Действия регулировщика. Сигналы регулировщика — я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу. Его требования относятся

В теории все сигналы регулировщика достаточно просты, однако на практике именно при появлении регулировщика на перекрестке многие водители впадают в полное недоумение.

Связано это с тем, что гораздо чаще регулируемые перекрестки регулируются сигналами светофора, а регулировщики движения появляются лишь в исключительных ситуациях.

И именно в этих ситуациях на перекрестке чаще всего и начинается полная неразбериха, так как многие водители либо уже не помнят жесты регулировщика со времен автошколы, либо вообще никогда их не знали.

Сигналы регулировщика для пешехода

Сигналов регулировщика в ПДД всего 3, однако они имеют разное значение для разных участников дорожного движения:

  • пешеходов;
  • транспортных средств;
  • трамваев.

Сигналы регулировщика для трамваев в этой статье рассматривать не будем, а вот о пешеходах и транспортных средствах поговорим подробнее.

Итак, если Вы увидели на перекрестке регулировщика, то первое, что Вам нужно определить, - это кем Вы являетесь: пешеходом или водителем транспортного средства (например, автомобиля или ). После этого по жестам регулировщика нужно определить, можно ли Вам двигаться.

В пункте 6.10 ПДД расписаны все сигналы регулировщика в порядке их следования, однако на практике более удобным является другой подход. После того, как Вы увидели регулировщика, Вам нужно в первую очередь понять, при каких его жестах разрешено движение именно Вам, не ориентируясь на других участников дорожного движения. При соответствующем жесте Вы сможете продолжить движение.

Рассмотрим жесты регулировщика для пешеходов . Замечу, что на перекрестке пешеход может оказаться лишь в двух возможных ситуациях:

  1. нужно перейти дорогу, которая уходит направо (красная стрелка);
  2. нужно перейти дорогу, которая уходит налево (синяя стрелка).

Пусть пешеходу из примера необходимо перейти проезжую часть по красной стрелке. Пешеход может переходить дорогу в следующих ситуациях:

  • руки регулировщика вытянуты в стороны (одна - налево, вторая направо);
  • правая рука регулировщика вытянута вперед и он стоит спиной в сторону дороги, которую собирается пересечь пешеход.

На левой картинке руки регулировщика вытянуты в стороны и пешеход может двигаться по красной стрелке. Обратите внимание, что в данном случае траектория пешехода пересекается с траекториями автомобилей, поворачивающих направо, однако автомобили должны уступить дорогу пешеходу. Кроме того, регулировщик с вытянутыми в стороны руками может стоять к нам не только лицом, но и спиной. Движение в этом случае также будет разрешено.

Движение по синей стрелке на первой картинке запрещено.

Рассмотрим правую картинку. На ней регулировщик расположен спиной к нам и его правая рука вытянута вперед. В данном случае также можно переходить дорогу по красной стрелке и нельзя по синей.

Обратите внимание, что если регулировщик стоит лицом к нам и его рука вытянута вперед, то движение пешехода по красной стрелке запрещено.

Итак, приближаясь к перекрестку пешеход должен ожидать следующих сигналов регулировщика:

1. Руки вытянуты в стороны. Одна рука показывает направление, с которого пришел пешеход, а другая - направление, по которому пешеход собирается продолжить свой путь.

2. Рука регулировщика вытянута вперед. Он стоит спиной к дороге, которую пешеход собирается пересечь.

Обратите внимание, что если рука регулировщика вытянута вверх, движение пешеходов запрещено. Однако поскольку на практике пешеходы в основной массе не знают сигналов регулировщика, сотрудники ГИБДД предпочитают сначала остановить транспортный поток подняв вверх правую руку, а затем жестами показать пешеходам, что они могут идти. Это не запрещено правилами.

Замечу, что за переход проезжей части на неправильный сигнал регулировщика на пешехода может быть наложен административный штраф, который будет рассмотрен позже.

Сигналы регулировщика для водителя

Рассмотрим сигналы регулировщика, которые предназначены для водителей автомобилей и других транспортных средств. При подъезде к перекрестку Вы должны четко знать, в какую сторону Вы собираетесь двигаться и, естественно, занять правильное .

На стандартном перекрестке водитель может выполнить один из четырех маневров:

  • поворот направо;
  • движение прямо;
  • поворот налево;
  • разворот.

Рассмотрим их по очереди.

Поворот направо:

Маневр разрешен при следующих жестах регулировщика:

1. Руки регулировщика вытянуты в стороны и одна из рук показывает на то направление, с которого мы приехали;

2. Правая рука регулировщика вытянута вперед и показывает на направление, с которого мы приехали;

3. Правая рука регулировщика вытянута вперед и показывает налево.

Движение прямо:

Движение прямо разрешается, если:

1. Руки сотрудника ГИБДД вытянуты в стороны и одна из рук показывает на направление, с которого Вы приехали.

2. Правая рука вытянута вперед и показывает налево.

Во всех остальных случаях движение прямо запрещено.

Поворот налево и разворот:

Поворот налево и разворот на перекрестке, регулируемом сотрудником полиции, разрешены лишь в одном случае, который приведен на изображении выше. Правая рука регулировщика должна быть вытянута вперед и показывать налево.

Обратите внимание, что при выполнении разворота на перекрестке, регулируемом регулировщиком, Ваша траектория будет пересекаться с траекторией автомобилей, приближающихся слева и выполняющих поворот направо. В данном случае следует уступить им дорогу, т.к. эти транспортные средства приближаются к Вашему автомобилю справа (рассматривается то место на перекрестке, где траектории автомобилей пересекаются).

Особенности проезда перекрестка с регулировщиком

Напоследок предлагаю Вам ознакомиться с видео, в котором подробно рассматриваются сигналы светофора и сигналы регулировщика:

Кстати, если у Вас возникают проблемы с изучением жестов регулировщиков, то рекомендую найти на улицах Вашего населенного пункта перекресток с регулировщиком и постоять около него в течении 20-30 минут. Уверен, все сразу же встанет на свои места.

Удачи на дорогах!

Регулировщик - явление на дороге довольно редкое, но часто внушающее страх участникам движения. Дело в том, что именно ввиду «редкости» такого способа регулировки дорожного движения, многие водитель просто забывают такое понятие, как сигналы регулировщика.

А между тем, регулировщик - это «живой» светофор, и сигналы регулировщика также обязательны для выполнения, как и сигналы привычного светофора. Сигналы регулировщика в одинаковой степени относятся как к автомобилистам, так и к пешеходам. Положение рук регулировщика, его корпуса, а также дополнительные жесты либо запрещают, либо разрешают движение в том или ином направлении.

Сигналы регулировщика могут подаваться жезлом или диском, который имеет светоотражатель или красный сигнал. Но это только меры для улучшения видимости. Сигналы регулировщика необходимо соблюдать и в том случае, если он подаются без специальных средств. Для дополнительного привлечения внимания регулировщик может пользоваться свистком при смене положения.

Регулировщик поднял руку вверх

Такой сигнал регулировщика говорит о том, что движение любого транспорта и пешеходов запрещено. При чем этот сигнал запрещает движение во всех направлениях одновременно. Применяется такой сигнал регулировщика в тех случаях, когда нужно полностью освободить перекресток, например, для того, пропустить машины спецтранспорта, которые следуют с включенными соответствующими сигналами (пожарная служба, милиция, скорая помощь и так далее).

Руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены

В этом случае имеет значение положение корпуса регулировщика. Если к водителю обращена спина или грудь, то данный сигнал регулировщика запрещает движение. Если же регулировщик стоит к Вам боком, то такой сигнал разрешает Вам движение прямо и/или направо.

В то же время водитель трамвая не имеет права на поворот и может двигаться только в том случае, если пересекает перекресток по прямой. Этот же сигнал регулировщика позволяет пешеходам переходить дорогу, поэтому будьте внимательны.

Регулировщик вытянул вперед правую руку

И снова имеет значение положение корпуса. Если Вы видите грудь регулировщика, то можете проезжать направо. Другие направления движения запрещены. Если регулировщик стоит к Вам правым боком или спиной, то движение в любом направлении запрещено.

Если регулировщик стоит к Вам левым боком, то Вам повезло - движение разрешено во всех направлениях. Однако это не касается трамваев - им можно только налево. При этом помните, что пешеходы при таком сигнале регулировщика имеют право переходить дорогу за его спиной. Существует несколько общих правил, которые помогут легче запомнить значение сигналов регулировщика.

Регулировщик всегда разрешает движение только с двух сторон перекрестка. Вытянутые руки всегда показывают на направления, откуда движение разрешено. Спина регулировщика - это красный сигнал светофора: всегда запрещает движение в любом направлении.

Трамваям разрешено движение вдоль рук регулировщика, а машинам еще и разрешается движение правее (исключение - разворот).

Внимание!При смене положения регулировщика водителям разрешается не применять экстренное торможение и завершить маневр.

На видео показан сюжет, в котором сотрудник ДПС рассказывает и показывает применяемые жесты для регулирования движения автотранспорта в тех или иных дорожных ситуациях.

В современной жизни регулировщиков все реже можно встретить на городских перекрестках. Именно поэтому в те редкие моменты, когда регулировщики по тем или иным причинам выходят на улицы, водители нередко теряются и не могут понять их жестов.

Совершенно напрасно некоторые автовладельцы упускают из вида столь важные знания, которые полезны даже для пешеходов.

Ведь регулировщик имеет бесспорный приоритет над светофорами и дорожными знаками, отменяя их значение.

Для того чтобы не растеряться при встрече с регулировщиком достаточно запомнить три важных момента.

Рука поднята вверх – двигаться запрещено!

Используется этот жест с целью очистки перекрестка от всех участников, например, чтобы пропустить движущийся спецтранспорт.

Руки широко разведены в разные стороны или совсем опущены вниз – красный свет

Два этих движения водителями должны восприниматься идентично. Разницы между ними нет. Два жеста существуют для удобства регулировщика, выбирающего подходящий в зависимости от размера перекрестка.

Если регулировщик, находясь в этом положении, стоит перед водителем лицом или спиной – ехать запрещено в любых направлениях.

А вот если регулировщик находится боком (неважно каким) к водителю, то разрешен проезд, но только прямо и направо.

Для такого общественного транспорта, как трамвай, двигаться можно только прямо.

И вообще, для них есть правило езды «по рукавам» регулировщиков. То есть водителю трамвая предлагается вообразить, как он въезжает в один рукав, а выезжает из другого – это и будет разрешенным к движению направлением.

Правая рука вытянута прямо перед грудью

а) Если регулировщик оказался к водителю стоящим лицом и при этом вытянул руку вперед (как бы указывая на водителя), значит можно совершать движение, но только направо. Этот жест соответствует зеленой стрелке светофора, разрешающей поворот направо;

б) Регулировщик с вытянутой рукой стоит спиной или правым боком к транспорту. Оказавшиеся в таком положении водители должны остановиться и ждать своей очереди на проезд. Другими словами – жест имитирует красный свет;

В последнее время регулировщики на проезжей части встречаются довольно редко. В связи с этим фактом многие водители забывают, что означают их сигналы и жесты, поэтому при виде блюстителей порядка автолюбители пугаются и всячески уходят от контакта с ними. Мы предлагаем восполнить этот пробел знаний и усвоить, наконец, язык жестов регулировщика, чтобы в следующий раз при встрече с ним у вас не тряслись поджилки. Ведь, дорога является местом повышенной опасности, где нет времени на раздумья и замедленную реакцию, здесь надо быть уверенным в себе и своем авто, а также четко ориентироваться в дорожных знаках, линиях разметки и ПДД.

Вопреки тому, что регулировщик в современных условиях дорожного движения стал явлением диковинным, каждый автомобилист обязан знать и понимать все его сигналы. Ведь, иногда случаются такие ситуации, когда отрегулировать движение на перекрестке под силу только живому человеку. Даже ультрасовременные технические устройства светового контроля могут иногда выходить из строя, поэтому на смену им всегда может прийти дорожный инспектор, который легко разрулит ситуацию на проезжей части, благодаря взмахам полосатой палочки.

Инструменты регулировщика

Обычно мы представляем регулировщика, как человека в форме, с жезлом в руке, иногда заменяющимся на диск с красным световозвращателем. Эти предметы регулировщик использует для лучшей видимости сигналов, дополнительно он может применять свисток, чтобы привлечь внимание участников дорожного движения. Но, если инспектор подает сигналы руками, без использования вспомогательных приборов, то игнорировать его указания все равно нельзя.

Отличительной чертой регулировщика является то, что он имеет преимущество перед остальными дорожными указателями – светофорами и знаками, отменяя их значение. Поэтому, вся работа светофоров ложится на плечи регулировщика. Указания инспектора должны соблюдать не только водители транспортных средств, но и пешеходы. Поэтому, сигналы регулировщика должны знать абсолютно все люди и подчиняться им, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Итак, давайте пополним наш багаж знаний простыми правилами регулировки, чтобы эти сведения приходили на ум автоматически, как и сигналы светофора.

Правая рука, поднятая вверх – желтый свет

Если регулировщик поднял правую руку вверх, это означает, стоп-сигнал для всех участников движения. Т. е. ни автомобилисты, ни пешеходы не имеют права сдвинуться с места, в каком бы то ни было направлении. Как правило, этот сигнал применяется для того, чтобы очистить перекресток от всего проезжающего транспорта и пеших людей, с целью, к примеру, освободить проезд для спецмашин.

Вытянутые в стороны руки или опущенные – красный свет

И разведенные в стороны руки, и опущенные имеют один подтекст. Возникает закономерный вопрос – почему нельзя было принять один сигнал? Дело в том, что если регулируется движение в узком переулке или едет колонна крупногабаритного автотранспорта, вытянутые в стороны руки регулировщика могут препятствовать автомобильному движению, но главным образом, ему самому, так как это ограничит его функционирование.

Теперь разберемся, на что указывает нам этот сигнал. Вообразите себе, что разведенные руки регулировщика – это шлагбаумы, такие которые перекрывают движение на железнодорожном переезде. Если регулировщик стоит к вам лицом или спиной в таком положении, значит, дальнейшее движение вам запрещено. В ситуации, когда регулировщик повернут к вам боком, вы можете следовать по прямой или свернуть направо.

Трамваям, в отличие, от автомобилей можно двигаться только в прямом направлении. Им следует руководствоваться одним правилом при виде регулировщика, которое можно выразить фразой – «в рукав – из рукава». Т. е. трамвай должен двигаться в таком направлении, чтобы мысленно как — бы въехать в ближний рукав регулировщика, а из дальнего рукава выехать.

Правая рука вытянута вперед

Если регулировщик, стоя к вам лицом, вытянул правую руку вперед, то вам надо свернуть направо, так как в других направлениях двигаться нельзя. Если вы оказались за спиной и справа от инспектора, то вам следует остановиться и подождать свою очередь.

Тем водителям, которые находятся слева от регулировщика, разрешено ехать во всех направлениях. Трамваям же в этом случае положено двигаться только налево.

Пешеходы в этой ситуации могут перейти дорогу за спиной инспектора.

Важно:

Если регулировщик начинает процесс смены положения рук и тела, то вы вправе завершить маневр, не страшась, что вам вменяют нарушение ПДД.

Многие еще с детства помнят мужчину – полицейского, который стоит на дороге и машет руками. Основная задача регулировщика – наладить движение в том месте, в котором не работают светофоры, или возникла сложная ситуация. Понимать жесты должны как пешеходы, так и водители, но для последних это особенно важно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В каких случаях нужен регулировщик

Согласно действующим правилам, регулировка движения должна происходить в нескольких случаях:

  • не работают светофоры – самая распространенная причина;
  • произошло крупное ДТП и необходимо перенаправить движение с одной стороны, организовать объезд;
  • в связи с большой загруженностью дорог нужно правильно направить поток машин.

В качестве регулировщика чаще всего выступает полицейский или работник ГАИ, ГИБДД. Для того, чтобы нормализовать движение, он подает отдельные сигналы для водителей и пешеходов специальным жезлом и руками.

Виды жестов

Существуют следующие знаки регулировщика, которые необходимо знать во избежание нарушения ПДД:

Расположение одной руки со стороны груди – другой – со спины может означать, что необходимо остановиться всем участникам ДД – транспорту и пешеходам
Обе руки опущены вниз или вытянуты такой жест является смежным и предупреждает, что машины могут ехать направо или прямо, кроме того, трамвай может продолжить движение
Правая рука вытянута вперед это знак того, что трамвай может двигаться по левому боку относительно регулировщика, в то время как все остальные ТС – в любую сторону
Жест поднятие руки вверх означает, что нужно прекратить движение всем транспортным средствам.

Регулировщик может использовать отдельные жесты рук для того, чтобы подать сигнал отдельным участникам дорожного движения. При этом, такие жесты будут понятны как пешеходам, так и водителям. Особенно важно следить за движениями регулировщика, если он стоит спиной, или направляет движение на перекрестке.

Для того, чтобы участники ДД лучше видели сигналы, может быть использован специальный диск со световозвращателем или жезл. В целом, все сигналы достаточно просты, их нужно лишь раз понять, после чего в этом не возникнет сложности.

Для водителей

Сигналы регулировщика в картинках с пояснениями, которые предназначены специально для тех, кто находится за рулем:

Первый сигнал – рука вверх можно сравнить с желтым цветом светофора. При этом совершенно не имеет значения, какой стороной повернут регулировщик, продолжать движение нельзя.

Если полицейский встал ровно и прижал руки к бокам, либо вытянул их в стороны, нельзя продолжать ехать, даже в случае, когда регулировщик стоит спиной к машинам.

Сигнал – прямая стойка одним боком – правым или левым означает, что движение разрешено в конкретную сторону, в ту, в которую регулировщик «смотрит» лицом.

Другой жест разрешает движение направо – рука вытянута.

То же самое движение – вытянутая правая рука, но регулировщик повернут спиной, означает запрет на движение автомобилей.

Движение во все стороны можно начинать в тот момент, когда регулировщик принял прямое положение боком вправо и поднял правую руку.

Чаще всего, когда водителю разъясняют жесты регулировщика, пытаются описать только те, которые разрешают движение в конкретную сторону. Важное правило, которые должны запомнить водители – не допускается движение со спины регулировщика.

Водитель, подъезжая к перекрестку, уже должен знать, в каком направлении он будет продолжать движение. Для этого требуется занять соответствующее место на дороге. Новый подход в сигналах основывается на выборе направления для дальнейшего движения.

Совершить такой маневр, как разворот на трассе, или поворот налево в разрешенном месте водители могут, дождавшись соответствующего знака – правая рука вытянута и показывает в ту сторону, в которую планируется продолжать движение. В других случаях выполнение разворота или поворота налево запрещено.

Продолжить движение по прямой водитель может при условии, что обе руки регулировщика вытянуты в стороны. Трактовать этот жест можно следующим образом – одна рука указывает на ту сторону, откуда едет водитель, а другая – куда совершается движение. При этом регулировщик стоит левым боком к водителю.

Поворот направо можно осуществить, если обе руки регулировщика были вытянуты в разные стороны и при этом показываются обе стороны движения автомобилиста. Регулировщик может стоять левым боком к водителю.

Для того, чтобы уверенно разбираться в жестах регулировщика, необходимо в течение определенного периода времени наблюдать за его работой. Выучив несколько простых жестов, гражданин всегда сможет понять, разрешено ли для него движение или нет.

Необходимо подчеркнуть важный нюанс – если на подъезде к перекрестку стало понятно, что человек с указателем разрешает движение, можно продолжать двигаться в изначально выбранном направлении. Но в случае, если показан жест, не соответствующий требованиям и ситуации, необходимо остаться на месте и дождаться того сигнала, который нужен.

Необходимо учитывать, что в том случае, если осуществляется регулирование перекрестка, то основные направления движения автомобилей, которые едут с разных направлений, могут пересечься только в том случае, если у одного из автомобилистов возникнет необходимость развернуться.

Для пешеходов

Знание, а кроме того, понимание сигналов регулировщика может быть важным не только для водителей, но и для тех, кто ходит пешком. Самое основное, что нужно запомнить – если регулировщик поднял руку вверх, то необходимо как можно быстрее миновать переход, а в некоторых случаях проще вернуться назад.

В целом действует определенный принцип – необходимо двигаться таким образом, чтобы проехать по бокам от регулировщика, но ни в коем случае не на спину или грудь.

Для пешеходов основной жест, который разрешает движение по «зебре» — руки опущены или разведены в стороны.

Возможен и другой сигнал – рука прямо. Как и в первом случае, запрещено движение на грудь и спину, но в данном случае не следует начинать движение и вдоль руки. Подобный знак может означать, что был опущен «шлагбаум» для пешеходов.

Как легко запомнить

Многие, даже взрослые люди, сильно путаются в сигналах регулировщика автомобилей. Для того, чтобы их запомнить, существует несколько хитростей.

Выучивать сигналы можно в облегченной форме:

  • палка смотрит право – двигаться нельзя. Если рука вытянута вперед, то запрещено движение по бокам;
  • если жест направлен на водителя, то разрешено повернуть направо. То есть, в случае, когда жезл направлен прямо, можно попытаться быстро проехать участок;
  • в случае, если подъезд к регулировщику был осуществлен лицом и лицу, а не с бока, следует остановиться, или заблаговременно повернуть в нужную сторону – например, направо;
  • «если палка смотрит влево, поезжай как королева»;

Разрешается ехать в все направления при условии, что регулировщик стоит с вытянутой правой рукой, спиной к водителю или пассажирам.

  • «грудь и спина для водителя –стена». Такой жест означает, что необходимо остановиться и ждать – продолжать движение, не рискуя быть наказанным, нельзя.

Во всех остальных случаях, если инспектор встал боком, то допускается движение прямо и направо.

Если не получается запомнить все сигналы, то следует учесть, что движение из одного рукава в другой и правее позволит запомнить некоторые нюансы.

Ответственность за нарушение

Согласно нормам российского законодательства, пешеходы, которые перешли проезжую часть в неположенном месте, а именно – на запрещающий сигнал регулировщика, должны заплатить штраф в размере 500 рублей.

К водителям применяется несколько иная мера взыскания и административного наказания. Прежде всего, штраф 1000 рублей придется заплатить за проезд на перекресток по неправильному сигналу. Если нарушение повторное – возможно увеличение штрафа до 5000 рублей. кроме того, возможно лишение ВУ на срок до 6 месяцев.

Нет ничего сложного в сигналах, которые подает регулировщик. В случае, если проехать все же нужно, следует убедиться в том, что данное действие не было запрещено категорически.

Самое серьезное нарушение – движение на запрещающий сигнал «красный цвет», или в опасной ситуации, когда всем водителям было приказано остановиться.