44 фз продление контракта. Как продлить срок действия госконтракта. Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока исполнения госконтракта это изменение его существенных условий. Порядок изменений существенных условий госконтракта установлен ст. 95 44-ФЗ.

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;5

) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

1.1 В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Таким образом изменение срока исполнения контракта предусмотрено п. 1.1 ст. 95 из которой мы видим, что допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта срок исполнения которых завершается в 2015 году.

Ваш контракт под действие данной статьи не подпадает.

Можете ли вы уточнить для каких целей Вы хотите продлить срок действия контракта?

Нормы гражданского законодательства предусматривают, что действие соглашения между сторонами может быть продлено свыше срока, на которой оно заключалось. В этом случае говорят о пролонгации договора. Применимы ли эти правила к контрактам по 44-ФЗ и при каких условиях?

Суть пролонгации

Пролонгация, в том числе автоматическая, зачастую предусматривается в соглашениях на поставку товаров и услуг, которые нужны потребителю постоянно. Например, это договор на предоставление доступа в интернет, телефонную связь, поставку электроэнергии, водоснабжение. Эта возможность очень удобна, ведь после окончания срока, на который заключался договор, как правило, у потребителя сохраняется необходимость получать упомянутые товары или услуги и далее. Поэтому нет смысла ежегодно заключать такое соглашение заново.

Для этого в договор включается условие о том, что он считается продленным на следующий год при отсутствии заявления о его расторжении от одной из сторон. Таким образом, если покупатель или поставщик захочет выйти из договора, он должен направить второй стороне упомянутое заявление.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Пролонгация и 44-ФЗ

Как известно, госконтракты заключаются исходя из выделенных лимитов бюджетных средств. И если такие лимиты утверждены на 3 года, то заказчик может заключить контракт сразу на этот срок (письмо Минэкономразвития от 29.07.2015 № Д28и-2141). А может ли он пролонгировать в этом случае контракт, заключенный на один год? Нет, считают в Минэкономразвития и разъясняются свою позицию в письме от 14.07.2016 № Д28и-1818.

Срок госконтракта - существенное условие договора

В соответствии с частью 1 статьи 95 закона 44-ФЗ, стороны не могут изменять существенные условия договора. Исключение составляют некоторые случаи, которые, однако, строго регламентированы.

Какие же условия относительно сроков являются существенными в госконтракте? На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к существенным условиям относится предмет соглашения, а также прочие условия, которые признаны существенными самими сторонами договора либо законом и иными правовыми актами.

В Гражданском кодексе содержатся несколько статей, которые относят к существенным условиям следующие:

  • статья 457 - срок поставки товара;
  • статья 708 - срок начала и окончания выполнения работ;
  • статья 783 - срок предоставления услуг.

Получается, что эти условия в соответствии с гражданским законодательством признаются существенными условиями договора. Поэтому согласно статье 95 закона 44-ФЗ, стороны не могут их менять.

Этот вывод подтверждается разъяснениями Минфина, данными в письме от 22.04.2016 № 02-02-15/24252. Отметим, что заключить отдельное соглашение с целью продлить срок госконтракта у сторон права также нет - об этом предупреждает Минэкономразвития в своем письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011.

Как было раньше

В течение двух предыдущих лет в соответствии с частью 1.1 статьи 95 закона 44-ФЗ за сторонами госконтракта оставалась возможность при взаимном согласии изменить его сроки и цену. Дело в том, что по действующим раньше правилам такая возможность определялась постановлением правительства, и разрешение устанавливалось на каждый год. Однако с начала 2017 года это правило отменили.

Когда можно изменить срок госконтракта

Сегодня существует один-единственный случай, когда срок госконтракта может быть изменен. Он описан в пункте 6 части 1 статьи 95 закона 44-ФЗ. Если заказчику снизили бюджетное финансирование, то на него накладывается обязанность согласовать с исполнителем госконтракта новые условия, к которым среди прочего относятся и сроки. Но речь идет о сокращении финансирования, поэтому если сроки и пересматриваются, то в меньшую сторону. Так что и в этом случае говорить о пролонгации госконтракта неактуально.

Как продлить госконтракт

Допустим, заказчика полностью устраивает действующий поставщик и условия договора с ним. При всем при том, что его желание сэкономить время и финансы на процедуре закупки вполне объяснимо, сделать этого он не сможет. Потому что единственным вариантом заключить контракт на следующий год является обычная процедура новой закупки. Она должна быть проведена по всем правилам 44-ФЗ. То есть заказчику следует включить ее в план-график и план закупок, обосновать цену контракта, описать предмет закупки, провести конкурентную процедуру или же, если условия позволяют, провести закупку у единственного поставщика.

Что будет, если госконтракт пролонгировать

Итак, без проведения закупки продлить действие госконтракта нельзя. Если нарушить это требование, последует административное наказание, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 7.32 КоАП РФ. При этом контрактный управляющий или специалист контрактной службы будет оштрафован на 20 тыс. рублей, а самому заказчику грозит штраф в размере 200 тыс. рублей. В том случае, если незаконная пролонгация привела к затратам, то штраф будет равен двойному размеру излишне израсходованных бюджетных средств.

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно Закона № нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № , находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

Заключение

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

При исполнении гос. контрактов бывают случаи, когда выполнение работ по государственному контракту нельзя выполнить срок по вине заказчика. Или по обоюдной вине.

При этом заказчик не идет на конфликт с исполнителем, не хочет удерживать с него неустойку и согласен заключить дополнительное соглашение к государственному контракту с увеличением сроков выполнения работ. При этом иногда предлагают увеличить смету на 10%, чтобы иметь причину к заключению доп. соглашение.

Законно ли такое увеличение сроков по государственному контракту?

По общему правилу нет.

Можно ли продлить сроки без заключения дополнительного соглашения и не платить неустойку государственному заказчику?

ФЗ №44 в ст. 95 содержит исключительный перечень случаев, по которым может быть изменен государственный контракт. Самый частый случай – изменение цены не более чем на 10% в сторону увеличения сметы или ее уменьшение в связи с меньшим объемом работ.

При этом закон не указывает на возможность увеличение сроков при изменении цены контракта.

Такое возможно только в отдельных специальных случаях:

Цена контракта больше 500 млн., 1 мрд., 10 млрд рублей для мниципальных нужд, нужд субъекта РФ, федеральных нужд, и если общий срок гос. контракта больше 1 года для муниципальных и 3 года для федеральных нужд

Изменение регулируемых цен

Уменьшение лимитов финансирования, если заказчиком заключен контракт с иностранной организацией или гражданином

Во всех остальных случаях заключать дополнительное соглашение об увеличении сроков выполнения работ нельзя. Даже если заказчик на это согласен. Такое соглашение является ничтожным, т.к. ограничивает конкуренцию и оказание предпочтение отдельному субъекту (п. 9 обзора судебной практики Верховного суда РФ по государственным закупкам)

Но есть выход, позволяющий фактически увеличить сроки выполнения работ по гос. контракту.

Он основан на положениях ст. 716, 719 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ..

При этом Вам нужно доказать, что невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок произошло по вине заказчика или по непредвиденным обстоятельствам (погодные условия, авария и т.д.).

Заказчик может нарушить сроки передачи строительной площадки, не обеспечить на нее доступ, для выполнения работ по контракту требуется проведение других работ, не предусмотренных договором, в проектной документации могут быть ошибки и т.д.

Важно, чтобы эти обстоятельства могли угрожать качеству работ или без их устранения невозможно выполнить условия гос. контракта.

О таких обстоятельства надо предупредить заказчика, иначе Вы не сможете на них сослаться в суде, если будет предъявлен иск.

Заказчик обязан обеспечить возможность выполнения работ на объекте, оказывать необходимое содействие исполнителю (ст. 718 ГК РФ)

Если им не будет предпринято необходимых действий, то Вы имеет не приступать к выполнению работ или приостановить их, пока не будут устранены обстоятельства, мешающие качественном выполнению работ. (ст. 716, 719 ГК РФ).

При грамотном оформлении приостановления работ по государственному контракту Вы не нарушаете сроков выполнения работ, а Заказчик не вправе расторгнуть его или взыскать с Вас неустойку.

Закон 44-ФЗ четко определяет случаи, когда возможно изменение существенных положений контракта, к которым относится срок его исполнения. По закону № 223-ФЗ все несколько проще. Заказчики могут менять условия по согласованию с поставщиками. В любом случае при изменении периода исполнения должно быть подписано дополнительное соглашение о продлении срока действия договора. Подробнее о нем расскажем далее.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44-ФЗ

В законе о контрактной системе представлен перечень случаев, когда можно менять существенные положения контракта. Возможности пролонгации без весомых причин он не предоставляет. Все закупочные процедуры проходят согласно плану-графику, а срок исполнения обязательств в нем - один из главных показателей.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Поэтому заключать дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44-ФЗ заказчик не имеет права, если нет обоснованных причин. Иначе такой документ просто признают ничтожным. А заказчика накажут штрафом в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для юридических лиц.

Допсоглашение о продлении срока действия договора 44-ФЗ можно заключить, если:

  • изменились условия предоставления бюджетных средств;
  • контракт заключен больше чем на полгода;
  • исполнить контракт без внесения изменений невозможно;
  • возможность внесения правок предусмотрена в контракте.

Все изменения заказчик включает в контракт по согласованию с поставщиком. Они оформляются доп соглашением о продлении срока действия контракта по 44-ФЗ. Правки публикуются в ЕИС в течение 1 рабочего дня.

Кроме того, заказчик может выйти из ситуации, изменив план-график. Это возможно при изменениии плана закупок, а также в следующих случаях:

  • увеличение или уменьшение НМЦК;
  • изменение срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса до того как началась закупка;
  • изменение дат проведения закупочной процедуры;
  • выполнение решения, принятого по итогам общественного обсуждения.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 223-ФЗ

По-другому обстоит дело с дополнительным соглашением о продлении срока действия договора по 223-ФЗ. Заказчики, работающие по этому закону, самостоятельно устанавливают условия закупки в своем положении. Туда может быть внесен порядок пролонгации соглашении с поставщиками.

Обратите внимание, что заключать дополнительное соглашение о продлении срока действия договора поставки или подряда можно, если прежними остаются другие существенные условия. В этом случае не обязательно проводить другую закупку. Об этом от 24.03.2017 № Д28и-1993. Важно также, чтобы возможность внесения правок была предусмотрена самим договором и поставщик против них не возражал. Все изменения следует отразить в ЕИС.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора образец

Чтобы продлить срок действия договора дополнительным соглашением и не получить претензии от госорганов, нужно правильно оформить этот документ. В нем указывают.