:1-10). Подобные аллегории, имеющие своим содержанием идею развития Царства Божия на земле и изображающие это Царство под видом виноградника или виноградной лозы, встречаются и в Ветхом Завете (Ис. 5:1-7; Иер. 2:21; Иез. 15:1-6 и др.). Но очень вероятно, что Христос, предлагая ученикам такую аллегорию о виноградной лозе, имел в виду не только эти ветхозаветные параллели, но и только что закончившуюся Тайную Вечерю, на которой Он пил с учениками Своими вино и под видом вина же преподал им Свою собственную Kровь. Замечательно, что в запричастной молитве, сохранившейся в «Учении 12-ти апостолов» (Didache XII apostolorum: La Didache. Instructions des Apötres, ed. J.P. Audet. Paris, 1958, c. IX, 2), имеется выражение «святая Лоза Давидова» (ἡ ἁγιά ἄμπελος Δαυίδ), относящееся ко Христу.

Почему Христос называет Себя лозой «истинной»? Разве обыкновенные лозы не истинные? 3десь прилагательное «истинный» (ἀληθινός) имеет, несомненно, значение «принадлежащий к вышнему миру, но действующий в этом мире среди людей подобно подчиненной закону органической жизни лозе» (Гольцман). Господь этим хочет сказать, что Его отношение к людям лучше всего («истинная») сравнить с отношением ствола виноградной лозы к ее веткам.

«Отец Мой – виноградарь» (ὁ γεωργός); он насадил истинную виноградную лозу – Христа, послав Его в мир.

Ин.15:2. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

Ветви лозы – Христа – это все верующие или обратившиеся в христианскую веру (Господь здесь взор Свой обращает на далекое будущее). Среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог «очищает», удаляя из них все, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина, – это т.н. водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же. Он очищает, конечно, путем тяжелых испытаний (1 Пет. 1:6-7) их от всего, что мешает им идти по пути духовного самоусовершенствования.

Ин.15:3. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Апостолы уже очищены «через слово» Христово (ср. Ин. 13:8-11), т.е. через учение Христа, которое они принимали с верою (ср. Деян. 15:9). Это дает им силу отражать вредные для их духовного организма влияния грешного мира.

Ин.15:4. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Kак ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

Ин.15:5. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Апостолы должны сохранять такую чистоту и пребывать только во Христе как в истинной благородной лозе. Если они думают, что могут сделать что-нибудь, не получая живительных соков из этой лозы, то они ошибаются: ничего доброго без Христа они не сделают.

Ин.15:6. Kто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

Здесь указано, как обыкновенно виноградари поступают с засохшими ветвями. Так на страшном суде будет поступлено и с отступниками от Христа (ср. Мф. 13:30, 40-41).

Но как согласить с явлением отпадения от Христа, которое здесь представляется возможным, то, что Господь говорил раньше (Ин. 6 и сл.; Ин. 10:28-29) о безопасности, обещанной уверовавшим в Него? То Он утверждает, что Отец хочет, чтобы Сын не потерял никого, то теперь говорит об отпадающих от Него и погибающих. Вопрос этот разрешается легко, если припомнить, что Иоанн считает отпадающих от Христа неистинными Его последователями. «Они вышли от нас, но не были наши», – говорит Иоанн о противниках христианства, бывших христианах (1 Ин. 2:19).

Ин.15:7. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Господь только что говорил о необходимости для апостолов пребывать во Христе. Теперь же Он указывает и на пользу, которую они получат от этого: их молитвы будут услышаны (ср. Ин. 14:13-14). Господь говорит это, конечно, имея в виду, что человек, пребывающий в Нем, будет молиться о том, чего желает для людей и Христос.

Ин.15:8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Чтобы побудить учеников к совершению добрых дел («плода»), Христос говорит им, что они прославят чрез то Отца Его и станут в полном смысле учениками Христа. Очевидно, Христос знает, что ученикам этот мотив представляется весьма сильным, что им хочется прославить Бога и быть не по имени, а на деле учениками Христа.

Ин.15:9. Kак возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

Ин.15:10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

Kак Отец любит Христа за то, что Он исполняет Его волю, так и ученики могут сохранить за собой любовь Христа, исполняя Его волю, выраженную в Его заповедях.

Ин.15:11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

Все, что говорил выше Христос (стихи 1–10), сказано с той целью, чтобы апостолы могли усвоить себе «радость Христову» – ту радость, которую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час. Эта радость, конечно, проистекает оттого, что Он сознает Свое единство с Богом. И апостолы будут иметь «совершенную» или полную радость, когда пребудут в общении с Христом.

Ин.15:12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Ин.15:13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Общение любви апостолы должны поддерживать и между собою. Они должны любить друг друга, как Христос возлюбил их (см. комментарии к Ин. 13:34), и самопожертвование за братьев считать высшим проявлением этой любви (ср. Ин. 10:11). Господь пока говорит здесь только о самопожертвовании для друзей, а не для всех людей (какое Он проявил Сам; ср. Рим. 5:6, 8, 10). Это ограничение объема самопожертвования объясняется тем, что Господь жалел Своих смущенных предстоящей с Ним разлукой учеников и не хотел предъявлять в то время к ним требования, для них слишком тяжелые. Со временем ученики и сами, под действием Святого Духа, поймут всю силу ранее предложенной им от Христа заповеди о любви и к врагам (Мф. 5:44).

Ин.15:14. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Ин.15:15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Ин.15:16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Ин.15:17. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Чтобы побудить учеников к исполнению Его заповедей, Христос говорит, что исполняя эти заповеди, апостолы не будут подобны рабам, которым их господин отдает разные приказания, а, напротив, они покажут себя «друзьями» Христа. Есть большое различие в том, с каким чувством исполняется порученное нам дело. Можно смотреть на него только как обязанность и потому исполнять без увлечения, а можно делать его из любви к тому, кто поручил нам это дело. Понятно, что в последнем случае это дело будет сделано гораздо лучше, чем в первом. Ученики и должны исполнять заповеди Христа как друзья Его.

«Я уже не называю вас рабами». Господь называл так учеников прежде (Ин. 13:16), но Он называет их и ниже таким же именем (стих 20), как же Он говорит, что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение «называть» нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам: Он вводит их в понимание всего плана божественного домостроительства, тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов, заставляя их без всяких рассуждений исполнять свои приказания.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Здесь – еще мотив к тому, чтобы ученики всегда исполняли заповеди Христа, всегда служили Ему. Тогда как у евреев было в обычае, чтобы желающие учиться Закону Моисееву сами избирали себе учителей-раввинов, апостолы стали учениками Христа только тогда, когда Он Сам избрал и призвал их к Себе. Но они заключили с Ним союз дружбы, и не в их воле поэтому расторгнуть этот союз (Вейс).

«И поставил вас». Здесь указывается на особое иерархическое положение апостолов в Церкви (ср. Деян. 20:28; 1 Кор. 12:28).

«Дабы вы шли» – шли как Мои апостолы (ср. Мф. 28:19) и «приносили плод», т.е. распространяли Евангелие и прочно утверждали его на земле («чтобы плод ваш пребывал»).

Это – первая цель избрания апостолов. Другая цель указана в словах: «дабы чего ни попросите...» Господь, избирая учеников, хотел сделать много полезного и им самим, хотел, чтобы молитвы их были исполняемы Богом.

Ин.15:18. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Ин.15:19. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

Ин.15:20. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.:

Ин.15:21. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

Переходя теперь к речи о той ненависти, с которою будут в мире встречены апостолы-избранники Христа, идущие исполнять Его повеления, Господь утешает их, прежде всего, тем, что в этом случае апостолы будут испытывать со стороны мира ненависть, с какою еще раньше мир относился ко Христу. Во-вторых (ст. 19), эта ненависть совершенно естественна, а все естественное, обыкновенное не должно пугать человека. Напротив, этой ненависти апостолы должны еще быть благодарны, потому что существование ее ясно свидетельствует о том, что они стоят на правильном пути, что они не заражены грехами мира: ненависть к Церкви представляет собою, так сказать, ручательство в том, что Церковь стоит на высоте своей задачи, которую Ей поставил Её Основатель. (Мир у Иоанна везде мыслится как стоящий под властью греха ср. Ин. 14:30).

Мысль эту Господь повторяет (ст. 20 и 21), употребляя при этом те же выражения, в каких Он говорил о судьбе учеников, когда отправлял их в первый раз на проповедь Евангелия (см. Мф. 10:22-25:28).

«Не знают Пославшего Меня». Здесь указана причина ненависти мира к проповедникам Евангелия, требующим от людей веры во Христа (за имя Мое). Эта причина указывалась и раньше (Ин. 8:19).

Ин.15:22. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

Ин.15:23. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.

Ин.15:24. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

Ин.15:25. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

Так как мир мог в свое оправдание выставить неведение, о котором говорит здесь Христос, то Христос разъясняет, что такое самооправдание совершенно неосновательно. Самое это неведение является несомненным грехом после того, как Христос учил иудеев и совершал перед их глазами Свои великие дела или чудеса. Нет, если они не воспользовались этими средствами к приобретению истинного познания о Боге, Пославшем Христа, то ясно, что они питают в своем сердце ненависть не только ко Христу, но и к Богу.

«Но да сбудется слово». Ученикам такое неверие мира могло казаться чем-то неожиданным для Самого их Учителя. Поэтому Господь указывает в этом неверии, в этой ненависти к Нему со стороны мира на исполнение ветхозаветного пророчества. Ближе всего Господь, по-видимому, говорит здесь о словах Давида, содержащихся в Пс. 68:5. Здесь Давид изображает обрушившиеся на него гонения со стороны врагов, но Господь усматривает в Давиде Свой прообраз и в отношении к Давиду его врагов – предуказание на те отношения, в которые станет мир к истинному Царю Израилеву, потомку Давида по плоти (68-й псалом поэтому принято называть мессиански-прообразовательным). Такие же мысли находятся в Пс. 34:19, 118:161.

Псалмы названы здесь «законом» в общем смысле, так как вообще всё Священное Писание считалось у евреев руководственным началом в жизни. Называя закон «их», т.е. еврейским законом, Господь этим не хочет отвергнуть обязательность закона и для Своих последователей, а указывает только на то, что иудеи слишком часто ссылаются на закон как на свое священное достояние. Вот эта-то их опора и говорит теперь против них, обличая их в несправедливом отношении ко Христу.

Ин.15:26. Kогда же приидет Утешитель, Kоторого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Kоторый от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

Ин.15:27. а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Об этой виновности мира, возненавидевшего Христа, будет свидетельствовать Дух-Утешитель и сами апостолы, которые могут припомнить миру многие факты из деятельности Христа, так как апостолы были с Христом с самого начала Его служения.

«От Отца исходит». Здесь содержится учение о вечном исхождении Святого Духа от Отца. Это видно из того,

1) что здесь об исхождении говорится как о чем-то настоящем и постоянном (глагол ἐκπορεύεσθαι стоит в настоящем времени), между тем как о временном послании Духа в мир Христос говорит как о чем-то будущем (пошлю, ср. Ин. 14:16, 26);

2) если понимать выражение «исходить» в смысле будущего – «изойдет», то это выражение будет совершенно лишним повторением первых слов 26-го стиха «приидет» и «пошлю».

Западные толкователи (Лютард, Генгстенберг, Гольцман и др.) все-таки настаивают на том, что здесь речь идет только о «временном» послании Духа Отцом, так как, – говорит Гольцман, – точкой, на которую устремляется или нисходит Дух, является земля. Но, скорее всего, можно сказать, что здесь об исхождении Духа говорится безотносительно, слово «исходит» прибавлено для того, чтобы обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе Христос во избежание всяких недоразумений мог бы сказать если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: «Мы, т.е. Я и Отец, пошлем Духа». Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое и пришествие Отца в выражении «Мы придем к нему...» (Ин. 14:23).

«А также и вы...». Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает со свидетельством действовавшего с них Святого Духа, то здесь, раз их свидетельство выделяется, нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т.е. на передачу ими истории жизни Христа, причем более всего имела значение их сила воспоминания.

История жизни Иисуса Христа на земле, записанная его любимым учеником Иоанном, считается самой популярной в Новом Завете. Именно Евангелие от Иоанна рекомендуют читать людям, которые только пришли в церковь и стремятся узнать больше о Боге. Именно в этом Евангелии содержится больше всего прямой речи Иисуса, и сам Христос представлен как Учитель и Пастырь. Глава 15 состоит только из слов Господа Иисуса, обращенных к 12 апостолам и всем христианам в их лице.

О чем 15 глава Евангелия от Иоанна

Глава 15 содержит только слова Христа, которые Он сказал на пасхальном вечере. Перед этим произошло омовение ног учеников, разговор с Петром, объяснение, что значит быть слугой всем. Иисус уже разделил со своими учениками хлеб и вино, показав пример причастия и объяснив значение единства всей Церкви, а также рассказал, что один из сидящих за столом предаст Его.

Иоанн на вечери возлежал на груди у Учителя, т. е. был максимально близко к Нему и поэтому смог услышать и записать всю речь Христа. которая раскрывает понятие взаимоотношения с ближним и предсказывает будущие гонения на Церковь.

На заметку! По сути, главы 14 −17 являются прощальными словами Господа, которого уже через сутки распнут.

Условно эту главу можно поделить на две части:

  • первая говорит об отношении Иисуса и учеников (не только 12 апостолов, но всех христиан);
  • вторая рассказывает об отношении мира ко всем Его последователям.

Христос показывает вначале взаимосвязь людей с Богом через Себя, после объясняет, какими должны быть взаимоотношения людей, предсказывает гонения от мира и завершает обещанием прислать Помощника - Святого Духа для преодоления всяких трудностей.

Толкование

Комментарии из Женевской библии, а также толкование отцов церкви позволит понять суть сказанного Христом. Для лучшего понимания данного текста необходимо разобрать его по частям:

  • Начинает свою речь (ст.1-6) Христос с метафоричного объяснения взаимоотношений Его и Отца - Христос выступает Лозой, а Господь - виноградарем. Иисус часто использует простые примеры и аналогии, которые понятны бывшим рыбакам, поэтому сравнение с виноградной лозой, которая символизирует единство и плодородие, вполне понятно.

Ветви лозы – Христа – это все верующие или обратившиеся в христианскую веру

  • Далее Иисус говорит, что ветки, которые не приносят плода Виноградарь срезает и сжигает, при этом указывая, что изначально все ветви являются частью корня. Таким образом, Он говорит о присоединении каждого верующего к Господу через Свою Смерть и обязанности христиан вести плодовитую жизнь, т. е. не просто называть себя христианином, но вести достойную жизнь. Слова про срезание и сжигание ветвей звучат довольно резко, но тот, кто знает виноградное дело понимает, что присутствие веток без гроздей ослабляет всю лозу и забирает плодородность у нее и веток с виноградом. Это необходимость - очищать лозу, удаляя бесполезные ее части.
  • Говоря в 3 стихе об очищении, Иисус тем самым объясняет, что ученики, прослушав Его слово и приняв его, уже стали частью лозы и теперь дело за ними, будут ли они плодородны в Теле Церкви. Стоит понимать, что обращение Учителя актуально для всех Его последователей, т. е. для всех христиан.
  • В 7-8 стихе изложена важная мысль, что пребывание христианина в близких отношениях с Господом является залогом плодородной жизни. При этом, «пребудете во Мне» подразумевает не только принятие заповедей, но и воссоединение в делах, т. е. христианин должен делать угодные Богу вещи. И именно через поступки человека виден Бог в его сердце.
  • Стихи 9 - 10 описывают иерархию взаимоотношений: Бог возлюбил Иисуса, Иисус возлюбил учеников, таким образом верующие находятся в любви Отца и Христа одновременно. При этом Пастырь призывает «пребудьте в любви Моей», т. е. это осознанное решение человека, его выбор. И тут же Пастырь поясняет, что значит быть в любви - это соблюдать заповеди, Христос соблюдает Божьи законы, а христиане должны соблюдать заповеди Иисуса.
  • В стихах 11-13 звучит самая важная заповедь, которую надо соблюдать - любить ближнего как самого себя. Это важнейший закон, который надо исполнять - стараться любить ближнего так, как любит Его Христос. При этом Он объясняет насколько надо сильно любить ближнего - быть готовым отдать за него свою жизнь. И этот пример Учитель приводит специально, ведь уже через несколько часов Он отдаст Свою жизнь за весь мир.
  • Стихи 14 - 17 раскрывают отношение Христа к ученикам и последователям - они не рабы для Него, но друзья, за которых Он отдает жизнь. Говоря о любви постоянно, Христос показывает, что это важнее всего - любить безусловно, несмотря ни на что. При этом достаточно точно показывается, что это позиция и отношение перенято Сыном от Отца.
  • С 18 стиха Пастырь начинает говорить о преследованиях, которые обязательно будут настигать церковь, но при этом подчеркивает, что Он тоже это испытает и это будет поддержкой всем страдающим. Чуть ниже Спаситель объясняет, почему так обязательно будет - люди ненавидят все отличное, другое, более чистое, поэтому, когда человек становится частью церкви, люди в миру начинают насмехаться и ненавидеть его. Иисус предлагает воспринимать это как благословение, поскольку если мир ненавидит человека, значит он максимально приближен к Господу.

В 15 главе Евангелия от Иоанна Иисус подчеркивает темы единства, послушания и любви

  • Спаситель вновь приводит пример иерархии, говоря, что люди не знают Отца, а поэтому ненавидят и Сына, и его последователей. Он вновь поощряет учеников, говоря, что Сам прошел через ненависть (и тут есть предсказание будущего распятия), а потому знает их боль и страх Сам.
  • В 26-27 стихах Спаситель дает обещание послать Помощника людям в лице Духа Святого и исполнение этого обещания можно увидеть в первых главах книги Деяния апостолов. Дух Святой помогает человеку преодолевать все трудности и испытания, и Он послан христианам от Отца и Сына.

Глава 15 имеет огромное значение как для каждого христианина в отдельности, так и для Церкви в целом. Она раскрывает иерархию отношений в Царстве Божьем и показывает, что есть на самом деле важным - любить Господа и ближнего, а также приносить плод посредством изменения себя и своей жизни, и совершения богоугодных поступков.

. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.

Что же таинственного Он преподает им? «Я , – говорит, – есмь лоза , то есть корень, а вы – ветви, а Отец Мой – виноградарь ». О ком же заботится Отец? Ужели о корне? Нет, а о ветвях.

. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

Ибо, говорит, «всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» , то есть всякий человек, который через веру стал частью корня, соединился с Господом и соделался стелесником Ему, должен и плод приносить, то есть вести жизнь добродетельную, так что если кто-нибудь имеет только голословное исповедание веры, а не приносит плода через соблюдение заповедей, тот делается ветвию мертвою; ибо «вера, если не имеет дел, мертва» ().

Итак, всякий верующий дотоле находится во Христе, доколе верует. «Ибо, – говорит, – всякую ветвь, которая во Мне, если она не приносит плода, Отец "отсекает" , то есть лишает общения с Сыном, «а приносящую плод очищает» . Отсюда мы узнаем, что и очень добродетельный человек все-таки нуждается в попечении Божием. Ибо бесплодная ветвь не может оставаться на лозе, а плодоносную Отец делает еще более плодородною.

Понимай эти слова и о бедствиях учеников. Так как бедствия похожи на то, что садоводы называют подрезыванием, то Господь показывает ученикам, что через бедствия они сделаются более плодоносными, подобно как и ветви через подрезывание. Ибо через искушения они оказывались более и более сильными.

. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Потом, чтобы не просили: «О ком Ты говоришь это?», Он говорит: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» . Смотри, выше сказал, что Отец очищает, а теперь представляет Самого Себя заботящимся о ветвях. Итак, у Отца и Сына одно действие. «Я, – говорит, – очистил вас через Свое учение: теперь уже нужно, чтобы и вы показали на деле, что следует с вашей стороны». Поэтому и присовокупляет:

. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

«Я, – говорит, – очистил вас через Свое слово и учение, и с Моей стороны не осталось ничего неисполненным. Теперь должно начаться уже ваше дело».

«Пребудьте во Мне» . Чтобы они из страха не отделились от Него, Он укрепляет ослабевшую душу их, прилепляет к Самому Себе и уже подает добрую надежду: «Чего ни попросите, то получите, если пребудете во Мне " ().

. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Примером ветви ясно представляет нам, что от Него подаются сила и жизнь тем, кои благоугождают Ему. Ибо как плод приносит та ветвь, которая пребывает на лозе и от нее получает содействие к жизни, так и вы, если пребудете во Мне через соблюдение заповедей, принесете больше плода.

. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

А кто не пребывает, тот "засохнет" , то есть теряет то, что имел от корня, и если получал какую-нибудь духовную благодать, лишается ее и сообщаемой от нее помощи и жизни. И что же наконец? «Бросают в огонь, и они сгорают» . Сими же словами подает им и немалое утешение, показывая, что злоумышляющие против Него, например Иуда, будут сожжены, а они, пребывающие в Нем, принесут плод. Ибо без силы и оживления, кои подаются от Него, не смогут ничего сделать.

. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Здесь Господь объясняет нам, что значат слова «если пребудете во Мне» . Именно: если соблюдете Мои заповеди. Ибо слова «если слова Мои в вас пребудут» означают, что Он желает соединения с ними через дела. Ибо каждый из живущих богоугодно пребывает на Лозе по собственному желанию, соединяясь с Нею через любовь и соблюдение заповедей и прилепляясь духом; равно как, напротив, тот, кто перестает соблюдать заповеди, произвольно отчуждается от Господа.

. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

"Тем , – говорит, – прославится Отец Мой, если вы принесете много плода» . Славу Бога и Отца составляет достоинство учеников Сына Его. Ибо, когда светил пред человеками свет апостолов, тогда прославляли и Отца Небесного (). Плод апостолов суть и те народы, которые их учением приведены к вере и стали прославлять Бога. Если же Отец прославляется тем, когда вы приносите плод, то Он, без сомнения, не будет пренебрегать Своею славою, но поможет вам приносить больше плода, чтобы и Ему больше прославиться. Отец Мой прославится тем, когда вы принесете много плода «и будете Моими учениками» . Видишь ли, кто приносит плод, тот истинный ученик. И Отец от этого «прославляется», то есть радуется и считает это Своею славою.

. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

Убеждает их не бояться и для сего говорит: «Я возлюбил вас и возлюбил так, как Меня возлюбил Отец» . Сказал же это человекообразно. Итак, «пребудьте в любви Моей» – ибо это от вас зависит. Услышав же, что Я возлюбил вас, вы не будьте беспечны, но старайтесь пребыть в любви Моей.

. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей,

Потом объясняет, как они могут пребыть в этой любви, именно: если соблюдут заповеди Его. Ибо, как много раз было говорено, любит Его тот, кто соблюдает заповеди Его. Всем этим Он показывает, что они будут в безопасности тогда, когда будут вести чистую жизнь.

как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

И это говорит по снисхождению к немощи слушателей. Ибо весьма нелепо думать, будто бы Дающий законы для всех подлежал заповедям и без заповедей Отца не мог управить Свою жизнь. Говорит же это для того, чтобы их более утешить. Он сказал им: «Я люблю вас». Между тем они впоследствии должны бороться со скорбями. Чтобы в этом случае они не соблазнились, будто бы любовь Его ни к чему не служит им, Он говорит: «Не смущайтесь. Ибо вот, Отец любит Меня, однако же, предает на страдания за мир. И как оттого, что Я стражду, любовь Отца не уменьшается, так и Моя любовь к вам не уменьшится, хотя вы и подвергнетесь бедствиям».

. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

«Я, – говорит, – сказал вам это для того, чтобы не пресечь вашей радости». Ибо они радовались, когда были с Ним, когда Он творил чудеса и был прославляем. Радовались они и потому, что сами изгоняли бесов, как и Сам Он говорил: «Не радуйтесь , что изгоняете бесов» (). Но как теперь наступили страдания, и печальные речи прерывали их радость, то Он говорит: «Я эти утешительные слова сказал вам для того, чтобы радость ваша всегда и до конца пребывала непрерывною, была полною и совершенною. И настоящие события достойны не печали, а радости, хотя и предстоит крест, стыд и бесчестие».

. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Выше Он сказал: «Вы тогда пребудете во Мне, когда соблюдете заповеди Мои ». Теперь показывает, какие заповеди они должны соблюдать, и выставляет им на вид любовь: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» . Он желает, чтобы мы любили друг друга не просто и как случилось, но так, как Он возлюбил нас.

Примечай, что Он выше сказал во множественном числе "заповеди" , а здесь говорит в единственном числе «сия есть заповедь Моя» . По моему мнению, любовь называется заповедями и заповедью потому, что она обнимает все заповеди и есть глава их. Вместе с этим указывает нам путь, как нам соблюдать заповеди, именно: через соблюдение одной заповеди – заповеди о любви. Как же говорит: «Любите друг друга и вы так же, как Я возлюбил вас », то сим указывает меру и совершенство любви.

. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Ибо «нет больше сей любви, как если кто душу свою положит за друзей» . Посему и вы полагайте души друг за друга, как и Я умираю за вас. Итак, не думайте, что Я ныне удаляюсь от вас по нерасположению к вам, напротив, это делается по любви, и притом совершеннейшей.

. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Постоянно вставляет речь о любви и этими многими речами показывает нам то, что заповедь о любви важнее прочих и требует большого усердия. Представляет и величайшее доказательство любви Своей. «Я, – говорит, – люблю вас настолько, что открыл вам неизреченные тайны. Ибо Я сообщил вам все, что слышал от Отца Моего».

Как же в другом месте () говорит: «Многое имею Я сказать вам; но вы теперь не можете вместить»? Он сообщил им все то, что можно было им выслушать и что они могли теперь понять. Когда же говорит «все, что слышал от Отца Моего» , то не подумай, будто Он нуждается в научении, а показывает то, что Он не возвещает ничего постороннего, но то, что принадлежит Отцу, и что все слова Его суть слова Отца.

. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,

Сказав, что доказательством любви Моей к вам служит сообщение вам тайн, прибавляет и другой признак любви. "Я , – говорит, – вас избрал» , то есть не вы пристали к Моей дружбе, но Я к вам, и Я первый возлюбил вас. Как же Я оставлю вас на последующее время?

«И поставил вас» , то есть Я насадил вас, «чтобы вы шли» , то есть, чтобы вы росли, умножались, расширялись, распространялись и приносили плод. Здесь Он ясно выставляет Сам Себя делателем. Он и выше объявил Себя очистителем, когда сказал: «Вы очищены через слово, которое Я проповедал вам» (), а теперь еще яснее, когда сказал: «Я избрал вас и поставил вас» . Ибо известно, что делатель выбирает и полагает ветви в землю.

Видишь ли равенство Отца и Сына? Выше называется делателем Отец, а здесь является делателем – Сын. Постыдись, Арий, с теми, которые вместе с тобою поработились нечестию.

дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Вот и еще признак любви. «Дабы, чего ни попросите от Отца, Он дал вам» , то есть Я дам вам. Хотя по связи следовало бы сказать «чего ни попросите у Отца, даст вам», а Он сказал «Я дам вам»; сказал так, без сомнения, по равенству силы. Ибо Отец, когда дает, дает Своею десницею, а десница Его – Сын.

Примечай, прошу тебя, и то, что когда мы, быв насаждены, приносим плод, тогда и даст нам, чего ни попросим; если же не приносим плода, то не получим. Ибо кто не приносит плода, тот и не просит полезного и спасительного для души, но непременно просит мирского и бесполезного, а потому и не получает. Ибо сказано: «Просите, но не получаете, потому что не на добро просите» ().

. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

Чтобы апостолы не подумали, будто Господь в укор им говорит, что Он полагает за них душу Свою и что Он избрал их, посему говорит: «Я заповедываю вам это ни в укоризну вам, ни в похвалу Себе как бы за какое достоинство, но чтобы души ваши более утвердить в любви друг другу; для этого Я исчисляю совершенства любви Моей к вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга» .

. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

Так как терпеть гонение и ненависть – дело тяжелое и очень прискорбное, то в утешение их говорит: «Если ненавидят вас, это нисколько не ново, ибо Меня возненавидели прежде вас. Посему вы должны находить великое утешение и в том, что становитесь общниками Моими в перенесении ненависти».

. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

За сим присовокупляет и другой способ утешения, более обязательный. «Вам, – говорит, – напротив, нужно было бы скорбеть в том случае, если бы мир, то есть злые люди, любил вас. Ибо, если бы они любили вас, это было бы знаком того, что и сами вы имеете с ними общение в той же злобе и лукавстве. А теперь, когда злые ненавидят вас, вы радуйтесь. Ибо они ненавидят вас за добродетель; иначе, если бы вы не были добродетельны, мир любил бы свое. Но как Я отлучил вас от злобы мирской, то мир и ненавидит вас за то, что не участвуете в делах его».

. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

Что сказал выше, а именно, что Меня возненавидели прежде, нежели вас, то теперь излагает пространнее, подавая им большее утешение. «Вспомните, – говорит, – Мое слово о том, что раб не больше господина своего . А вы не больше Меня. Смотри же, как поступали со Мною. Если гнали Меня – Владыку, то тем более будут гнать вас – рабов. Если не гнали Меня, а соблюдали слово Мое, то и ваше будут соблюдать ".

. Но все то сделают вам за имя Мое,

Но этого нет. Ни Моего слова, ни вашего не будут соблюдать. Но все то сделают над вами за Меня. Посему, если вы любите Меня, переносите, что испытываете за Меня, Которого, по словам вашим, вы любите.

потому что не знают Пославшего Меня.

Вот и еще причина к утешению. Они, обижая вас, оскорбляют вместе и Того, Кто послал Меня. Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне, и Отцу Моему, должно служить к вашему утешению.

. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

Ужели справедливо они делают это? Ненавидят и Меня, и Отца Моего, и вас? Ужели в словах или делах Моих нашли они повод к такому поведению? Нет, их непростителен. Ибо не Я ли пришел и учил? Если бы Я не приходил, если бы не говорил, они могли сказать «мы не слыхали». А теперь злоба их неизвинительна.

. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

Потом, так как они везде ссылались не на иное что, как на то, что вступаются за Отца (ибо говорят: «Этот человек не от Бога» , и тому подобное ()); посему прибавляет: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» . Таким образом, и это нимало не служит к оправданию их.

. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

Я же не только учение преподавал, но и дела творил, каких никто другой не делал, например, чудо над слепым, над Лазарем и прочие подобные. Какое же у них оправдание? Я со Своей стороны преподавал учение на словах и присовокупил доказательство от дел. И Моисей () заповедует слушаться того, кто чудеса творит и учит благочестию. А они теперь и видели такие дела, и однако возненавидели и Меня, и Отца Моего.

. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

Потом ссылается на свидетельство пророка: «Возненавидели Меня напрасно» (). Ненависть их родилась от одной только злобы, а не от иной причины. Законом, как мы часто говорили, называет не только Закон Моисеев, но и Книги пророков, как и здесь назвал Законом Книгу Давида. Давид Духом Святым вперед возвещал, что будет делать злоба их; а они, без сомнения, по злобе исполнили предсказанное пророком, и тем подтвердили истину пророчества.

. Когда же приидет Утешитель,

Господь сказал ученикам: «Вас будут гнать, слова вашего не будут соблюдать». Они могли сказать: «Господи, зачем же, наконец, Ты посылаешь нас? Как нам будут верить? Кто будет внимать нам? Кто послушает нас?» Дабы не сказали этого, Господь прибавляет: «Когда приидет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне» . Он – свидетель достоверный. Посему обличаемые от Духа в том, что они грешат безответно, будут принимать вашу проповедь .

Которого Я пошлю вам от Отца,

Слова «Которого Я пошлю» , показывают равенство Его с Отцом. Ибо в ином месте сказал, что Отец пошлет Духа (), а здесь говорит, что Он Сам пошлет Его. Сим показывает не что иное, как равенство. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил "от Отца" . Пошлю Его Сам, но "от Отца" , то есть по благоволению Отца, и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из Собственных недр, но от Отца Он подается через Меня.

Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

Когда слышишь, что "исходит" , под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа. Если мы будем понимать исхождение не так, но как совне бывающее посольство, то не видно будет, о каком Он Духе говорит. Ибо бесчисленны духи, «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (). Но здесь исхождение есть какое-то особенное и отличное свойство, принадлежащее собственно одному Духу. Итак, под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца.

. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

И сначала бывшие со Мною, также будете свидетельствовать, что Я и словами, и делами сделал их безответными. Итак, не смущайтесь. Проповедь не будет без свидетельства; но Дух будет свидетельствовать знамениями и чудесами, и свидетельство Его будет достоверно. Ибо Он – Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает все в точности, ибо Он от Того, от Кого всякое познание.

Сей-то Дух будет свидетельствовать о проповеди . А также и вы будете свидетельствовать, потому что не от других слышали, но сами с самого начала находитесь со Мною. А свидетельство тех, которые сначала были с Ним, немаловажно. Сами апостолы впоследствии говорили пред лицом народа: «Свидетели Его воскресения – мы, которые с Ним ели и пили » ().

Итак, свидетельство с двух сторон: и от вас, и от Духа. О вас могут подумать, что вы свидетельствуете в угоду Мне; но Дух никак не будет свидетельствовать из угодливости.