А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге": анализ стихотворения. Художественные особенности «Песни о вещем Олеге» Пушкина

Литературное наследие – один из способов, благодаря которым русский человек может прикоснуться к культуре и традициям собственного народа. Именно поэтому в статье будет представлен анализ «Песни о Вещем Олеге». Это произведение, созданное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году в русле художественной обработки исторического материала.

«Песнь о Вещем Олеге»: анализ произведения с точки зрения авторской концепции

Реальные исторические события, к которым обратился в собственной балладе Пушкин, неоднократно служили материалом для художественной трансформации. Не менее известным произведением после «Песни…» Александра Сергеевича является дума Кондратия Рылеева «Олег Вещий». В ней за основу сюжета также взят один из эпизодов жизни реально существовавшего князя из династии Рюриковичей – Олега. Однако акцент здесь сделан на ином, нежели у Пушкина. Будучи горячим приверженцем декабризма, Рылеев взял в качестве главной сюжетной линии легендарный поход Олега на Константинополь, столицу Византии, чтобы отразить воинственный, геройский дух, издавна присущий русскому человеку, и пробудить в своих соотечественниках патриотизм, необходимый для борьбы с тиранией.

Что же показывает анализ песни о «Вещем Олеге»? Пушкин рисует совершенно иную картину. Автор делает упор на описании предсказания волхва и дальнейших событий, когда пророчество сбывается, и князь действительно принимает смерть от коня. В черепе почившего боевого товарища оказывается змея, которая предательски выползает и кусает Рюриковича. Казалось бы, что скрывается в этом непримечательном эпизоде кончины, пусть и не совсем обычной, и зачем посвящать этому целую балладу? На самом деле задумка автора чрезвычайно глубока: на широком фоне исторической действительности и жизни русского народа он изобразил князя как человека с присущими ему слабостями и страстями, не способного противостоять предписанной свыше судьбе и роковой предопределенности. Таким образом, мотивы баллады как бы разворачиваются в вечность и восходят к абсолютно новому пределу.

Поэтическая форма: ритмика, рифмовка и размер

Анализ стихотворения «Песнь о Вещем Олеге» позволяет установить, что произведение написано строфикой, характерной для романтического периода творчества поэта. Это чередующийся четырёх- и трёхстопный амфибрахий. Данный размер наиболее активно использовался для написания баллад, например, В. А. Жуковским, к оригинальным и переводным произведениям которого Пушкин обращался неоднократно. Однако Василий Андреевич был всё-таки приверженцем европейских сюжетов. В традиционную балладную форму он любил облекать преимущественно мотивы, далёкие истоками от истинно русских и подлинно народных. Александр Сергеевич же стал основоположником иной тенденции: позаимствовав у Жуковского «оправу», он впервые наполнил содержание качественно новым материалом, взятым из копилки русской истории.

Каждая строфа стихотворения состоит из шести строк со следующей системой рифмовки: ababcc. Мужские и женские рифмы перемежаются между собой. Балладе присуща напевность и характерная неторопливость с проступающей на фоне торжественностью и приподнятостью звучания.

Жанр баллады

Кроме этого, анализ «Песни о Вещем Олеге» подразумевает разбор жанровой характеристики. Формально произведение принадлежит к числу баллад. Этот жанр определяется в литературоведении как произведение, сочетающее черты рассказа и песни, связанное единством содержания и формы с народными преданиями, легендами и сказаниями. Отличительными признаками баллады являются:

    изображение таинственного, загадочного мира;лаконичность;переплетение лирической и эпической составляющих;наличие развивающегося сюжета с завязкой, кульминацией и развязкой;изображение чувств героев и авторского отношения к персонажам;возможная замена сюжета диалогом между героями;сочетание фантастики и реальности;изображение необычного, полумистического пейзажа.

Однако, несмотря на это, сам Александр Сергеевич не случайно в названии охарактеризовал своё произведение как «песнь». Этим он хотел подчеркнуть единство своего творения с устным народным творчеством.

Использование тропов внутри текстового полотна

Анализ «Песни о Вещем Олеге» обнаруживает то, что главным приёмом баллады является контраст: противопоставляются кудесник и князь, жизнь и смерть, власть земная и власть божественная, лес и поле, знание и неизвестность. Обилие отглагольных форм показывает, что волхв и Олег существуют не только в разных пространствах, но и в разном времени: посланец богов находится вне времени, в то время как Олег, будучи простым смертным, живёт настоящим и частично будущим («сбирается отмстить», «по полю едет»).

Эпизод жизни князя разворачивается на широком фоне бытовой действительности Древней Руси, колоритность которой воссоздается благодаря использованию ярких эпитетов («верный конь», «буйный набег», «мудрый старец»), множества архаических слов и их форм («сеча», «пращ», «врата»), вниманию автора к деталям мира того времени. Однако вместе с тем поэт не ограничивает себя в свободе творческой деятельности. Независимость личности автора, столь дорогая Пушкину, обнаруживает себя не в нарушении логики повествования или игнорировании летописных источников, послуживших основой баллады, а в том, что сквозь неприметные, на первый взгляд, выражения Александр Сергеевич показывает своё отношение к герою и его печальной судьбе.

Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.

  • Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
  • Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
  • Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Тип урока: урок-исследование

ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.

П.С.: учитель – ученики собеседники

М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1 ), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2 ).

Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.

Словарная работа:

  • Бранное поле
или поле брани – поле битвы.
  • Броня
  • – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
  • Вдохновение –
  • творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Вещий
  • – пророческий, предвидящий будущее.
  • Волхвы
  • – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
  • Жрец
  • служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
  • Летописи
  • – памятники исторической прозы Древней Руси.
  • Отроки
  • – здесь молодые слуги князя.
  • Перун
  • – бог грома и молний у древних славян.
  • Попона
  • – покрывало для лошади.
  • Праща –
  • древнее ручное боевое оружие для метания камней.
  • Секира
  • – боевой топорик с длинной рукоятью. – сражение.
  • Тризна
  • – похоронный обряд у древних славян.
  • Хозары
  • (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
  • Ход урока
  • Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1 , слайд 1 )

    I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4 )

    Ответы на вопросы учителя :

    1. Вспомните, к то такой вещий Олег?
    2. За что его назвали вещим?
    3. Сообщение ученика «Олег и его время»

    Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».

    По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

    Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.

    1. Когда появились летописи?
    2. Как называется первая русская летопись?

    II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6 )

    Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?

    Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»

    III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

    Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?

    IV. Анализ произведения

    Вопросы для беседы с классом:

    1. В каком жанре написана «Песнь…»? (слайд 7, 8 )

    Запись в тетрадях учащихся (слайд 8 ):

    Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

    2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?

    (Общее: рассказывают об одном историческом событии.

    Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9 )

    Летопись Баллада
    Действие «И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время…
    Купайте, кормите отборным зерном…
    И князю другого коня подвели…»
    Характер –нет –

    «И рече ему кудесник один...»

    «Идёт вдохновенный кудесник,
    Покорный Перуну старик одному…»
    Характер –нет –

    Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…»

    «Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой»
    «Могучий Олег головою поник
    И думает: «Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый безумный старик…»

    3. Определите стихотворный размер.

    4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:

    «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10 )

    Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11 )

    5. В чём заключается идея стихотворения?

    Идея и идейно-эмоциональная оценка Грядущие годы таятся во мгле;

    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    …примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву

    Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

    Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

    Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12 )

    7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13 )

    На сколько частей можно разделить произведение? (На три части

    1. Предсказание кудесника и прощание с конем.
    2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
    3. «На холме у брега Днепра…»)

    Определение основных элементов сюжета.

    – Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)

    – Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)

    – Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?

    – Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

    Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.

    V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»

    Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.

    Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17 )

    1 группа
    Историки –
    Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…»
    Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и «щит на вратах Цареграда»?
    Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое историческое несоответствие вы заметили?

    2 группа
    Литературоведы –
    Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…»
    Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
    Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы повелительного наклонения?

    3 группа
    Лингвисты
    Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
    Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю», «волхвы»?
    С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в эти выражения?

    Выступление учащихся с результатами исследования.

    VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19 )

    Художественно-изобразительные средства – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник Эпитеты
    – грядущие годы таятся во мгле… Метафоры
    – как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… Сравнения
    –И волны, и суша покорны тебе; Олицетворение
    с волей небесною Инверсия
    И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой непогоды
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы…
    И холод, и сеча ему ничего.
    Но примешь ты смерть от коня своего
    Градация

    VII. Выводы урока (слайд 20 )

    «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.

    Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:

    Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
    Дружина пирует у брега.
    Бойцы вспоминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

    VIII. Домашнее задание (слайд 21 )

    1. Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
    2. Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)

    Литература:

    1. Азарова Н.М
    . Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Часть 1. – М.: «Век книги», 2003.
  • Золотарева И.В., Аникина С.М
  • . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М. Вако, 2004.
  • Древнерусская литература: Книга для чтения.5-9 кл. – М., 1993.
  • Карамзин Н.М
  • . История государства Российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов на Дону, 1995.

    По различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему "вещий"? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» - это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

    История создания

    Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

    Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это - могила погибшего весьма загадочной смертью.

    Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет "Повести временных лет" о смерти славного правителя.

    Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания - 1822.

    Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

    Легенда и сюжет

    Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

    Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

    Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

    Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге - коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

    Произведение заканчивается похоронами Олега.

    Особенности жанра

    Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

    Еще одна особенность у баллады - драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

    Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

    Тематика

    Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:


    Идея

    Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок - он все равно нас настигнет.

    Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

    Художественно-выразительные средства

    Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из "Повести временных лет" свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

    Даже и само название уже поэтично. «Песнь» - это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

    Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами ("тризна") и архаическими оборотами ("ковыль обагришь").

    В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: "славная глава кургана", "вдохновенный кудесник", "вещий Олег". Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

    Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

    Прошу помогите!Ответьте на вопросы по литературе 6 класс!Баллада Песнь о вещем Олеге.

    1.Каким изображает Пушкин кудесника?Какие эпитеты выражают авторское отношение к нему?Чем,отличается "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина от летописного сказания?
    2.Прочитайте в лицах диалог Олега и кудесника.Подумайте как передать уверенность Олега в своей силе и власти и гордость,достоинство,звучащие в ответе кудесника.
    3.Какие описания герои отдельные слова баллады помогают читателю проникнутся духом далёкой старины "увидеть" наших предков?

    Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

    своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

    Как ныне сбирается вещий Олег

    Отмстить неразумным хозарам:
    Их села и нивы за буйный набег
    Обрек он мечам и пожарам;
    С дружиной своей, в цареградской броне,
    Князь по полю едет на верном коне.

    Из тёмного леса навстречу ему
    Идёт вдохновенный кудесник,
    Покорный Перуну старик одному,
    Заветов грядущего вестник,
    В мольбах и гаданьях проведший весь век.
    И к мудрому старцу подъехал Олег.

    «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
    Что сбудется в жизни со мною?
    И скоро ль, на радость соседей-врагов,
    Могильной засыплюсь землёю?
    Открой мне всю правду, не бойся меня:
    В награду любого возьмёшь ты коня».

    «Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Грядущие годы таятся во мгле;
    Но вижу твой жребий на светлом челе.

    Запомни же ныне ты слово моё:
    Воителю слава – отрада;
    Победой прославлено имя твоё;
    Твой щит на вратах Цареграда:
    И волны и суша покорны тебе;
    Завидует недруг столь дивной судьбе.

    И синего моря обманчивый вал
    В часы роковой непогоды,
    И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
    Щадят победителя годы…
    Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
    Незримый хранитель могущему дан.

    Твой конь не боится опасных трудов;
    Он, чуя господскую волю,
    То смирный стоит под стрелами врагов,
    То мчится по бранному полю.
    И холод и сеча ему ничего…
    Но примешь ты смерть от коня своего».

    Олег усмехнулся – однако чело
    И взор омрачилися думой.
    В молчанье, рукой опершись на седло,
    С коня он слезает, угрюмый;
    И верного друга прощальной рукой
    И гладит и треплет по шее крутой.

    «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
    Расстаться настало нам время;
    Теперь отдыхай! уж не ступит нога
    В твоё позлащенное стремя.
    Прощай, утешайся – да помни меня.
    Вы, отроки-други, возьмите коня!

    Покройте попоной, мохнатым ковром;
    В мой луг под уздцы отведите;
    Купайте; кормите отборным зерном;
    Водой ключевою поите».
    И отроки тотчас с конём отошли,
    А князю другого коня подвели.

    Пирует с дружиною вещий Олег
    При звоне весёлом стакана.
    И кудри их белы, как утренний снег
    Над славной главою кургана…
    Они поминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    «А где мой товарищ? – промолвил Олег. -
    Скажите, где конь мой ретивый?
    Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?
    Всё тот же ль он бурный, игривый?»
    И внемлет ответу: на холме крутом
    Давно уж почил непробудным он сном.

    Могучий Олег головою поник
    И думает: «Что же гаданье?
    Кудесник, ты лживый, безумный старик!
    Презреть бы твоё предсказанье!
    Мой конь и доныне носил бы меня».
    И хочет увидеть он кости коня.

    Вот едет могучий Олег со двора,
    С ним Игорь и старые гости,
    И видят – на холме, у брега Днепра,
    Лежат благородные кости;
    Их моют дожди, засыпает их пыль,
    И ветер волнует над ними ковыль.

    Князь тихо на череп коня наступил
    И молвил: «Спи, друг одинокий!
    Твой старый хозяин тебя пережил:
    На тризне, уже недалёкой,
    Не ты под секирой ковыль обагришь
    И жаркою кровью мой прах напоишь!

    Так вот где таилась погибель моя!
    Мне смертию кость угрожала!»
    Из мёртвой главы гробовая змея
    Шипя между тем выползала;
    Как чёрная лента, вкруг ног обвилась,
    И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

    Ковши круговые, запенясь, шипят
    На тризне плачевной Олега;
    Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
    Дружина пирует у брега;
    Бойцы поминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они.

    Запиши, чем поразила тебя эта история.

    1. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
    2. Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно-ве пушкинского стихотворения драмати-ческий сюжет о предсказании князю Оле-гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на-пряженным развитием событий, сопере-живает герою баллады. Колорит произве-дения мрачный и таинственный, он дости-гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес-ни…».

    3. Какие художественные приемы делают вы-разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
    4. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд-рым, знающим то, что другим знать не да-но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

      Кудесник наделен всевидением, таинст-венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не-зависим и смел.

      Князь понимает духовную высоту ку-десника, и потому называет его «любим-цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи-тельно, призывая не бояться его княже-ской власти и обещая вознаграждение.

      …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

      Пушкин наделяет кудесника сдержан-ностью и способностью оценить достоин-ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер-шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

    5. Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?
    6. Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

    7. Во всех ли строфах использован одинако-вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
    8. В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер-той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла-ды, что придает пушкинскому повествова-нию цельность и стройность.

    9. Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
    10. В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет-ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

    11. Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
    12. Летописный источник — проза, балла-да Пушкина — стихотворный текст. Ху-дожественное воплощение событий в бал-ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе-ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со-здать у читателя определенный образ, вы-разить свое отношение к герою.

      Сюжет об Олеге в летописи очень кра-ток, описания Пушкина развернуты, вы-держаны в торжественном, высоком сти-ле. Поэт использует многие бытовые и ис-торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу-ку с конем, его тревожит только исполне-ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа-ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на-зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес-те с боевым товарищем.

    13. Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
    14. План баллады

      1. Встреча вещего Олега с кудесником.
      2. Беседа Олега со старцем и его пред-сказание.
      3. Расставание с конем.
      4. Весть о смерти коня.
      5. Олег у останков своего боевого това-рища.
      6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
      7. Тризна по князю Олегу его дружины.

      План отрывка из летописи

      1. Воспоминание Олега о коне, с кото-рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
      2. Смысл предсказания.
      3. Весть о гибели коня и укор Олега ку-деснику.
      4. Желание увидеть кости коня.
      5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
    15. Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо-вать стихотворные строки. Материал с сайта
    16. Вот как может выглядеть пересказ ле-тописного эпизода.

      «Однажды киевский князь Олег вспом-нил о своем коне, на которого когда-то ре-шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари-ща, но больше никогда не приводить к не-му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска-занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп-лакивали его люди «плачем великим».

    17. Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»
    18. Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле-тописью. Сама легенда о его гибели по-этична и загадочна. Когда же о ней рас-сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо-кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • художественные приемы в песне о вещем олеге
    • тест по песни о вещем олеге
    • вопросы и ответы о а.с.пушкине
    • что мы узнаем об олеге из баллады пушкина
    • сравнть балладу с лнтописнам источником