Чиновники заплатят по счетам. Взыскание убытков по договору Судебная практика по возмещению убытков

Гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности делятся на общие и имущественные. Общие гарантии состоят в потому, что государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовых, трудовых, информационных, естественных и других ресурсов. Обеспечение материально-техническими и другими ресурсами, которые централизованно распределяются государством, осуществляется только при условии выполнения предпринимателем работ и поставок для государственных нужд.

В предусмотренных законом случаях предприниматель или гражданин, который работает у предпринимателя за наймом, может быть привлеченный к выполнению в рабочее время государственных обязанностей. Орган, который принимает такое решение, возмещает предпринимателю соответствующие убытки.

Гарантии имущественных прав предпринимателя состоят в потому, что государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защита права собственности предпринимателя. Изъятие государством у предпринимателя его основных и оборотных фондов и другого используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Украины.

Убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами, юридическими лицами и государственными органами его имущественных прав, которые предохраняются законом, возмещаются предпринимателю согласно действующему законодательству.

Государственная поддержка предпринимательства - важный фактор его активизации в условиях построения рыночной экономики. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства государство предоставляет земельные участки, передает предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые помещения, законсервированные и недостроенные объекты и сооружения, неиспользуемое оборудование), необходимые для осуществление предпринимательской деятельности. С помощью экономических рычагов (целевых субсидий, налоговых льгот и т.п.) государство стимулирует модернизацию технологии, инновационную деятельность, освоение новых видов продукции и услуг. Она предоставляет предпринимателям целевые кредиты и подает им другие виды помощи.

На формирование и развитие малого предпринимательства, становление малого предпринимательства как ведущей силы в преодолении отрицательных процессов в экономике направленный Закон Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 19 октября 2000 г., который определяет субъектами малого предпринимательства физический лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности; юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 лица и объем годового валового дохода не превышает 500 тыс. евро.

Государственную поддержку малого предпринимательства осуществляют Кабинет Министров Украины - центральный орган исполнительной власти по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, другие центральные органы исполнительной власти по таким направлениям:

1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, организация государственной подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;

2) установление системы льгот для субъектов малого предпринимательства;

3) внедрение упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;

4) финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства;

5) привлечение субъектов малого предпринимательства к выполнению научно-технических и социально-экономических программ, осуществление поставки продукции (работ, услуг) для государственных и региональных нужд.

Важное значение для понимания взаимоотношений между предпринимателем и государством имеют нормы Закона Украины "О предпринимательстве" относительно государственного регулирования предпринимательства. Как отмечается в ст. 42 Конституции Украины, государство обеспечивает защита конкуренции в предпринимательской деятельности, защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ. В условиях построения рыночной экономики коренным образом изменяется характер организационно-правовых отношений государственных и других органов с субъектами предпринимательства. Сегодня эти отношения строятся с использованием:

Налоговой и финансово-кредитной политики, включая установление ставок налогов и процентов за государственными кредитами;

налоговых льгот; цен и правил ценообразования; целевых дотаций; валютного курса; размеров экономических санкций;

Государственного имущества и системы резервов, лицензий, концессий, лизинга, социальных, экологических и других норм и нормативов;

Научно-технических, экономических и социальных республиканских и региональных программ;

Договоров во исполнение работ и поставок для государственных нужд.

Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если оно не задевает предусмотренных законодательством Украины прав государственных органов контроля за деятельностью предпринимателей.

Чтобы уменьшить вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность, отстранить правовые, административные, экономические и организационные препятствия в развитии предпринимательства, ввести новые подходы к государственному регулированию предпринимательства, Указом Президента Украины "Об устранении ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности" от 3 февраля 1998 г. признано за необходимое осуществить мероприятия по устранению ограничений, которые сдерживают развитие предпринимательской деятельности, и относительно уменьшения чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности (дерегулювання).

Указанные мероприятия, часть которых уже реализовано в действующем законодательстве, в частности, включают:

Упрощение порядка создания, регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности;

Сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию и патентованию, требуют получения сертификатов и любых других разрешений на осуществление предпринимательской деятельности;

Лимитирование проверок и контроля за деятельностью субъектов предпринимательства;

Упрощение процедуры таможенного оформления грузов при осуществлении экспортно-импортных операций;

Обеспечение последовательности и стабильности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Согласно действующему законодательству государственные органы и служебные лица могут давать предпринимателям указания только согласно своей компетенции, установленной законодательством. В случае издания государственным или другим органом акта, который не отвечает его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель имеет право обратиться к суду или арбитражному суду с заявлением о признании такого акта недействительным. Збитки, причиненные предпринимателю вследствие выполнения указаний государственных или других органов или их служебных лиц, которые привели к нарушению прав предпринимателя, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их служебными лицами предусмотренных законодательством обязанностей относительно предпринимателя, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решает арбитражный суд.

УДК 347.51

А.Х. НУРИЕВ, аспирант

Казанский (Приволжский) федеральный университет

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА ЗА ПРИЧИНЕННЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ВРЕД

Автором подробно исследуются специальные условия ответственности публично-правового образования за вред, причиненный предпринимателям. При этом обращается внимание на существующие пробелы в теоретическом и практическом определении специальных условий ответственности, а также предлагаются пути их преодоления.

Гражданско-правовые отношения государства и предпринимателей - это отдельный комплексный вопрос в современной правой науке. В процессе развития рыночной экономики возникали новые экономические и политико-социальные проблемы, которые не могли быть решены лишь на базе частной собственности и свободного рынка. Не вызывала сомнений необходимость государственного регулирования через систему мер законодательного, распорядительного и предписывающего характера, которые реализо-вывались уполномоченными государственными органами и общественными организациями в целях приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Непосредственно вопрос ответственности государства за вред, причиняемый предпринимателям, рассматривался Я.Я. Кайль , С.Ю. Ри-пинским .

В теории права принято классифицировать условия ответственности государства на общие и специальные . К общим условиям ответственности относятся: 1) наличие вреда у потерпевшего; 2) противоправность поведения причинителя вреда; 3) причинно-следственная связь между незаконным поведением и вредом; 4) вина причинителя вреда.

Среди специальных условий ответственности выделяются: 1) причиной вредоносного результата должен быть именно акт власти; 2) акт власти может быть совершен не любым работником государственного органа или органа местного самоуправления, а лишь тем, кто относится к числу должностных лиц; 3) должностное лицо в момент

принятия акта власти должно находиться при исполнении служебных обязанностей.

По мнению М.А. Киличенковой, «специальным условием ответственности является то, что в качестве причинителя вреда выступает специальный субъект (субъект власти) - государственный орган или его должностное лицо» . При этом существенным является необходимость легального определения понятий «государственного органа» и «должностного лица».

Нам представляется обоснованным определение государственного органа1, предлагаемое в теории права , под которым понимается звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями определенного содержания и объема, которые выражаются в возможности издавать обязательные к применению правовые акты (нормативные и ненормативные) и в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе метода принуждения.

Организации, не являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, отвечают за причиненный ими вред по иным правилам (ст. 1068 ГК, ч. 2 ст. 120 ГК РФ)

1 В ст. 53 Конституции РФ названы «органы государственной власти», а в ст. 1069 ГК - «государственные органы». В отрасли конституционного права эти понятия различают (государственные органы - более широкое понятие), но для гражданского права специфика этих понятий не имеет значения.

(в отличие от них государственные органы наделены властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера). Например, «войсковая часть не относится к государственным органам, поэтому отношения по возмещению убытков подлежат регулированию ст. 1068 ГК РФ, а не ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ» .

Существуют институты, в отношении которых закон не содержит указания о принадлежности их к числу государственных органов, но которые наделены полномочиями государственно-властного характера (например, Центральный банк РФ). Такие субъекты осуществляют публично-правовую деятельность наряду с экономической и частноправовой. На них должен распространяться режим имущественной ответственности государства (если вред причинен в результате осуществления властных полномочий), поскольку государство должно отвечать за действия тех институтов, которые действуют от его имени и осуществляют его управленческие функции .

Согласно п. 11 проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О способах защиты прав и законных интересов участников экономического оборота в случае причинения им вреда со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц» от 2008 г. в соответствии со ст. ст. 16 и 1069 ГК возмещается вред, причиненный не только органами, входящими в структуру публичных органов, но и органами и организациями (и их должностными лицами), которым делегированы властные полномочия, если вред причинен в рамках выполнения этих полномочий. Данное положение оправданно, поскольку государство возмещает вред, причиненный властными субъектами не в силу обладания ими своим особым статусом, а из-за выполнения этими субъектами возложенных на них функций государства (вред, причиненный органами вне реализации этих функций, возмещается иным образом). Если государство наделяет иных субъектов своими функциями, то оно обязано возмещать вред, причиненный в рамках реализации отдельных властных полномочий.

Государственные органы и органы местного самоуправления исполняют функции публичной власти (разного уровня и характера), поэтому установлен единый режим гражданско-правовой ответственности.

В ст. 1069 ГК РФ учитываются незаконные деяния не любых работников государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностных лиц.

В.Т. Нор выделяет следующие признаки должностного лица: имеет право давать основанные на законе распоряжения и указания субъектам, не находящимся в их непосредственном подчинении, то есть их действия носят публичный характер; эти распоряжения носят обязательный для исполнения характер и подкреплены принудительными мерами государства; выступают не от своего имени, а от имени государства, предоставившего ему властные полномочия .

Если обратиться к истории теории гражданского права, то в праве дореволюционной России отсутствовало определение понятия «должностное лицо». В результате чего в нормативных актах1 того времени перечислялись все виды должностных лиц, которые могут стать субъектами юридической ответственности. Тем не менее, законодатель предусмотрел гражданско-правовую ответственность должностного лица за правонарушения. Основания подобной ответственности носят публично-правовой характер, так как должностное лицо является представителем государства при реализации своих властных полномочий, соответственно к его деятельности применяются нормы публичного права.

Законодательство периода конца XIX - начала XX вв. предусматривало ответственность должностного лица, если оно причинило вред третьим лицам и действовало как орган государственной власти в пределах возложенных на него функций. Правоведы того времени утверждали, что необходимо перенести бремя ответственности с должностного лица за причинение вреда частному лицу во время выполнения своих функций на казну государства . Но несмотря на попытку реформировать сложившееся законодательство в начале XX в., проблема личной имущественной ответственности должностного лица сохранилась.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. В УК РФ , в КоАП РФ , Федеральном законе «Об общих принципах организации местного

1 См. Уложение о наказаниях 1845 г., Уголовное Уложение 1903 г.

самоуправления в РФ» приводится понятие должностного лица. Примечание к ст. 285 УК: «Должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ». В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ приводится аналогичная дефиниция, однако уточняется, что значит «осуществляющее функции представителя власти»: «наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица».

Таким образом, нормы гражданского законодательства, касающиеся рассматриваемого вопроса, нуждаются в собственном определении должностного лица, так как здесь неприменима дефиниция, приведенная в законодательстве отраслей публичного права. Ведь отношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права, имеют свою специфику, которая не позволяет отождествлять многие понятия этих отраслей права с понятиями гражданского права. Природа уголовной и административной ответственности схожа, поэтому и содержание многих понятий в них совпадает. ГК РФ же в ст. ст. 1069 и 1070 регулирует абсолютно иную ответственность. Здесь должностное лицо не является субъектом ответственности.

На наш взгляд, современная трактовка понятия должностное лицо следующая: должностными называются лица, имеющие полномочия на совершение нормативно определенных властных действий, влекущих юридические последствия в виде установления, изменения или прекращения прав и обязанностей третьих лиц, не связанных с ними служебной подчиненностью. При этом вред причиняется ими при исполнении властных, публичных функций. Если же вред возникает вне сферы такой деятельности (например, сотрудник службы судебных приставов на своей машине врезается в грузовой транспорт, принадлежащий предпринимателю, в результате чего пов-

реждается товар внутри грузового транспорта), ответственность применяется по общим основаниям (ст. 1064 ГК) или по правилам об иных специальных деликтах, а не в соответствии со ст. 1069 ГК.

Учитывая специфику властных действий, они могут быть совершены и в нерабочее время, и вне территории места работы субъекта власти. Важно, что лицо могло осуществить их только в силу занимаемого служебного положения. Возможны ситуации, при которых вред причиняется не непосредственно служебными действиями, а лишь во время исполнения служебных обязанностей.

В ст. 1069 ГК указано, что поведение может выражаться в виде незаконных действий (бездействия), в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Под незаконными действиями (бездействием), на которые указано в приведенной статье, следует понимать деяния, противоречащие законам и другим правовым актам. Они имеют многообразные виды и формы и заключаются не только в издании не соответствующих законодательству властных предписаний (приказов, распоряжений, указаний и др.), но и в иных незаконных действиях (бездействии) , то есть в фактическом поведении.

В п. 2 проекта Постановления Пленума ВАС РФ приведен примерный перечень действий (бездействия) субъектов власти: принятие незаконного нормативного/ненормативного акта; ненадлежащее (неполное, несвоевременное) выполнение органом или должностным лицом своей обязанности; незаконный отказ в выдаче, приостановление, отзыв лицензии или иного разрешительного документа; невыполнение (уклонение от выполнения) обязанности; неисполнение судебного акта. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Для недопущения ограниченности в толковании целесообразно не перечислять конкретные виды незаконных действий (бездействие), а дать общие ориентиры: «незаконным следует понимать такое действие (бездействие) субъектов власти, которое: 1) нарушает требования обязательных для исполнения в РФ норм международного права, Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов, действовавших на момент причи-

нения вреда; 2) совершено в отсутствие правовых норм, дозволяющих субъектам власти поступать подобным образом; 3) совершено на основании нормативных правовых актов, не подлежащих применению в силу их несоответствия законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу» .

В законодательстве не содержится четких требований о необходимости предварительного обжалования акта власти. В литературе существуют различные подходы к решению данной проблемы. Одни считают, что суд может удовлетворить иск о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами только после признания соответствующего акта власти недействительным . Другие утверждают: суд, установив, что правовой акт незаконен и налицо другие необходимые основания для возмещения причиненного его изданием вреда, должен независимо от признания акта недействительным удовлетворить требование о возмещении вреда .

Пункт 18 проекта Постановления Пленума ВАС РФ гласит: «В соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Из данной статьи следует, что иск о возмещении вреда, причиненного субъектами власти, подлежит удовлетворению независимо от признания соответствующих действий (бездействия) незаконными в судебном акте по другому делу или предъявления заявления о признании соответствующих действий (бездействия) незаконными». ВАС РФ исходит из того, что для взыскания убытков, причиненных субъектом власти предпринимателям, не требуется предварительного судебного решения о признании соответствующего акта власти недействительным (незаконным) . Существует и иная практика, когда суд отказывает в удовлетворении требований ввиду отсутствия решения о признании действий незаконными .

Способ защиты гражданских прав в виде признания незаконными действий субъекта власти выбирается заинтересованным лицом в случаях, когда такими действиями нарушаются его права на текущий момент или на будущее время, и

главной целью заинтересованного лица является устранение препятствий в осуществлении своих прав. Если же лицо заинтересовано в возмещении убытков, причиненных ему незаконными действиями субъекта власти, то оно, соответственно, выбирает возмещение убытков как способ защиты своих прав. И оно в этом случае не обязано предварительно обращаться в суд с требованием признать действия субъекта власти незаконными. В случае если лицу необходимо и устранить препятствия, незаконно чинимые в его деятельности, и возместить ущерб, нанесенный ему такими препятствиями, оно может обратиться в суд с двумя требованиями: о признании действий субъекта власти незаконными и о взыскании убытков, понесенных вследствие данных действий.

Таким образом, выбор того или иного способа защиты прав принадлежит только пострадавшему лицу. Лицо, пострадавшее от незаконных действий субъекта власти, вправе подать иск о возмещении убытков без предварительного или одновременного признания действий субъекта власти незаконными, что является обоснованным с правовой точки зрения и полностью отвечает целям защиты прав и законных интересов лица в случае причинения им вреда со стороны властных субъектов.

Следует учитывать, что признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными, действий (бездействия) их должностных лиц незаконными не является достаточным основанием для привлечения их к ответственности за причинение вреда, суду следует установить совокупность условий, необходимых для привлечения к деликтной ответственности1. Предварительное признание властного акта недействительным может быть полезным для потерпевшего, поскольку решение о признании такого акта не соответствующим закону является доказательством противоправности (преюдициальное значение). В случае обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) субъектов власти без

1 Пункт 2 Обзора практики рассмотрения дел о возмещении внедоговорного вреда, одобренного на заседании Президиума Семнадцатого апелляционного суда 21 марта 2008 г.; п. 9 Обобщения практики рассмотрения споров, связанных с применением гражданско-правовой ответственности в виде убытков из причинения вреда (утв. Президиумом Арбитражного суда Свердловской области 22.09.2006).

требования о возмещении вреда обязанность по доказыванию законности решений, действий (бездействия) возлагается на орган (должностное лицо), что является выгодным для потерпевшего. Однако установленный ранее факт противоправности акта публичной власти в рамках дела о возмещении вреда может быть признан судом сопутствующим условием, но не прямой причиной возникших у истца убытков. Судебная практика содержит ряд примеров, когда суд отказывает в иске, поскольку приходит к выводу, что противоправность действий государственного органа или должностного лица хотя и имела место, но не это обстоятельство повлекло причинение истцу убытков .

Список литературы

1. Кайль Я.Я. Российская Федерация как должник в обязательствах вследствие причинения вреда: дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2005. - 211 с.

2. Рипинский С.Ю. Имущественная ответственность государства за вред, причиняемый предпринимателям незаконным действиями (бездействием) органов исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002. - 203 с.

3. Гражданское право: в 3 т. Т. 3 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби; Проспект, 2007. - С. 25-27.

4. Киличенкова М.А. Обобщение судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного в результате неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц // Арбитражные споры. - 2008. - № 3.

5. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельско-го, В.Д. Перевалова. - М.: НОРМА, 2001. - С. 159-160.

6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 мая 2007 г. по делу № А56-57136/2005 // СПС «Консуль-тантПлюс».

7. Рипинский С.Ю. Специальные условия ответственности государства за причинение вреда предпринимателям // Законодательство. - 2002. - № 10. - С. 29-30.

8. Нор В.Т. Имущественная ответственность за неправильные действия должностных лиц. - Львов, 1974.

9. Доклад В.А. Маклакова // Вестник права и нотариата. - 1910. - № 40. - С. 1195.

10. К вопросу об ответственности должностных лиц по проекту министра юстиции, внесенному в Государственную Думу // Вестник права и нотариата. - 1911. - № 16. -С. 481-483.

11. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

12. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

13. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2003. - № 40. -Ст. 3822.

14. Постановление Президиума ВС РФ от 10 октября 2001 г. № 129пв01пр // Бюллетень ВС РФ. - 2002. - № 7. -С. 7.

15. Цветков И.В. Что есть возмещение вреда? // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 25.

16. Скобычкина Н.Р. Возмещение вреда, причиненного федеральными государственными органами, а также их должностными лицами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук - Екатеринбург, 2007. - С. 11.

17. Комментарий к ГК РФ: в 3 т. Т. 1 / под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 62.

18. Любимова Р.Н. Ответственность органов власти за вред, причиненный актами, не соответствующими закону, незаконными действиями (бездействием) // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 3. - С. 56.

19. Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: сб. памяти С.А. Хохлова / отв. ред. А.Л. Маковский. - М., 1998. - С. 108.

20. Нам К. Через тернии к государству за убытками // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 40.

21. Определение ВАС РФ от 30 апреля 2008 г. № 5616/08 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ» по делу № А57-529/07-15 // СПС «КонсультантПлюс».

22. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 августа 2008 г. по делу № А42-4282/2007 // СПС «КонсультантПлюс».

23. Киличенкова М.А. Обобщение судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного в результате неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц // Арбитражные споры. - 2008. - № 3.

24. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 июля 2008 г. по делу № А29-8692/2007 // СПС «Кон-сультантПлюс».

В редакцию материал поступил 01.02.11

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, государство, нормативно-правовой акт, специальные условия ответственности, государственный орган, должностное лицо, причинение вреда, предприниматель, возмещение вреда.

Под убытками понимаются два их вида: реальный (действительный, наличный) ущерб и упущенная выгода (потенциально возможная выгода при обычных, нормальных условиях оборота, в том случае, если бы не наступило основание для возмещения). В общем виде убыток — это умаление в имущественной сфере, именно поэтому в словарях приводятся такие синонимы: вред, ущерб, урон, потеря.

Реальный ущерб – суммы, которые лицо уже произвело или произведет в будущем для того, чтобы право было восстановлено, а также разрушение или частичное повреждение имущества.

Возмещение понесенных убытков – один из универсальных способов защиты гражданских прав, применяемых не только в договорных отношениях, но и в отношениях из причинения вреда и других действий, которые повлекли нарушение прав (действия органов).

Убытки по ГК РФ

Основа регулирования убытков в ГК РФ — это статьи 15 и 393 Гражданского кодекса . Приводим текст данных статей:

Статья 15. Возмещение убытков

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Статья 393. Обязанность должника возместить убытки

1. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
2. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
3. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, — в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.
4. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
5. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
6. В случае нарушения должником обязательства по воздержанию от совершения определенного действия (негативное обязательство) кредитор независимо от возмещения убытков вправе требовать пресечения соответствующего действия, если это не противоречит существу обязательства. Данное требование может быть предъявлено кредитором и в случае возникновения реальной угрозы нарушения такого обязательства.

Возмещение убытков в гражданском праве регулируется также и множеством специальных норм, которые содержатся в положениях об отдельных договорах ГК РФ или даже в отдельных законах (например, в законе о защите прав потребителей).

Правила возмещения убытков

По общему правилу, убытки взыскиваются в полном размере, обратное может быть предусмотрено законом или сторонами в договоре.

Правовая основа для взыскания убытков по договору – статья 394 ГК РФ. Данная статья в основном устанавливает правила взыскания убытков и неустойки , особенности их совместного взыскания.

По общему правилу, убытки возмещаются только в той части, которую не смогла покрыть неустойка. Указанное положение воплощает компенсационный характер гражданско - правовой ответственности, которая не может способствовать обогащению одного участника гражданского оборота за счет другого.

Но есть и исключения из правила, причем закон их четко не устанавливает. Диспозитивная норма того же пункта разрешает установить в законе или в договоре иные условия, а именно:

  • Возможность взыскания только неустойки, но не убытков;
  • Возможность взыскания полного размера убытков поверх неустойки;
  • Возможность истцу выбрать из двух вариантов – взыскание убытков или неустойки (является наиболее подходящим вариантом).

Если установлена ограниченная ответственность лица, ее уровнем ограничивается и возможный для взыскания размер убытков.

Данные положения закона необходимо учитывать в договорной работе, включить в типовые договоры выгодные для организации условия из предлагаемых законом вариантов.

Что необходимо доказать для взыскания убытков?

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входят следующие обстоятельства:

  • Факт наступления основания для взыскания убытков по договорным обязательствам (неисполнение либо ненадлежащее исполнение заключенного сторонами договора).
  • Конкретная причинно-следственная связь между основанием возмещения убытков и наступлением убытков. Такая связь должна быть установлена с разумной степенью достоверности, однако на практике зачастую требуют доказать неизбежность убытков — это самый трудный элемент в доказывании;
  • Размер причиненных убытков по договору (оценка последствий);
  • Вина причинителя убытков (с учетом того, что субъекты предпринимательской деятельности «виновны», пока не доказано иное, то есть установлена презумпция виновности в данном случае);
  • Какие меры были предприняты для предотвращения наступления убытков (оценка добросовестности причинителя убытков);
  • При взыскании размера упущенной выгоды – доказательства того, какие приготовления были сделаны для ее извлечения (получена лицензия на определенный вид деятельности, закуплено оборудование и т.д.). Доказывание упущенной выгоды – весьма сложная категория споров из-за особенностей доказывания.

Судебная практика по возмещению убытков

Примеры судебных решений по взысканию убытков по договору:

  • Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью убытки в размере 2681492 (два миллиона шестьсот восемьдесят одна тысяча четыреста девяносто два) рубля 96 копеек.
  • Взыскать с открытого акционерного общества 72 593 руб. 42 коп. убытков.
  • Взыскать 4455004 руб. 66 коп. убытков, причиненных утратой имущества, сданного на хранение.

Исковое заявление о возмещении убытков

Скачать пример искового заявления о взыскании убытков по договору можно на странице

C 1 марта 2013 года вступили в силу новые поправки в Гражданский кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ. Рассмотрим те, которые относятся к компенсации ущерба, причиненного действиями (бездействиями) органов государственной власти.

Ранее в кодексе присутствовала статья 16, которая сохранилась и в новом кодексе. Она предусматривает возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления в случае незаконных действий или бездействий с их стороны.

Гражданский кодекс РФ был дополнен статьей 16.1, предусматривающей компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. Подлежит компенсации ущерб, причиненный личности, имуществу гражданина или юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

В каких ситуациях может быть применен этот закон? Например, если преступник захватил банк, ювелирный магазин и взял заложников, то правоохранительные органы принимают все меры к освобождению людей. Но в ходе операции витрины разбиваются, стены, двери и мебель ломаются. Таким образом, наносится ущерб имуществу предпринимателя. С вступлением в силу новой статьи ГК РФ собственник бизнеса сможет обратиться в суд, чтобы взыскать с государства причиненный ему ущерб.

Стремление нашего государства создать институт возмещения вреда - это положительный шаг. Для его реализации необходим четкий механизм работы, который пока не создан. Создание такого механизма однозначно изменит бизнес-климат и повысит ответственность государства в отношениях с налогоплательщиками.

Напомним, согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Президиум ВАС РФ опубликовал информационное письмо N 145 от 31 мая 2011 г., в котором рассмотрел вопросы порядка определения и замены ответчика, бремени доказывания причиненного вреда и пр. Однако вопросов по рассматриваемой категории дел у арбитражных судов и у участников процессов меньше не стало.

Применяться на практике положения статьи 16.1 ГК РФ будут в случаях, прямо предусмотренных законом. Наиболее распространенным примером применения указанной статьи может служить ситуация с арендой земельного участка при строительстве на нем многоэтажного дома. Арендодателем по этому договору выступает муниципальное образование, которому предоставлено право отказа от исполнения договора аренды в одностороннем порядке, даже в том случае, когда со стороны арендатора отсутствуют факты нарушения своих обязательств по договору. И если арендодатель реализует свое право, то в силу п. 3 ст. 450 ГК РФ отказ от исполнения договора влечет его расторжение, что автоматически наносит застройщику огромные убытки.

На этом примере становится ясно, что властный орган, выступающий стороной договора аренды, воспользовался предоставленным ему законным правом на односторонний отказ от исполнения договора, и в связи с чем его действия считаются правомерными. Однако вторая сторона этого договора выступает фактически потерпевшим лицом и несет убытки. В этой связи потерпевшая сторона сможет применить нормы статьи 16.1 ГК РФ и по новому законодательству взыскать с арендодателя (как правило, это муниципальный орган власти) причиненный ему ущерб.

Но вместе с тем, как видно из примера, самостоятельно статья 16.1 ГК РФ применяться не сможет, поскольку пока не создан механизм возмещения ущерба органами государственной власти и местного самоуправления. И как это обычно бывает в законодательной системе, с появлением "новелл" рождаются новые вопросы о практическом применении. Например, за нарушение каких именно прав и законных интересов суд будет взыскивать ущерб с госорганов и в каком размере?

Практика применения этой нормы закона будет ясна только тогда, когда арбитражные суды начнут принимать и разбирать первые подобные иски. Следовательно, первая практика по такой категории дел появится в нашей стране к концу 2013 года. Именно арбитражная практика покажет, в каком направлении будет складываться дальнейший путь развития этой востребованной в бизнес-сообществе нормы Гражданского кодекса РФ.

Суд, получив иск от предпринимателя, будет оценивать два ключевых момента, которые лежат в основе судебного решения: характер причиненных действий, были ли они правомерно применены госорганами, и второй момент - факт причиненного ущерба именно в ходе действий (бездействий) госорганов. Суд должен установить причинно-следственную связь, на основании которой будет вынесено решение: имеет ли предприниматель право на компенсацию и ее размер? Предприниматели, обращаясь в суд, должны собрать доказательную базу причинения вреда их бизнесу, чтобы увеличить свои шансы на справедливое и законное решение.

Государство также заинтересовано в том, чтобы установить четкий порядок работы этой статьи на практике, иначе эта норма может обернуться для бюджета лавиной исков с требованием компенсации ущерба, если бизнес-сообщество и население возьмет на вооружение принцип "потребительского терроризма". Несмотря на шероховатости переходного периода, это нововведение в Гражданском кодексе РФ очень перспективно. Оно приведет к нужным и важным преобразованиям в вопросах справедливого взаимодействия общества и государства.

Александра Тимошенкова , управляющий партнер юридической фирмы "Тимошенкова и партнеры"

8.1. Сущность и виды ответственности предпринимателей

В общей форме под ответственностью предпринимателей понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных установленных (договоренных) обязанностей (обязательств), нарушений прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно, хозяйствующие партнеры, государственные органы несут ответственность перед предпринимателями при невыполнении договорных обязательств, принятии решений, нарушающих права предпринимателей. Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров.

Предприниматели несут юридическую ответственность, которая представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими установленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей. Действует также дисциплинарная, материальная, моральная ответственность.

Предприниматели как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, которая представляет собой установленные гражданским законодательством юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные (финансовые) последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.

Гражданская ответственность является имущественной, носит компенсационный характер, так как главной целью ее применения является восстановление прав потерпевшей стороны (кредитора). Гражданская ответственность предпринимателей возникает из внедоговорных отношений. Она устанавливается соответствующими нормами права, а также является договорной, вытекающей из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заключенных договоров. С точки зрения уровня (роли) ответственности виновной стороны, гражданская ответственность подразделяется на долевую, солидарную, субсидиарную и смешанную.

Солидарная обязанность (ответственность), или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при этом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, которые остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных от исполнения обязательств. Так, участники общества с ограниченной ответственностью, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Субсидиарной ответственностью является дополнительная ответственность лиц (сторон), которые наряду с должником отвечают перед кредиторами за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором. Так, в соответствии с ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия наравне с другими участниками в течение 2 лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищей, за год, в котором он выбыл из товарищества.

Смешанной ответственностью является ответственность, возникающая при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон.

Предприниматель как собственник организации (предприятия) в соответствии с трудовым правом устанавливает материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю ущерб по их вине. Материальная ответственность может быть установлена лишь за ущерб, который возник в результате противоправного и виновного поведения работников. Материальная ответственность бывает двух видов: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Полная материальная ответственность должна быть установлена при получении работником материальных ценностей (денег) под отчет по разовым документам, а также, если в действиях работника, нанесшего ущерб, содержатся признаки уголовного преступления.

В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия (взыскания) на нарушителей трудовой дисциплины. Применяют следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф - денежное взыскание, установленное в пределах от одной десятой до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, до 5 000 МРОТ - в соответствии с федеральными законами.

Уголовная ответственность - это (в соответствии с положениями Уголовного кодекса РФ) один из видов юридической ответственности предпринимателей, возникающей при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской деятельности. Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее противоправноe деяние умышленно или по неосторожности. Видами уголовного оказания за противоправные действия при осуществлении предпринимательской деятельности являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок. Штраф устанавливается судом в пределах от 25 до 1 000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до одного года. Размер штрафа устанавливается судом в зависимости от тяжести и вида совершенного преступления в сфере экономической деятельности.

8.2. Условия возникновения гражданской ответственности предпринимателей

Гражданская ответственность возникает при нарушении предпринимателями положений гражданского законодательства, которое регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием. Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспариваемой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правонарушения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Итак, гражданская ответственность предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей возникает при нарушении ими гражданских прав других физических и юридических лиц в соответствии с действующими законами, другими нормативными актами, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств в соответствии с законами и заключенными договорами

Так, предприниматель как гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Полные товарищи в товариществе на вере несут ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом, а участники-вкладчики несут риск убытков, связанный с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов в складочный капитал. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости и уплаченной части вклада каждого из участников. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. В соответствии со юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

8.3. Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств

Под обязательством в гражданском законодательстве понимается правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в ГК РФ. В обязательстве в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут участвовать одно лицо или одновременно несколько лиц.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, в зависимости от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

В соответствии с ГК РФ способами исполнения обязательств являются неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом или договором.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законная неустойка), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон, но размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Однако, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить, кроме отдельных случав, установленных ГК РФ. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда: допускается взыскание только неустойки, но не убытков; убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрат или повреждения имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не менее, чем такие доходы.

По отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Уплата неустойки и возмещение убытков в случаях ненадлежащего исполнения обязательства не освобождает должника oт исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.

Залог - один из способов обеспечения исполнения обязательств. В силу залога кредитор имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Залог возникает в силу заключенного договора о залоге, в котором должны быть указаны предмет залога, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом.

Поручительство - способ обеспечения исполнения обязательства, в соответствии с которым поручитель (третье лицо) обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение перед ним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства совершается в письменной форме. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.

Банковская гарантия - письменное обязательство, в силу которого банк, иная кредитная или страховая организация (гарант) должны уплатить кредитору принципиала (бенифициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по предоставлении бенефициаром письменного требования об ее уплате (). Принципиалом является должник, по просьбе которого гарант дает письменное обязательство уплатить кредитору денежную сумму, не уплаченную должником. За выдачу банковской гарантии принципиал уплачивает гаранту вознаграждение.

Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечении его исполнения. Соглашение о задатке независимо oт суммы должно быть совершено в письменной форме.

8.4. Административная ответственность предпринимателей

Административная ответственность наступает за правонарушения, предусмотренные Административным кодексом, а также отдельными федеральными законами, если эти нарушения по своему характеру не несут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест и др.

Не рассматривая все виды административных правонарушений, за которые предприниматели и организации могут подвергнуться административной ответственности, перечислим те, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью. Это - нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда; уклонение от участия в переговорах по коллективному договору, соглашению; невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения; нарушение санитарно-гигиенических правил и норм; нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, на животный мир; порча сельскохозяйственных и других земель; нарушение законодательства по осуществлению деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации; нарушение правил ввода в эксплуатацию новых предприятий и их последующей эксплуатации; нарушение правил торговли; незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; продажа товаров без документов; нарушение государственной дисциплины цен; продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов; незаконная продажа товаров или иных предметов; обман потребителей в небольшом размере; необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров; неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа; нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений; нарушение установленных правил получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и камней или изделий, их содержащих; прием на работу без паспорта или без регистрации и другие административные правонарушения.

8.5. Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства

В соответствии с действующим законодательством организации или их руководители, а также индивидуальные предприниматели, виновные за противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность. Так, в случае нарушения антимонопольного законодательства предприятия (организации) в соответствии с предписанием антимонопольного органа обязаны прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, перечислить прибыль, полученную в результате нарушения, в федеральный бюджет, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

Ответственность в виде штрафа несут организации за следующие нарушения антимонопольного законодательства:

  • неисполнение в срок предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа) - до 100 МРОТ за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тыс. МРОТ;
  • совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного ст. 17 и 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 3-ФЗ), - до 5 тыс. МРОТ;
  • непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии со ст. 17 и 18 указанного Закона, -до 50 МРОТ за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тыс. МРОТ;
  • нарушение установленного порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных ст. 17 и 18 указанного Закона,-до 5 тыс. МРОТ;
  • представление федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений - до 1 тыс. МРОТ;
  • неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа) в соответствии п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - в размере до 8 тыс. МРОТ. В соответствии с Законом при определении размера штрафа должно учитываться экономическое состояние организаций.

Индивидуальные предприниматели, виновные:

  • в непредставлении в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, в случаях, предусмотренных Законом PФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", несут административную ответственность в виде предупреждений или штрафа до 80 минимальных размеров оплаты труда;
  • в совершении действий (бездействий), нарушающих порядок, установленный ст. 17 и 18 указанного Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 80 МРОТ в течение 2 месяцев со дня обнаружения данного правонарушения;
  • в неисполнении законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа), предъявляемых в соответствии с п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 указанного Закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 100 МРОТ.

Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) на коммерческую или некоммерческую организацию, за исключением индивидуальных предпринимателей взыскивается в федеральный бюджет в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня внесения решения о его взыскании. Штраф, наложенный на руководителя коммерческой или некоммерческой организации, индивидуальных предпринимателей, должен быть уплачен ими в 30-дневный срок со дня получения решения о наложении штрафа. При уклонении от уплаты штрафа или неуплаты штрафа в полном размере он взыскивается по решению суда в установленном порядке, а также взыскивается пеня в размере 1% от суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.

8.6. Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг)

Предпринимательские организации (изготовители, исполнители, продавцы) несут ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг) в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" и другими нормативными актами. Так, федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе наложить штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о нарушении прав потребителей до 5000 МРОТ.

Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальные органы) и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:

  • уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их законных предписаний изготовителями (исполнителями, продавцами) - до 5000 МРОТ;
  • причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям, предъявленными к товарам (работам, услугам), -до 5000 МРОТ;
  • продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, - стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Указанные штрафы взыскиваются с изготовителей (исполнителей, продавцов) в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении штрафа. В случае уклонения индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере органы, принявшие решение о наложении штрафа, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафа, а также пени в размере 1% налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной суммы за каждый день просрочки.

В соответствии с Административным кодексом продаж товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли, а также на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, влечет наложение штрафа от 3 до 25 МРОТ. Торговля продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 25 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой.

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, реализующих товары или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенные в небольшом размере, влекут наложение штрафа от 1 до 30 МРОТ. Обманом потребителей в небольшом размере является обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, не превышающей 1/10 части МРОТ.

Если установлено, что при несоблюдении производителем правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителей. Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Если изготовитель (исполнитель, продавец) представил ненадлежащую, т.е. недостоверную или недостаточно полную, информацию о товаре (работе, услуге), что повлекло за собой приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Другие виды ответственности предпринимателей за производство и реализацию товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, не соответствующих стандартам, техническим условиям, условиям сертификации и знаков соответствия, установлены РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ).

8.7. Ответственность за совершение налоговых правонарушений

8.7.1. Сущность налогового правонарушения и его виды

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сбоpax) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, а также Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 142-ФЗ) "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлена ответственность.

К налоговым правонарушениям относятся следующие:

а) нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
б) уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
в) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
г) непредставление налоговой декларации;
д) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
е) неуплата или неполная уплата сумм налога;
ж) незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение;
з) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
и) неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
к) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

За вышеперечисленные налоговые правонарушения первой частью Налогового кодекса РФ предусмотрены налоговые санкции, о сущности которых будет рассказано ниже.

В Налоговом кодексе РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение налогового законодательства иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, однако Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена административная ответственность за отдельные налоговые правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного правонарушения.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Смягчающими ответственность признаются следующие обстоятельства:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.

Обстоятельством, отягощающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Это положение не действует при совершении следующих налоговых правонарушений: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объемов налогообложения и недоплата или неполная уплата сумм налога.

8.7.2. Формы и виды ответственности за совершение налоговых правонарушений

Формами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются административная и уголовная ответственности. Ведущим видом, мерой ответственности являются налоговые санкции, которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в установленном законодательством размере. При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств установленный размер санкции подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза, а при наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, установленный размер санкции (штрафа) увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, при этом налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Предыдущая