Что внес в историю Карлос Кастанеда и есть ли у него последователи, которые продолжают развивать его идеи? Личность, которая повлияла на ход истории: примеры. Люди, изменившие ход мировой истории

XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому "либеральному государству" или "государству - ночному сторожу". Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита "граждан от сограждан", выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к "снижению качества" генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие "священной и неприкосновенной" частной собственности.

С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества; и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.

Термин "социальное государство" достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин "социальное государство".



Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального, и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства истинно правовыми.

В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Выдвинутый и имеющей значение элемента государственной идеологии лозунг "Жить по средствам", по сути, означает признание неспособности государственной власти разработать глобальную доктрину социальной политики и вместе с тем обеспечить эту политику экономическими механизмами.

Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред.
М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред.
М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

Шадье Аблякимовa

Шефика АБДУРАМАНОВА, сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия

Музей не пишет историю. Музей ее собирает.

Фонды Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия насчитывают более десяти тысяч единиц хранения. Это не только обозначенная цифрами статистика. Каждый документ, старинная вещица, каждая, на первый взгляд, малозначительная деталь – это подтверждение нашего бытия на этой земле. Перейдя из замкнутого круга семейной реликвии в разряд единицы музейного хранения, переданные музею предметы обретают новую жизнь. Переплетаясь в различные тематические комбинации, они каждый раз по-новому, как затейливые вариации калейдоскопа, складываются в неповторимые тематические орнаменты музейных экспозиций.

Источники пополнения фондов музея различны, но основным неизменно остаются наши соотечественники, неравнодушные к истории своего народа. Значительная часть музейной коллекции собрана благодаря дарителям – людям, принимающим безвозмездное участие в комплектовании наших фондов. Передав музею сохранившиеся от старших поколений предметы, наши дарители вписывают себя в хронику судьбы народа, оставляя потомкам уникальную информацию в восстановлении прерванной связи времен.

Каждый экспонат, кроме номинативного содержания, непосредственно связанного с его предназначением, неразрывно связан с судьбой человека или семьи, которой он принадлежал. А судьба каждого нашего соотечественника неразрывно переплетена с судьбой всего народа.

В течение последнего года наши фонды пополнились рядом ценных экспонатов, среди них и дар жительницы села Бурульча (Цветочное) Белогорского района Шадье Аблякимовой. Шадье-ханум передала в фонды музея ценные семейные реликвии, переходившие в их роду из поколения в поколение на протяжении полутора веков - марама (головное покрывало) и Коран.

Старинная орнаментальная марама, сотканная из тонкого шелковистого льна – уходящая в глубь веков традиция крымскотатарского узорного ткачества. Судя по состоянию и технике исполнения, она выработана в середине XIX века, ей более полутора веков. Матери Шадье-ханум она была подарена бабушкой на никях – обряд бракосочетания.

Свою необычную историю хранит и пожелтевший от времени старинный Коран. В трагическую майскую ночь 1944 года многие наши женщины вышли в неизвестность, прижимая к груди священную книгу. Символ веры Коран стал стержнем, сохранившим наш народ на чужбине.

У старинных марама и Корана много общего. Разделив судьбу вместе с людьми, которым принадлежали, они вместе с ними покинули Крым, находились рядом с их детьми на чужбине и вместе с последующим поколением внуков, уже в статусе семейных реликвий, вернулись на родину.

Оба эти экспоната уже участвовали в выставке «Уцелевшие сокровища», проходившей в начале этого года. Экспозиция этой представительной выставки состояла из предметов, вышедших из Крыма как первая необходимость в 1944 году и возвратившихся через полвека и более вместе с детьми или внуками своих изначальных владельцев уже ценными семейными реликвиями.

Родители Шадье-ханум - Хатидже и Мамут Мамутовы – уроженцы села Корбек (Изобильное) Алуштинского района. Отца на фронт не взяли – на момент призыва он попал на операционный стол, к тому же, у него было 8 детей. В войну их семья помогала партизанам, пекла хлеб. Выслали Мамутовых с восемью детьми. В первые годы на чужбине от голода и болезней умерли три дочери – Фатма, Айше, Тевиде и самый младшенький братик Амет, ему было только 8 месяцев.

Сама Шадье-ханум родилась в местах спецпоселений в 1947 году, в хлопководческом совхозе имени Мичурина Букинского района в Узбекистане. В Крым уже в составе своей семьи с четырьмя детьми она вернулась в 1977 году. С трудом поселились в селе Бурульча (Цветочное) возле Карасубазара (Белогорский район). Испытали все тяготы, выпавшие на долю первых вернувшихся на родину ласточек: нет прописки, нет работы, беспрестанные предупреждения о нарушении паспортного режима, выселение за пределы Крыма. Здесь, в Крыму, на так тяжело доставшейся земле предков, в 1978 г. в их семье родился пятый ребенок. Родители выбрали ему самое дорогое для них имя – Крымдар. Но в бюро загса регистрировать ребенка с этим именем отказались. Пришлось зарегистрировать его под другим именем. Но оно осталось только в документах. Для всех этот долгожданный, родившейся на земле своих предков сын – Крымдар!

Так причудливо судьбы людские переплетаются с историей окружающих их предметов. Предметы, в свой черед, музейными экспонатами свидетельствуют о жизни людей.

Сотрудники ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» - хранители прошлого для будущих поколений – выражают бесконечные слова благодарности Шадье-ханум Аблякимовой и всем дарителям Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия, вместе с которыми мы сбережем нашу историю для будущих потомков.

Не забывайте своего рода, своего прошлого, узнавайте и записывайте все о прошлом рода, семьи, дома, вещей, книг, собирайте портреты, письма… Вместе мы сбережем наше прошлое для будущих поколений.

Юрий Долгорукий считается основателем Москвы и одним из главных «собирателей земель». Считается, что этот князь проводил политику объединения русских княжеств, однако все эти представления на поверку оказываются спорными.

Когда родился Долгорукий?

Мы достоверно не знаем ни дня, ни даже года рождения Юрия Долгорукого. Известно, что имя Юрий - производное от имени Георгий. Известно также, что свои именины Юрий Долгорукий праздновал в апреле. Если посмотреть по святцам, то окажется, что в апреле память Георгиев отмечается четырежды, но только однажды - 23 числа - в память о Георгии Победоносце, в честь которого, очевидно, и был назван князь. Крестить младенцев было принято на сороковой день после рождения, но в княжеских домах это правило не всегда соблюдалось, поэтому среди историков принято указывать только сезон, когда родился Юрий Долгорукий - весной.

Если весной, то какого года? Василий Татищев указывал 1090 год, однако более поздние подсчеты эту дату опровергают. Юрий был шестым ребенком Владимира Мономаха, его старший брат Вячеслав (пятый сын) был старше Юрия где-то на 15 лет, а он родился в промежутке между 1081 по 1084 годом. Таким образом, год рождения Юрия Долгорукого сегодня по-прежнему неизвестен и определяется в промежутке между 1095-1097 и 1102 годами.

Чей сын?

Кто был матерью Юрия Долгорукого? На этот счет у историков есть хоть какая-то ясность. Князь мог быть сыном второй жены Владимира Мономаха Ефимии, поскольку первая жена Владимира Мономаха - Гита Уэссекская, дочь англосаксонского короля Гарольда II скончалась 10 марта, вероятно 1098 года, тогда как «Гюргева мати», о которой есть упоминание в «Поучении» Владимира Мономаха, умерла 7 мая 1107 года. Очевидно, что это были две разных женщины. Таким образом, версия Василия Татищева о родстве Юрия Долгорукого с англосаксами сегодня оспаривается.

Основатель Москвы?

Если спросить любого человека о том, кто такой Юрий Долгорукий, то с большой долей вероятности вам ответят: «Он основал Москву». И это будет ошибкой, поскольку Юрий Долгорукий не был основателем Москвы. Его имя связывается с древней историей русской столицы только по той причине, что первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи встречается в связи с письмом Долгорукого князю Новгород-северскому Святославу Ольговичу, которого Юрий зовет «к себе в Москов» погостить.

Однако Юрий Долгорукий не был основателем Москвы. В летописи говорится, что князь дал своему гостю «обед силен». Значит, Москва уже не только существовала, но и была городом, в котором можно было разместить дружину и устраивать пиршество. Известно, что в районе Москвы были деревни и села, принадлежавшие боярину Степану Ивановичу Кучко. К слову, самого боярина Долгорукий убил, а его дочь Улиту впоследствии выдал за своего сына Андрея Боголюбского. Кстати, «заговор Кучковичей» является одной из основных версий убийства Андрея Боголюбского.

Почему «Долгорукий»?

С историческими прозвищами ситуация всегда была и остается интересной. Их можно трактовать по-разному, в отличие от конъюнктурных предпочтений конкретной эпохи. Так, Иван Калита одно время позиционировался как жадный князь, который носил с собой кошелек из-за своей скаредности, затем тот же кошель стал атрибутом человека щедрого, который раздавал всем милостыню.

Подобная ситуация и с прозвищем «Долгорукий». Историк XVIII века Михаил Михайлович Щербатов писал, что князя Юрия прозвали Долгоруким по аналогии с персидским царем Артаксерксом – за «алчность к приобретению». В нынешних же учебниках истории происхождение прозвища объясняется тем, что Юрий Долгорукий был «собирателем земель».

Нужно сказать, что кроме Юрия, в роду Рюриковичей было еще два «Долгоруких». Это родоначальник князей Вяземских, потомок Мстислава Великого Андрей Владимирович Долгая Рука, который только один раз, в 1300 году, упоминается летописями; и потомок святого Михаила Всеволодовича черниговского, князь Иван Андреевич Оболенский, по прозвищу Долгорукий, родоначальник князей Долгоруковых. Во всех случаях трактовка прозвищ недоказуема.

Откуда взялся культ

Вплоть до середины XX века Юрий Долгорукий представал в исторической науке одним из «региональных» князей, чья деятельность в целом для истории Русского государства была малозначительной. Он многое сделал для Ростово-Суздальской земли, проводил активную градостроительную политику, но без летописной «привязки» к Москве Юрий Долгорукий так и оставался бы одним из многих талантливых и активных, но далеко не великих князей.

Вот, что пишет о нем Карамзин в своей «Истории государства Российского»: «Скромные Летописцы наши редко говорят о злых качествах Государей, усердно хваля добрые; но Георгий, без сомнения, отличался первыми, когда, будучи сыном Князя столь любимого, не умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия».

Не менее категоричен был и Василий Татищев: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривленный, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, все больше дети и князи союзные…».

Культ Юрия Долгорукого - позднего, сталинского происхождения. Его подготовили к 800-летию Москвы, в 1947 году. Тогда же выпустили медаль с изображением князя, и сделали памятник (установлен в 1954 году). Плюс Юрий Долгорукого в качестве символа города был ещё и в том, что он идеально сочетался с покровителем Москвы Георгием Победоносцем.

Во время правления царя Петра I реформы затронули все области жизни Российского государства. Они были предопределены предпосылками XVII века. Деятельность Петра, познакомившего страну с европейской культурой, экономикой, государственным устройством, технологиями производства, привела к болезненному слому существующих отношений, представлений и норм, существовавших в Московской Руси.

Благодаря реформа, роль Петра I в истории России становится просто огромной. Страна стала державой, которая играла важную роль в политической жизни Европы. Необходимость в проведении преобразований назрела буквально во всех сферах жизни.

Петр I хорошо осознавал, проведение реформ в какой-либо одной области не даст желаемого результата. Это показывал опыт предыдущих правителей. Непростые события внутри страны требовали новых форм правления государством. Продолжительная Северная война потребовала реформ не только армии и флота, но и промышленности, особенно металлургии. Что сделал Петр 1 для развития России?

Абсолютная монархия

Абсолютная монархия в России носила название самодержавия. Прийти к этой форме правления государством пытались Иван III, Иван IV (Грозный), а также Алексей Михайлович. Отчасти это им удалось. Но главным препятствием на их пути был представительный орган – боярская дума. Устранить ее с политической арены они не смогли и вынуждены были считаться с обладателями крупных вотчин, которые пользовались влиянием в своих владениях. Это удалось только царю Петру I.

Нередко случалось так, что крупных и родовитых бояр поддерживали их сородичи помельче, образуя в Думе враждующие группы. Еще с раннего детства Петр испытал это на себе в результате интриг бояр Милославских, родичей первой жены Алексея Михайловича и Нарышкиных, родственников его матери, второй жены Алексея Михайловича. Именно государственные реформы Петра I смогли воплотить в жизнь многие преобразования.

В борьбе за централизованную власть его поддержали дворяне, сословие служилых людей, которые получали титул не по наследству, а за выслугу или рвение в работе. Именно эти люди были опорой Петра при проведении реформ. Для развития России боярские кланы и их распри служили тормозом.

Установление самодержавия было возможным при централизации государства, путем объединения всех земель, уменьшение влияния на царя старой аристократии, которое стало возможным путем ликвидации боярской думы и земских соборов. В итоге этой реформы Россия получила самодержавие (абсолютизм, неограниченную монархию). А Петр I вошел в историю как последний царь России и первый император государства Российского.


Дворянско-чиновничий аппарат

В допетровскую эпоху правящую группу составляли светские феодалы – бояре, наделенные вотчинами; дворяне, обладавшие поместьями. Граница между двумя сословиями неуклонно сокращалась. Нередко поместья по размерам превышали вотчины, количество дворян росло за счет дарования титулов служилым людям. Новым при Петре I стало создание дворянско-чиновничьего аппарата.

До Петра I главной отличительной чертой, разделяющих представителей этих сословий, было наследование земель, которая за боярами была закреплена навечно, а после смерти дворянина его родственники могли претендовать только на небольшое содержание. Что сделал Петр I? Он просто закрепил за дворянами землю при обязательной 25-летней государственной службе.

Именно дворяне стали опорой государей, в силу сложившихся традиций они вынуждены были служить на службе – как штатской, так и военной. Это сословие было заинтересованно в централизованной власти, в укреплении самодержавия. Смутное время (семибоярщина) показало ненадежность боярского сословия.

Оформление дворянского сословия

При проведении государственных реформ Петром I была сформированная новая иерархия служилых людей, которые стали называться чиновниками. Она была оформлена Табелью о рангах 1722 года, где все чины: военные, статские и придворные распределены на 14 классов. К первым относились генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. К последнему, 14-му, относились нижние чины – такие, как коллежские регистраторы, прапорщики, младшие аптекари, бухгалтеры, шкиперы 2-го ранга и другие.

В начале каждый чин соответствовал должности, занимаемой чиновником. Тайные советники служили в Тайной канцелярии, коллежские советники значились в коллегиях. В последующем чин не всегда соответствовал занимаемой должности. Например, после упразднения коллегий чин коллежского советника остался.


Преимущество военных чинов над гражданскими

Петр I армии уделял все внимание, как и флоту. Он хорошо понимал, что без нее страна не сможет отстаивать свои интересы. Поэтому интересы военных служащих превалировали над интересами государственных служащих. Так, например, дворянский титул гражданским давали с 8-го класса, военным - с 14-го. Чины в гвардии были на 2 класса выше, чем в армии.

Каждый дворянин обязан был нести государственную службу – гражданскую или военную. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, обязаны были служить 25 лет на любой службе: военной, морской, гражданской. На военную службу отпрыски дворян поступали в 15 лет и служили на первых этапах солдатами. Сыновья высокопоставленных чиновников пребывали на солдатских должностях в гвардии.

Духовенство

В иерархии сословий России после дворянства шло духовенство. Православие было основной религией государства. Служители церкви имели большое количество привилегий, которые, в принципе, царь Петр I и оставил за ними. Священнослужители освобождались от различных податей и государственной службы. Государь сократил количество монахов, считая их тунеядцами, и определил, что монахом может стать человек зрелого возраста, который может жить без жены.

Недовольство, а порою противостояние Русской православной церкви всем реформам Петра I, ее несомненный авторитет среди народа, привели его к выводу провести упредительные реформы, которые, по его признанию, не дадут вырасти из ее рядов новому самозванцу. Для этого он провозглашает подчинение церкви монарху. В 1701 году был образован Монастырский приказ, в ведение которого вошли все монастыри с землями.


Военная реформа

Основной заботой Петра I были армия и флот. Разогнав стрельцов, он практически оставил страну без армии, не было в ней и флота. Его мечтой был выход к Балтийскому морю. Мощным стимулом проведения военных реформ было Нарвское поражение, показавшее отсталость армии. Петр I понимал, что экономика России не могла дать качественного вооружения и оснащения. Не было достаточного количества заводов, фабрик. Не было технологий. Все приходилось начинать сначала.

Еще в 1694 году, проводя Кожуховские маневры, будущий император пришел к тому, что полки, устроенные по иноземному образцу, намного превосходят стрелецкие части. Поэтому через 4 года они были распущены. Вместо них армию составляли четыре полка, созданные по западному образцу: Семеновский, Лефортовский, Преображенский, Бутырский. Они послужили основой новой русской армии. В 1699 году по его приказу был объявлен рекрутский набор. Новобранцы проходили обучение. Вместе с этим в армию пришло большое количество офицеров-иностранцев.

Результатом реформ Петра I стала победа в Северной войне. Она показала боеспособность русской армии. Вместо ополчения были сформированы регулярные и хорошо обученные полки, которые полностью состояли на государственном обеспечении. Петр I оставил после себя боеспособную армию, которая была способна дать отпор любому неприятелю.


Создание военного флота Петром I

Первый русский флот, созданный Петром I, принял участие в Азовском походе. Он состоял из 2 линейных кораблей, 4 брандеров, 23 галерных судов и 1300 стругов. Все они были построены под руководством царя на реке Воронеж. Это была основа русского флота. После того как была захвачена крепость Азов, боярская дума утвердила решение Петра I строить корабли для Балтики.

Были возведены верфи на эстуариях рек Олонка, Луга и Сясь, где строились галеры. Для защиты побережья и атак на вражеские корабли были закуплены и построены парусники. Базировались они недалеко от Санкт-Петербурга, немного позже была построена база в Кронштадте. Следующими были базы в Выборге, Або, Ревеле и Гельсингфорсе. Управлялся флот Адмиралтейским приказом.

Реформа образования

Образование при Петре I сделало грандиозный скачок. Для армии, флота необходимы были образованные командиры. В вопросе просвещения Петр I занимал решительную позицию, понимая, что иностранные специалисты не смогут решить проблему нехватки квалифицированных кадров. Поэтому в Москве открывается школа навигационных и математических наук и еще ряд школ, таких как артиллерийская, медицинская, инженерная.

Образование при Петре I после армии имело приоритетное значение. В новой столице открыта Морская Академия. При Уральском и Олонецком заводах организованны горные школы, которые готовили инженеров. Был создан проект создания Академии наук, университета и гимназии.


Экономические преобразования

В экономике России новой стала переориентация с небольших промышленных предприятий на мануфактуры. Их общее количество составляло более двухсот. Самодержец их создание всячески поощрял. Следует сразу отметить, что российская мануфактура отличалась от европейской тем, что основной производительной силой на ней были крестьяне.

Мануфактуры были казенными, помещичьими и купеческими. Они производили порох, селитру, сукно, стекло, полотно, металл и изделия из него и многое другое. По производству металла Россия стала занимать первое место в мире.

Для поддержания российских производителей были введены высокие таможенные пошлины. Для ведения войны необходимы были деньги и людские ресурсы. Проводятся переписи населения. Подать теперь собиралась с мужского населения независимо от возраста. Ее размер составлял 70 копеек в год с души. Это позволило повысить сбор податей в четыре раза.

Дешевая рабочая сила делала товары конкурентоспособными на европейских рынках. Происходило накопление капитала, что давало возможность модернизировать предприятия. В России существовала многоотраслевая промышленность. Основные ее центры располагались в Москве, Петербурге, на Урале.


Последствия реформ

Ученые до сих пор спорят о роли Петра I в истории России. Его реформы носили стихийный характер, обозначенный в ходе длительной Северной войны, которая вскрыла отсталость России во многих сферах жизни. Экономическое и техническое отставание от развитых стран Европы было преодолено, выход в Балтику был открыт, что сделало торговлю с Европой более доступной и выгодной.

Роль Петра I в истории России многими историками воспринимается неоднозначно. Укрепление России как государства, усиление абсолютизма в виде самодержавия, экономический прорыв поставили Россию в один ряд со странами Европы. Но какими методами это было сделано! По мнению историка Ключевского, абсолютная монархия, желавшая затащить своих подданных в современность из Средневековья, заключала в себе коренное противоречие. Оно выразилось в серии дворцовых переворотов впоследствии.

Самодержавие жестоко эксплуатировало крестьян, превратив их практически в рабов. Свыше 40 тысяч крестьян, оторванных от дома и семьи, работали на строительстве Петербурга. У бежавших с этой каторги под стражу брались семьи до их отыскания. Крестьяне строили заводы, мосты, мануфактуры, дороги. Условия их содержания были ужасными. Рекрутские наборы проводились из крестьян, повинности их периодически увеличивались. Вся тяжесть реформ легла на плечи народа.


Так уж сложилось, что ведущие роли в политике, науке и общественной жизни занимают мужчины. И это в то время, как женщины пекутся о том, чтобы создавать домашний уют, занимаются воспитанием детей и хлопочут на кухне. Сегодня в нашем обзоре речь пойдёт о женщинах, которых не затянули домашние будни. Они внесли существенный вклад в историю, но при этом остались незаслуженно забытыми.

1. Жанна Барре


Ботаник и исследователь Жанна Барре была первой женщиной, которая совершила кругосветное путешествие. В 1766 году 26-летняя француженка нанялась на корабль в качестве слуги известного французского ботаника Филибера Коммерсона (на самом деле она была его любовницей). Чтобы пробраться на корабль (женщин в то время пускали на борт очень неохотно), она переоделась мужчиной и представилась именем "Жан".

Так она проплыла по всему миру, собирая и изучая образцы растений вместе с Филибером Коммерсоном. Ее истинный пол был разоблачен уже в южной части Тихого океана, после чего ее и Коммерсона высадили на острове Маврикий. Барре вернулась во Францию только десять лет спустя, но на родине она была награждена правительством за свой вклад в ботанику.

2. Анита Тегейская


Одна из величайших поэтесс Древней Греции Анита (3-й век до н.э.) была одним из самых ранних поэтов, которые начали писать в первую очередь о реальном мире, а не о сверхъестественном, сосредоточив свое внимание на флоре и фауне, а не на богах. Анита была также известна благодаря написанию эпитафий, многие из которых носили юмористический тон. На сегодняшний день сохранилось больше работ Аниты, чем любой другой греческой поэтессы.

3. Саида Аль Хурра

Знаменитая исламская "владычица Средиземного моря" 16 века Саида Аль Хурра была королевой города Тетуан на севере Марокко и легендарным пиратом, которая наводила ужас на большую часть запада Средиземного моря. Хотя ее настоящее имя неизвестно, Саиду Аль Хурру часто называли "благородной леди, которая является свободной и независимой", а также "женщиной-правительницей, которая не кланяется высшей власти".

4. Афра Бен


Драматург, прозаик, поэт и правительственный шпион 17-го века Афра Бен, возможно, была первой женщиной в Англии, которая зарабатывала себе на жизнь в качестве профессиональной писательницы. Она прославилась тем, что ее работы зачастую носили откровенно эротический характер. Во время англо-голландской войны (с 1666 по 1667 годы) Афра Бен выполняла секретные поручения Карла II под псевдонимом Астрея.

5. Каролина Гершель


Британский астроном Каролина Гершель родилась в Германии в 1750 году, а уже в 22 года переехала в Англию к своему брату-астроному, начав в итоге помогать ему. Мало того, что Гершель стала первой женщиной, которая открыла комету, ее научные труды стали известны во всем мире.

6. Чьеу Тхи Чинь


Вьетнамская Жанна д"Арк.

Чьеу Тхи Чинь, которую иногда называли вьетнамской Жанной д"Арк, была вьеткой, которая в 3 веке до н.э. возглавила повстанческую армию против китайских захватчиков. Она наводила настоящий ужас на китайцев.

7. Сара Гуппи


Британский изобретатель Сара Гуппи получила 10 патентов на различные электроприборы в течение своей жизни в конце 18 - начале 19 века: от кофеварок, которые использовали избыток пара, чтобы варить яйца и жарить тосты, до устройства для удаления моллюсков с днищ судов (за этот патент британский флот заплатил Саре £ 40 000).

8. Сара Мур Гримке и Ангелина Гримке


Существенно повлиявшие на отмену смертной казни, сестры Сара и Ангелина Гримке были ораторами 19 века, которые исколесили всю Америку, читая лекции об ужасах рабства. Они также постоянно ратовали за предоставление больших прав женщинам.

9. Маргарет Найт


Маргарет Найт родилась в штате Мэн в 1838 году, а стала известна тем, что изобрела продукт, который навсегда изменил мир: бумажный пакет. Найт также создала машину, с помощью которой можно было массово производить бумажные мешки с плоским дном (существующие на тот момент бумажные мешки были больше похожи на плоские конверты). Машины на основе оригинального дизайна Найт используются по сей день.

10. Фанни Фармер


Фанни Фармер в девятнадцатом веке часто называли "матерью кулинарии". Фанни, которая родилась в Бостоне в 1857 году, и чьи кулинарные книги печатают до сих пор, стала первой женщиной, которая начала зарабатывать деньги на кулинарии и домоводстве.

11. Мирабаи


Мирабаи, также известная как Мира Баи или Мирабай, был индийским поэтом 16-го века, которая, несмотря на неодобрение своей семьи, написала многочисленные бхаджаны (молитвенные песни) индуистскому богу Кришне. Мирабаи родилась в богатой семье, но избегала аристократического образа жизни, полностью посвятив себя поклонению Кришне и пению бхаджанов.

12. Эдмония Льюис


Одна из первых всемирно известных афро-американских художниц, Эдмония Льюис родилась в Нью-Йорке в 1844 году и изучала искусство в колледже Оберлин, прежде чем стать профессиональным скульптором. Она была известна своими мраморными бюстами известных аболиционистов, таких как Лонгфелло и Хорас Грили. К числу ее покровителей относился президент Улисс Грант.

13. Лозен


Великая воительница апачей Лозен была возмущена тем, что ее с семьей переселили в резервацию в 1870-х годах. Вместе со своим братом Викторио она возглавила группу воинов и начала совершать набеги на земли, которые были отняты у них поселенцами.

14. Цю Цзинь


Китайская феминистка, революционер, поэт, и в конечном итоге мученица, Цю Цзинь боролась за предоставление женщинам права на образование и выступала против практики перевязывания стоп. Она основала феминистский журнал и пыталась начать восстание против династии Цин. Казнили Цю Цзинь в 1907 году.

15. Гарриет Пауэрс


Родившись в рабстве в Джорджии в 1837 году, Гарриет Пауэрс стала известна как одна из самых больших мастеров по текстилю в истории Соединенных Штатов. На протяжении всей своей жизни Пауэрс использовала лоскутные одеяла-аппликации, чтобы передавать потрясающие и сложные образы из библейских историй и мифов, а также возродила западноафриканские художественные традиции. Сегодня сохранились только два ее одеяла - одно находится на выставке в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а другое в Бостонском музее изобразительных искусств.

Женщины во все времена могли дать фору мужчинам. В одном из наших обзором мы рассказывали про .