Арбитражный суд красноярского края. Арбитражный управляющий Ответственность за неисполнение требований конкурсного управляющего

Решение от 21 января 2016 года по делу № А68-9911/2015 АС Тульской области

Экспонат № 4

Основание:
Несоблюдение срока подготовки, представления и утверждения плана внешнего управления

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов.
Пунктом 1 статьи 106 Закона о банкротстве предусмотрено, что не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 29.04.2015» введена процедура внешнего управления.
С учетом требований законодательства о банкротстве, ВУ обязан был разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов не позднее 29.05.2015.
Из материалов дела следует, что информация представленная в ЕФРСБ, свидетельствует о том, что план внешнего управляющего впервые разработан и размещен ВУ на соответствующем сайте и находился в свободном доступе с 22.06.2015, то есть по истечении двух месяцев после утверждения его ВУ
08.07.2015 состоялось собрание кредиторов должника со следующей повесткой дня: 1. Отчет внешнего управляющего о проделанной работе. 2. Утверждение плана внешнего управления.
Суд соглашается с доводом Управления о том, что план внешнего управления представлен внешним управляющим собранию кредиторов » только 08.07.2015, то есть по истечении двух месяцев с момента своего утверждения, что свидетельствует о нарушении положений абзаца 4 пункта 2 статьи 99, пункта 1 статьи 106, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве.

Экспонат № 5

Основание:
Неправильно проведен подсчет голосов при включения дополнительного вопроса в повестку дня собрания кредиторов

На собрании кредиторов должника от кредитора поступила заявка о включении в повестку дня дополнительного вопроса. Собрание кредиторов проголосовало за включение в повестку дня дополнительного вопроса. При этом внешним управляющим был утвержден следующий порядок голосования: один представитель - один голос. В результате «за» включение в повестку дня дополнительного вопроса отдано 4 голоса, «против» - 1 голос, «воздержались» - нет голосов. На основании чего постановили большинством голосов включить в повестку дня вышеуказанный дополнительный вопрос, было проведено голосование по данному вопросу.
В нарушение пункта 2 статьи 15 Закона о банкротстве, ВУ нарушен порядок включения дополнительного вопроса в повестку дня собрания кредиторов, а именно, неправильно проведен подсчет голосов, что нарушило законные права и интересы кредиторов должника.
Таким образом, ВУ нарушены положения пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 15, пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, пунктов 7, 8, 9,10 Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 №56 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов».


Экспонат № 6

Основание:
Корявый план внешнего управления. Не содержит конкретного обоснования возможности восстановления платежеспособности должника
Одним из источников поступления денежных средств указано взыскание дебиторской задолженности с юридических лиц в размере 52 млн. руб. предусмотрены конкретные сроки для проведения мероприятий по ликвидации дебиторской задолженности; в Плане делается вывод о том, что в срок до 01.10.2016 возможно взыскание порядка 57 млн. руб.
Факт отсутствия первичной бухгалтерской и иной документации должника, в том числе подтверждающей дебиторскую задолженность, не оспаривается самим арбитражным управляющим.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 статьи 106 Закона о банкротстве, План внешнего управления в части взыскания дебиторской задолженности не содержит конкретного обоснования возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок с учетом отсутствия подтверждающей ее документации
В то же время в Плане внешнего управления отсутствует информация о расходах, связанных с подготовкой и проведением мероприятий по продаже имущества должника. Указание статей расходов является обязательным условием при составлении Плана внешнего управления, так как только соотношение доходов и расходов позволит понять насколько эффективно и целесообразно использование соответствующей меры в период восстановления платежеспособности должника.

Решение: штраф в размере 25 000 руб.

К этой жалобе (просрочка публикации на один день), можно было бы прокачать формальное разграничение составов объективной стороны которого является:
а) неисполнение обязанностей АУ;
б) ненадлежащее исполнение обязанностей АУ.
В том смысле, что а) и б) диаметрально противоположные явления. Если взять за основу размещение информации на ЕФРСБ в трех дневный срок, то неразмещение этой информации образует объективную сторону п. а), а размещение информации в нарушении срока, допустим на 10-ый день должно быть квалифицировано по п. б).
Объективной стороной правонарушения по ст. 14.13 п. 3 является только п.а), а п.б) нет.
Обоснование:
а) Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта , так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. (ст. 74 ФКЗ "О КС РФ" Таким образом, толкование правовых норм осуществляется с точки зрения их буквального смысла, в системной взаимосвязи с иными правовыми нормами. Приоритет буквального толкования правовых норм закреплен так же в Решении ВС РФ от 30 мая 2017 г. N АКПИ17-203.

Б) Анализ объективной стороны правонарушения ст. 14.13 п. 3 в системе с аналогичными правовыми нормами, а именно ст. 2.4., п.4 ст. 7.13, ч. 1 ст. 14.55.2, 14.61, ч.7 ст. 15.29 и иные нормы об ответственности закрепленные в КоАП РФ, позволяет, на основе буквального толкования, сделать вывод о том, что "неисполнение обязанностей" и "ненадлежащее исполнение обязанностей" не являются тождественными между собой понятиями и в соответствующих нормативных предписаниях законодателем прямо разграничиваются. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что "ненадлежащее исполнение обязанностей" не является объективной стороной правонарушения ст. 14.13 п. 3 КоАП РФ, поскольку в диспозиции данной нормы прямо не указано об этом, в отличии от ранее поименованных составах правонарушений. Вменяемое административное правонарушение заключается в том, что размещение сведений в ЕФРСБ было осуществлено, но с опозданием на один день. Данное несвоевременное действие, с учетом правового подхода о его квалификации, выраженном в Определении ВС РФ от 19 июня 2012 г. N 38-КГ12-1, где судом разграничены термины "неисполнение обязанностей" и "ненадлежащее исполнение обязанностей", и в частности указано, что: "неисполнение обязанностей представляет собой длящееся бездействие , определенную систему, линию поведения лица", в то время как: "ненадлежащее исполнение обязанностей выражается в нечетком, нерадивом, формальном, несвоевременном, неправильном их выполнении, в злоупотреблении правами", следует квалифицировать именно как: "ненадлежащее исполнение обязанностей" , а следовательно не является признаком объективной стороны ст. 14.13 п. 3 КоАП РФ.

В) Включение термина "ненадлежащее исполнение обязанности" в диспозицию ст. 14.13 п. 3 КоАП РФ приведет к структурному расширению данной нормы. Как указано в Постановлении КС РФ от 10 февраля 2017 г. N 2-П - закрепляя и изменяя составы правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям, а также обязан соблюдать гарантированное статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом, означающее, что любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть правовые последствия своих действий (бездействия). В Постановлении КС РФ от 16 апреля 2015 г. N 8-П указано, что правовые нормы, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должны соответствовать общеправовым требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями; неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению не только принципов равенства и верховенства закона, но и установленных статьями 45 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации гарантий государственной, в том числе судебной, защиты прав, свобод и законных интересов граждан (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П, от 20 апреля 2009 года N 7-П, от 6 декабря 2011 года N 27-П, от 29 июня 2012 года N 16-П и от 22 апреля 2013 года N 8-П).
Таким образом, толкование правовых норм о юридической ответственности осуществляется строго формально (буквально) и правоприменительные органы, в том числе и уважаемый суд, не вправе придавать им расширительное толкование. Если это так, и мы будем придерживаться данного принципа, то какой-либо ответственности за размещение сведений в ЕФРСБ с опозданием срока не предусмотрено. По сути, ссылки на правовую позицию КС РФ, можно выразить более лаконично и менее емко, а именно - неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 ч. 4 КоАП РФ).

Инесса Трофимова Александровна, юрист-эксперт, к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского финансового юридического университета

Деятельность арбитражного управляющего отличается многофункциональностью. Ему приходится решать множество разнообразных задач: от комплексного анализа проблем предприятия на разных стадиях банкротства до нахождения наиболее приемлемых и максимально эффективных путей финансового оздоровления организации. Но часто сами арбитражные управляющие при осуществлении своих обязанностей в рамках процедуры банкротства допускают нарушения законодательства. В данной статье мы попытаемся проанализировать основные аспекты привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. (далее - Закон о банкротстве), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы вправе обращаться в суд с заявлением о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.

По правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами.

Наибольшее количество решений арбитражных судов о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности вынесено в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г.

В соответствии с Законом о банкротстве (ст. ст. 28, 54, 128) арбитражный управляющий обязан направить для опубликования в официальном издании сведения о введении в отношении должника процедур банкротства, прекращении производства по делу о банкротстве и другие обязательные сведения в порядке и в сроки, установленные Законом о банкротстве. Не редки случаи, когда арбитражные управляющие не исполняют обязанности по размещению таких сведений, что приводит к негативным последствиям для кредиторов должника. Иногда арбитражными управляющими могут быть допущены сразу несколько нарушений законодательства о банкротстве.

Так, Арбитражным судом Красноярского края 01 октября 2014 года установлено, что арбитражным управляющим Ч.А.А. не исполнено требование абз. 10 п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве в части своевременного размещения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), сведений о решениях собрания кредиторов должника, проведённого 13.03.2014. Также судом было выявлено бездействие арбитражного управляющего Ч.А.А., выразившееся в непроведении оценки имущества должника до даты судебного заседания по рассмотрению итогов процедуры наблюдения, что указывает на неисполнение обязанности, предусмотренной абзацем 2 пункта 1 статьи 207 Закона о банкротстве (Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 октября 2014 года дело № А33-15436/2014).

Аналогичное решение было принято Арбитражным судом Республики Бурятия по делу № А005-404/2014 от 10 ноября 2014 г. Арбитражный управляющий МУ МОП ЖКХ «Илькинское» М. в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не исполнил обязанность конкурсного управляющего по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщения о проведении собрания кредиторов должника в установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» сроки, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия М. назначено наказание в виде штрафа в размере 26 000 руб.

На основании ч. 3 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трёх лет.

Определением Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1552-О норма ч. 3 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях признана соответствующей Конституции РФ и не рассматривается как нарушающая конституционные права арбитражных управляющих.

Представление конкурсным управляющим в арбитражный суд отчёта о результатах конкурсного производства, ряд сведений которого не подкреплён документами, может являться основанием для привлечения конкурсного управляющего к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Вывод подтверждается арбитражной практикой. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2010 № ВАС-13359/10 установлено, что управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Ц.С.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.11.2009 заявленное требование удовлетворено: арбитражный управляющий привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 2 500 рублей.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 03.06.2010 судебные акты первой и апелляционной инстанций оставил без изменения (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2010 № ВАС-13359/10).

Значительная часть решений выносится судом в связи с неисполнением арбитражными управляющими обязанностей, связанных с информированием кредиторов о ходе конкурсного производства в отношении должника, нарушением порядка уведомления кредиторов о предстоящих собраниях (ст. 13, п. 1 ст. 143 АПК РФ).

Рассмотрим пример из практики. Как установлено Арбитражным судом Хабаровского края, первое собрание кредиторов должника ООО «УК «Сервисгарант» назначено и проведено 13.01.2015, то есть с нарушением установленного Законом о банкротстве срока на 14 дней. Арбитражный управляющий П.Е.А. привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25 000 рублей в доход федерального бюджета (Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 марта 2015 года дело № А73-1987/2015).

Ненадлежащее управление юридическим лицом может проявляться: в необеспечении управляющим своевременного и качественного выполнения всех договоров и обязательств должника; необеспечении своевременной выплаты заработной платы; совершении сделок с имуществом вопреки интересам должника и его кредиторов; использовании предоставленных должнику третьими лицами целевых средств не по назначению и т. п.

К действиям, выходящим за рамки полномочий управляющего, могут быть отнесены действия, которые управляющий или вообще не вправе совершать, или которые он может совершать с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий.

Таким образом, нарушение может выражаться также в необоснованных расходах и незаконных действиях арбитражного управляющего. Так, арбитражным судом Самарской области были признаны незаконными действия арбитражного управляющего П.С.М., выразившиеся в необоснованном расходовании денежных средств в размере 460 000 руб. на оплату услуг привлечённых специалистов и по заключению соглашений об отступном - передаче имущества в счёт оплаты услуг (вознаграждения) привлечённых специалистов С.И.В. по соглашению от 24.01.2012, Я.С.А. по соглашению от 24.01.2012 и К.А.И. по соглашению от 27.06.2011 (Определение Самарской области от 05 сентября 2013 года дело № А55-6123/2005).

Отсутствие у арбитражного управляющего информации об изменении законодательства не является основанием для освобождения от административной ответственности за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно Постановлению Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу № А73-5650/2014, арбитражный управляющий, в силу специфики своей профессиональной деятельности, должен был знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность арбитражного управляющего, и обязан был предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без достаточных к тому оснований рассчитывал на предотвращение таких последствий, суд первой инстанции правомерно посчитал установленной вину арбитражного управляющего в совершении вменённого ему правонарушения по ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 12.09.2014 по делу № А70-4525/2014 также указал, что допущенные арбитражным управляющим нарушения вследствие изменения законодательства, о котором он узнал позднее, не являются основанием для освобождения арбитражного управляющего от ответственности.

В большинстве случаев Верховный Суд РФ поддерживает решения нижестоящих судов. Рассмотрим пример из практики. Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2015, арбитражный управляющий Ж.А.А. был привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде взыскания 25 000 руб. штрафа. Верховный Суд РФ оставил решения нижестоящих судов без изменения, а жалобу арбитражного управляющего без удовлетворения (Постановление Верховного Суда РФ от 24 апреля 2015 г. № 305-АД15-2666).

На практике арбитражные суды, рассматривающие дела о привлечении управляющих к административной ответственности, как правило, применяют к виновным лицам наказание в виде административного штрафа. Известны случаи освобождения судом арбитражных управляющих от ответственности в виду малозначительности допущенных правонарушений и отсутствия вредных последствий для должника и кредиторов, когда суд ограничивался вынесением управляющему устного замечания.

Так, Верховный Суд РФ оставил жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан без удовлетворения в связи с малозначительностью административного правонарушения. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2014 арбитражный управляющий Г.Л.А. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ; ей назначено наказание в виде взыскания 25 000 руб. штрафа.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2015, решение от 07.08.2014 отменено. Было принято новое решение о признании арбитражного управляющего Г.Л.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и освобождении её от административной ответственности в связи с малозначительностью, ограничившись устным замечанием (Постановление Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. № 306-АД15-3535).

Отказ в привлечении арбитражного управляющего к ответственности может быть при нарушении процедуры привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности. Так, 23 июня 2014 года начальником отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Волгоградской области Луневой Н. В. в отношении арбитражного управляющего К.А.В., в его отсутствие, составлен протокол № 00663414 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о том, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, выразившееся в неизвещении К.А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2015 г. № Ф06-19859/2013).

Вместе с тем арбитражные суды применяют к недобросовестным управляющим и более серьёзное наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трёх лет. Так, Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.09.2013 арбитражный управляющий был привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014, Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.04.2014 и Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.07.2014 № ВАС-9440/14 решение суда первой инстанции было оставлено без изменения (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2014 г. № ВАС-9440/14).

Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что от деятельности арбитражного управляющего зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими своих обязанностей нарушает установленный порядок осуществления процедуры банкротства.

В арбитражной практике наибольшее применение получила часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, согласно которой неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа.

В некоторых случаях арбитражные суды применяют к недобросовестным управляющим и более серьёзное наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трёх лет. Однако на практике такой вид наказания, как дисквалификация, применяется крайне редко.

Довольно часто арбитражные управляющие избегают штрафов и дисквалификации, так как суды при рассмотрении исковых заявлений активно применяют положения ст. 2.9 КоАП РФ и признают допущенные правонарушения малозначительными, ограничиваясь устными замечаниями.

Причём применение к управляющему иных санкций, например, его отстранение от исполнения соответствующих обязанностей, не становится препятствием для применения положений о малозначительности совершённого им правонарушения.

Таким образом, административная ответственность арбитражных управляющих в достаточной степени урегулирована действующим законодательством Российской Федерации. Однако, несмотря на это, существует необходимость совершенствования и конкретизации соответствующих правовых институтов.

В частности, необходимо уделить внимание установлению степени «тяжести» совершённого административного правонарушения и соблюдения принципа неотвратимости применения административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.

Арбитражный управляющий

Основные правила

Арбитражный управляющий является профессиональным участником управленческой деятельности, который осуществляет , находящимся под контролем арбитражного суда.

Управляющим может стать исключительно гражданин Российской Федерации на территории России, который является одним из членов . По своей сути вся деятельность такого управляющего носит публично-правовой характер. Решения управляющего не подлежат обсуждению, являются обязательными к исполнению и, разумеется, влекут за собой правовые последствия — возможна и уголовная ответственность. Ответственность арбитражного управляющего бывает понятна далеко не всем, а значит, ее сущность необходимо разъяснить подробнее.

В свою очередь, является некоммерческой организацией, которая осуществляет регулирование и обеспечение деятельностью таких управляющих. Вступить в ряды арбитражных управляющих может далеко не каждый человек, для этого необходимо полностью соответствовать требованиям. Во-первых, необходимо наличие высшего образования, стажа работы на руководящих должностях и успешное прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего.

Не стоит напоминать о самых естественных вещах — отсутствие судимостей, наказаний за административные правонарушения и сдача теоретического экзамена. Арбитражный управляющий может быть участником в каждом отдельном деле, связанным с банкротством, в качестве: временного, внешнего или . К работе не смогут приступить и те управляющие, по отношению к которым введены особые процедуры, применяемые в конкретном деле о банкротстве. Кроме того, до участия в следующей процедуре не допускаются люди, которые были дисквалифицированы или лишены прав занимать высокопоставленную, руководящую должность и не имеющие договоров страхования ответственности. Подобный договор несколько ослабляет жесткие рамки в случае причинения материальных убытков лицам, которые участвуют в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий сможет приступить к своей работе (делу о банкротстве) только тогда, когда саморегулируемая организация утвердит его на этой должности. Управляющий не сможет предстать в качестве временного, административного или внешнего и конкурсного управляющего, если он является хотя бы минимально заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредитору. Арбитражные управляющие, которые полностью не возместили убытки в проведенных до этого делах, связанных с банкротством, должнику или кредитору, тоже не смогут приступить к новой работе. Чтобы вернуться к работе, обязательно нужно их погасить.

Ответственность

Следует рассмотреть более подробно ответственность арбитражного управляющего. В первую очередь стоит сказать о том, что в случае неисполнения или исполнения недолжным образом своих прямых обязанностей управляющий может быть отстранен от должности. Разумеется, подобное не будет рассматриваться, если лица, участвующие в банкротстве, не подадут таких требований. Когда судом будет отменено такое определение, то арбитражный управляющий больше не сможет восстановиться на этой должности для дальнейшего выполнения своих обязанностей.

Если управляющий был исключен из саморегулируемой организации в связи с нарушением условий членства организации или нарушил требования Федерального закона и некоторые правила и стандарты своей профессиональной деятельности, то по заявлению саморегулируемой организации он может быть отстранен от участия в делах, связанных с банкротством, в течение 10 дней с того момента, как заявление было получено. Как и в первом случае, если подобное заявление было получено и признано недействительным, то управляющего все еще будет невозможно восстановить на этой должности. Немаловажным фактором является то, что если от саморегулируемой организации было получено письмо такого рода, а помимо этого и копии ходатайств об отстранении арбитражного управляющего от исполнения необходимых обязанностей, связанных с каким-либо делом о банкротстве, саморегулируемая организация будет должна представить свою кандидатуру на выбор арбитражному суду для участия в процессе. Этот нюанс описан в 45 статье Федерального закона.

Основные положения

Разумеется, что если арбитражный управляющий нарушил как минимум административный закон, то к нему может быть применено наказание в виде дисквалификации, а помимо этого и отстранение от исполнения принадлежащих ему обязанностей в деле о банкротстве. По истечении 3 суток после того, как решение суда по этому делу вступает в свою законную силу, органы исполнительной власти должны уведомить саморегулируемую организацию о том, что арбитражный управляющий дисквалифицирован, при этом они обязаны приложить вступившее в законную силу решение суда. Сделать они это обязаны таким образом, чтобы получателю сообщение пришло не позднее, чем через 5 дней после отправки письма. В данном случае информация о таком арбитражном управляющем будет внесена в , ответственность за проведение подобных действий несут специальные органы.

После того как саморегулируемая организация получит письмо такого рода, она в обязательном порядке должна будет направить в арбитражный суд ходатайство, в котором будут оговорены все нюансы, связанные с отстранением такого работника (конечно, тогда, когда они утвердят такое уведомление). Это письмо должно быть доставлено получателю в срок не более, чем через 5 дней после его отправки. Если же произошло отстранение арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей в деле о банкротстве и саморегулируемая организация желает поставить на это место другого управляющего, то она должна подать соответствующее заявление, и принять его арбитражный суд должен будет не позднее следующего дня после принятия ходатайства саморегулируемой организацией. Эта организация может обойтись и без вызова тех лиц, которые участвуют в деле о банкротстве. В этом случае обязательно должны быть приняты на рассмотрение требования, которые предусматриваются либо конкурсным кредитором, либо уполномоченным органом.

Требования к кандидату

Конкурсным кредитором или уполномоченным органом могут быть выдвинуты некоторые требования к новой кандидатуре арбитражного управляющего. К списку подобных требований относятся: наличие высшего образования или образования по специальности, которая будут соответствовать деятельности должника; наличие стажа работы на руководящих должностях или в необходимой сфере отрасли экономики. Последним требованием является проведение определенного количества процедур на должности арбитражного управляющего, которые уже были применены в деле о банкротствах. Иногда на управляющего могут быть наложены полномочия руководителя должника, тогда на него будут распространяться абсолютно все требования, которые установлены в рамках соответствующего закона, а также некоторые нормативно-правовые акты для руководителя. По отношению к нему будут применены все возможные меры ответственности, что, разумеется, не влечет за собой ничего хорошего.

Арбитражный управляющий вправе созывать собрание, во время проведения дела о банкротстве, а помимо этого и обращаться за помощью (с ходатайствами и заявлениями) в арбитражный суд. Он может привлекать к настоящему делу о банкротстве иных лиц, оплачивая их деятельность за счет денежных средств должника. Имеет право запрашивать необходимые ему сведения о должнике, начиная от принадлежащего ему имущества и заканчивая, тем, какие еще обязательства должник имеет перед государственными органами, физическими и юридическими лицами, причем сопротивляться этому никто не вправе.

Он может и подать в арбитражный суд заявление об освобождении себя от исполнения обязательств в конкретном деле о банкротстве. Тогда саморегулируемая организация обязана направить соответствующее ходатайство непосредственно в арбитражный суд в течение 14 дней после того, как управляющий выйдет из организации, а значит, и прекратится его членство в этой организации. Уже после получения ходатайства арбитражным судом принимается решение об отстранении управляющего от возложенных на него обязательств. Если же арбитражным судом не будет получено соответствующее ходатайство от саморегулируемой организации в течение 20 дней, тогда действующий коллегиальный орган управления этой организации имеет полное право заявить об освобождении управляющего от его обязанностей, на основании чего арбитражный суд принимает решение об этом.

Все лица, которые привлекаются в настоящее дело о банкротстве, не должны быть заинтересованными лицами по отношению к кому-либо из участников процесса. Все сведения, которые арбитражному управляющему могут понадобиться в деле о банкротстве, должны быть предоставлены ему в течение 7-и дней после получения запроса вне зависимости от того, что это за лицо или орган, и плата за это не должна взиматься.

Вознаграждения

Арбитражный управляющий вправе получать вознаграждения в деле о банкротстве, таким образом существенно увеличивая свой капитал. В большинстве случаев оно выплачивается со средств должника. Стоит упомянуть, что этот человек имеет право на полное возмещение расходов, которые были им понесены во время разбора дела о банкротстве. Сумма вознаграждения фиксированная. Например, 15 тысяч рублей управляющий вправе получить, если он выступал в деле в качестве административного управляющего, 30 тысяч — в качестве конкурсного или , а 45 тысяч — внешнего. Эта сумма может быть увеличена тогда, когда от лиц, участвующих в процессе дела о банкротстве поступает подобного рода ходатайство, которое обязательно должно быть обоснованным в зависимости от сложности выполняемой им работы.

Арбитражным судом же может быть установлено вознаграждение тогда, когда дело возлагает на арбитражного управляющего полномочия, с которыми не был способен справиться другой человек, а фиксированная сумма не может быть уменьшена в данном случае. Вознаграждение может быть увеличено, если оно установлено собранием кредиторов. Вознаграждение управляющий может не получить, если он освобожден или отстранен от исполнения своих обязанностей в деле о банкротстве непосредственно арбитражным судом.

Разумеется, что кроме прав у арбитражного управляющего имеются еще и определенные обязательства. К основному списку его обязательств относятся: принятие мер, которые будут защищать имущество должника, анализ финансового состояния своего клиента, а также наличие результатов деятельности. В том случае, если обнаружит какие-либо правонарушения, административные или другие, то он обязан сообщить о них в органы, которые занимаются расследованием подобной деятельности. Кроме всего этого в его функции входит разумное и обоснованное осуществление расходов, которые связаны непосредственно с исполнением возложенных на него обязанностей в конкретном деле о банкротстве. Если кто-то подозревает необоснованную растрату средств, ему будет необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд.

Некоторые нюансы

Встречаются такие случае, когда банкротство является преднамеренным или фиктивным. Когда арбитражный управляющий выявляет подобные признаки, он должен сообщать об этом незамедлительно тем лицам, которые принимают непосредственное участие в деле о банкротстве, а также в саморегулируемую организацию и в органы, которые занимаются возбуждением уголовных дел подобного рода и рассматривают сообщения о возможных преступлениях. Он обязан сохранять конфиденциальность всех известных ему сведений, если, конечно, иное не предусматривается действующим законодательством, на протяжении всего времени на должности арбитражного управляющего. Во время проведения необходимых процедур, которые применяются в деле о банкротстве, управляющий обязан действовать и поступать разумно по отношению к должнику, кредитору и обществу в целом.

Одна из ключевых фигур в деле о банкротстве организаций - арбитражный управляющий. Это гражданин России, который вступил в члены организации арбитражных управляющих. Прежде чем занять должность, претендент проходит серьезный отбор.

Кандидат должен соответствовать обязательным требованиям:

  • гражданство РФ;
  • заключен договор о страховании ответственности;
  • в некоторых случаях необходим доступ к гос. тайне;
  • членство в саморегулируемой организации;
  • сданный теоретический экзамен;
  • высшее профессиональное образование;
  • стажировка помощником арбитражного управляющего сроком в полгода.

У него должна быть безупречная репутация. Если обнаружатся нижеприведенные факты, то в должности кандидату в управляющие откажут. Итак, не допускается:

  • проведение процедуры банкротства по отношению к арбитражному управляющему;
  • заинтересованность;
  • судимость за умышленное преступление;
  • дисквалификация.

Во время проведения процедур банкротства от управляющего требуются разумные и добросовестные действия в отношении должников, кредиторов, общества. Для того чтобы дисциплинировать участников данной процедуры, законодательство предусматривает административную ответственность арбитражного управляющего по КоАП за действия, которые оказались неправомерными при банкротстве. Но практика показывает, что возможны столкновения со злоупотреблением полномочиями.

Арбитражный управляющий по законодательству может принадлежать к одной из четырех категорий: временного управляющего, административного, внешнего или конкурсного управляющего. Статус зависит от конкретной процедуры банкротства:

  • временный проводит наблюдение;
  • административный отвечает за финансовое выздоровление;
  • внешний управляющий проводит внешнее управление;
  • конкурсный конкурсное производство.

Ответственность, возлагаемая на арбитражного управляющего

Законодательство России, Гражданский и Уголовный кодексы РФ предусматривают меры по привлечению арбитражного управляющего к административной ответственности, к уголовной или гражданской, а также его отстранение от должности.

В отношении тех управляющих, которые нарушили правила своей проф. деятельности применяются следующие разновидности дисциплинарной ответственности:

  • штраф;
  • предписание с устранением нарушений в срок;
  • публичное предупреждение;
  • исключение гражданина из СРО.

По каким основаниям можно отстранить арбитражного управляющего

Общее основание для отстранения должностного лица - ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него обязанностей по закону о банкротстве и правил проф. деятельности, которые установило Правительство РФ.

Также его отстраняют судом, применяя административное наказание посредством дисквалификации. Могут привлечь конкурсные кредиторы к гражданской ответственности арбитражного управляющего.

Страховой договор обеспечивает защиту от этих рисков. Об этом далее.

Раньше в законодательстве о банкротстве предусматривалось наличие у арбитражного управляющего статуса ИП, но впоследствии данное требование было изменено. И поскольку деятельность арбитражных управляющих в деле о банкротстве больше не является деятельностью предпринимательской, то чтобы привлечь его к ответственности за убытки, обязательное условие - наличие вины.

Привлечение к админ. ответственности арбитражного управляющего определяет статья 14.13 Кодекса России, которая устанавливает наказание за действия, если они неправомерны. Требования, предъявляемые конкурсными кредиторами, рассматриваются вне дел о банкротстве.

Сокрытие какого-либо имущества, имущественных обязанностей или прав, сведений о местонахождении, размере имущества и другой информации об обязанностях, правах, передаче имущества во владение прочим лицам, уничтожение или отчуждение имущества, в том числе фальсификация, уничтожение, сокрытие бухгалтерских и прочих учетных документов, которые отражали бы экономическую деятельность юрлица - все это может послужить основанием, чтобы привлечь к административной ответственности арбитражного управляющего.

Но можно вышеперечисленными действиями причинить крупный ущерб. Это будет основанием для уголовной ответственности арбитражного управляющего согласно статье 195 УК России.

Требовать возмещения ущерба средствами, которые имеются в компенсационном фонде, может понесшее потери лицо:

  • у саморегулируемой организации, в составе которой присутствует арбитражный управляющий, по причине чьих действий либо бездействия или ненадлежащего исполнения обязанностей возникли убытки в рамках дела о банкротстве;
  • у национального объединения СРО управляющих, если компенсационный фонд туда передан.

У этих организаций есть 60 календарных дней на удовлетворение требований либо на представление обоснованного отказа в их удовлетворении.

Необходимо ли управляющему страховать ответственность?

Сразу при вступлении в СРО встает необходимость заключения договора страхования ответственности. Без него членство будет невозможно.

Поскольку должностное лицо может нанести ущерб в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих обязанностей, для возмещения убытков и заключается данный страховой договор. Выплачивают его третьим лицам, которые являются участниками дела о банкротстве.

Страхование необходимо для обеспечения СРО, если нарушение закона должностным лицом все же произойдет.

Дополнительное страхование

Минимальная сумма по обязательному договору страхования составляет 3 млн руб., заключается он на год. Но бывают случаи, когда имущество должника стоит больше. Тогда необходимо осуществлять дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего. Это необходимо сделать не позднее десяти суток с момента утверждения судом решения.


Размеры страховой суммы

Размеры страховой суммы, оговоренные в договоре обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, рассчитываются следующим образом.

После утверждения в должности арбитражного управляющего судом, в случае, если активы должника превышают 100 млн руб., то размер страховой суммы будет следующим:

  • При балансовой стоимости активов 100-300 млн руб. - 3% от этой стоимости.
  • 300 млн руб.-1 млрд руб. - 2%+6 млн руб.
  • Больше 1 млрд руб. - 1%+20 млн руб.

При размере стоимости активов до 100 миллионов рублей, страховая сумма не изменится и будет стандартной - 3 млн руб.

А если у арбитражного управляющего несколько дел в производстве? При этом сумма активов каждого должника не больше 100 млн. Тогда нет необходимости в дополнительном страховании.

Если активы всех должников в общем больше 100 миллионов рублей, то все равно дополнительный договор не требуется.

А вот при наличии должников с активами, превышающими 100 млн руб. оформление дополнительного страхования нужно по каждому предприятию (должнику).

Что представляет собой договор страхования ответственности?

После того как Закон вступил в силу, судьи стали внимательнее относиться к выполнению положений о финансовом обеспечении и требуют от арбитражного управляющего договора о страховании ответственности. Таким договором считается соглашение, заключенное страховой компанией и страхователем, по которому Страховщик должен провести выплаты потерпевшим от профессиональной деятельности, проводимой Страхователем третьим лицам, в свою очередь Страхователь обязан выплачивать страховую премию в сроки, установленные договором. Договор же должен отвечать определенным условиям, которые предусмотрены в гражданском законодательстве России.

Договор о страховании ответственности арбитражного управляющего считают заключенным по отношению к третьим лицам, которым могут причинить вред.

К третьим лицам, имеющим право обращения в суд с вопросом о возмещении убытков, относятся:

  • кредиторы должника;
  • лицо, должником которого являлось/является застрахованное лицо.

Договор об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего покрывает ущерб прямой, который был причинен третьему лицу, участвующему в деле банкротства и является предметом требований по иску. Также страховой компанией могут быть компенсированы судебные сборы, издержки, прочие юридические расходы, которые были произведены в разбирательствах и других процедурах в случаях, когда такие расходы входят в страховое покрытие.

Объектом страхования выступают имущественные интересы арбитражного управляющего, не противоречащие закону РФ.

Страхование ответственности арбитражного управляющего - это пока новый вид для страхового рынка в России. И потому страховщики пока не имеют достаточно опыта, чтобы оценить риски и урегулировать убытки, к тому же затруднения вызывает использование опыта зарубежного из-за различий в законодательстве.

Очевиден факт необходимости страховщикам всесторонней помощи арбитражных управляющих для разработки подхода оценки степени риска и его принятии на страхование. Соответствующим рынком возлагаются большие надежды на сотрудничество в этом вопросе управляющих, а также активно создающихся сейчас саморегулирующих организаций.

Страховщики считают это сотрудничество взаимовыгодным обеим сторонам, поскольку оно сможет помочь в создании надежного финансового обеспечения деятельности всех арбитражных управляющих при помощи страхования, которое будет проверено многолетней практикой посредством опыта зарубежных стран.

Деятельность арбитражного управляющего носит характер разносторонний и подвергается большому количеству рисков.


Риски арбитражного управляющего

Страховой риск, на случай которого осуществляют страхование ответственности арбитражные управляющие - событие, которое обладает признаком случайности и вероятности наступления причинения вреда интересам имущественного характера третьих лиц, связанное с проф. деятельностью арбитражного управляющего.

Управленческие и прочие решения любой стадии банкротства принимаются, затрагивая интересы лиц различных категорий, которые участвуют в деле банкротства. В таких ситуациях особое значение имеет защита имущественных интересов арбитражных управляющих в случаях непреднамеренных упущений или ошибок.

К рискам относят:

  • убытки, возникшие из-за отрицательного результата действий, совершенных должностным лицом, сюда относят его полное бездействие, если его не обязал суд эти действия совершать;
  • убытки, причиненные по непреодолимой силе;
  • моральный ущерб;
  • противоправность иных лиц.

Страховой случай

Страховой случай договора страхования - это факт, когда наступает ответственность арбитражного управляющего ввиду ошибочного непреднамеренного упущения, действия, небрежности. К тому же, в стандартном договоре предусматриваются исключения страхового покрытия. Как правило, к таким исключениям относятся случаи нанесения ущерба, наступившие из-за следующих причин:

  • радиоактивное заражение, радиация, ядерный взрыв;
  • действия террористов или вооруженных формирований, война, народные волнения, военные действия, введение чрезвычайного или военного положения, гражданская война, мятеж, восстание, революция;
  • событие, о наступлении которого страховщик был уведомлен арбитражным управляющим до вступления в силу страхового договора;
  • преступное действие/бездействие арбитражного управляющего, повлекшее уголовную ответственность вследствие судебного приговора;
  • ненадлежащее исполнение/неисполнение обязанностей по возврату и выявлению имущества должника;
  • умышленное искажение или сокрытие информации, которое повлекло принятие решения в суде или кредиторами;
  • нарушение исключительных и авторских прав;
  • требование гос. органов, органов местного самоуправления об уплате пошлин, налогов и прочих обязательных платежей, уничтожение или арест имущества ввиду решения гос. органов;

  • разглашение или использование в личных целях арбитражным управляющим конфиденциальной информации или коммерческой тайны, которая стала известна вследствие осуществляемой деятельности;
  • действия, направленные на получение льгот, вознаграждений, личных доходов арбитражным управляющим, не положенным ему по закону;
  • причинение бездействием/действием третьим лицам морального вреда;
  • осуществление должником, находящимся под управлением арбитражного управляющего деятельности, на которую нет лицензии, а ее получение обязательно;
  • предполагаемый или фактический, непреднамеренный или намеренный сброс, выброс, прорыв или распространение веществ, загрязняющих землю, в водные массивы, реки или атмосферу, в том числе и угроза загрязнений такого рода;
  • необходимость нейтрализовать, ликвидировать, детоксифицировать, очистить, обработать, поместить загрязняющие вещества.

Договор страхования может предусматривать и другие исключения.

Сроки и порядок выплат страховых возмещений

Сроки и порядок выплаты страховых возмещений определяются в индивидуальном порядке по условиям договора страхования ответственности арбитражного управляющего. А также в пределах суммы, установленной в нем.

Случаи отказа в выплате

Во время заключения договора о страховании ответственности нужно иметь в виду, что страховая компания может отказать в выплате в случае:

  • Наступления страхового случая ввиду умысла застрахованного лица.
  • Если страховщик не был оповещен о наступлении страхового случая в обусловленные договором сроки и при этом не будет доказательств, что отсутствие сведений никак не могло сказаться на обязанности произведения выплат.
  • Прочие случаи, предусмотренные страховым договором.

Все страховые споры, возникающие между страхователем и страховщиком при не достижении согласия, разрешает судебный или арбитражный порядок.
Страховщики могут и готовы предоставить нужную арбитражным управляющим защиту, однако в таком случае нужно заинтересовать управляющих в развитии этого вида страхования. Не стоит забывать, что существует привлечение к ответственности арбитражных управляющих.