Что делать если у вас вымогают взятку – инструкция к действию, предусмотренная в УК РФ. Куда обратиться в случае вымогательства: как доказать? Пособничество в получении и даче взятки

В уголовном законодательстве (ст.311 п.4) с вымогательством взятки связываются существенные уголовно-правовые последствия. Вымогательство значительно повышает общественную опасность получения взятки и личности виновного, потому является квалифицирующим признаком состава данного преступления и влечет по закону более строгую уголовную ответственность. Это видно из ст. 311 УК РК.

Вымогательство в законе названо в числе таких квалифицирующих признаков, как получение взятки по предварительному сговору или организованной группой лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законе установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики показывает, что еще нередки случаи, когда вымогатели взяток необоснованно не привлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в результате вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности. Все это происходит вследствие разноречивого понимания в судебной практике и научной юридической литературе сущности вымогательства взятки и его последствий. Несомненно, такого рода ошибки недопустимы. Они должны рассматриваться как существенные нарушения закона.

Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица - взяткополучатели прибегают зачастую к самым разнообразным и изощренным (от завуалированных, замаскированных до открыто наглых, организованных) способам и формам воздействия на граждан с целью понудить их дать взятку. Коррупция и взяточничество парализуют нормальное функционирование органов власти и управления, формируют у граждан убеждение в том, что без взятки невозможно реализовать и защитить свои права, добиться правды и справедливости.

Известны значительные трудности в расследовании дел о взяточничестве, в разоблачении взяткополучателей, в преодолении круговой поруки, сговора между ними и взяткодателями. Поэтому необходимо решительно применять поощрительную норму об освобождении взяткодателя от уголовной ответственности в случае дачи им взятки в результате вымогательства. Это может значительно облегчить преодоление названных трудностей.

В законе понятие вымогательства взятки не определено, что следует признать существенным его недочетом. Поэтому суды при рассмотрении конкретных дел руководствуются разъяснением вымогательства взятки, данным в постановлении Верховного суда РК "О судебной практике по делам о взяточничестве" от 30 марта 1998 гл. 6 п. 11: "Вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо постановление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов".

Следует отметить, что в юридической литературе нет единого мнения по рассматриваемому здесь вопросу. Однако надо признать, что доминирует определение, данное в судебном разъяснении (хотя и не всегда есть ссылка на него), причем в подтверждение этой точки зрения доводы не приводятся. Так, Б.М. Кожахметов в учебнике по уголовному праву после пересказа содержания указанного выше разъяснения утверждает: "Вместе с тем не будет вымогательства взятки в случаях, когда виновный требует взятку под угрозой совершить в отношении взяткодателя законные действия (передать материалы о совершенном преступлении в прокуратуру, уволить за неоднократные прогулы либо за несовершение в его пользу незаконных действий (например, за сокрытие недостачи материальных ценностей, прекращение уголовного дела при отсутствии к тому оснований))". Получается странная ситуация: вроде вымогательство есть (т.е. требование дать взятку под угрозой), но в то же время его и нет. Между тем в любом словаре мы прочитаем: вымогать (вымогательство) означает шантажом, угрозами добиваться чего-нибудь, а шантаж - это неблаговидные действия, угроза разоблачения, разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства, а также вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создать выгодную для себя обстановку. Никаких других признаков вымогательств, как видно, не указывается.

На наш взгляд, правильная точка зрения по этому вопросу высказана в курсе уголовного права. Под вымогательством взятки следует понимать понуждение должностным лицом другого лица дать ему взятку.

Угроза привлечения к уголовной ответственности может явиться весьма действенным средством вымогательства взятки.

Понятие вымогательства взятки необходимо определять, исходя также из понятия получения взятки. Напомним, что в ст. 311 УК РК это деяние определяется следующим образом: получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Это определение нас интересует здесь лишь в плане выяснения понятия вымогательства взятки. Под "интересами дающего взятку" понимаются как интересы самого взяткодателя, так и интересы близких ему лиц (родственников, друзей и т.д.). Таким же образом следует понимать и выражение "в пользу взяткодателя или представляемых им лиц". При этом не имеет значения, являются ли эти "интересы", "польза" законными, правоохраняемыми или неправомерными. Состав получения взятки образуют как выполненные должностным лицом за взятку законные действия в правомерных интересах (в пользу) взяткодателя (законное прекращение уголовного дела, законное освобождение из-под стражи, от уплаты налога, законное предоставление квартиры и т.п.), так и незаконные действия, в неправомерных интересах взяткодателя (незаконное прекращение уголовного дела, незаконное освобождение из-под стражи и т.д.).

Вымогательство взятки - это такое же получение взятки, но сопряженное с вымогательством. Иными словами, это получение взятки путем вымогательства. Вымогательство лишь повышает опасность получения взятки и личности взяткополучателя. В ч. 2 ст. 311 УК РК за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) предусмотрено более строгое наказание, а они, естественно, могут быть совершены лишь в неправомерных интересах взяткодателя. Из этого следует вывод, что более опасным должно считаться вымогательство взятки в случае совершения взяткополучателем незаконных действий в неправомерных интересах взяткодателя.

Исходя из изложенного, под вымогательством взятки следует понимать требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения каких-либо неблагоприятных для взяткодателя действий в случае его отказа дать взятку, сопровождаемое обещанием выполнения или реальным выполнением в интересах или в пользу дающего взятку или его близких определенных правомерных или противоправных действий, независимо от того, являются ли интересы, польза взяткодателя правоохраняемыми или неправомерными. Вымогательство (понуждение лица дать взятку) - более опасный способ получения взятки. При этом преступление считается оконченным, если взятка получена путем вымогательства, хотя бы при этом должностное лицо и не выполнило своего обещания совершить желаемые для взяткодателя действия. При получении взятки, сопряженной с вымогательством, взяткополучатель подлежит более строгой ответственности, а взяткодатель - освобождению от уголовной ответственности за дачу взятки, но не за совершенные им другие противоправные действия, ответственности за которые он пытался избежать за взятку.

Согласно ст. 311 п.4 УК РК, вымогательством взятки признается ситуация, когда должностное лицо, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицу незаслуженные деньги или предоставить другие выгоды. В комментарии к этой статье справедливо указывается, что при вымогательстве взятки должностное лицо, используя свой авторитет, оказывает психическое давление на взяткодателя, вызывая в нем чувство страха и тем самым принуждая дать взятку.

Как видно, понятие вымогательства взятки и здесь полностью исчерпывается определенными действиями должностного лица - взяткополучателя и не связывается с делением интересов взяткодателя на правоохраняемые и противоправные.

Вымогательство изначально является трудно доказуемым преступлением. Для того, чтобы злоумышленник был осужден, суду необходимо предоставить неопровержимые доказательства. Ситуация усугубляется, когда речь идет о доказывании вымогательства должностным лицом. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Ответственность за вымогательство должностным лицом

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Данное деяние можно квалифицировать по двум статьям уголовного кодекса: и статья 290 УК РФ (получение взятки). Оба преступления являются особо тяжкими, и в зависимости от обстоятельств, предусматривают наказание до 15 лет лишения свободы. Только во втором случае, инициатором преступления является непосредственно гражданское лицо, которое, в случае отсутствия факта вымогательства и само может отправиться на скамью подсудимых.

При этом, вымогательство должностным лицом отличается от «классического» вымогательства тем,что оно не сопровождается насилием или же угрозой применения такового. Просто за определенные действия (выдача разрешения, отмена решения и т.д.) с гражданского лица требуется определенная сумма.

Вымогательство взятки должностным лицом изначально обладает квалифицирующими признаками (отягчающими обстоятельствами),т.к. во-первых, чиновник по определению не имеет права получать от рядовых граждан вознаграждения или подарки (благодарность) выраженные в денежном эквиваленте, и во-вторых, должностное лицо злоупотребляет своими служебными полномочиями, что является отдельным преступлением.

Если взятку требует сотрудник полиции

А вот, что делать, если полицейский вымогает взятку? Логично, что жаловаться в полицию на сотрудника этого же ведомства о вымогательстве взятки нет смысла. Дабы не «очернять» честь мундира, даже при стопроцентных доказательствах, дело может быть и не начато «за недостаточностью улик».

Следовательно, в таких случаях следует обращаться в так называемый отдел собственной безопасности, который есть в каждом городе. Заявления на действия сотрудников полиции (включая и работников ГИБДД) принимаются в общем порядке. Поэтому сюда может обратиться каждый.

Что делать если требуют взятку?

Если вы столкнулись с незаконными требованиями о даче взятки со стороны должностного лица, то важно знать, что заявление, не подкрепленное абсолютно ничем, скорее всего затеряется в архивах государственного ведомства. Значит, для достижения должного эффекта, советуем вам придерживаться следующего алгоритма действий:

  • для начала следует обзавестись какой-либо доказательной базой (аудио или видео материалы, документы, свидетельства очевидцев и т.д.);
  • определиться с ведомством, куда следует подавать заявление;
  • предоставить сотрудникам как можно больше информации.

Куда обращаться гражданину, если требуют взятку

По общему правилу, как и во всех остальных случаях, при вымогательстве со стороны должностного лица следует обращаться прямиком в полицию. В зависимости от «положения» чиновника, в некоторых случаях целесообразно подавать жалобу прямо в прокуратуру.

К примеру, если преступные требования исходят от следователя городской прокуратуры, то следует обращаться в республиканскую, краевую или областную прокуратуру. Меры будут приняты в оперативном порядке.

После того, как заявление будет принято, с нечистым на руку чиновником начнет работать либо отдел собственной безопасности, либо управление по борьбе с экономическими преступлениями (в аббревиатуре — УБЭП).

Плюс, стоит знать, что для предъявления обвинения по указанным нами выше статьям, важно зафиксировать процедуру непосредственной передачи денег. Иначе, что-то доказать будет крайне проблематично. Следовательно, обращаться в компетентные органы следует сразу после того, как было выставлено незаконное требование.

Данная памятка поможет если у вас требуют взятку. Вся остальная работа, за правоохранительными органами, которые обладают всеми средствами (в том числе и техническими) для того, чтобы вывести злоумышленника на чистую воду.

Юрист коллегии правовой защиты. Кандидат юридических наук. Стаж работы в сфере уголовного права — 14 лет. Защита в суде, полное ведение дела, подготовка документов.

Взяточничество считается одним из наиболее опасных преступлений, совершаемых должностными лицами. Получение незаконного вознаграждения является посягательством на нормальную деятельность аппарата государственного управления. Распространение взяточничества дезорганизует его работу и дискредитирует власть в глазах граждан.

Общая характеристика

Необходимо понимать, что взяточничество не существует само по себе. Оно рассматривается как средство, которое придает преступной деятельности большую эффективность и, следовательно, повышенную опасность. Фактически взятка – двусторонняя сделка. Она заключается между подкупающей стороной и субъектом, продающим свои возможности и полномочия. Как правило, взятка выражается в передаче денежных средств, имущества, ценных бумаг. Они могут приниматься под разными предлогами:

  1. Оказания мат. помощи.
  2. Оплаты услуги или работ по договору.
  3. Предоставления займа на какие-либо цели.
  4. Возврата долга.

Специфика преступления

Особенность преступления заключается в том, что взятку субъект может получить как за незаконные действия либо бездействия служащего, так и за работу, которая относится к непосредственной его компетенции. При этом сотрудник был вправе, в соответствии с установленным порядком, выполнить в пользу субъекта, дающего незаконное вознаграждение, либо представляемых им лиц, какую-либо задачу или ничего не предпринимать.

Вымогательство взятки

Статья УК РФ № 290 устанавливает ответственность за совершение этого преступления. Она предусматривается в части пятой, пункте "б". За вымогательство взятки статья УК РФ предусматривает наказания в виде:

  1. Денежного взыскания. Его размер составляет 70-90-кратную сумму взятки.
  2. 7-12 лет заключения в тюрьме.

За вымогательство взятки УК РФ допускает к последнему виду наказаний вменить дополнительно запрет на осуществление определенной деятельности или пребывание на конкретных постах, установленных судом, до 3-х лет, а также штраф величиной, равной 60-кратному размеру полученного незаконного вознаграждения.

Способ совершения деяния

В процессе вымогательства взятки со стороны должностных работников они могут обращаться непосредственно к гражданам. Однако чаще всего виновные пользуются услугами третьих лиц. В случае вымогательства взятки посредниками могут быть близкий друг, член семьи, знакомый адвокат и пр. При этом действия самих участников преступления - лица, берущего, и субъекта, предоставляющего вознаграждение, - обычно тщательно скрываются ими. Передача ценностей осуществляется в большинстве случаев в отсутствии свидетелей.

Квалификация

Для выявления преступления необходимо установить, присутствуют ли признаки вымогательства взятки. От этого будет зависеть возможность привлечения к ответственности виновных. Субъект рассматриваемого преступления специальный. Если подозревается вымогательство взятки, нужно установить, занимает ли виновный какой-либо пост в госструктуре. Такие субъекты временно, постоянно или по особым полномочиям являются представителями власти.

Они также могут выполнять административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции в госорганах, муниципальных и государственных подразделениях, учреждениях местного самоуправления, в Вооруженных силах, прочих воинских формированиях и войсках страны. По законодательству, сотрудники МВД выступают в качестве представителей власти и являются должностными лицами. Они наделяются распорядительными полномочиями в установленном порядке и реализуют их в отношении субъектов, которые не находятся в служебной зависимости от них. При совершении должностными лицами преступлений, которые не касаются исполнения ими своих обязанностей, соответствующего состава не образуется. При наличии оснований такие деяния могут квалифицироваться по иным уголовным нормам.

Характерные черты преступления

Вымогательство взятки должностным лицом проявляется следующим образом:

  1. Разговор о возможном вознаграждении обладает иносказательным характером. При этом речь служащего состоит из простых односложных предложений. В нем не содержится открытых заявлений относительно того, что решить вопрос чиновник может исключительно после передачи ему денежных средств либо оказания услуги.
  2. В процессе разговора служащий, отказывая в содействии субъекту (говоря, например, что не сможет помочь, что это незаконно, что он не имеет возможностей), мимикой либо жестами показывает свою готовность обсудить вероятные варианты разрешения ситуации в другом месте, в иное время и в более спокойной обстановке.
  3. Характер либо сумма вознаграждения не озвучивается. При этом соответствующие цифры могут записываться служащим на листе бумаги, набираться на калькуляторе либо компьютере, после чего демонстрируются гражданину.
  4. Служащий может перенаправить продолжение контакта третьему лицу, которое непосредственно не связано с решением возникшего вопроса.

Поведение гражданина

Как себя вести, если имеет место явное вымогательство взятки должностным лицом? УК РФ предусматривает ответственность только в том случае, если будет доказана вина субъекта и установлены прочие элементы преступления. В этой связи, рекомендуется:


Для привлечения к ответственности за вымогательство взятки необходимо собрать как можно больше доказательств виновности служащего. Поэтому правоохранительные органы рекомендуют не брать инициативу на себя, а позволить чиновнику выговориться и сообщить как можно больше сведений.

Варианты разрешения ситуации

После того как было совершено вымогательство взятки, гражданин может поступить по-разному. Он может, во-первых, пойти на сделку со служащим и предоставить ему то, что тот требует для разрешения ситуации. В этом случае уголовная ответственность грозит не только субъекту, совершившему вымогательство взятки. предусматривает наказание за предоставление незаконного вознаграждения.

При этом доказательное значение будет иметь сам факт передачи средств, оказания услуг и пр. Второй вариант заключается в прекращении всяких контактов со служащим, отказываясь, таким образом, идти на преступление. Гражданину в таких случаях придется смириться с тем, что важная для него проблема не будет решена. Но при этом чиновник будет продолжать осуществлять незаконную деятельность, становясь все более коррумпированным. И третий вариант - разоблачить субъекта, понимая, что только совместными действиями с правоохранительными органами можно искоренить это преступление. В любой ситуации человек обязан сохранять свое достоинство, не становиться пособником незаконных деяний.

Заявление о вымогательстве взятки

Если гражданин, ставший жертвой коррумпированности чиновника, решает встать на путь противодействия преступлениям, то ему следует обратиться в правоохранительные органы. Он может сделать письменное либо устное сообщение о совершенном деянии. Заявление о вымогательстве взятки должно содержать:

  1. Информацию о служащем, требующем незаконное вознаграждение. В частности, указываются: Ф.И.О., занимаемая должность, наименование учреждения.
  2. Описание характера вознаграждения.
  3. Указание суммы.
  4. Описание конкретных действий/бездействий, за совершение которых вымогается взятка.
  5. Место, время, способ передачи вознаграждения.

Наказание за вымогательство взятки вменяется вне зависимости от того, когда именно было получено вознаграждение - после либо до совершения оговоренных бездействий/действий служащим.

Предмет

В качестве него могут выступать не только денежные средства или иные материальные ценности. Взяткой может быть услуга либо какое-либо имущественное право. Например, возможность получить кредит на льготных условиях или ссуду, выдача которой не соответствует общим банковским положениям. Так, при з/п в 20 тыс. р. финансовая организация может предоставить заем до 200 тыс. р., но субъект, совершающий вымогательство взятки и имеющий право принять решение о кредитовании, выдает гражданину 500 тысяч. Предметом преступления считается услуга или выгода имущественного характера, которые предоставляются безвозмездно, однако, по общим правилам, оплате подлежат. Например, это может быть получение туристической путевки, строительство дачи, ремонт в квартире и так далее. Выгодами имущественного характера являются: занижение стоимости предоставляемого имущества или приватизируемых объектов, снижение арендного платежа, ставки процента за пользование кредитными средствами. Все это должно обладать денежной оценкой. Когда в качестве предмета преступления выступает услуга, то деяние будет считаться оконченным с первых действий, которые направлены на ее предоставление.

Освобождение от ответственности

В примечании к 291 статье УК говорится, что субъект может избежать наказания за дачу взятки, если имело место ее вымогательство или он добровольно сообщил правоохранительным органам о совершенном преступлении. В этом положении закреплено одно из специальных обстоятельств освобождения от ответственности лица при его деятельном раскаянии. Стоит отметить, что, в сравнении с предыдущей редакцией УК, суть данного института в действующем законодательстве раскрыта более полно. Сущность деятельного раскаяния в том, что лицо, в предусмотренных нормами Основной части Кодекса обстоятельствах, может освобождаться от ответственности за совершенное им преступление. Для этого ему необходимо совершить активные действия. Например, это может быть явка с повинной, оказание помощи при раскрытии преступления и так далее. Особенностью этого юридического института выступает правомерность, общественная полезности, добровольность и активность действий субъекта. Применение специальных оснований для освобождения от ответственности допустимо только к лицу, совершившему преступление.

Мотивы деятельного раскаяния

Причинами, по которым субъект совершает активные действия для последующего освобождения от ответственности, могут быть побуждения нравственного или иного характера. К примеру, лицо может не иметь уверенности в том, что у него получится скрывать преступление, он может просто бояться наказания. Любой мотив сообщения о деянии должен сопровождаться осознанием возможности быть освобожденным от ответственности. На добровольность может указывать понимание субъектом того факта, что органы правопорядка не осведомлены о совершенном поступке или, если они и располагают какой-либо информацией, то у них нет сведений о месте нахождения виновных. Если лицо осознает, что правоохранительным структурам известно о преступлении, и они предпринимают соответствующие меры для задержания злоумышленника, добровольность не имеет места. Побудить виновного признаться в содеянном могут знакомые, друзья, родственники или другие лица. Тем не менее решение о добровольном сообщении принимает сам субъект преступления.

Провокация

Она представляет собой действия, которые направлены конкретно на добывание искусственных доказательств для последующего привлечения служащего к ответственности или последующего шантажа. Они совершаются вопреки явному несогласию должностного лица на получение взятки или при его неосведомленности. Провокация считается завершенной с момента передачи материальных ценностей либо оказания служащему услуг. Если он все же принял предмет взятки, то он может быть привлечен к ответственности. Если будет доказана провокация, то он должен быть освобожден от ответственности. ВС разграничивает указанное преступление и подстрекательство оперативников на получение служащим взятки. В частности, указано, что действия такого рода нарушают положения Закона, регламентирующего оперативную деятельность. Вне зависимости от того, принят ли был объект взятки или нет, этот факт не может квалифицироваться как взяточничество.

Чиновники, полицейские, налоговики, государственные служащие и прочие «бюджетники» должны качественно выполнять свою работу без платы со стороны «клиента». Это входит в их обязанности, за которые они получают зарплату.

Материалы по теме:

Как это ни прискорбно, в последние пару десятилетий мы сталкиваемся с вымогательством денег и необходимостью уметь «договариваться» с рождения: оплата «дополнительных» услуг в роддомах, сомнительные взносы в детских садах и школах, «самостоятельная» сдача ГИА и ЕГЭ, «поступление» в институт, и так дальше по жизни: подарки и благодарности в осязаемом эквиваленте тем, кто «помог» и «поспособствовал». Взятка врачу, взятка должностному лицу, взятка полицейскому, взятка в ГИБДД, взятка при сдаче экзамена, ректору, да кому только взяток не дают.

Дача взятки, и уж тем более требование взятку дать — действие противоправное, и карается Уголовным кодексом, федеральным законодательством РФ, в частности, о наказании коррупционных действий должностных лиц говорится в Федеральном законе «О противодействии коррупции».

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения. Действия по передаче и приёму взятки в России и др. странах противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса.

Что считается взяткой?

Взяточничество, к которым часто сталкиваются москвичи — это так называемся бытовая коррупция. Она порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от горожан за услуги должностному лицу, либо членам его семьи.

Что же считается взяткой? Любое имущество, имеющее материальную ценность, может считаться взяткой. , ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомобили, продукты питания, бытовые приборы, а также услуги и выгоды имущественного характера (ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, оплата развлечений и туристических поездок, и прочая, и прочая).

Взятка может носить завуалированный характер: подарок, погашение несуществующего долга, заключение трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение , «случайный» , хватило бы фантазии.

Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц.

Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

— Википедия

Наказание за взятку

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: это получение взятки (ст.290 УК РФ) и дача взятки (ст.291 УК РФ).

Размер взятки для наступления уголовной ответственности значения не имеет. Уголовно наказуемо как заранее оговоренное получение ценностей либо выгод (тип взятки — подкуп), так и взятка, следующая за совершением должностным лицом действий либо бездействия в пользу взяткодателя, даже если передающий и получающий до этого ни о чем не договаривались и взятка последним даже не предполагалась (тип взятки — «благодарность»).

Действующее уголовное законодательство предусматривает наказание за получение взятки до 12 лет лишения свободы, за дачу взятки до — 8 лет.

Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки?

За получение взятки могут быть привлечены к уголовной ответственности только должностные лица, а именно: представители власти или лица, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также Вооруженных Силах РФ.

При этом следует учесть, что при передаче взятки к уголовной ответственности привлекается как взяткодатель, так и взяткополучатель.

Исключение составляют лишь случаи, когда лицо, давшее взятку, добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки, либо если имело место вымогательство взятки.

Что делать, если у вас вымогают взятку?

Разберем эту неприятную ситуацию, ведь в ней может оказаться любой из нас.

Столичное УВД по Западному административному округу рекомендует следующие действия:

  1. Не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием». Позвольте вымогателю (потенциальному взяткополучателю) выговориться, сообщить как можно больше информации.
  2. Вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания. Не допускать опрометчивых высказываний, которые могли бы расцениваться вымогателем либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку.
  3. Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные условия (суммы, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов и т.д.).
  4. Постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое вам место для следующей встречи.
  5. Спросить о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки.
  6. Обратитесь с устным или письменным о готовящемся преступлении в ОВД по месту жительства или в .

Куда обратиться, если вымогают взятку?

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 290 УК РФ

Статья 290 УК РФ. Получение взятки (действующая редакция)

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 290 УК РФ

1. Предметом взятки являются материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера (производство строительных, ремонтных и иных работ, оплата расходов и развлечений, предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) и имущественные права.

Под услугами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими кредитами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").

Имущественные права - это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена, например: собственность или право пользования на имущество, дом, земельный участок, автомобиль, в том числе аренда помещений и др.; право на вознаграждение за изготовление или создание вещи или произведения; право на социальное обеспечение (пенсию, пособие).

Услуги нематериального характера не могут быть предметом взятки.

2. Объективная сторона преступления состоит в получении взятки. Взятка должна считаться полученной не только, когда лицо ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль и т.п.), но и тогда, когда соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет и т.д.).

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица также следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки может осуществляться и в завуалированной форме, например: под видом погашения долга, купли-продажи ценных вещей по заниженным ценам или, наоборот, путем покупки-продажи вещи по завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных соглашений о выполнении работ и выплат за них.

3. Получение взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части ее. Оно не включает исполнения действия (бездействие), за которое получается вознаграждение.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, пытавшегося получить предмет взятки, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.

4. Взятка может быть получена как лично, так и через посредника. Посредником является лицо, которое непосредственно передает предмет взятки в интересах другого лица - взяткодателя.

5. Взятка может быть получена:

За действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК);

Действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последнее в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1 ст. 290 УК);

Общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 290 УК);

Незаконные действия (бездействие) (ч. 3 ст. 290 УК).

6. Субъектом преступления может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействию) другим должностным лицом. При этом оно может, в частности, использовать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

7. Общим покровительством или попустительством по службе признаются действия (бездействие), которые специально не оговариваются, но осознаются участниками как возможные при определенных условиях. Для покровительства характерны активные действия: проявления заботы, внимания; содействие решению тех или иных вопросов.

Попустительство предполагает невмешательство, непринятие мер в связи с нарушениями по службе, нарушениями закона и т.д.

8. Под незаконными имеются в виду действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения.

Если должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое является преступлением, то его действия образуют реальную совокупность должностных преступлений.

9. Получение взятки следует отличать от получения подарка. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" запрещает государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различного рода услуги. Подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями, являются собственностью государства и передаются по акту в государственный орган.

Судебная практика по статье 290 УК РФ:

  • Решение Верховного суда: Постановление N 10П17, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор

    Постановлением прокурора Калининградской области от 24 мая 2008 года в отношении Садыкова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ. Постановлением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 26 мая 2008 года Садыкову избрана мера пресечения в виде заключения под стражу...

  • Решение Верховного суда: Определение N 75-УД15-5, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Суд кассационной инстанции, соглашаясь с данным выводом суда, указал в своем постановлении, что поскольку диспозиция ст. 290 УК РФ не содержит специального признака преступления - совершение преступления сотрудником органа внутренних дел, то признание судом при осуждении Степанова А.С. по данной статье обстоятельством, отягчающим наказание, предусмотренным п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ - совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел, является правильным...

  • Решение Верховного суда: Определение N 55-КГ16-5, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Как установлено судом, 1 апреля 2015 г. в отношении Чебокчиновой Н.М., являющейся педагогическим работником, было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поскольку максимальное наказание за умышленное деяние, предусмотренное частью 3 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлено в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет то согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, по подозрению в совершении которого Чебокчинова Н.М подвергалась уголовному преследованию, относится к умышленным тяжким преступлениям...

+Еще...