Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты. Соотношение дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов. Международное право Консульские привилегии и иммунитеты кратко

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:

  1. консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством , дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами;
  2. помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска , реквизиции, ареста и исполнительных действий;
  3. представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов , сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания;
  4. архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения;
  5. официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию .

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами:

  1. по общему правилу консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда . При этом понятие тяжкое преступление определяется по законодательству страны пребывания. Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы ;
  2. консульские сотрудники не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения;
  3. частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;
  4. консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

    а) исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
    б) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
    в) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказопо-лучателя наследства;
    г) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенные нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.

Право поддержки гражданина представляемого государства консульским должностным лицом может осуществляться только в соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.2 ст. 36)

Административно-технического и обслуживающего персонала.

Штатных должностных лиц;

Учреждений;

Консульские привилегии и иммунитеты

Характер консульской деятельности делает необходимым существование правовых гарантий беспрепятственного и независимого её осуществления. Дипломаты ещё с Венского конгресса (1815 г.) пользовались практически одинаковыми иммунитетами. Что же касается консулов, то, как правило , они определялись соглашениями на двусторонней основе. . Постепенно, особенно со времени принятия Венской конвенции 1963 года привилегии и иммунитеты штатных консулов были закреплены и в международном плане. Венская конвенция расширила иммунитеты и привилегии штатных консулов.

Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам, иммунитет от юрисдикции, определяет: "Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций" (п. 1 ст. 43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный (служебный характер) .

Различают консульские привилегии и иммунитеты 4-х видов:

4) почётного (нештатного) консула

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений .

Консульское учреждение – постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства, в силу соответствующего международного соглашения. Оно, в отличии от посольства, имеет лишь специальную компетенцию и действует только в пределах консульского округа, определяемого путём согласования между государствами.

Консульские помещения неприкосновенны.

На универсальном уровне данный вид привилегий закреплён лишь частично ,т.к. Венская конвенция (1963 г.) распостраняет неприкосновенность только на консульские помещения, в состав которых не включены ни частные помещения консульских должностных лиц, ни даже частная резиденция главы консульского учреждения.

Но большинство конвенций , так или иначе, регулируют этот вопрос. В частности:

· иммунитет неприкосновенности распостраняется на жилые помещения всех консульских должностных лиц , как это отражено в консульских конвенциях России с Польшей,Великобританией, Японией и другими странами.

· статусом неприкосновенности наделяются жилые помещения,но

только главы консульских учреждений (Швеция; Норвегия).



Можно выделить несколько положений Венской конвенции 1963 г.:

а) только с согласия главы консульского учреждения или главы посольства

власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения.

Венская конвенция 1963 г. (ст.31) всё же допускает некоторые исключения

из принципа неприкосновенности помещений , предусматривая, во-первых ,

что, в случае стихийного бедствия, в том числе пожара, требующих

безотлагательных мер, согласие на вхождение в помещение консульства

предполагается, во-вторых , возможность отчуждения, в случае

необходимости, консульских помещений для целей обороны или

общественных нужд, с безотлагательной выплатой компенсации.

б) государство пребывания обязано принимать все меры для защиты

консульских помещений от любых вмешательств.

в) консульские помещения, имущество, а также средства передвижения не

могут быть реквизированы в целях обороны или для общественных нужд.

г) консулы имеют право вывешивать консульский щит и флаг назначившего его

государства.

д) консульские помещения и резиденция штатного главы консульского

учреждения освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за

исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды

обслуживания.

е) консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и

независимо от их места нахождения.

В Венской конвенции 1963 года ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения.

Конвенция (1963 г.) регулирует вопросы приобретения жилых помещений для консульских должностных лиц. В частности, государство пребывания должно либо оказывать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать помощь последнему в получении помещений иным путём. Представляемое государство имеет право от своего имени или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование, арендовать или вступать во владение в любой другой форме:

а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного места жительства в этом государстве;

б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых помещений.

Допускается и целый ряд изьятий из иммунитетов : Иммунитеты не распостраняются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключённого работником консульского учреждения договора, по которому он не выступал, прямо или косвенно, в качестве представителя аккредитующего государства;

2) возбуждённые в связи с ущербом, нанесённым каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работников консульского учреждения в стране пребывания;

3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве наследника или отказ получателя, исполнителя завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбуждённые самим консульским должностным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска, непосредственно связанного с основным иском);

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года закрепляет положение о том, что государство пребывания в случае какого-либо посягательства на помещения постоянного представительства или постоянной миссии наблюдателей при международной организации обязано принимать все надлежащие меры к возбуждению преследования и наказанию виновных лиц. Вместе с тем в этой конвенции ничего не говорится о неприкосновенности официальных помещений делегаций государств в органах и на конференциях международных организаций, хотя положения о неприкосновенности частных жилых помещений, бумаг, корреспонденции и имущества членов делегации содержатся.

Привилегии и иммунитеты штатных должностных лиц

Пункт 1 ст. 1 Венской конвенции 1963 г. гласит: "Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций". К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, консульский стажер и в некоторых зарубежных странах- проконсул.

Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются личными иммунитетами и привилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г.(ст.40-57) и в двусторонних консульских конвенциях:

· Консульское должностное лицо подлежит аресту, предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В случае, если это действие всё-таки произошло, государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения.

· иммунитет от юрисдикции страны пребывания

В п.1 ст. 41 Венской конвенции 1963 г. говорится: "Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений ". Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело, местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреждения (ст. 42). У них есть право вызвать консула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций (ст. 41, п. 3).

· свобода передвижения

Этот вопрос трактуется не всегда однозначно . Ряд договоров разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны пребывания , за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности. Некоторые соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности.

Есть договоры, в которых вообщене отражена проблема свободы передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст.34), в которой сказано: “Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижения и путешествий по его территории”.

· свидетельские показания

На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в качестве свидетеля. Этот вопрос регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.:

Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Вместе с тем, если консульское должностное лицо всё же отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению лицом своих функций. Эта же статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать свидетельские показания в любом месте и в любой форме в органах внутренних дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

· свобода сношений

В целях облегчения выполнения консульских функций консульские должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого государства.

В том случае, если в пределах консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства является арестованным, заключённым в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу консульского учреждения.(п.1 ст. 36), если гражданин этого потребует.

Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан для беседы с ним, имеет право переписки с ним и могут принимать меры к обеспечению ему юридического представительства (п.1 ст. 36) . Но если гражданин возражает против этого, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.

Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако, если компетентные органы государства пребывания имеют серьёзные основания полагать, что в вализе содержатся предметы, запрещённые для ввоза и содержат не только официальную корреспонденцию, предназначенную исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том же случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.

Консульский курьер , за исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, не может быть гражданином государства пребывания. Если же это лицо не является и гражданином государства представляемого государства, то оно может быть курьером только с разрешения государства пребывания.

Статья 38 Конвенции 1963 года говорит о праве главы консульского учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа при выполнении своих функций. Эта же статья говорит о том, что в компетентные центральные органы страны пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той степени, в которой это допускается законами, правилами или соответствующими международными договорами. В том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет право обратиться к правительству страны пребывания, но толькочерез дипломатическое представительство своего государства .

Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолёта. При этом он снабжается официальным документом представляемого государства.

· льготы по досмотру на таможне

В п.1-3 ст.50 Конвенции 1963 г.говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульским должностным лицом, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных пошлин освобождаются также члены семьи консульского должностного лица, проживающие вместе с ним.

Если в отношении таможенных пошлин более или менее определён круг предметов, в отношении которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного багажа на таможне существуют разные мнения. Консульская Конвенция 1963 г. (п.3 ст.50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если есть основания полагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз которых запрещён страной пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Тем не менее, следует отметить, что некоторые двусторонние соглашения предусматривают личный досмотр багажа не только членов семей консульских должностных лиц, но и багаж их самих.

· освобождение от регистрации и от получения вида на жительство. Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ним , освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительства. Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство не применяется к консульскому служащему, который не является постоянным служащим представляемого государства или который занимается частной деятельностью с целью получения доходов в государстве пребывания, а также к любому члену семьи такого служащего

· освобождение от получения разрешения на работу.

· освобождение от повинностей, в том числе воинских, реквизитов, постоев.

Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц (ст.52)

Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульских должностных лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без ущерба для них уважать страну пребывания (ст. 55).

Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций.

Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования, предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении страхования от вреда, который может быть причинён третьим лицом, в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолёта (ст.56). несет ответственность по законам страны пребывания (ст. 56).

56. КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представительств следующие:

1) консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами;

2) помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания;

4) архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения;

5) официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами:

1) по общему правилу консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие тяжкое преступление определяется по законодательству страны пребывания. Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы;

2) консульские сотрудники не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения;

3) частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;

4) консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

а) исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

б) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

в) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказопо-лучателя наследства;

г) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенные нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 10. Дипломатиччские привилегии и иммунитеты «Грин-Пис» – межправительственная организация. На ее примере мы и рассмотрим действие привилегий и иммунитета в международном праве. В международных отношениях гражданско-правового характера дипломаты и

Из книги Международное право автора Вирко Н А

20. Консульские учреждения Консульские учреждения – это зарубежные представительства, функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств.Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой Кодекс РФ автора Законы РФ

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

54. ИММУНИТЕТЫ И ПРИВИЛЕГИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА Работники дипломатических представительств пользуются определенными иммунитетами и привилегиями, т. е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

55. КОНСУЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ К функциям консульских учреждений относятся:1) информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;2) информирование находящихся на

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за

120. Материальные и социальные льготы и привилегии прокурорских работников Учитывая высокую общественную значимость и сложность работы сотрудников органов прокуратуры, государство законодательно закрепляет за ними ряд льгот и привилегий, определенных Федеральным

Привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников следующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.

5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

Исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

Вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

Исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

Исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим

Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств» .

Привилегиями и иммунитетами обладают:

  • - штатные консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними;
  • - другие работники консульских учреждений.

Личные привилегии и иммунитеты включают:

  • - личную неприкосновенность. В соответствии с п. 1 ст. 41 конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. Однако работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Работники консульского учреждения не могут отказываться давать показания, за исключением случаев, упомянутых в п. 3ст. 44 конвенции о консульских сношениях ;
  • - уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании. Согласно ст. 42 конвенции о консульских сношениях в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если глава консульского учреждения сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы;
  • - иммунитет от юрисдикции государства пребывания. Согласно ст. 43 конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Исключениями будут являться гражданские иски, вытекающие из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; либо третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом ;
  • - фискальный иммунитет (освобождение от всех налогов, сборов и пошлин, кроме предусмотренных ст. 49 конвенции о консульских сношениях);
  • - освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство. Согласно п. 1 ст. 46 конвенции о консульских сношениях консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев, и от получения разрешения на жительство ;
  • - освобождение от получения разрешения на работу. Согласно п. 1 ст. 47 конвенции о консульских сношениях работники консульского учреждения в том, что касается выполнения работы для представляемого государства, освобождаются от любых обязанностей, связанных с получением разрешения на работу, установленных законами и правилами государства пребывания о найме на работу иностранцев;
  • - освобождение от таможенных пошлин и досмотра. Согласно п. 1, 3 ст. 50 конвенции о консульских сношениях государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги. Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, не предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения, или же предметы, ввоз и вывоз которых запрещены законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила ;
  • - наследственное имущество работников консульского учреждения и членов их семей. Согласно ст. 51 конвенции о консульских сношениях в случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживающего вместе с ним, государство пребывания: разрешает вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государстве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти; не взимает никаких государственных, районных или муниципальных налогов на наследство или пошлин на наследование с движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи;
  • - освобождение от личных повинностей и обложений. Согласно ст. 52 конвенции о консульских сношениях работники консульского учреждения и члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких как реквизиции, контрибуции и военный постой.

Свобода передвижений и путешествий для работников консульских учреждений по территории государства пребывания ограничивается лишь правилами о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности .

Венской конвенцией регламентирован и порядок преодоления консульского иммунитета. Это означает, что при определенных обстоятельствах снимается препятствие для наступления уголовной ответственности. К таким обстоятельствам, в первую очередь, относится отказ аккредитующего государства от предоставленных работнику консульского учреждения иммунитетов, указанных в статьях 41 (личная неприкосновенность), 43 (иммунитет от юрисдикции) и статье 44 (обязанность давать показания). Право такого отказа принадлежит только представляемому государству и он должен быть ясно выражен и направлен в письменном виде государству пребывания.

Аннулирование экзекватуры (разрешения государства пребывания на исполнение служебных функций) также допускает наступление уголовной ответственности за совершенное преступление. Хотя последнее обстоятельство является разновидностью отказа страны пребывания считать лицо консульским служащим