5 о континентальном шельфе российской федерации. Российская федерация федеральный закон о континентальном шельфе российской федерации. Зачем нужны шельфы, скрытые водой

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:
1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;
2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его природных ресурсов;
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ )
Пункт 3) - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 127-ФЗ)
4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
Пункт 5. - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
6) контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана;
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
7) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
9) заключение соглашений о разделе продукции;
10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
12) объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, физическими и юридическими лицами иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке континентального шельфа и разработке его минеральных ресурсов и водных биоресурсов с сообщением координат закрытых районов в "Извещениях мореплавателям"
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 03.12.2008 N 250-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
Пункт 13 - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ )
14) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
15) установление ограничений рыболовства;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
16) разработка мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа;
(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ , от 11.11.2003 N 148-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений;
(в ред. Федеральных законов от 22.04.2003 N 50-ФЗ , от 04.11.2006 N 188-ФЗ , от 03.12.2008 N 250-ФЗ , от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки континентального шельфа и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;
21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;
22) проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического надзора и государственного мониторинга континентального шельфа;
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 364-ФЗ , от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и состоянии его минеральных и водных биоресурсов;
(в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)
24) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;
25) установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)
26) охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания (в том числе условий нагула, зимовки, размножения, нереста и миграции), образование государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, включая примыкающие к зонам отдыха на побережье Российской Федерации, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";

Правовой режим континентального шельфа является смешанным - шельф не относится ни к государственным территориям, где осуществляется суверенитет государства, ни к территориям с международным режимом, где какой-либо национальной юрисдикции нет вообще. Поэтому, как уже указывалось выше, континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона, является территорией со смешанным правовым режимом.

Согласно ст. 5 этого Закона РФ на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Россия не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

  • 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  • 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
  • 4) морских научных исследований;
  • 5) защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
  • 6) прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.

В соответствии с положениями Закона 1995 г. права РФ на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Россия, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.

Если прибрежное государство не распространяет на шельф свой суверенитет и если шельф не относится к территории с международным режимом, это должно означать, что прибрежное государство обладает определенным объемом прав на данный участок территории морского дна, а также то, что для осуществления этих прав оно должно обладать определенной юрисдикцией на шельфе. Конкретное содержание и объем данных прав, конкретное выражение данной юрисдикции и составляют правовой режим континентального шельфа. Колодкин А.Л. Конвенция ООН по морскому праву: значение и новые аспекты применения // Международное право. 2001. N 4 (13). С. 383 - 384.

Правила ст. 5 Закона полностью соответствует правилам ст. 2 - 5 Конвенции 1958 г. и ст. 77 - 81 Конвенции 1982 г. Внутригосударственной правовой основой суверенных прав и юрисдикции РФ на континентальном шельфе является правило ч. 2 ст. 67 Конституции РФ, согласно которому РФ на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Нормы международного права - это указанные Конвенции, иные конвенции, международные договоры, а также нормы Устава ООН и общепризнанные принципы и нормы международного права. Во внутригосударственном праве это прежде всего рассматриваемый Закон, а также законодательство о недрах и иных природных ресурсах, природоохранное законодательство, законодательство о газоснабжении и нормы иных отраслей права в пределах их распространения на отношения в рамках использования континентального шельфа. Во исполнение указанной конституционной нормы и в соответствии с нормами указанных Конвенций и разработана ст. 5 Закона.

Центральными юридическими явлениями, составляющими суть правового статуса континентального шельфа, являются суверенные права и юрисдикция по отношению к шельфу прибрежного государства.

В рамках территории государства публичная власть (она же - государственная) обладает суверенитетом. Иногда можно встретить термин "полный суверенитет", что не верно. Суверенитет - это единое свойство государственной власти, он не может быть ни "полным", ни "частичным". Или он есть, или его нет. Суверенитет может быть лишь частично ограничен. Государства могут самоограничивать суверенитет, например в пользу определенных международных организаций либо на условиях взаимности, но даже в этом случае суверенитет как неотъемлемый признак государства продолжает существовать. Суверенитет понимается как единство верховенства государственной власти на территории государства и ее независимости на международной арене. Внутри территории государства публичная власть обладает в рамках закона всей полнотой власти - законодательной, исполнительной и судебной, это означает отсутствие властной возможности для любых иностранных государств, на международной арене - это неподчинение государства власти иностранного государства.

Суверенные права, о которых идет речь в данной статье, отличаются от суверенитета. Они имеют в своей основе суверенитет прибрежного государства - если суверенитетом государство не обладает, оно не будет иметь и данных суверенных прав, так как в этом случае оно вообще не будет государством. Исходя из суверенитета государств и практики освоения континентальных шельфов, международное право выработало категорию суверенных прав на континентальный шельф прибрежных государств. Именно обладание прибрежными государствами суверенными правами на континентальный шельф и распространение вследствие этого на континентальный шельф юрисдикции прибрежного государства и позволяют относить шельф к видам территории со смешанным режимом. Соотношение суверенитета прибрежного государства и данных суверенных прав - то, что суверенитет является их предпосылкой, основой - и все. Суверенитетом в его собственном смысле государство на шельфе не обладает и не должно обладать. Исходя из этого, можно указать на основные признаки данных суверенных прав.

Первый признак состоит в том, что данные права, как это указывается в Законе, в п. 2 ст. 2 Конвенции 1958 г. и в п. 2 ст. 77 Конвенции 1982 г., являются исключительными в том смысле, что если соответствующее прибрежное государство не разрабатывает ресурсы шельфа, не осуществляет его разведку, то никто не может этого делать без определенно и недвусмысленно выраженного согласия на это прибрежного государства. Никто - это значит любой субъект правоотношений как в сфере внутригосударственного, так и в сфере международного права. Никакое иное государство, никакая международная организация, никакие физические или юридические лица как прибрежного государства, так и иностранные. Исключительный характер таких прав означает их бесспорную принадлежность соответствующему прибрежному государству - никому больше.

Следующий важный признак суверенных прав проявляется в том, что данные права носят целевой, ограниченный характер - они используются в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа. Данный признак несколько нуждается в корректировке, хотя он распространен. Кроме того, есть некоторые терминологические неточности.

Во-первых, ни Конвенции, ни Закон не расшифровывают фразу "суверенные права в целях разведки и разработки ресурсов шельфа". Во-вторых, далее сразу указывается на исключительность этих прав, и затем следует перечисление: исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на шельфе для любых целей и исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений на шельфе. Само собой понятно, что эти установки, острова и сооружения могут предназначаться не только для разведки и разработки ресурсов, но и для иных целей, в частности для фундаментальных (если прикладных - то здесь понятнее) научных исследований или в целях обеспечения безопасности. И то и другое не имеет прямого отношения к разработке ресурсов. Затем сразу же указывается сфера распространения юрисдикции на шельф прибрежного государства.

Исходя из такой логики изложения нормативного материала, можно сделать два вывода: либо это исчерпывающий перечень конкретных суверенных прав прибрежного государства на шельфе, либо право разрешать и регулировать буровые работы, права в отношении искусственных установок и сооружений в итоге подчинены главной цели суверенного присутствия прибрежного государства на шельфе - разведке и разработке его природных ресурсов. Поэтому вряд ли можно вести речь о единственном целевом критерии - разведке и разработке природных ресурсов шельфа.

Континентальный шельф может использоваться прибрежным государством и для иных целей, скажем, для фундаментальных научных исследований, для обеспечения безопасности работ на шельфе, для защиты и охраны морской среды (причем - среды не только шельфа), для развития смежных отраслей. Но, исходя из этого, напрашивается необходимость выделить ту главную цель, в соответствии с которой прибрежное государство наделяется суверенными правами. Этой целью и является в конечном счете разведка и разработка ресурсов шельфа. Если быть точнее, только разработка, так как разведка практически всегда имеет целью разработку ресурсов - это предшествующая и обеспечительная деятельность. Поэтому все суверенные права в конечном счете появились и реализуются государствами именно в этих целях. Именно в этом смысле и надлежит понимать целевой, ограниченный характер суверенных прав. Бекяшев К.А. Международное морское право // Международное публичное право. С. 600 - 603

Если вести речь не о смысловом подтексте, а о букве, то прибрежное государство может использовать континентальный шельф только в соответствии с рассмотренными суверенными правами. Эти права четко определены, и иных суверенных прав (например, реализовывать или обменивать участки шельфа) государства не имеют - это их исчерпывающий перечень. Поэтому указанные два вывода следует рассматривать и применять в единстве. Эти права, напомним, указаны в п. 1 ст. 77, ст. 80 и 81 Конвенции 1982 г. и в п. 1 - 3 рассматриваемой статьи Закона.

Следующий важный признак данных прав состоит в том, что прибрежное государство обладает ими в силу факта наличия континентального шельфа. Наличие геологического шельфа является материальной предпосылкой наличия шельфа юридического, и это в системе является юридическим фактом, обусловливающим и наличие данных прав. Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят в своем наличии и их осуществлении от фиктивной или эффективной (действия на шельфе) оккупации им континентального шельфа или от прямого заявления об этом со стороны прибрежного государства. Это указывается в п. 3 ст. 2 Конвенции 1958 г. и в п. 3 ст. 77 Конвенции 1982 г. Рассматриваемая статья Закона не содержит такого положения, но подразумевает его. Кроме того, об этом можно определенно полагать исходя из смысла систематического толкования указанных норм обеих Конвенций и ст. 15 Конституции РФ.

Следующий важный признак суверенных прав состоит в том, что осуществление прибрежным государством данных прав не должно наносить ущерба судоходству и осуществлению прав и свобод других государств. Данную норму, содержащуюся в п. 2 ст. 78 Конвенции и дублированную в абз. 7 ст. 5 Закона, надлежит понимать буквально. По отношению к Конвенции 1982 г. под другими государствами подразумеваются ее участники, но исходя из общих принципов и норм международного права - ко всем государствам. Разумеется, речь идет о тех правах и свободах других государств, которые не противоречат принципам и нормам международного права. Если же иные государства нарушают суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф, последнее может применять все дозволенные средства их защиты, включая обращение в международные судебные инстанции и международные организации.

Еще одна особенность состоит в том, что другие государства также имеют некоторые группы прав на континентальный шельф иностранного государства. В частности, согласно п. 1 ст. 79 Конвенции, все государства могут прокладывать кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, но с учетом интересов прибрежного государства. Иностранные организации могут осуществлять работы на шельфе на основании соглашений и разрешений прибрежного государства. И еще одна особенность в том, что суверенные права могут ограничиваться в интересах международного сообщества. Так, в соответствии с правилом п. 7 ст. 60, который mutatis mutandis применяется к искусственным объектам континентального шельфа, сооружение искусственных объектов не допускается в тех местах, где проходят морские судоходные пути международного значения.

Таким образом, для суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф характерно:

  • - их исключительный характер;
  • - их определенность целью разработки ресурсов континентального шельфа;
  • - их наличие у прибрежного государства независимо от фиктивной или эффективной оккупации им шельфа или прямого об этом заявления;
  • - их осуществление прибрежным государством не должно наносить ущерба правам и свободам других государств;
  • - некоторые права на континентальный шельф имеют и иностранные государства, которые осуществляют их с обязательным учетом интересов прибрежного государства;
  • - в ряде случаев суверенные права ограничиваются интересами международного сообщества.

Помимо суверенных прав, РФ, как и любое прибрежное государство, осуществляет на континентальном шельфе целевую юрисдикцию. Соотношение между суверенными правами и юрисдикцией таково, что последняя имеет суверенные права в качестве основы наличия. Юрисдикция прямо следует из наличия и характера суверенных прав, характера и наличия присутствия прибрежного государства на континентальном шельфе. Согласно рассматриваемой статье Закона, юрисдикция РФ на континентальном шельфе осуществляется в отношении морских научных исследований, в отношении сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и материалов, в отношении прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ. Юрисдикция РФ распространяется на искусственные острова, установки и сооружения как юрисдикция в отношении таможенных, фискальных (касающихся средств государственной казны), санитарных, миграционных норм и норм о безопасности.

Единого понятия целевой, ограниченной юрисдикции государства на континентальном шельфе в настоящее время также нет. Для уяснения сути юрисдикции вообще необходимо соотнести это правовое явление с явлением компетенции. Отправным моментом должно быть то положение, что раз речь идет о юрисдикции государства, то необходимо иметь в виду роль органов государственной власти в осуществлении функций государства вообще. Не бывает в реальности компетенции или юрисдикции государства как такового, государства вообще. Раз одним из неотъемлемых признаков государства является наличие органов государственной власти, раз его деятельность выражается в деятельности органов государственной власти, то в действительности можно вести речь о компетенции соответствующих органов государственной власти. Компетенция или юрисдикция государства - это понятия, имеющие в сути весомую степень абстрагирования. С.А. Котухов, Ю.В. Соболева Комментарий к ФЗ от 30 ноября 1995 Г. №-ФЗ «О континентальном шельфе РФ»

Статус континентального шельфа Российской Федерации регулируется Федеральным законом 187 ФЗ. Он предписывает суверенные права государства на данную территорию в соответствии с положениями Конституции, нормами международного права и договорами, заключенными Россией. ФЗ 187 регламентирует основные аспекты, связанные с континентальным шельфом, отдельные нормы в данной сфере учитываются общим законодательством РФ.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 октября 1995, стал действующим в день официального опубликования. С момента утверждения в Закон о континентальном шельфе были внесены определенные изменения. Поправки коснулись редакции ряда положений и направлены на устранение неточностей в формулировке.

Отдельные изменения были произведены в связи с доработкой документа и приведения его в актуальное состояние, как с внутренним законодательством страны, так и с международными договорами. Последние коррективы в документ были введены 3 июля 2016.

По своей структуре Закон о континентальном шельфе подразделяется на следующие главы:

  • общие положения документа;
  • изучение континентального шельфа и разработка его ресурсов;
  • рыболовство на заданных территориях;
  • проведение строительных работ по созданию искусственных островов и иных объектов, прокладка труб и кабелей;
  • проведение научных исследований;
  • охрана морской среды и защита от последствий хозяйственной деятельности людей;
  • предписания по экономическим отношениям в сфере использования континентального шельфа;
  • обеспечение выполнения предписаний данного закона.

Общие положения документа регламентируют определение и границы континентального шельфа РФ, определяется его делимитация, координаты и карты. Указываются основные понятия, используемые законом, права России на использование соответствующих территорий, а также компетенция федеральных органов.

Разведка территорий учитывает проведение исследований и предоставление участков для пользователей недр. Определяются особенности добычи минеральных ресурсов и проведения буровых работ.

Законом о континентальном шельфе предписывается возможность рыболовства в соответствующих водах. Определяются следующие виды данной деятельности:

  • промышленное рыболовство;
  • научно-исследовательское или контрольное;
  • учебное или культурно-просветительное;
  • товарное.

Учитывается также рыбная ловля в целях восполнения и акклиматизации водных биологических ресурсов. Подробнее рассматриваются особенности промышленного и научно-исследовательского рыболовства, а также права и обязанности лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Создание и эксплуатация объектов на континентальном шельфе определяется следующими положениями:

  • планирование, сооружение и эксплуатация искусственных островов;
  • использование искусственных островов, установок и иных сооружений в геологических исследованиях, разведке и добыче минеральных ресурсов;
  • порядок представления запроса на сооружение объектов, процедура рассмотрения заявок;
  • права и обязанности заявителей, основания для отказа в разрешении;
  • приостановление сооружения объектов;
  • прокладка труб и кабелей, выемка грунта при строительных работах.

Организация морских научных исследований по Закону о континентальном шельфе основывается на принципе мирного изучения, не создающего угрозу безопасности страны. Они могут инициироваться федеральными органами власти, иностранными государствами, а также международными организациями, имеющими соответствующую компетенцию.

Глава 5 ФЗ 187 также определяет порядок предоставления и рассмотрения заявок на научные экспедиции. Предписываются основания для отказа, а также особенности получения разрешения соответствующими международными организациями. Предусматривается передача и опубликование результатов исследований, возможность изменения запланированной программы или ее приостановления.

Защита морской среды и территории континентального шельфа от последствий хозяйственной деятельности определяется следующими предписаниями:

  • организация и осуществление надзора и мониторинга со стороны государства;
  • процедура захоронения отходов и иных материалов на указанных территориях;
  • порядок представления запроса на разрешение для захоронения отходов;
  • причины для отклонения заявки;
  • права и обязанности лиц, получивших разрешение;
  • причины прекращения захоронения отходов или приостановление таких работ;
  • морские аварии и устранение их последствий.

Экономические отношения в эксплуатации ресурсов континентального шельфа подразумевают платежи за эксплуатацию. Предписывается, что лица, осуществляющие деятельность на указанных территориях, уплачивают налоги, сборы и иные взносы в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Выполнение предписаний Закона о континентальном шельфе осуществляется посредством соответствующих органов охраны. Определяются права должностных лиц данных учреждений, экономическое стимулирование их деятельности и возможность содействия. Закон определяет государственный контроль над исполнением предписаний, ответственность за нарушения и порядок разрешения споров.

Изменения в Законе о континентальном шельфе

Последние изменения в Законе о континентальном шельфе следует рассматривать в двух направлениях. Поправки, вступившие в силу , последний раз вводились 2 мая 2015 . По ним утратил силу пункт 3 статьи 6, а также упразднена статья 6.1 ФЗ 187. Данные изменения вводились в контексте поправок нескольких документов и нацелены на их оптимизацию.

Изменения в законе 187 ФЗ от 3 июля 2016 вступят в силу с 1 января 2019 года . Они касаются статьи 14.1 о видах рыболовства. В части первой «промышленное рыболовство, » дополнится словами «прибрежное рыболовство, ». Части 2 и 3 ст 14.1 утратят силу.

Текст Закона РФ «О континентальном шельфе РФ»

Скачать Федеральный закон 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» можно по . Текст документа содержит изменения, актуальные на август 2017. Представленная редакция будет востребована должностными лицами, правозащитниками, а также теми, чья деятельность связана с работой на регламентируемых территориях.